Научная статья на тему 'К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации'

К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ / МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ / ADAPTATION / INTERPERSONAL INTERACTION / BLINDNESS AND LOW VISION / THE METHOD OF OBSERVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

В данной статье наглядно раскрываются особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации. Метод наблюдения является фактором, способствующим коррекции неадекватности в поведении слепых и слабовидящих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD TO THE QUESTION OF SURVEILLANCE IN THE STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS BLIND AND VISUALLY IMPAIRED IN THEIR ADAPTATION

This article clearly describes the peculiarities of interpersonal interaction of the blind and visually impaired people in the process of adaptation. Observation method is a contributing factor to correct inadequate behavior of blind and visually impaired.

Текст научной работы на тему «К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации»

М.И. Гаврилова

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ...

3. Сыротюк С.Д. Самообучающиеся организации как перспективная форма управления компетентностью персонала // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 72-77.

4. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Изучение системной динамики как инструмент формирования компетентности менеджера и исследователя // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 206-209.

5. Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 179-184.

6. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1. С. 309-313.

7. Бабошина Э.С. Реализация внутреннего контроля системы управления государственными образовательными учреждениями // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 7-12.

8. Денисова О.П. Оценка деятельности образовательной организации на основе аналитического подхода // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1. С. 78-83.

9. Козак И.В. Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы // Азимут научных исследований: педагогика и

психология. 2012. № 1. С. 32-35.

10. Денисова О.П. Профессиональная успешность сотрудников вуза и эффективность работы в высшей школе при подготовке к экспертизе качества // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С.17-21.

11. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки ТГУ. 2011. 4. С. 504-510.

12. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2.

13. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.

15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки бакалавра, 2004.

16. Кузьминов, Я.И. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход / Я.И. Кузьминов, Л.Л. Любимов, М.В. Ларионов.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF TEACHERS

OF TECHNICAL UNIVERSITY

© 2012

M.I. Gavrilova, senior lecturer

Togliatti branch of Moscow State University Food Production, Togliatti (Russia)

Annotation: This paper is devoted to introducing komptentnostnogo approach for training teachers of technical colleges. Keywords: methodological approach, competence-based approach, competence, competitiveness, competence invariant.

УДК 376.3

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ

© 2012

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: В данной статье наглядно раскрываются особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации. Метод наблюдения является фактором, способствующим коррекции неадекватности в поведении слепых и слабовидящих.

Ключевые слова: адаптация, межличностное взаимодействие, слепота и слабовидение, метод наблюдения.

В тифлопсихологии и коррекционной педагогике немаловажную роль играет использование метода наблюдения в психологических и педагогических исследованиях личности, поведения и межличностных отношений слепых и слабовидящих людей.

Актуальность проведения наблюдения для педагогов, непосредственно участвующих в реабилитационном процессе объясняется наличием негативных особенностей личности и поведения у слепых и слабовидящих людей, обусловленных дефектом зрения. В результате возникновения сенсорной депривации у человека возникает стресс, который тем или иным образом сказывается на его поведении, межличностных отношениях. Поэтому, проведение метода наблюдения в диагностических целях позволяет наиболее безболезненно выявить негативные особенности слепых и слабовидящих людей, препятствующие их адаптации в обществе, и наметить пути для дальнейшей психолого-педагогической коррекции.

Цель экспериментального исследования стало выявление особенностей поведения, межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.

База экспериментального исследования: Центр реабилитации слепых г. Бийска, БПГУ им. В.М. Шукшина.

Выборка испытуемых состояла из 2 групп: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 2330 лет. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 96 человек.

Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.

Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения.

Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности. Особенности межличностного взаимодействия фиксировались на диктофон.

Информация с диктофона обрабатывалась по следующим выделенным нами критериям, составленными на основе вопросов включенных в методику экспрессивной оценки.

Параметры обработки результатов наблюдения:

Дополняет ли испытуемый содержание своих слов при общении с собеседником другими средствами.

Понимает ли испытуемый эмоции собеседника по интонации его голоса и какие эмоции с какой интонацией у него ассоциируются.

Может ли он найти подходящие интонации голоса для выражения своих чувств другим людям: любви, ненависти, радости.

Умеет ли испытуемый понимать значение слов собеседника: проявление симпатии, интереса, отвлечения внимания? Что помогает понять?

Бывают ли у испытуемого лишние слова, когда он пытается выразить свои мысли и чувства окружающим.

Умеет ли он сдерживать проявления своих отрицательных эмоций и отношений к окружающим людям при общении?

Реагирует ли испытуемый при общении на изменение голоса собеседника, на проявлении иронии, волнения.

Чувствует ли испытуемый, что поведение собеседника не соответствует тому, о чем он говорит. В чем это выражается?

Умеет ли испытуемый по выражению голоса собеседника понимать проявление его внимания к вам?

Может ли испытуемый управлять интонацией и выражением голоса в конфликтной ситуации?

Отличается ли его голос выразительностью и помогает ли это вам в общении?

Что может оттолкнуть испытуемого от собеседника при общении?

Использует ли испытуемый мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у другого напряженность, вызвать на откровенность, расположить к себе?

Может ли испытуемый по голосу и походке собеседника определить его самочувствие, настроение, состояние?

Может ли испытуемый передать оттенки своих чувств и эмоций окружающим людям при общении с ними?

Может ли испытуемый достаточно тонко и понятно показать с помощью голоса свое доброжелательное отношение к собеседнику?

Можно ли понять по голосу испытуемого, какие чувства он испытывает к собеседнику?

Каким образом испытуемый понимает отношение окружающих к себе, даже если они не демонстрируют это специально?

Бывает ли так, что испытуемый скован и зажат, попав в непривычную ситуацию?

Понимает ли испытуемый, когда окружающие огорчены, расстроены, не расположены к общению.

Наблюдение проходило непосредственно в группе, в естественных условиях, но каждый раз в центре внимания находился один из испытуемых представленной выборки.

В последствии диктофонные записи обрабатывались тремя независимыми экспертами. Усредненные данные использовались при обработке и интерпретации результатов.

Для более глубокого анализа и подтверждения достоверности выдвинутой гипотезы использовался метод математической статистики.

В результате проведения качественного анализа, были сделаны следующие выводы. Различия в способе выражения своих чувств - жесты и движения, в группе зрячих и в группе людей со зрительными дефектами незначимы, обе группы считают, что в разговоре, при общении у них появляются лишние движения и жесты.

В то же время обнаружены различия в реагирования

на изменение голоса собеседника и проявления в нем волнения или иронии (t-Cr=2.28, a=0,03), причем слепые и слабовидящие люди также реагируют на изменение голоса и появления в нем эмоциональных составляющих (73%), но в меньшей степени, чем зрячие (93%).

Нами были обнаружены значимые различия (t-Ст=2.04, a=0,04) в умении выразить отношение к собеседнику невербальными средствами общения (мимикой). Зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно могут продемонстрировать свое отношение к собеседнику (81%).

Зрячие, долго общавшиеся со слепыми, сходятся в том, что многие слепые хорошо чувствуют людей. У каждого человека в процессе восприятия людей присутствуют два начала: разумное (рациональное) и эмоциональное.

В процессе восприятия человека человеком, преобладает эмоциональное начало, поэтому при общении с человеком у слепых невольно рисуется его взгляд, улыбка, посадка головы, выражение лица [1].

В понимании отношения к ним других людей, обе группы проявили высокие показатели, но зрячие в большей степени чувствуют положительное или отрицательное отношение собеседника в процессе общения (90%). В то время как у людей со зрительными дефектами, это качество менее выражено (0,70%).

При попадании в непривычную ситуацию и зрячие люди (1%), и люди со зрительными дефектами - зажаты в движениях и позах (78%), при уровне значимости различий (t-Or=2.87, a=0,01).

Большинство слепых людей, как правило, имеют низкую или заниженную самооценку и повышенный уровень критичности к себе и своей внешности, свое появление в незнакомом обществе они переживают также болезненно, как и многие зрячие. Находясь в обществе, слепые стараются общаться только со слепыми, некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за чувства своей малоценности. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются особенно ярко в смешанных коллективах слепых и зрячих, так как в новых условиях возникают затруднения в свободном общении. Слепые становятся замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, занимают позицию изолированного, зависимого от мнения зрячих.

Итак, существуют различия в межличностных взаимоотношениях слепых и слабовидящих людей от межличностных взаимоотношений зрячих: слепые чувствуют отношение других людей, через речь, мимику и жесты; различают основные эмоции - радость, удивление и т.д.; умеют выразить свое отношение к человеку с помощью вербальных и невербальных средств общения [2, 3, 4, 5].

Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что метод наблюдения является эффективным в диагностической работе со слепыми и слабовидящими людьми и позволяет наметить пути их адаптации и социализации в обществе зрячих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - М., 1980.

2. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.

3. Никашина Н.А. Особенности показателей самореализации личности людей с ограниченным зрением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 227-230.

4. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориен- 5. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к пробле-

таций личности слепых, слабовидящих на особенности ме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в

выбора профессии // Азимут научных исследований: пе- процессе их профессиональной подготовки // Самарский

дагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51. научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

METHOD TO THE QUESTION OF SURVEILLANCE IN THE STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS BLIND AND VISUALLY IMPAIRED IN THEIR ADAPTATION

© 2012

Ju.E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual

and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: This article clearly describes the peculiarities of interpersonal interaction of the blind and visually impaired people in the process of adaptation. Observation method is a contributing factor to correct inadequate behavior of blind and visually impaired.

Keywords: adaptation, interpersonal interaction, blindness and low vision, the method of observation. УДК 338.24.01

ПОВЫШЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ КАК ЦЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2012

К.Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Существует множество понятий финансовой стратегии предприятия. Является актуальным уточнение многообразия понятий финансовая стратегия. Также является актуальным уточнение набора элементов, составляющих структуру финансовой стратегии. С учетом этого, в работе дано определение финансовой стратегии, уточнен набор составляющих финансовой стратегии, определена цель финансовой стратегии, заключающаяся в повышение стоимости компании.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовый механизм, стоимость компании, структура финансовой стратегии, элементы финансовой стратегии.

Планирование является важнейшей функцией управления. Важность этой функции управления подчеркивалась как американскими учеными А.Месконом Дж. Хедоури, советскими исследователями в области управления и новейшими исследованиями в области управления.

Реализация этой функции представляет собой формулирование стоящих перед предприятием целей и задач. При планировании различают различные горизонты - краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.

Планирование деятельности предприятия, особенно на долгосрочную перспективу тесно связано со стратегией предприятия, которая представляет долгосрочный курс целенаправленного управления предприятием для выполнения миссии предприятия.

Различают различные составляющие стратегии предприятия - маркетинговая стратегия, инвестиционная стратегия, корпоративная стратегия и т. д. Каждая из стратегий направлена на достижение конкретных стратегических задач обеспечивающих выполнение общей цели - миссии предприятия см. рис. 1.

| Маркетинговая стратегия

Инвестиционная стратегия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миссия

Корпоративная стратегия ~| Финансовая стратегия ~|

эффективная финансовая стратегия, представляющая собой долговременный план управления финансами, в целях достижения стратегических задач будет являться залогом успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Термин стратегия происходит от греческого страт^а — «искусство полководца» и поначалу использовалось в области военного дела для обозначения высшей ступени воинской науки. По мере развития хозяйственных отношений внутри общества и хозяйствующих субъектов термин стратегия перешел и в область экономики, финансов и менеджмента.

Важность финансов в хозяйственной деятельности предприятия привело к тому, что среди многообразия стратегий предприятия была выделена финансовая стратегия.

Необходимо отметить, что наряду с финансовой стратегией выделяют и финансовую тактику, которая представляет собой процесс оперативного управления финансами предприятия. Оперативное управление финансами или финансовая тактика является способом достижения стратегических задач поставленных перед финансовой стратегией предприятия. При этом решение этих задач достигается через решение ряда тактических задач см. рис. 2.

Рис.1 - Взаимосвязь многообразия стратегий предприятия

Среди многообразий составляющих общей стратегии предприятия необходимо выделить финансовую стратегию предприятия. Причина этого в том, что финансы это отношения связанны с процессами накопления, распределения и использования денежных средств которые являются наиболее ликвидным активом, представляющим своеобразную «кровь» в «теле» предприятия. Отсутствие должного внимания к финансам предприятия может провести к кризису в хозяйственной деятельности предприятия и к его банкротству. Наоборот,

Рис.2 - Взаимосвязь тактики, стратегии и миссии предприятия

Необходимо отметить, что тактическое управления является более простым, так как при тактическом управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.