Научная статья на тему 'К вопросу функционирования демократического принципа выборности верховной власти в Кыргызстане'

К вопросу функционирования демократического принципа выборности верховной власти в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / СМЕНА ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Султанбеков Кубатбек Черикчиевич

В статье рассматриваются проблемы соблюдения одного из основных принципов демократии конкурентной конституционной смены верховной власти в Кыргызской Республике. Поэтапному анализу подвергаются выборные процессы, особенности смены государственной власти в республике и роль власти в конституционных кризисах, имевших место в четвертьвековой истории суверенного Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу функционирования демократического принципа выборности верховной власти в Кыргызстане»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

К вопросу функционирования демократического принципа выборности верховной власти в Кыргызстане Султанбеков К. Ч.

Султанбеков Кубатбек Черикчиевич /SultanbekovКиЬаАек ^епсксЫепсИ — кандидат политических наук, доцент,

кафедра политико-правовых дисциплин, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы соблюдения одного из основных принципов демократии - конкурентной конституционной смены верховной власти в Кыргызской Республике. Поэтапному анализу подвергаются выборные процессы, особенности смены государственной власти в республике и роль власти в конституционных кризисах, имевших место в четвертьвековой истории суверенного Кыргызстана.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, демократизация, президентские выборы, парламентские выборы, смена власти.

Кыргызстан с обретением независимости в 1991 году взял курс на демократизацию, который подтверждается в первой конституции суверенного Кыргызстана от 5 мая 1993 г.: «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства» [2, 1 статья]. Но так ли это, на самом ли деле Кыргызская Республика является демократическим государством?

Если принять во внимание зависимость особенностей политического режима от специфики управления высшей верховной власти, то в Кыргызстане за его четверть века суверенного развития высшая верховная власть сменилась несколько раз, следовательно, в его развитии можно выделить несколько этапов: первый этап - 1991 - март 2005 гг., т.е. период, когда пост президента страны занимал А. А. Акаев; второй этап - март 2005 - апрель 2010 гг., период правления президента К. С. Бакиева, и третий этап - с апреля 2010 года по сегодняшний день, период, связанный с именами президентов Р. И. Отунбаевой (президента переходного периода) и А. Ш. Атамбаева.

Как известно, одной из наиболее характерных черт демократического политического режима является периодическая конкурентная смена высших органов государственной власти на основе выборов. За первый этап развития Кыргызстана в республике 3 раза прошли выборы президента и 3 раза - выборы парламента. После принятия Декларации о государственной независимости Кыргызской Республики 31 августа 1991 года в декабре того же года с целью закрепления статуса президента были назначены президентские выборы, на которых единственным безальтернативным кандидатом в президенты выступил действующий президент А. Акаев.

В 1995 году в стране прошли досрочные президентские выборы, в результате которых А. Акаев был избран на второй срок. Альтернативность и конкурентность данных выборов вызывают определенного рода сомнения, поскольку ряд оппозиционных кандидатов Центральная избирательная комиссия (ЦИК) КР не допустила к выборам по различным предлогам.

В 2000 году прошли очередные выборы президента, на которых А. Акаев в обход конституционных положений третий раз выставил свою кандидатуру на пост президента, объяснив это тем, что он в первый раз избирался президентом в 1990 году, т.е. до обретения Кыргызстаном государственной независимости и принятия конституции 1993 года. При этом он не учел того факта, что в 1991 году подтверждал свой статус на повторных выборах.

На этих выборах для отсеивания представителей оппозиции было использовано новое требование к кандидатам, как их проверка на владение государственным, кыргызским, языком. Это требование ЦИК преимущественным образом было направлено против одного из главных конкурентов А. Акаева - Ф. Кулова, который в недостаточной степени владел кыргызским языком. После отсеивания конкурентов А. Акаев выиграл выборы с абсолютным перевесом (74%).

Парламентские выборы в период правления А. Акаева проходили в 1995, 2000 и 2005 гг., из которых самыми скандальными были выборы, состоявшиеся в феврале-марте 2005 года. Эти выборы по числу нарушений и масштабу административного вмешательства в ход выборов поставили своеобразный рекорд. В ходе предвыборного процесса и во время выборов руководство страны допустило грубейшие стратегические ошибки, в частности, отстранило от участия на выборах неугодных кандидатов, в полной мере использовался административный ресурс, результатом чего стало преимущественное избрание в парламент сторонников А. Акаева.

Кульминацией этих событий стали штурм и взятие Дома правительства оппозиционными силами 24 марта 2005 года, приведшие к смене власти и изгнанию А. Акаева из страны. Таким образом, на первом этапе один из основных принципов демократического режима -периодическая конкурентная смена высших органов государственной власти согласно конституционным положениям - не соблюдался, поскольку А. Акаев правил страной в течение 15 лет вместо двух пятилетних сроков, выборы проходили в условиях подавления оппозиции и использования административных ресурсов. Также на этом этапе президент путем введения неоднократных изменений в конституцию в пользу усиления собственных полномочий, стремился к установлению сильной президентской власти.

Второй этап развития суверенного Кыргызстана, ввиду того, что смена власти произошла насильственным путем, также говорить о конституционной легитимности верховной власти не приходится. Но К. Бакиев, пришедший к власти после А. Акаева, с целью скорейшей легитимизации своих полномочий на внеочередных президентских выборах, назначенных на июль 2005 года, вступил в политический альянс со своим основным конкурентом - Ф. Куловым (так называемый «тандем Бакиев - Кулов», согласно которому Кулов снимает свою кандидатуру в пользу Бакиева, а последний, в свою очередь, после избрания президентом, выдвигает кандидатуру первого на пост премьер-министра). Благодаря этому политическому ходу, К. Бакиев почти на безальтернативной основе (поскольку многие кандидаты, одобрив союз двух политиков, сняли свои кандидатуры, а 5 оставшихся кандидатов не смогли оказать достойную конкуренцию) был избран президентом.

Однако К. Бакиев, будучи более авторитарным лидером, чем А. Акаев, очень быстро отошел и от своих предвыборных обещаний, и от недавних соратников, чем вызвал всеобщее недовольство. В ноябре 2006 года К. Бакиев под давлением парламента и многолюдного митинга, проходящего перед зданием парламента, подписал проект конституции, существенно расширяющий права парламента и ограничивающий права президента. Но он сразу же, уже согласно новой конституции, вынуждая премьер-министра Ф. Кулова уйти в отставку, создал конституционный кризис и получил право на роспуск парламента. Жогорку Кенеш (парламент), чтобы избежать роспуска, 30 декабря 2006 года принял новый проект конституции, который опять резко усилил полномочия президента. Этот проект был введен в действие подписью Президента от 15 января 2007 года. В дальнейшем последние две редакции конституции были признаны Конституционным Судом утратившими силу, поскольку при их принятии не были соблюдены законы (т.е. не был проведен референдум), и до принятия новой редакции в силу вступила конституция от 5 мая 1993 года.

В октябре 2007 года был проведен всенародный референдум, на котором была принята новая «бакиевская» конституция, дающая ему почти абсолютные полномочия: «право отправлять правительство в отставку без согласия парламента, распускать парламент в ответ на вотум недоверия правительству, создавать не входящие в правительство и подчиненные лишь президенту органы власти, назначать глав местных администраций и контролировать судейский корпус» [3, 105], и установившая в стране сильную президентскую власть.

По данной Конституции, ЖК имел реальные шансы участвовать в формировании правительства и влиять на его структуру, т.к. избирался на пропорциональной основе по партийным спискам, а премьер-министр назначался из числа депутатов от политической партии, получившей большинство голосов на выборах. Но К. Бакиев в октябре 2007 года за два месяца до выборов в Жогорку Кенеш создал партию власти «Ак жол», выиграл выборы (71 место из 90) и приобрел «ручной парламент».

Также К. Бакиев и его сподвижники ввиду осложнения политической ситуации в стране решили перенести срок президентских выборов с 2010 года на 2009 год, обосновав это тем, что К. Бакиев был избран президентом по редакции конституции 2003 года, в которой было закреплено положение о проведении выборов «в последнее воскресенье октября пятого года полномочий действующего президента» [1, 44 статья, 1 пункт], следовательно, этот срок приходился на 25 октября 2009 года.

На этих выборах К. Бакиев был избран на второй срок, и в этот раз наиболее сильные его соперники отказались от участия в выборах в знак протеста против массовых нарушений, допущенных в ходе избирательной кампании. Подобная относительная безальтернативность выборов и легкая победа на них оказали на К. Бакиева негативное влияние, побуждая сохранить власть любым путем, сделав ее пожизненной либо наследственной. И уже в 2010 году он предложил поправки в конституцию, согласно которым был бы создан новый орган - президентское совещание, которое должно было определить преемника президента. Но эти поправки не были приняты - 7 апреля 2010 года в стране произошел насильственный захват власти, результатом которого стали побег К. Бакиева из страны.

Итак, и на этом этапе суверенного развития Кыргызстана основной принцип демократического режима - периодическая конституционная смена власти - не был соблюден.

106

На третьем этапе пришедшие на смену К. Бакиева бывшие оппозиционные деятели создали Временное правительство, во главе которого стала единственная среди лидеров женщина - Роза Отунбаева. 27 июня 2010 года в стране прошел общенародный референдум, на котором решались два вопроса: принятие новой конституции, значительно урезавшей полномочия президента, и избрание Р. Отунбаевой Президентом переходного периода до конца 2011 года без права участия на последующих выборах.

Новая редакция Конституции КР от 27 июня 2010 года в значительной степени урезала президентские полномочия и усилила полномочия Жогорку Кенеша, т.е. произошло перемещение центра политической власти от института президентства к парламенту.

После принятия Конституции в республике прошли парламентские выборы, по мнению исследователей, «самые свободные и честные в киргизской постсоветской истории» [3, с. 166], по итогам которых наибольшее число голосов набрала оппозиционная партия «Ата-журт». Эти выборы от прежних, в первую очередь, отличало отсутствие использования административных ресурсов.

В октябре 2011 года за два месяца до окончания срока президентства Р. Отунбаевой были проведены выборы президента страны, на которых приняли участие всего 16 кандидатов. На этих выборах победил А. Атамбаев с 62,52% голосов от общего числа избирателей. Ближайшие его соперники набрали 14,78% и 14,32%. В целом, эти выборы были в достаточной степени демократическими, проходя в условиях реальной конкуренции и свободы волеизъявления народа, и тем самым впервые в истории независимого Кыргызстана была осуществлена мирная конституционная передача власти на президентских выборах от одних рук в другие.

Но итоги следующих парламентских выборов 2015 года, в которых на первом месте по числу голосов была пропрезидентская Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК), и последующее усиление этой партии с заниманием всех ключевых должностей стали вызывать озабоченность общественности страны. На данный момент инициируется очередное введение изменений в конституцию, направленных на частичное усиление полномочий премьер-министра, что, с одной стороны, может иметь позитивное значение, освобождая исполнительную ветвь власти от самовластия парламента и от его конъюнктурных настроений, но, с другой стороны, усиление позиций премьер-министра с сохранением действующих полномочий президента и парламента при ведущей роли определенной партии может привести к фактическому установлению однопартийной системы.

Очередные президентские выборы должны пройти в 2017 году, которые должны сыграть важную роль в процессе формирования дальнейшего курса республики, либо по пути демократизации, либо отката в сторону авторитаризма. Но пока, даже по одному критерию демократии - конституционной смене власти - нет возможности считать Кыргызскую Республику демократическим государством.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики, изложенная в Законе Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 18 февраля 2003 года № 40, принятая референдумом 2 февраля 2003 года. Б., 2003. 107 с.

2. Конституция Кыргызской Республики, принятая на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года. Б., 1993. 44 с.

3. Фурман Д., Шерматова С. Киргизские циклы: как рушатся режимы. [Текст]. М.: Территория будущего, 2013. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.