ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ОПЕКАЕМЫХ ПОДРОСТКОВ Васильева Е.В.
Васильева Екатерина Владимировна - студент, кафедра социальной педагогики и психологии, отделение педагогического, социального и специального образования, Педагогический институт Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация: статья посвящена сравнительному анализу уровня сформированности субъективной картины мира у опекаемых подростков и подростков, изначально воспитывающихся в семье.
Анализ полученных результатов позволил установить - низкий уровень сформированности субъективной картины мира у опекаемых подростков можно нивелировать с помощью мероприятий, направленных на формирование основных компонентов субъективной картины мира.
Ключевые слова: подростки, опекаемые подростки, субъективная картина мира, социально-психологические условия.
УДК 159.9
Проблема формирования субъективной картины мира опекаемых подростков актуальна на данном этапе развития современного общества. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями [1, 7]. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, в частности, с матерью, негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда, отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире, узкий круг общения [3]. В связи с этим, у опекаемых подростков отсутствуют представления о своем будущем.
Субъективная картина мира представляет собой основу, фундамент мировосприятия. Характерной особенностью подросткового возраста является формирование целостной, упорядоченной, смысловой субъективной картины мира, при этом подростков, взятых на воспитание в семью из интернатных учреждений, отличает искаженное мировосприятие и миропонимание, что проявляется в трудностях социализации [6].
Вследствие этого нами было проведено исследование, направленное на формирование субъективной картины мира у опекаемых подростков. В психолого-педагогическом эксперименте приняли участие 42 обучающихся, из них 21 взяты на воспитание в семью из интернатных учреждений, а 21 живут в биологических семьях изначально. В качестве диагностических методик были использованы: тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптирован Д.А. Леонтьевым; методика «Изучения временной перспективы» Ф. Зимбардо; «Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего» Alvos.
На этапе констатирующего эксперимента установлено, что в условиях школы, на базе которой проходило исследование, изучаемые показатели значительно отличаются друг от друга по шкале «Цели в жизни» (методика СЖО): в группе подростков, изначально воспитывающихся в семье, преобладает высокий (52,4%) и средний уровни (47,6%), тогда как в группе опекаемых подростков - средний (52,4%) и низкий (38,1%) уровни целей в жизни. Также, существенные отличия были
выявлены в результате проведения диагностики по методике «Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего» Alvos - у подростков, изначально воспитывающихся в семьях, она продолжительнее (34,9 лет), чем в группе опекаемых подростков (32,7 года). По шкале «Будущее» (методика Ф. Зимбардо) в обеих группах преобладает низкий уровень ориентации на будущее: в группе подростков, изначально воспитывающихся в семье, он составляет 85,7%, а в группе опекаемых подростков - 100%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наше допущение о том, что опекаемым подросткам будет свойственен низкий уровень сформированности субъективной картины мира, подтвердилось.
В результате проведенного нами исследования была выявлена необходимость в создании социально-психологических условий по формированию субъективной картины мира у опекаемых подростков. Для этого была разработана программа, направленная на формирование основных компонентов субъективной картины мира: когнитивно-аналитического (система жизненных целей и планов), эмоционально-ценностного (переживание отношения к прошлому, настоящему и будущему, система ценностных ориентаций) и регулятивно-деятельностного (решения и поступки). Данная программа предполагает взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса.
Изменения, произошедшие в результате реализации формирующего эксперимента, представлены в таблице 1. Для проверки гипотезы и определения степени значимости образовавшихся различий до и после эксперимента, нами был применен статистический метод х2-критерий Пирсона [5], результаты которого также представлены в таблице 1. В рамках нашего исследования по методике СЖО нас особо заинтересовали изменения, которые произошли по шкалам «Цели в жизни» и «Будущее» - методика Ф. Зимбардо.
Таблица 1. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов
Метод диагност ики Уровни Подростки, находящиеся под опекой Подростки, изначально воспитывающиеся в семье
Констатирую щий этап Контрольный этап Констатиру ющий этап Контрольный этап
Тест «Смысложизненные ориентации»
Шкала «Цели в жизни» Высокий 9,5% (2 чел.) 14,3% (3 чел.) 52,4% (11 чел.) 61,9% (13 чел.)
Средний 52,4% (11 чел.) 57,1% (12 чел.) 47,6% (10 чел.) 38,1% (8 чел.)
Низкий 38,1% (8 чел.) 28,6% (6 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,05
Шкала «Процесс жизни» Высокий 9,5% (2 чел.) 9,5% (2 чел.) 61,9% (13 чел.) 66,7% (14 чел.)
Средний 76,2% (16 чел.) 85,7% (18 чел.) 38,1% (8 чел.) 33,3% (7 чел.)
Низкий 14,3% (3 чел.) 4,8% (1 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,05
Шкала «Результа тивность жизни» Высокий 47,6% (10 чел.) 52,4% (11 чел.) 81% (17 чел.) 90,5% (19 чел.)
Средний 28,6% (6 чел.) 23,8% (5 чел.) 19% (4 чел.) 9,5% (2 чел.)
Низкий 23,8% (5 чел.) 23,8% (5 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,01
Шкала «Локус контроля - «Я» Высокий 14,3% (3 чел.) 28,6% (6 чел.) 47,6% (10 чел.) 57,1% (12 чел.)
Средний 47,6% (10 чел.) 47,6% (10 чел.) 52,4% (11 чел.) 42,9% (9 чел.)
Низкий 38,1% (8 чел.) 23,8% (5 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,001 0,05
Метод диагност ики Уровни Подростки, находящиеся под опекой Подростки, изначально воспитывающиеся в семье
Констатирую щий этап Контрольный этап Констатиру ющий этап Контрольный этап
Шкала «Локус контроля - жизнь» Высокий 9,5% (2 чел.) 23,8% (5 чел.) 33,3% (7 чел.) 38,1% (8 чел.)
Средний 42,9% (9 чел.) 33,3% (7 чел.) 66,7% (14 чел.) 61,9% (13 чел.)
Низкий 47,6% (10 чел.) 42,9% (9 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,001 0,05
Осмыслен ность жизни Высокий 71,4% (15 чел.) 80,9% (17 чел.) 95,2% (20 чел.) 100% (21 чел.)
Средний 23,8% (5 чел.) 14,3% (3 чел.) 4,8% (1 чел.) 0% (0 чел.)
Низкий 4,8% (1 чел.) 4,8% (1 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,01
Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо
Шкала «Прошлое негативно е» Выше нормы 71,4% (15 чел.) 66,7% (14 чел.) 42,9% (9 чел.) 33,3% (7 чел.)
Норма 28,6% (6 чел.) 33,3% (7 чел.) 47,6% (10 чел.) 57,2% (12 чел.)
Ниже нормы 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 9,5% (2 чел.) 9,5% (2 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,05
Шкала «Настоящ ее гедонисти ческое» Выше нормы 14,3% (3 чел.) 14,3% (3 чел.) 23,8% (5 чел.) 9,5% (2 чел.)
Норма 76,2% (16 чел.) 80,9% (17 чел.) 71,4% (15 чел.) 81% (17 чел.)
Ниже нормы 9,5% (2 чел.) 4,8% (1 чел.) 4,8% (1 чел.) 9,5% (2 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,001
Шкала «Будущее » Выше нормы 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Норма 0% (0 чел.) 9,5% (2 чел.) 14,3% (3 чел.) 28,6% (6 чел.)
Ниже нормы 100% (21 чел.) 90,5 % (19 чел.) 85,7% (18 чел.) 71,4% (15 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,001
Шкала «Прошлое позитивно е» Выше нормы 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)
Норма 0% (0 чел.) 4,8% (1 чел.) 23,8% (5 чел.) 33,3% (7 чел.)
Ниже нормы 100% (21 чел.) 95,2% (20 чел.) 76,2% (16 чел.) 66,7% (14 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,05
Шкала «Настоящ ее фаталисти ческое» Выше нормы 52,4% (11 чел.) 38,1% (8 чел.) 38,1% (8 чел.) 28,6% (6 чел.)
Норма 38,1% (8 чел.) 52,4% (8 чел.) 47,6% (10 чел.) 57,1% (12 чел.)
Ниже нормы 9,5% (2 чел.) 9,5% (2 чел.) 14,3% (3 чел.) 14,3% (3 чел.)
Вероятность допустимой ошибки 0,01 0,05
«Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего» Alvos 32,7 года 33,1 года 34,9 года 35,2 лет
Опираясь на данные, полученные в ходе применения вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных, можно сделать вывод, что
наше предположение о том, что процесс формирования субъективной картины мира у опекаемых подростков будет протекать успешно, если будет разработана и внедрена в воспитательный процесс школы программа коррекционно-развивающих мероприятий, которая будет ориентирована на формирование основных компонентов субъективной картины мира, экспериментально подтвердилось.
Сравнительный анализ основных результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал положительную динамику формирования субъективной картины мира. В результате проведенного психолого-педагогического эксперимента нами было определено, что низкий уровень сформированности субъективной картины мира, который проявляется в отсутствии представлений о своем будущем, построении жизни сегодняшним днем, можно нивелировать с помощью мероприятий, направленных на формирование основных компонентов субъективной картины мира: когнитивно-аналитического (система жизненных целей и планов), эмоционально-ценностного (переживание отношения к прошлому, настоящему и будущему, система ценностных ориентаций) и регулятивно-деятельностного (решения и поступки).
Таким образом, полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу: процесс формирования субъективной картины мира у опекаемых подростков будет протекать успешно, если будет разработана и внедрена в воспитательный процесс школы программа мероприятий, которая ориентирована на формирование основных компонентов субъективной картины мира.
Список литературы
1. Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения: пособие / С.Н. Кузьменкова, Н.В. Кокоткина и др. Смоленск, 2010. 57 с.
2. Васильева Е.В. Формирование субъективной картины мира у опекаемых подростков // Инновационная наука, 2017. № 6. С. 118-120
3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 2001. 110 с.
4. Немов Р.С. Психология: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Учеб. для студентов. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
5. Рерке В.И. Изучение жизненной перспективы личности воспитанников интернатного учреждения в контексте субъективной картины мира // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2015. Серия: Педагогика, психология. № 2 (21). С. 174-176.
6. Теоретико-эмпирическое осмысление понятия «жизненная перспектива личности детей-сирот» / Бабицкая Л.А., Бубнова И.С., Кибальник А.В., Рерке В.И., Федосова И.В. // SocialSciences, 2016. Volume 11. Issue 27. P. 6451-6458.
7. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2009. 357 с.
8. Rerke Viktoria I.; Sukhostavska Yuliia V.; Krasheninnikova Natalia A.; Khvataeva Nataliya P.; Sakharova Natalia S.; Rogozhnikova Raisa A. Ethno mediation in international conflicts prevention in conditions of polyethnic educational environment // Revista ESPACIOS, 2018. Vol. 39 (№ 20). Page 9.