Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ'

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
89
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM IN EMOTIONAL STRESS AMONG STUDENTS AT THE TIME OF EXAMINATIONS

Under conditions of examination emotional stress the students presented a pronounced sympathetic shift of the vegetative balance and its extent and features proved to depend, according to the investigation data obtained, on the initial state of the vegetative nervous system the features of sexual reactivity and the examination time.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ»

После экзамена у студентов физмата как'систолическое, так и диасто-лическое давление незначительно повысилось (/>-<0,05). У спортсменов систолическое давление после экзамена не изменилось, а диастолическое значительно увеличилось (/>-<0,05).

Сравнение показателей функционального состояния организма студентов двух факультетов позволяет сделать вывод о том, что функциональные возможности студентов-спортсменов в обычных условиях, перед экзаменом и после него значительно выше, чем у студентов физмата. Что касается сравнения эмоциональной устойчивости в условиях сдачи экзамена, то по некоторым параметрам (показатели умственной деятельности перед экзаменом, пульс после экзамена) имеются значительные различия, свидетельствующие о более устойчивом состоянии организма студентов-спортсменов. Систематические занятия физической культурой повышают работоспособность, увеличивают «резерв» функциональных возможностей организма, и эти преимущества сохраняются в условиях нервно-эмоционального напряжения.

УДК Поступила 13/IV 1977 г.

EFFECT OF THE PHYSICAL TRAINING OF ATHLETE STUDENTS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY DURING THE EXAMINATION TIME

A. I. Lmets

The investigation data obtained detected much higher functional capacities of the body among athlete students. Higher values of investigated indices were noted in athlete students during the examination period. Such a state is promoted by proper alternation of mental and physical tasks in the course of studying.

УДК в!2.89-06:613.868

Проф. E. А. Маркова, В. В. Коптюх

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ

Кафедра патологической физиологии Тернопольского медицинского института

Изучение влияния эмоционального стресса как фактора риска многих заболеваний на различные функции организма человека является одним из актуальных вопросов медицины.

Настоящая работа посвящена исследованию состояния вегетативной нервной системы человека в стрессовой ситуации. Эмоциональным стрессом служили экзамены как состояние повышенной интеллектуальной и нервной нагрузки на человеческий организм. Baseer и соавт. установили стрессовое действие устных экзаменов равносильно таковому гребли или полета. В литературе имеются сообщения, посвященные изучению влияния экзаменов как состояния эмоционального стресса на различные функции организма (В. П. Стоногина и С. В. Попов; X. С. Хамитов и Е. В. Котляревский; Bloch и Brackenridge; И. Е. Пушкова и Е. В. Котляревский; Baseer и Rab, и др.).

Исследование проведено на 101 студенте III курса (46 мужчин и 55 женщин) в возрасте 19—25 лет. У испытуемых измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений. С целью более детального анализа состояния вегетативной нервной системы вычисляли вегетативный индекс по формуле Керде. Вегетативный индекс выражали в абсолютных величинах. Положительное значение его указывало на сдвиг вегетативного равновесия в симпатическую сторону, а отрицательное — на сдвиг в парасимпатическом направлении. На протяжении 3 мес перед экзаменационной сессией у студентов 3 раза производили фоновые замеры изучаемых показателей,

а во время экзаменационной сессии их определили дважды: за 20—40 мин до и через 5—10 мин после сдачи экзамена. Для удобства изложения материала мы условно обозначили лиц со сдвигом вегетативного равновесия в исходном состоянии в парасимпатическую сторону ва-готониками, а в симпатическую сторону — симпатикотониками. Полученные данные обработаны методом вариационной статистики.

Среднее артериальное давление в норме было следующим: систолическое 118,1 ±0,20 мм рт. ст., диастолическое 74,50± ±0,63 мм рт. ст. Перед экзаменами наблюдалось повышение как систолического, так и диа-столического давления и оно достигало соответственно 124,90± ±0,20 и 78,10±0,89 ммрт. ст. (Я<0,001). Сразу после экзамена отмечена тенденция к незначительному увеличению этих показателей соответственно до 126,00± 1,25 и 80,20±0,99 мм рт. ст. Средняя частота пульса в норме равнялась 73±1 в минуту. Перед экзаменом пульс значительно учащался — до 97± 1 в минуту (Р< <0,001), а после него был равен 99±2 в минуту. Существенной разницы в типе реакций артериального давления и частоты пульса на стресс у мужчин и женщин нами не выявлено.

Средний вегетативный индекс у всех обследованных в норме равнялся —2,60±1,32. Перед экзаменом наблюдался резкий сдвиг его в симпатическую сторону и он достигал +17,70±1,75 (/'<0,001). Сразу после экзамена этот показатель оставался почти на том же уровне (+17,30±1,60).

Под влиянием стресса происходил выраженный сдвиг реактивности вегетативной нервной системы в симпатическую сторону. Обращает на себя внимание то, что в норме у большого числа испытуемых вегетативный индекс находился в пределах от 0 до 5, что образует на графике один пик. Под влиянием стресса характер графика изменялся и появлялось 2'пика, сдвинутых вправо, которые представляли собой 2 наиболее многочисленные группы (см. рисунок).

В зависимости от характера сдвига вегетативного индекса у каждого обследованного в норме мы выделили 50 человек со сдвигом в симпатическую и 51 человека со сдвигом в парасимпатическую сторону. У симпатико-тоников средний вегетативный индекс в норме равнялся +7,30±1,20. Перед экзаменом наблюдалось его увеличение в симпатическую сторону до +20,60±2,47 (/><0,001). Средний вегетативный индекс у ваготоников в норме составлял —12,30±1,39. Перед экзаменом он резко сдвигался в симпатическую сторону и достигал +13,90±0,65 (/><0,001). Обращает на себя внимание, что величина сдвига вегетативного индекса под влиянием стресса у ваготоников (26,2) значительно превышала таковую у симпатико-тоников (14,3, /><0,02). После экзамена вегетативный индекс у лиц обеих групп практически не изменялся. Интересно отметить, что женщины реагировали на экзамен более сильным, но кратковременным возбуждением сим-

Изменення вегетативного индекса в условиях

эмоционального стресса у всех испытуемых. По оси абсцисс — вегетативный индекс (слева от нуля сдвиг в парасимпатическую сторону, справа — в симпатическую); по оси ординат — число обследованных; 1 — исходные показатели; 2 — перед экэанеиом; 3 — после экзамен*.

патической нервной системы, а мужчины, наоборот, — менее выраженным, но зато более длительным возбуждением.

При анализе характера и формы индивидуальных графиков нам удалось выявить 3 наиболее характерных типа реакций вегетативной нервной системы в ответ на эмоциональное стрессовое воздействие. У 44 человек график демонстрировал резкий и значительный сдвиг вегетативного равновесия в симпатическую сторону перед экзаменом (от —4,0± 1,94 до +26,40± ±4,20; Р<0,001) и затем снижение (до +12,60±2,55; /><0,01) тонуса симпатической нервной системы. У 37 человек характер реакции представлял собой неуклонный сдвиг вегетативного равновесия в симпатическую сторону как перед экзаменом (от —5,10±1,91 до +12,60±2,44; PcO.OOl), так и после него (до +25,40±1,98; ЖО.СКН). У обследованных график реакции представлял первоначальное падение тонуса симпатической нервной системы перед экзаменом (от +10,60±5,75 до +2,60±5,94), а затем после экзамена подъем (до +15,60±6,03). Показатели этих 9 человек, вероятно, статистически незначимы из-за малочисленности наблюдений.

С целью выяснения зависимости ответной реакции вегетативной нервной системы от сроков сдачи экзаменов мы разделили обследованных на 2 группы: сдавшие экзамен в первой (1-я группа) и во второй (2-я группа) половине экзаменационной сессии. При анализе результатов этих наблюдений выявлены следующие закономерности. Во-первых, у испытуемых 1-й группы возбуждение симпатической нервной системы, возникшее перед экзаменом, продолжалось и после его сдачи. Улиц 2-й группы наблюдалась иная картина — возбуждение симпатической нервной системы, возникшее перед экзаменом, сразу же после него начинало ослабевать. Во-вторых, обращает на себя внимание величина сдвига вегетативного индекса у студентов обеих групп. У лиц 1-й группы сдвиг индекса перед экзаменом по сравнению с исходным составлял 10,40±1,30, а у лиц 2-й группы был значительно большим — 17,30±2,41 (Р<0,05).

Выводы

1. Экзаменационный эмоциональный стресс вызывает значительные изменения частоты сердечных сокращений, систолического и диастоличе-ского давления, а также выраженный сдвиг вегетативного равновесия в симпатическую сторону.

2. Судя по результатам проведенных исследований, величина и характер этого вегетативного сдвига зависят от исходной настройки вегетативной нервной системы, половых особенностей реактивности, сроков сдачи экзамена, уровня знаний предмета и типа реакции вегетативной нервной системы на эмоциональный стресс.

3. Вегетативный индекс Керде — простой и удобный количественный показатель состояния вегетативной нервной системы человека. Он позволяет тонко и глубоко анализировать изменения вегетативной нервной системы в самых различных ситуациях, что, несомненно, делает целесообразным его широкое использование в медико-биологических исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА. П у ш к о в а И. Е., КотляревскийЕ. В. — «Ка-занск. мед. ж.», 1972, № 2, с. 71—72. — СтоногинаВ. П., Попов С. В. — «Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 53—57. — Хамитов X. С., Котляревский Е. В. — «Здравоохр. Российск. Федерации», 1970, № 9, с. 35—40. — Baseer A., RabS. — «Clin. Endoer.», 1975, v. 4, p. 199—204. — Bloch S., BrackenridgeC. — «J. psychosom. Res.», 1972, v. 16, p. 25—33.

Поступила 18/111 1977 r.

THE PROBLEM OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM IN EMOTIONAL STRESS AMONG STUDENTS AT THE TIME

OF EXAMINATIONS E. A. Markova, V. V. Koptyukh

Under conditions of examination emotional stress the students presented a pronounced sympathetic shift of the vegetative balance and its extent and features proved to depend, according to the investigation data obtained, on the initial state of the vegetative nervous system, the features of sexual reactivity and the examination time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.