Научная статья на тему 'К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей'

К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ КОРПУСА СУДНА / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ / КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОДЫ / КОРРОЗИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОРПУСА СУДНА / SHIP HULL CORROSION / ELECTROCHEMICAL CORROSION PROTECTION SYSTEM / MONITORING THE EFFECTIVENESS OF THE ELECTROCHEMICAL ANTICORROSION SYSTEM / CONTROL ELECTRODES / CORROSION RESISTANCE TESTS OF THE SHIP HULL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ястребов Дмитрий Павлович, Белов Олег Александрович, Швецов Владимир Алексеевич, Тарабанов Богдан Владимирович, Зайцев Сергей Анатольевич

Коррозия наносит значительный вред конструкциям и важным механизмам судна, сокращая срок службы стальных деталей машин. Представлен опыт использования разных электродов для контроля систем электрохимической защиты стальных корпусов вспомогательных судов. Приведены результаты коррозионных испытаний корпуса судна ПМ-15, которые включили измерения потенциала корпуса судна в заданной контрольной точке с помощью электроизмерительного прибора и двух контрольных электродов. В качестве первого электрода использовали электроугольное изделие для электрических машин. Пластину из судокорпусной стали использовали в качестве второго электрода. Исследуемое судно пребывало у причала в течение длительного времени. Коррозионные исследования выполняли с 10.10.2019 по 16.10.2019. Потенциал корпуса судна в контрольной точке контролировали с помощью 50 параллельных измерений. Параллельные измерения выполняли с заданным интервалом времени между ними 5 с. Для выполнения коррозионных исследований был подготовлен квалифицированный оператор. Точность измерений определяли на основании действующих нормативных документов. Результаты коррозионных исследований позволяют утверждать, что надежность контроля электрохимических систем защиты корпуса судна в первую очередь зависит от типа используемого электрода. Проиллюстрировано, что на метрологические характеристики результатов контрольных измерений, полученных с помощью стальной пластины, влияет срок ее использования. Полученные результаты научных исследований позволяют экипажам судов правильно выбрать элементы системы контроля эффективности электрохимической защиты судов и кораблей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ястребов Дмитрий Павлович, Белов Олег Александрович, Швецов Владимир Алексеевич, Тарабанов Богдан Владимирович, Зайцев Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF USING ELECTRODES MADE OF SHIPBUILDING STEEL TO PROTECT SHIP HULL FROM CORROSION

The article discusses the problem of corrosion that causes significant damage to the ship structures and mechanisms, reducing their service life. The experience of using different electrodes to control the electrochemical protection systems of steel hulls of auxiliary vessels is presented. The results of corrosion tests of PM-15 ship hull are presented, which included measurements of the hull potential at a given control point, using an electrical measuring device and two control electrodes. As the first electrode used an electric carbon product for electric machines. A ship hull steel plate was used as the second electrode. The investigated vessel stayed at the pier for a long time. Corrosion tests were carried out in the period within 10.10.2019-16.10.2019. The ship hull potential at the control point was controlled using 50 parallel measurements. Parallel measurements were performed with a specified time interval of 5 sec. between them. A qualified operator has been trained to perform corrosion studies. The accuracy of the measurements was determined on the basis of current regulatory documents. The test results show that the reliability of the control of electrochemical protection systems of the hull primarily depends on the type of electrode used. It has been demonstrated that the metrological characteristics of the results of control measurements depend on the period of using a steel plate. The results of scientific research help to select the right elements of the system of monitoring the effectiveness of electrochemical protection of the ships and ship crews.

Текст научной работы на тему «К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей»

DOI: 10.24143/2073-1574-2020-2-15-21 УДК 620.19:629.5.023

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОДОВ ИЗ СУДОКОРПУСНОЙ СТАЛИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ КОРРОЗИИ КОРПУСОВ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ

Д. П. Ястребов, О. А. Белов, В. А. Швецов, Б. В. Тарабанов, С. А. Зайцев

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация

Коррозия наносит значительный вред конструкциям и важным механизмам судна, сокращая срок службы стальных деталей машин. Представлен опыт использования разных электродов для контроля систем электрохимической защиты стальных корпусов вспомогательных судов. Приведены результаты коррозионных испытаний корпуса судна ПМ-15, которые включили измерения потенциала корпуса судна в заданной контрольной точке с помощью электроизмерительного прибора и двух контрольных электродов. В качестве первого электрода использовали электроугольное изделие для электрических машин. Пластину из судокорпусной стали использовали в качестве второго электрода. Исследуемое судно пребывало у причала в течение длительного времени. Коррозионные исследования выполняли с 10.10.2019 по 16.10.2019. Потенциал корпуса судна в контрольной точке контролировали с помощью 50 параллельных измерений. Параллельные измерения выполняли с заданным интервалом времени между ними - 5 с. Для выполнения коррозионных исследований был подготовлен квалифицированный оператор. Точность измерений определяли на основании действующих нормативных документов. Результаты коррозионных исследований позволяют утверждать, что надежность контроля электрохимических систем защиты корпуса судна в первую очередь зависит от типа используемого электрода. Проиллюстрировано, что на метрологические характеристики результатов контрольных измерений, полученных с помощью стальной пластины, влияет срок ее использования. Полученные результаты научных исследований позволяют экипажам судов правильно выбрать элементы системы контроля эффективности электрохимической защиты судов и кораблей.

Ключевые слова: коррозия корпуса судна, система электрохимической защиты от коррозии, контроль эффективности системы электрохимической защиты от коррозии, контрольные электроды, коррозионные испытания корпуса судна.

Для цитирования: Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Тарабанов Б. В., Зайцев С. А. К вопросу использования электродов из судокорпусной стали для контроля защищенности от коррозии корпусов судов и кораблей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2020. № 2. С. 15-21. DOI: 10.24143/2073-1574-2020-2-15-21.

Введение

Коррозия приводит к износу судов, снижает их прочность и безопасность мореплавания, поэтому защита судов от коррозии определена [1, 2] как важнейшая задача морского транспорта и ры-бохозяйственного комплекса [3-6]. Для защиты от коррозии судов и кораблей необходимо специальное обучение операторов, обеспечивающих эффективную работу систем электрохимической защиты корпусов судов [2, 3, 7-13]. Для подготовки операторов требуется обмен опытом в области эксплуатации систем электрохимической защиты корпусов судов и кораблей [2, 3, 11-13].

Цель настоящей работы - обмен опытом, необходимым для организации надежного контроля систем электрохимической защиты стальных корпусов вспомогательных судов.

Экспериментальная часть

Контролировали потенциал корпуса судна ПМ-15 в заданной контрольной точке [10] по методике, изложенной в работе [14]. При этом использовали два контрольных электрода:

- электрод, выполненный в виде электроугольного изделия (щетка для электрогенераторов) [15];

- электрод, выполненный в виде контрольной пластины, изготовленной из судокорпус-ной стали [3].

Исследуемое судно (ПМ-15) в течение длительного времени находится у одного из причалов в г. Петропавловске-Камчатском. Коррозионные исследования были выполнены в период с 10.10.2019 по 16.10.2019. Исследования основаны на измерении разности потенциалов между корпусом судна и контрольным электродом. При испытании каждого электрода выполняли 50 параллельных измерений с интервалом времени между измерениями - 5 с. При оценивании результатов измерений использовали нормативный документ [16]. Для статистической обработки результатов исследований использовали программное обеспечение [17].

Результаты исследований и их обсуждение

Результаты выполненных исследований приведены в таблице (исред - среднее арифметическое, мВ; D - дисперсия; о - среднее квадратичное отклонение; Ы - линейный коэффициент вариации, %; Кг - коэффициент осцилляции, %; V - коэффициент вариации, %).

Результаты натурных коррозионных испытаний на судне ПМ-15 в период с 10.10.2019 по 16.10.2019

Результаты измерений разности потенциалов между корпусом судна и контрольными электродами

№ U = , мВ, полученные в день с помощью электродов

Электрод № 1 Электрод № 2

(выполненный из электроугольного изделия) (выполненный из судокорпусной стали)

Дата 10.10.2019 11.10.2019 13.10.2019 15.10.2019 16.10.2019 10.10.2019 11.10.2019 13.10.2019 15.10.2019 16.10.2019

1 700 644 688 664 689 225 238 327 319 301

2 700 644 688 664 690 224 238 324 318 300

3 700 644 688 665 690 221 237 324 318 300

4 700 645 688 666 690 219 236 324 317 299

5 699 646 689 666 690 218 235 323 316 298

6 698 647 688 666 691 217 234 322 316 296

7 699 649 688 667 690 221 233 322 315 295

8 698 650 688 667 692 214 232 322 314 293

9 698 652 687 668 692 213 222 321 313 292

10 699 653 687 667 691 212 231 320 314 291

11 697 654 685 668 692 212 231 320 314 290

12 698 655 686 669 692 211 230 320 313 289

13 697 656 684 670 693 210 229 319 313 288

14 698 657 684 670 693 209 228 319 312 287

15 697 658 683 671 693 208 226 318 311 286

16 697 659 682 671 693 208 225 317 311 285

17 696 660 681 672 692 207 224 316 310 283

18 696 660 681 672 692 206 223 316 309 282

19 696 661 681 672 693 206 222 315 308 281

20 695 661 680 673 694 206 222 315 308 280

21 695 661 680 673 694 205 221 314 307 279

22 695 661 680 674 694 203 220 314 307 279

23 694 661 682 674 692 202 219 313 306 278

24 694 662 680 673 693 202 218 312 306 277

25 694 662 679 675 694 203 218 311 305 276

26 694 662 678 675 694 201 217 310 304 275

27 693 663 678 676 694 201 216 310 303 274

28 692 663 677 676 694 200 216 310 303 274

29 693 663 677 675 694 201 216 310 302 273

30 694 663 677 676 693 201 216 310 302 273

31 691 662 676 675 694 200 215 310 302 272

32 692 663 676 677 694 201 214 309 303 271

33 693 664 675 677 693 200 212 309 301 270

34 692 664 674 676 694 200 212 309 300 269

35 693 664 676 678 694 200 21 308 299 269

36 693 663 675 678 695 199 211 306 298 268

37 692 664 675 679 695 199 210 306 297 267

38 691 665 677 678 695 198 210 305 296 266

39 692 665 677 678 694 199 209 304 295 266

40 692 665 677 678 695 200 209 304 294 265

41 691 665 677 679 695 199 208 303 294 264

42 691 665 676 679 694 200 207 302 293 263

43 691 666 676 680 695 199 206 301 293 263

44 692 666 675 679 695 200 206 301 292 262

45 692 666 675 680 695 200 205 300 291 262

Окончание табл.

№ Результаты измерений разности потенциалов между корпусом судна и контрольными электродами U =, мВ, полученные в день с помощью электродов

Электрод № 1 (выполненный из электроугольного изделия) Электрод № 2 (выполненный из судокорпусной стали)

Дата 10.10.2019 11.10.2019 13.10.2019 15.10.2019 16.10.2019 10.10.2019 11.10.2019 13.10.2019 15.10.2019 16.10.2019

46 690 667 674 679 696 200 205 300 290 261

47 690 667 673 680 695 200 204 299 290 261

48 689 667 673 679 695 200 204 300 289 260

49 689 668 673 680 696 199 203 300 287 260

50 691 668 672 681 695 198 202 298 286 259

Uсред, мВ 695 660 680 674 693 205 213 312 303 277

D 10 50 27 25 3 54 1040 69 100 160

а 3,09 7,04 5,17 4,99 1,72 7,38 33,24 8,32 10,01 12,65

Щ % 0,43 0,91 0,59 0,59 0,14 2,92 6,58 2,25 2,97 3,96

% 1,44 3,64 2,50 2,52 1,01 13,16 111,86 9,63 11,22 15,50

V, % 0,44 1,07 0,76 0,74 0,25 3,60 15,15* 2,67 3,30 4,56

* V не соответствует точным результатам измерения, степень рассеивания данных значительная.

В таблице приведены результаты натурных коррозионных исследований и статистической обработки этих результатов. Рис. 1 и 2 иллюстрируют динамику изменений результатов контрольных измерений, полученных с помощью разных электродов сравнения.

Электрод № 1

я

Л

О

750

т 730

по

Ь 690

т 670

о

ч й 650

Я

я 630

я

н 610

я ЗУО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

570

550

10.102019

Дата контроля

11.102019 12.102019 13.102019 14.102019 15.102019 16.102019

Рис. 1. Динамика результатов разности потенциалов в период с 10.10.2019 по 16.10.2019, полученных с помощью электрода № 1, изготовленного из электроугольного изделия

для электрических машин

Электрод № 2

8 ™

* 5

^ и"

2 ^ к

а

О

то

90

»

Я 30 .10 90 70 50

10.102019 11102019 12 102019 13.102019 11.10201? li.10.20li 16.10201»

Дата контроля

Рис. 2. Динамика результатов разности потенциалов в период с 10.10.2019 по 16.10.2019, полученных с помощью электрода № 2, изготовленного из судокорпусной стали

Согласно результатам выполненных исследований (табл., рис. 1 и 2) при использовании электрода № 1 результаты контроля протекторной защиты изменялись незначительно [6]: от 644 до 700 мВ. Следует отметить, что они соответствуют реальному износу протекторов (90 %). Результаты контроля потенциала корпуса судна ПМ-15, полученные с помощью стальной пластины, изменялись от 199 до 327 мВ. При этом значения коэффициента вариации V изменялись в интервале значений 2,67-15,15 %. Таким образом, использование пластины (выполненной из судокорпусной стали) может привести к неточным результатам контроля систем электрохимической защиты корпуса судна.

Выводы

1. Точность результатов измерений разности потенциалов между стальным корпусом судна и контрольным электродом главным образом зависит от вида электрода.

2. Результаты контроля, полученные с помощью контрольных пластин, изготовленных из судокорпусной стали, отличаются низкой точностью.

3. Результаты выполненных исследований могут быть применены при подготовке операторов систем электрохимической защиты стальных корпусов судов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Зобочев Ю. Е., Солинская Э. В. Защита судов от коррозии и обрастания. М.: Транспорт, 1984. 174 с.

2. Швецов В. А., Белов О. А., Белозеров П. А., Шунькин Д. В. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей: моногр. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2016. 109 с.

3. КоробцовИ. М. Техническое обслуживание и ремонт флота. М.: Транспорт, 1975. 195 с.

4. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии. URL: https://dokipedia.ru/document/5319913 (дата обращения: 05.10.2019).

5. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 05.10.2019).

6. ГОСТ 26501-85. Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. М.: Изд-во стандартов, 1985. 7 с.

7. Белов О. А., Швецов В. А., Ястребов Д. П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация мор. трансп. 2017. № 1 (82). С. 41-48.

8. Белов О. А., Швецов В. А., Ястребов Д. П., Белавина О. А., Шунькин Д. В. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов Камчатского флота // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2017. Вып. 39. С. 6-11.

9. Швецов В. А., Белов О. А., Белавина О. А., Ястребов Д. П. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2017. № 1. С. 29-38.

10. Белозеров П. А., Швецов В. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Коростылёв Д. В., Пахомов В. А., Малиновский С. А. Обоснование способа выбора контрольных точек для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 28. С. 6-11.

11. Швецов В. А., Белозеров П. А., Адельшина Н. В., Белавина О. А., Петренко О. Е., Шунькин Д. В., Кирносенко В. В. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 30. С. 46-54.

12. Швецов В. А., Белозеров П. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Малиновский С. А. Обоснование выбора необходимого числа параллельных измерений защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов в контрольной точке // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. Вып. 35. С. 40-46.

13. Швецов В. А., Белов О. А., Белозеров П. А., Белавина О. А., Кирносенко В. В. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. Вып. 37. С. 19-24.

14. Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Белавина О. А. О выборе электродов для контроля систем протекторной защиты стальных судов и кораблей // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2019. № 4. С. 39-45.

15. Пат. 153280 Рос. Федерация, U1 МПК G01N 17/02 (2006.01). Устройство для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / Швецов В. А., Белозёров П. А., Шунькин Д. В., Диденко А. А., Луценко А. А., Коростылёв Д. В., Белавина О. А. № 2014142289/28; заявл. 20.10.2014; опубл. 10.07.2015, Бюл. № 19.

16. ГОСТ Р 8.736-2011. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089016 (дата обращения: 05.10.2019).

17. IBM SPSS Statistics: мощная программная платформа статистического анализа с надежным набором функций. IBM Corporation 2017. URL: https://www.ibm.com/ru-ru/products/spss-statistics (дата обращения: 01.03.2020).

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ястребов Дмитрий Павлович - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; аспирант, ассистент кафедры энергетических установок и электрооборудования судов; restart1101@mail.ru.

Белов Олег Александрович - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; канд. техн. наук, доцент; зав. кафедрой энергетических установок и электрооборудования судов; boa-1@mail.ru.

Швецов Владимир Алексеевич - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; д-р хим. наук, доцент; профессор кафедры энергетических установок и электрооборудования судов; oni@kamchatgtu.ru.

Тарабанов Богдан Владимирович - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; аспирант кафедры энергетических установок и электрооборудования судов; oni@kamchatgtu.ru.

Зайцев Сергей Анатольевич - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; аспирант кафедры энергетических установок и электрооборудования судов; zyitsev@mail.ru.

PROBLEM OF USING ELECTRODES MADE OF SHIPBUILDING STEEL TO PROTECT SHIP HULL FROM CORROSION

D. P. Yastrebov, O. A. Belov, V. A. Shvetsov, B. V. Tarabanov, S. A. Zaytsev

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russian Federation

Abstract. The article discusses the problem of corrosion that causes significant damage to the ship structures and mechanisms, reducing their service life. The experience of using different electrodes to control the electrochemical protection systems of steel hulls of auxiliary vessels is presented. The results of corrosion tests of PM-15 ship hull are presented, which included measurements of the hull potential at a given control point, using an electrical measuring device and two control electrodes. As the first electrode used an electric carbon product for electric machines. A ship hull steel plate was used as the second electrode. The investigated vessel stayed at the pier for a long time. Corrosion tests were carried out in the period within 10.10.2019-16.10.2019. The ship hull potential at the control point was controlled using 50 parallel measurements. Parallel measurements were performed with a specified time interval of 5 sec. between them. A qualified operator has been trained to perform corrosion studies. The accuracy of the measurements was determined on the basis of current regulatory documents. The test results show that the reliability of the control of electrochemical protection systems of the hull primarily depends on the type of electrode used. It has been demonstrated that the metrological characteristics of the results of control measurements depend on the period of using a steel plate. The results of scientific research help to select the right elements of the system of monitoring the effectiveness of electrochemical protection of the ships and ship crews.

Key words: ship hull corrosion, electrochemical corrosion protection system, monitoring the effectiveness of the electrochemical anticorrosion system, control electrodes, corrosion resistance tests of the ship hull.

For citation: Yastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Tarabanov B. V., Zaytsev S. A. Problem of using electrodes made of shipbuilding steel to protect ship hull from corrosion. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Marine Engineering and Technologies. 2020;2:15-21. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-1574-2020-2-15-21.

REFERENCES

1. Zobochev Yu. E., Solinskaya E. V. Zashchita sudov ot korrozii i obrastaniya [Protecting ships from corrosion and fouling]. Moscow, Transport Publ., 1984. 174 p.

2. Shvecov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Shun'kin D. V. Kontrol' sistem protektornoj zashchity stal'nyh sudov i korablej: monografiya [Control of sacrificial protection systems for steel ships: monograph]. Pet-ropavlovsk-Kamchatskij, Izd-vo KamchatGTU, 2016. 109 p.

3. Korobcov I. M. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont flota [Fleet maintenance and repair]. Moscow, Transport Publ., 1975. 195 p.

4. RD 31.28.10-97. Kompleksnye metody zashchity sudovyh konstrukcij ot korrozii [RD 31.28.10-97. Integrated corrosion protection methods for ship structures]. Available at: https://dokipedia.ru/document/5319913 (accessed: 05.10.2019).

5. GOST 9.056-75. Stal'nye korpusa korablej i sudov. Obshchie trebovaniya k elektrohimicheskoj zash-chite pri dolgovremennom stoyanochnom rezhime [GOST 9.056-75. Steel hulls of ships. General requirements for electrochemical protection in long-term harbor mode]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (accessed: 05.10.2019).

6. GOST 26501-85. Korpusa morskih sudov. Obshchie trebovaniya k elektrohimicheskoj zashchite [GOST 26501-85. Ship hulls. General requirements for electrochemical protection]. Moscow, Izd-vo standartov, 1985. 7 p.

7. Belov O. A., Shvecov V. A., Yastrebov D. P. Obosnovanie optimal'noj periodichnosti kontrolya raboty protektornoj zashchity stal'nyh korpusov sudov [Argumentation of optimal frequency of monitoring sacrificial protection of steel hulls]. Ekspluataciya morskogo transporta, 2017, no. 1 (82), pp. 41-48.

8. Belov O. A., Shvecov V. A., Yastrebov D. P., Belavina O. A., Shun'kin D. V. Vnedrenie usovershenstvovannogo sposoba kontrolya sistem protektornoj zashchity stal'nyh korpusov sudov Kamchatskogo flota [Integrating improved method of monitoring sacrificial protection systems of ship steel hulls in Kamchatka]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2017, iss. 39, pp. 6-11.

9. Shvecov V. A., Belov O. A., Belavina O. A., Yastrebov D. P. Obosnovanie vozmozhnosti isklyucheni-ya vneshnego osmotra sistem protektornoj zashchity stal'nyh korpusov sudov [Substantiation for excluding external inspection of sacrificial protection systems of steel hulls]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Morskaya tekhnika i tekhnologiya, 2017, no. 1, pp. 29-38.

10. Belozerov P. A., Shvecov V. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Korostylyov D. V., Pahomov V. A., Mali-novskij S. A. Obosnovanie sposoba vybora kontrol'nyh tochek dlya izmereniya zashchitnogo potenciala stal'nyh korpusov korablej i sudov [Justification of method of choosing control points for measuring protective potential of ship steel hulls]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, iss. 28, pp. 6-11.

11. Shvecov V. A., Belozerov P. A., Adel'shina N. V., Belavina O. A., Petrenko O. E., Shun'kin D. V., Kirnosenko V. V. Vliyanie kvalifikacii operatora na rezul'taty izmereniya zashchitnogo potenciala stal'nyh kor-pusov korablej i sudov [Influence of operator qualification on results of measuring protective potential of ship steel hulls]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, iss. 30, pp. 46-54.

12. Shvecov V. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Malinovskij S. A. Obosnovanie vy-bora neobhodimogo chisla parallel'nyh izmerenij zashchitnogo potenciala stal'nyh korpusov korablej i sudov v kontrol'noj tochke [Justification of choosing right number of parallel measurements of protective potential of ship steel hulls at control point]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, iss. 35, pp. 40-46.

13. Shvecov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Kirnosenko V. V. Obosnovanie neob-hodimosti podgotovki operatorov dlya izmereniya potenciala stal'nyh korpusov sudov i korablej [Justification of necessary training for operators to measure potential of ship steel hulls]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, iss. 37, pp. 19-24.

14. Yastrebov D. P., Belov O. A., Shvecov V. A., Belavina O. A. O vybore elektrodov dlya kontrolya sistem protektornoj zashchity stal'nyh sudov i korablej [Choosing electrodes for monitoring sacrificial protection systems of steel ships]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskgo universiteta, 2019, no. 4, pp. 39-45.

15. Shvecov V. A., Belozyorov P. A., Shun'kin D. V., Didenko A. A., Lucenko A. A., Korostylyov D. V., Belavina O. A. Ustrojstvo dlya izmereniya zashchitnogo potenciala stal'nyh korpusov korablej i sudov [Device for measuring protective potential of ship steel hulls]. Patent RF № 2014142289/28; 10.07.2015.

16. GOST R 8.736-2011. Gosudarstvennaya sistema obespecheniya edinstva izmerenij (GSI). Izmereniya pryamye mnogokratnye. Metody obrabotki rezul'tatov izmerenij. Osnovnye polozheniya [GOST R 8.736-2011. State system for ensuring uniformity of measurements. Direct multiple measurements. Methods of processing measurement results. Key points]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089016 (accessed: 05.10.2019).

17. IBM SPSS Statistics: moshchnaya programmnaya platforma statisticheskogo analiza s nadezhnym nab-orom funkcij. IBM Corporation 2017 [IBM SPSS Statistics: powerful software package of statistical analysis with set of reliable functions. IBM Corporation 2017]. Available at: https://www.ibm.com/ru-ru/products/spss-statistics (accessed: 01.03.2020).

The article submitted to the editors 19.03.2020

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yastrebov Dmitry Pavlovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Postgraduate Student, Lecturer of the Department of Ship Power Plants and Electrical Equipment; restart1101@mail.ru.

Belov Oleg Aleksandrovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor; Head of the Department of Ship Power Plants and Electrical Equipment; boa-1@mail.ru.

Shvetsov Vladimir Alekseevich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Doctor of Chemical Sciences, Assistant Professor; Professor of the Department of Ship Power Plants and Electrical Equipment; oni@kamchatgtu.ru.

Tarabanov Bogdan Vladimirovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Postgraduate Student of the Department of Ship Power Plants and Electrical Equipment; oni@kamchatgtu.ru.

Zaitsev Sergey Anatolyevich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Postgraduate Student of the Department of Ship Power Plants and Electrical Equipment; zyitsev@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.