Научная статья на тему 'К вопросу информирования населенияв условиях чрезвычайных ситуаций'

К вопросу информирования населенияв условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
303
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ЛИЧЕСТВО СЛОВА: МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / СУБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБЛАСТИ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поляков А.В., Потапова С.О.

В статье рассмотрены основные формы информирования населения. Выделены и обобщены основные характеристики информации о чрезвычайной ситуации. Рассмотрены психологические закономерности восприятия и переработки людьми информации в условиях чрезвычайной ситуации, а также формы работы специалистов психологической службы в области информирования населения в условиях чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Поляков А.В., Потапова С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу информирования населенияв условиях чрезвычайных ситуаций»

можно провести ранжирование территорий страны по степени защищенности людей на водных объектах:

Rj <RT

- состояние безопасности людей на водных объектах территории субъекта Российской Федерации удовлетворительное, не требующее проведения дополнительных (защитных) мероприятий;

*Т >*т

- состояние безопасности людей на водных объектах территории субъекта Российской Федерации неудовлетворительное, требующее анализа причин высокого показателя риска и принятия решения о проведении необходимых организационно-технических мероприятий.

Подобное ранжирование водных объектов по степени опасности для населения можно провести на уровне муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации. Более того, данная методика позволяет ранжировать по степени опасности места массового пребывания людей на отдельном водном объекте муниципального образования субъекта Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. - М.: ДЭКС-ПРЕСС. - 2005. -

С. 404.

2. http://politklass.ru/skolko-stoit-chelovecheskaya-zhizn-v-rossii.html.

3. ГОСТ Р 22.10.02 - 2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций.

4. Олтян И.Ю., Коровин А.И. Оценка состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. - Т. 13. - № 4(50).

УДК 614.8

A.B. Поляков, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯВ УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье рассмотрены основные формы информирования населения. Выделены и обобщены основные характеристики информации о чрезвычайной ситуации. Рассмотрены психологические закономерности восприятия и переработки людьми информации в условиях чрезвычайной ситуации, а также формы работы специалистов психологической службы в области информирования населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: информирование населения, информация о чрезвычайных ситуациях, субъективная информация, психологическая служба в области информирования населения в условиях чрезвычайной ситуации.

А. V. Polyakov, S. О. Potapova

ТО THE QUESTION OF INFORMING THE POPULATION IN EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with the main forms of informing the population. The main characteristics of emergency information are identified and summarized. The psychological patterns of perception and processing of information by people in an emergency situation, as well as the forms of work of specialists of psychological service in the field of informing the population in an emergency situation are considered.

Key words: informing the population, information on emergency situations, subjective information, psychological service in the field of informing the population in an emergency.

Введение

В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами. Это зачастую влечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности человека. Одной из важнейших задач выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование населения о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилах поведения и способах защиты.

Так, согласно «Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций», информирование населения - доведение до населения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарнойбезопасности и безопасности людей на водных объектах по средствам массовой информации и по иным каналам. Необходимо отметить, что информирование населения в отличие от оповещения населения не требует немедленного принятия мер по защите населения и, согласно законодательству Российской Федерации, является обя-занностью всех федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местнго самоуправления и организаций [ 1 ].

Формы информирования населения

На сегодняшний день существуют разнообразные формы информирования населения, такие как:

1) вербальное информирование - проводится, главным образом, в форме публичных выступлений руководителей информационных структур территориальных органов, представителей надзорных органов и других служб МЧС России, а также лекторов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами, игровые и обу-чающие занятия для детей, подростков и молодежи;

2) информирование путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных экспертов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издание пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

3) информирование через СМИ (электронные и печатные) - осуществляется с использованием всех возможных информационных ресурсов (информационные агентства, телевидение, радио, газеты, журналы). К основным формам информирования через СМИ относятся: тематические рубрики в печатных СМИ, на сайтах информационных агентств, в печатных СМИ; специальные репортажи; циклы телевизионных и радиопрограмм с участием экспертов;

4) опосредованная реклама - находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов.

К средствам массовой информации в условиях чрезвычайной ситуации относятся радио, телевидение, интернет, сотовая связь, то есть большая часть социальной коммуникации, выполняющая устные, письменные, аудиовизуальные функции. Однако непосредственно пострадавшее население в период ликвидации чрезвычайной ситуации может не иметь доступа к телевидению или интернету, газеты же не обладают большой оперативно-стью, в связи с этим представляется возможным использование телефонов горячих линий, а также непосредственной информационно-психологической работы с населением. Безусловно, если речь идет об информировании населения о чрезвычайных ситуациях и пожарах, то в этом контексте очень важен учет особенностей влияния такой информации или ее отсутствия на население. Так, хаотичное распространение информации о чрезвычайной ситуации может привести к серьезным негативным процессам в обществе, таким как слухи, паника и др.

Психологи МЧС России отмечают, что воздействие новостных программ ощущают на себе люди с разным уровнем образования, возрастным и социальным положением. Особо в этом ряду выделяются телезрители, поскольку зрительные стимулы в совокупности со всеми остальными, дают наибольшую эмоциональную нагрузку на психику человека и вызывают наибольший эмоциональный отклик. Так, у людей, просматривающих выпуски новостей со специальными репортажами о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, наблюдается симптоматика, схожая с симптоматикой пострадавших людей, оказавшихся в эпицентре подобных событий. Информация о чрезвычайных происшествиях в данном случае «примеривается» на себя и своих близких. Специалисты психологической службы МЧС России выделяют телезрителей в группу «вторично пострадавших» в чрезвычайной ситуации. В то же время отсутствие информации об обстоятельствах происходящего дает плодородную почву для фантазий и домыслов. Согласно исследованиям П.В. Симонова, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает инфорацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека [5].

Основные характеристики информации о ЧС

Заметим, что СМИ передают не только объективную, но и субъективную информацию, так как содержание информации - результат процесса мышления [4]. Субъективная же информация в большей степени будет отражать не столько сам предмет информации, сколько специфику ее восприятия. Общение посредством СМИ, как отмечают некоторые исследователи [3, 8] предполагает отсутствие обратной связи между коммуникатором (ведущим телепередачи, автором программы) и массовой аудиторией (разными группами населения, получающими видеоинформацию, речевое, тестовое или аудиовизуальное послание о действиях в условиях ЧС). Это происходит вследствие односторонности передачи информации и утраты части ее содержания в процессе, чему

способствуют различные факторы, в частности психологические особенности восприятия, неготовность объекта к приему информации, технические помехи.

Итак, к основным характеристикам информации о чрезвычайных ситуациях можно отнести:

- оперативность, то есть своевременность доведения информации до населения; В случае крупномасштабной ЧС необходимо заявление общественного лидера, поскольку чем быстрее прозвучит именно оценка ситуации лидером, тем меньше слухов и домыслов будет звучать в СМИ, тем скорее население поверит, что ситуация под контролем. Тогда в зоне бедствия, что крайне важно, будет меньше панически настроенных людей, и ситуация станет управляемой;

- открытость и достоверность. Отсутствие или неполная информация является основной причиной напряженности, агрессии, домыслов, слухов, возникновения массовой паники. Дефицит информации, ее недостоверность, противоречивость порождают недоверие населения к официальным источникам. Недобросовестная информационная работа может стать причиной недоверия к представителям власти. Образовавшийся вакуум быстро заполняется неофициальной информацией, что приводит к появлению слухов, преувеличений, окрашенных эмоциями. В связи с этим информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу;

- четкость. Информация должна предоставляться так, чтобы ее понимала целевая аудитория. Грамотное освещение чрезвычайной ситуации (пожара) дает населению уверенность в том, что ситуация под контролем, что делается все необходимое для спасения людей и оказания им необходимой помощи;

- непрерывность. Если информация не обновляется регулярно, то она забывается или сбивает с толку. В каждом выпуске новостей, на лентах информационных агентств, в газетах и интернете должны размещаться последние сведения о пострадавших, горячих линиях, больницах, пунктах эвакуации, выдачи продуктов питания, питьевой воды, гуманитарной помощи и т.д.;

- объективность. Информация в СМИ должна исходить от официальных лиц. Необходимо приглашать для комментариев руководителей, экспертов и других официальных лиц, непосредственно отвечающих за конкретные участки работы.

Важно, чтобы информация из различных источников не противоречила друг другу, это подрывает доверие населения к информации. Если новые факты противоречат прежним заявлениям, необходимо признать данный факт, но сообщить что будет конкретно сделано по этому поводу. Необходимо отметить, что повышение качества оперативного информирования населения через СМИ и интернет требует увеличения объемов и периодичности подачи информации (в том числе фото и видео материалов) с использованием новейших информационно - коммуникационных технологий. В этих целях используются такие совре-менные информационные ресурсы, как: - онлайн рубрика «режим ЧС» на официальном портале МЧС России, информационный интернет - телеканал «МЧС-112»; - трансляция видео и фотосъемки из зоны ЧС посредством Интернет и спутниковой связи; - распространение предупреждений по разработанным шаблонам с помощью SMS и MMS; - передача карты пожаров в регионы с помощью GPS навигаторов для водителей автомобилей при их въезде в населенный пункт, другие имеющиеся системы и серверы.

Важное значение в этой деятельности отводится интернет порталам (сайтам территориальных органов) которые должны работать в режиме информационного агентства и являться для журналистов и представителей социальных медиа главным источником оперативной и достоверной информации.

Работа специалистов психологической службы

На сегодняшний день существуют различные формы работы специалистов психологической службы в области информирования населения в условиях чрезвычайной ситуации. Одной из таких форм является информационно-психологическая поддержка. Она направлена на создание системы информирования и профилактику развития слухов; информирование пострадавших, а также их близких об особенностях психического состояния и возможной динамике его изменения. Результатом работы специалиста является коррекция актуального психического состояния.

Основным инструментом является достоверная, своевременная, достаточная, доступная, однозначная информация о сложившейся ситуации и прогнозе её развития, а также профессиональные методы и техники [2].

Другой, не менее важной формой работы психолога МЧС является дистанционная информационно - психологическая поддержка, заключающаяся в работе с пострадавшими, а также другими людьми, вовлеченными в ситуацию, осуществляемая по телефону горячей линии и направленная на психологическую поддержку, профилактику возникновения негативных социальных явлений, профилактику развития слухов, результатом которой является коррекция актуального психического состояния.

Таким образом, при информировании населения в условиях ЧС для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса. Необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных ЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 № 4);

2. О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах: межведомственная инструкция [утв. Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 19.12.2012 № 9] // МЧС России: официальный сайт. -(http://ww.mchs.gov.rn/document/396339). - (20.12.2013);

3. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н.Богомолова. - М.: МГУ, 1991. - 125 с.

4. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С.Томпсон. - Вильяме, 2004. - 432с.;

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб, 2001. - 752 с.

6. Информационно-коммуникативные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности / под общ. ред. П.А. Попова. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. - 272 с.

7. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности / под общ. ред. Т.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2011. - 320 е.;

8. Шадриков В. Д. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании / В.Д. Шадриков // ИТТО - 2002: материалы междунар. конф. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.