Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / НЕГОВОРЯЩИЕ ДЕТИ / НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ / НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семкина Елена Витальевна

В статье рассказывается о логопедической работе, проводимой с детьми с расстройствами аутистического спектра в кабинете поддержки инклюзивного образования. Описаны характерные особенности детей с РАС. Рассмотрены основные направления по формированию психофизиологической базы речи, развитию речи у детей с РАС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семкина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 373.3/5(075.8)

Научная статья

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Семкина Е.В.

КГУ «Общеобразовательная школа № 4 города Щучинск отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области» (г. Щучинск, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассказывается о логопедической работе, проводимой с детьми с расстройствами аутистического спектра в кабинете поддержки инклюзивного образования. Описаны характерные особенности детей с РАС. Рассмотрены основные направления по формированию психофизиологической базы речи, развитию речи у детей с РАС

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, неговорящие дети, нарушение коммуникации, нежелательное поведение, развитие речи.

Для цитирования:

Семкина, Е.В. К вопросу формирования психофизиологической базы речи, развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра. /Е.В. Семкина //Наука и реальность. -2022. - № 3 (11).-С. 4-8.

Термин «аутизм» ввел швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 г. [1, с.11]. 1943 г. американский психиатр Лео Каннер описал первазивные расстройства развития детей с нарушениями социального взаимодействия и стереотипным поведением. Описанный синдром был назван «ранний детский аутизм» или «аутизм Каннера» [2, с. 521]. Изучением аутизма занимались Ганс Аспергер (1944 г.) [3], Андреас Ретт (1966г.) [4, с.16]. Описанные синдромы введены в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), согласно которой аутизм относится к общим расстройствам психологического развития

[5].

Наряду с термином «аутизм» широко применяется понятие «Расстройства аутистического спектра» (РАС) - это группа первазивных расстройств, для которых характерны специфические коммуникативные и социальные нарушения, стереотипное поведение, асинхрония в развитии, возникающие вследствие аффективных и когнитивных недостатков [2, с. 524].

Характерными особенностями детей с РАС являются [6, с. 27]:

- ригидность мышления;

- нарушение социального взаимодействия;

- нарушение коммуникации; зачастую проявляется мутизм, эхолалия, фонография;

- трудности оценки эмоций и понимания их значения.

На сегодняшний день единого мнения в описании механизма нарушений расстройств аутистического спектра нет. Существует сенсорно-перцептивная теория Богдашиной О.Б., согласно которой первичной основой РАС является нарушение восприятия, переработки и интерпретации сенсорной информации [7, с. 11]. Она не фильтруется на значимую и незначимую, при этом вырабатываются защитные перцептивные механизмы от «информационной перегрузки»:

- монообработка через один канал восприятия, например, зрительный;

- периферийное восприятие;

- стереотипное поведение как защитный механизм от сенсорной перегрузки.

Аффективные нарушения при РАС описаны в концепции В.В. Лебединского,

К.С.Лебединской, О.С.Никльской, Е.Р.Баенской. Это особое функционирование психической системы, при котором происходит не развитие активных форм контакта с миром, а защита от него: патологические аутостимуляции [8, с.12].

Механизм нарушений при РАС варьируются по степени тяжести. В некоторых случаях отмечается сочетание с ОНР, алалией. Коррекционная работа с аутичными детьми должна быть начата в раннем возрасте и носить комплексный, системный и индивидуальный характер.

В последние годы в Республике Казахстан, как и во всем мире, растет количество детей с аутизмом. В Бурабайском районе Акмолинской области в ноябре 2019 года на базе общеобразовательной школы №4 города Щучинска был открыт кабинет поддержки инклюзивного образования, в котором обеспечиваются условия для воспитания, обучения, коррекции и социальной интеграции детей с РАС. Коррекционная работа осуществляется учителем-дефектологом, педагогом-психологом, педагогом дополнительного образования, воспитателем, учителем-логопедом и другими специалистами учреждения [9].

Основными задачами логопедической работы с детьми с аутизмом является формирование функциональных коммуникативных навыков, развитие всех сторон речи.

Этапы логопедической работы включают в себя:

- адаптацию, установление контакта;

- логопедическое обследование;

- составление индивидуальной развивающей программы;

- реализация ИРП;

- консультационно-просветительская работа с семьей ребенка;

- динамическое наблюдение за его развитием.

Дети с РАС поступают к нам по направлению психолого-медико-педагогической комиссии. Первое посещение происходит в присутствии родителя, осуществляется, сбор анамнестических данных, опрос о навыках и предпочтениях ребенка, уточняется социальная ситуация развития. Все эти данные необходимы для дальнейшей диагностики и определения

направлений коррекционной работы. На основании полученных данных заполняется карта логопедического обследования, разрабатывается индивидуальная развивающая программа. В течение всего периода посещения кабинета поддержки инклюзивного образования ведется динамическое наблюдение за развитием умений и навыков ребенка.

Практически у всех обучающихся присутствует нежелательное поведение: негативизм, полевое, демонстративное поведение, истерики. Такое поведение порой затрудняет проведение логопедического обследования, необходим адаптационный период. Поэтому на первых занятия с ребенком с РАС происходит установление контакта, чтобы не испугать его. Учитель-логопед находится как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его желания и предпочтения. Если игра не вызвала отклика, то заменяется на другую. Запас различных вариантов игр и заданий в арсенале всегда должен быть наготове.

Зачастую занятия проводятся на ковре и даже в коридоре, т.к. ребенок еще не умеет заниматься за столом, не воспринимает картинный материал. Постепенно предпринимаются попытки привлечь ребенка к занятиям за столом. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую ситуацию и пойдет на контакт.

Одна из значительных трудностей в работе учителя-логопеда с ребенком с аутизмом установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с этим, все усилия учителя-логопеда направлены на развитие речи как средства коммуникации.

Особенностью работы учителя-логопеда в кабинете поддержки инклюзивного образования является то, что обучающихся с РАС необходимо условно разделить на 2 группы:

- первая группа - обучающиеся с частично сформированной вербальной коммуникацией, несформированностью интравербальных навыков;

- вторая группа - обучающиеся с отсутствием речи, из которых лишь у некоторых есть лепетные слова.

Основными направлениями логопедической работы с обучающимися первой группы являются [10, с.87]:

1) формирование психофизиологической базы речевого развития:

- мотивационной сферы;

- зрительного контакта;

- понимания простых инструкций;

- моторной имитации;

- зрительного и слухового восприятия;

- мыслительных операций;

- целенаправленной деятельности.

2) мелкой моторики;

3) различение неречевых звуков, звукоподражание;

4) расширение пассивного словаря;

5) развитие коммуникативных навыков.

Вышеперечисленные направления работы осуществляются и с обучающимися второй группы в более усложненной форме (моторной имитация двухкомпонентных и более действий, понимание двусоставных и более инструкций, кинезиологические упражнения и др.). К направлениям развития речи относятся: артикуляционные упражнения, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, грамматического строя речи, фразовой речи, умений отвечать на вопросы, расширение словаря по лексическим темам, обобщающих понятий.

В своей работе учитель-логопед следует принципам [11, с.24]:

- комплексности воздействия (все сферы);

- системности;

- принципу развития;

- онтогенетическому подходу;

- наглядности, доступности и индивидуального подхода;

- принципу успешности.

Серьезным подспорьем в работе является учебно-методическая литература авторов Л.С. Выготского, Т.Г. Визель, А.Н. Корнева, О.И. Азовой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, О.И. Крупенчук, Л.Б.Баряевой, Р.Шрамма, И.Ловааса, К. Морис, Дж. Грин, Стивена К. Льюс и других; изучение опыта современных практикующих логопедов, работающих с детьми с аутизмом, неговорящими детьми: Т.А.Ткаченко, О.С. Глухоедовой, Т.Н. Новиковой-Иванцовой, О.В. Жуковой, Е.К. Круогла, Ю.Эрц и других, применение их методик на практике.

Такой подход к работе с детьми с РАС дает положительную динамику в формировании психофизиологической базы речевого развития и развития речи: улучшаются навыки моторной имитации, понимания простых инструкций, умения отвечать на вопросы, строить фразу. Правильные реакции формируются с помощью подсказок и системы поощрений. С детьми установлен контакт, занятия проходят в дружественной обстановке.

Библиографический список

1. Жунусова А.А. и др. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: принципы и подходы. Методическое пособие. - Алматы, 2020. - 384 с.

2. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н., проф. Т.Б.Филичевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2020. - 608 с.

3. https://ra.wikipedia. о^/шЫ/Аутизм_(симптом)

4. Чуприков А.П. Синдром Ретта // Аутизм и нарушения развития. 2013. Том 11. № 2. - С. 16-28.

5. https://mkb10.kz/F84

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-е, стер. - М.: Теревинф, 2010. - 288 с.

7. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. - Красноярск, Изд-во: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. - 180 с.

8. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шпицина. - СПб., 1997. - 254 с.

9. http://sc0004.burabayaqmoedu.kz/content/mformaciya-o-rabote-kabmeta-po-podderghke-mklyuzivnogo-obrazovamya

10. Глухоедова О.С. Активизация речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения: монография. - М.: Библио-Глобус, 2016. - 137 с.

11. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С.Волковой. - 5-еизд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 703 с.

Семкина Елена Витальевна, учитель-логопед кабинета поддержки инклюзивного образования при КГУ «Общеобразовательная школа № 4 города Щучинск отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области» (г.Щучинск, Республика Казахстан).

Ш

: semelena82@mail.ru

Дата поступления: 10.05.2022

© Семкина Е.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.