Научная статья на тему 'К вопросу формирования основ планировочной культуры у студентов градостроительной специальности'

К вопросу формирования основ планировочной культуры у студентов градостроительной специальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВОЧНАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДСКОЙ КВАРТАЛ / НОВЫЙ УРБАНИЗМ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THE URBAN DESIGN CULTURE / CITY BLOCK / THE NEW URBANISM / THE SYSTEM OF STUDIES / THE URBAN PLANNING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Залетова Е. А.

В работе поднимаются проблемы формирования школы городского планирования. Рассматривается необходимость практического овладения приемами и методами структурно-планировочной организации европейского города своего рода « Ордерной системы» для градостроителя. Особое внимание уделено основным постулатам набирающего силу движения нового урбанизма и возможностям их применения в образовательной практике. Предлагаются некоторые варианты практических занятий, нацеливающих внимание студентов на структурные единицы городской планировки, на морфологию городских кварталов; на приемы структурно-графического анализа транспортно-планировочной системы исторически сложившегося города; на разукрупнение городской ткани. С тем, чтобы в конечном итоге попытаться избавиться в образовании от некоего типологически-нормативного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Залетова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMING OF THE URBAN DESIGN CUL TURE AMONG STUDENTS OF THE TOWN-PLANNING SPEICLIZA TION

In this work the problem of forming of the urban planning school is raised. The necessity of mastering in methods and techniques of the structural-planning organization of European city some kind of «Order system» for urban planner is considered. Special attention is paid to the main postulates of the enhancing movement of New Urbanism and to the possibilities of including them into the learning practice. Some types of practical studies focusing the students' attention to the structural units of urban design, to the morphology of city blocks, to the methods of structure-graphical analysis of the transportation system of the historically formed city, to the breaking up of city structure into smaller units are offered. Thus, the aim is to avoid from some kind of typology-normative approach in educational practice.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования основ планировочной культуры у студентов градостроительной специальности»

УДК 711.378

Е.А. Залетова - старший преподаватель

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КазГАСУ) К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПЛАНИРОВОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

АННОТАЦИЯ

В работе поднимаются проблемы формирования школы городского планирования. Рассматривается необходимость практического овладения приемами и методами структурно-планировочной организации европейского города - своего рода «Ордерной системы» для градостроителя. Особое внимание уделено основным постулатам набирающего силу движения нового урбанизма и возможностям их применения в образовательной практике. Предлагаются некоторые варианты практических занятий, нацеливающих внимание студентов на структурные единицы городской планировки, на морфологию городских кварталов; на приемы структурнографического анализа транспортно-планировочной системы исторически сложившегося города; на разукрупнение городской ткани. С тем, чтобы в конечном итоге попытаться избавиться в образовании от некоего типологически-нормативного подхода.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Планировочная культура, городской квартал, Новый урбанизм, система упражнений, городское планирование.

E.A. Zalyotova - senior lecturer

Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE) SOME ASPECTS OF FORMING OF THE URBAN DESIGN CULTURE AMONG STUDENTS

OF THE TOWN-PLANNING SIMICIIZATION

ABSTRACT

In this work the problem of forming of the urban planning school is raised. The necessity of mastering in methods and techniques of the structural-planning organization of European city - some kind of «Order system» for urban planner - is considered. Special attention is paid to the main postulates of the enhancing movement of New Urbanism and to the possibilities of including them into the learning practice. Some types of practical studies focusing the students’ attention to the structural units of urban design, to the morphology of city blocks, to the methods of structure-graphical analysis of the transportation system of the historically formed city, to the breaking up of city structure into smaller units are offered. Thus, the aim is to avoid from some kind of typology-normative approach in educational practice.

KEYWORDS: The urban design culture, city block, the New Urbanism, the system of studies, the urban planning.

«Традиционная архитектура и урбанизм это не идеология, религия или абстрактная система. Они не могут спасти потерянные души или вдохнуть смысл в опустошенную жизнь. Это скорее часть технологии, чем стиль; это знания и know-how, позволяющие нам строить практически, эстетически, социально и экономически удовлетворяющие нас города и структуры в различных климатических, культурных и экономических условиях. Такие структуры не обеспечат счастья, но они, безусловно, способствуют стремлениям к счастью огромного количества людей».

Леон Крие

Сегодня необыкновенно остро стоит проблема планирование намного превышает архитектурное

формирования школы городского планирования и проектирование, а это, в свою очередь, требует наличия

необходимости привития планировочной культуры, профессионалов-планировщиков, вобравших в себя

основанной на лучших мировых образцах. В России концентрированное знание, накопленное многими

сейчас наблюдается возрождение урбанистики, поколениями урбанистов, и способных на критическое

начинают осознавать, что по сложности городское переосмысление и понимание.

Едва ли кто-то несет ответственность за плохое градостроительное решение. Однако, подобные решения упрямо живут своей собственной жизнью -целые поколения вынуждены жить с последствиями планировочных ошибок. Политики и девелоперы нередко серьезно ошибаются, принимая к реализации градостроительные планы, графические и пространственные средства которых могут легко соблазнить и обмануть. Зачастую виной тому изобразительные приемы, использованные для передачи идей среды будущего - умело, поданные планировки могут вселить ложные надежды, что сделает неизбежным горькое прозрение. Потому что так много неизвестного присуще градостроительному планированию, что те, кто принимают решения, до некоторой степени - на милости планировщиков. Urban design - это сфера деятельности, требующая огромной моральной ответственности. Тщеславие творца не должно брать верх над общечеловеческими ценностями. Весьма красноречива цитата Heinrich Zille: «Архитектура может убивать людей» [1].

К сожалению, в ХХ веке идеи модернизма взяли верх, и это отразилось не только в свободной планировке так называемых микрорайонов, но и повлияло на методы обучения в высших архитектурных школах. Классические архитектурные дисциплины не изучают, потому что их не преподают. Студентов больше не учат грамматике классических Ордеров, не воспитывают вкуса к архитектурной детали... и всему тому, что можно почерпнуть, изучая Serlio или Palladio. Поэтому весьма редки удачные примеры постмодернистских построек. «Редки потому, что несложно имитировать форму, но трудно или вообще невозможно имитировать свободу работы с формой, которой обучиться в Советское время было невозможно» [2]. Нельзя допустить подобных пробелов при подготовке программ для вновь создаваемой градостроительной специальности. Так как классическая структурно-планировочная организация Европейского города - своего рода «ордерная система» для градостроителя, без тщательного изучения её и овладения приемами и методами городского планирования невозможно сформироваться грамотному творческому специалисту, а именно от его профессионализма зависит «комфортность бытия и комфортность видимого образа города».

Самым древним и ключевым элементом планировочной структуры города является квартал, определяющий оба понятия: и городские пространства, и здания. И именно этот элемент определяет городской масштаб, функциональное использование,

архитектурный порядок и язык (общественный и частный - индивидуальный и коллективный). Размер квартала определяет качество и плотность уличной структуры, что и сказывается в дальнейшем на всех показателях городской жизни. В качестве «букваря»,

для изучения всех тонкостей структуризации города, будет незаменима работа Ильдефонсо Серда для Барселоны - «наиболее эффективный генплан крупного города во всей Европе Х1Х века» [2]. Именно Серда создал термин «урбанизм» и «урбанизация» в своей «Теории Урбанизма» (1867 г.). Серда был первым, кто попытался сформулировать научную теорию города, хотя и достаточно субъективно. По его мнению, новая наука урбанизм будет изучать взаимоотношение застоя и движения в городе, как древнем, так и современном. Он считал, что новые технологии - пар, телеграф и электричество - создали новую цивилизацию, обусловив огромный скачок в масштабе и скорости для европейского города 19 века. Серда изучал эволюцию городов как основу для новой науки, которую он систематизировал, основываясь на транспортной и коммуникационной системах (эта характерная черта позднее нашла отражение в Линчевских «быстрых» и «медленных» частях города). Эта система классификации фокусировала внимание на взаимоотношениях между зданием и улицей, которое для Серда олицетворяло игру между инерцией и постоянным движением. Он в деталях описал процесс модернизации и индустриализации, придавая особое значение скорости сообщения и транспорту. Эти новые потоки энергии видоизменяли традиционный Европейский город, сетку улиц и площадей, создавая новый масштаб городского пространства и новую геометрию движения вдоль современных бульваров и железной дороги. Серда утверждал, что сетка - это лучшая структурная форма современного города, контрастирующая своей рациональностью со случайным кольцом и радиальными связями узких улочек, сформировавшихся ранее. Сетка была лучшим воплощением нового научного порядка; например, прямоугольная сетка плана Виллияма Пенна сделала Филадельфию наиболее красивым городом Америки. Как и его Парижский современник НаиББтапп, Серда предложил рассечь улицами старые кварталы для раскрытия их и способствуя улучшению циркуляции по городу. Его план окружал старую Барселону новыми, здоровыми соседствами, в которых половина каждого квартала была отдана под сады, видимые со стороны улицы [3].

Барселона по сей день вполне эффективно функционирует на сетке улиц, заложенных Серда. Сегодня идет восстановление исходной структуры кварталов - необычные кварталы со срезанными углами и садами внутри были в дальнейшем варварски застроены. Работа Серда с одинаковым основанием может быть отнесена и к практике, и к теории урбанизма. Ему удалось обеспечить и сохранение исторического ядра столицы Каталонии, и удобную связь города с его окружением, и эффективное объединение железнодорожных и трамвайных маршрутов [2].

Весьма характерно, что показатель общей площади, отведенной под дороги, у Серда выше 30 % - подобным

показателем современные города похвастаться не могут, единичные примеры лишь приближаются, Москва не дотягивает и до половины. А между тем Барселона остается более зеленым городом, чем многие другие того же масштаба. Планировка района Эшампле, предложенная Серда для Барселоны, может служить источником вдохновения для многих поколений градостроителей, так как, по мнению Серда, именно «регулярная структура и вызывает наибольшее разнообразие».

Многие постулаты Серда нашли сегодня отражение в набирающем силу движении New Urbanism. Ограниченные рамки статьи не позволяют остановиться подробно на основных принципах, но важно то, что сторонники этого движения стремятся воспроизвести лучшие качества старинных городов -это плотная сетка кварталов, высокое качество и индивидуальность пешеходной среды, многофункциональность, экологическая устойчивость, социальное разнообразие среды, но при этом стоит задача не дать расползаться пригородам (так называемым suburbs), возродить внимание к малому городу и к «городу в городе».

Новые Урбанисты призывают нанизывать новые кварталы не на автомагистрали, но на маршруты общественного транспорта, прежде всего рельсового -трамваев и скоростных трамваев, к середине прошлого века изгнанных в угоду автомобилизации [2]. Причем многие страны Европы и Америки уже с середины 80-х годов XX века формируют систему скоростного рельсового транспорта, осознав, что повсеместная прокладка новых магистралей и фривэйев - это тупиковый путь развития.

Принципы Нового Урбанизма применимы для проектов разного масштаба - от единичного здания до их сообществ, кроме того братьями Крие (Леон Крие -один из основоположников европейской ветви NU) уже апробировано строительство малых и среднего размера городов, но уже существуют проекты и более крупных поселений. Леон Крие отмечает: «New Urbanism это не утопия, не навязывание социальных генпланов. Вместо этого, он предлагает бесконечное разнообразие возможностей для создания гармоничной и привлекательной окружающей среды». Весьма показательно, что в Англии идеи Крие нашли наивысшую поддержку - в лице принца Чарльза, и это дало возможность воплотить их в готовый проект -городок Poundbury. Остается надеяться, что в скором времени и у нас подобные идеи найдут понимание и отклик со стороны людей, принимающих решения, но вкус и понимание подобных вещей нужно прививать уже со студенческой скамьи.

В этом отношении было бы крайне целесообразно в границах учебных программ студентов-градостроителей разработать систему лекционных и практических занятий, формирующих у студентов не только навыки городского планирования, но и чувство

масштаба, плотности и связности планировочной структуры. Занятия могли бы быть выстроены блоками, сообразно уровням городского планирования:

- территориальное планирование, стратегические модели развития;

- разработка и совершенствование городской инфраструктуры;

- формирование городской среды.

Начиная с младших курсов, необходима система упражнений, нацеливающая внимание студентов на структурные единицы городской планировки, при этом особое внимание, уделяя морфологии городских кварталов и тем метаморфозам, которые они претерпели - от основы городской композиции до своего полного растворения в индустриальном городе. Очень важно, чтобы студенты смогли понять диалектику квартала и городского пространства, для этого совершенно незаменимы диаграммы Л. Крие, с помощью которых можно проанализировать как квартал, который, являясь типологически постоянным элементом, мог создавать городские пространства, но мог также и, оставаясь неопределенным, сам стать результатом прорисовки улиц и площадей. Подобная система упражнений позволит привить студентам некую планировочную культуру, основанную на традиции Европейского квартала, они смогут понять, что кварталы должны иметь четко определенные размеры, объем, ориентацию, типологию, порядок и сложность, с тем, чтобы называться городскими.

Но прежде чем некая структурная единица -квартал - приобретет свои специфические градостроительные характеристики, его необходимо определить в более общем, территориальном смысле, поэтому помимо графического анализа типологии городских пространств, чрезвычайно важно проследить преемственность планировочной структуры. С этих позиций очень интересен прием структурно-графического анализа транспортнопланировочной системы исторически сложившегося города. Историко-типологическое зонирование плана позволяет исследовать его композиционную структуру дифференцированно. В этом отношении

«формализация» служит основой выявления главной композиционной темы плана. Подобная формализация каркаса дает возможность подвергнуть анализу не только композиционные характеристики структуры, но и увидеть резервы ее дальнейшего развития и перейти к пониманию структурной иерархии транспортного каркаса, а также плотности и связности всей системы. В дальнейшем обучении все вышеизложенное позволит студентам осознать суть комплексного транспортноградостроительного планирования и необходимость решения транспортных проблем системно, на всех уровнях градостроительного планирования -от выработки стратегии до поэтапной реализации.

В качестве прикладной задачи были бы весьма актуальны и полезны задания по разукрупнению городской ткани, с созданием мелкоячеистой сети

новых проездов, что позволит студентам проследить возможности изменения характеристик структуры по непрямолинейности, плотности и связности.

Далее в процессе обучения, подводя студентов-градостроителей к основам территориального планирования и выработки стратегических моделей развития, может быть, было бы целесообразно от проектов абстрактных поселков перейти к неким самодостаточным урбанизированным образованиям, формирующим агломерации и районы развития. Постепенно усложняя задачи, можно отрабатывать различные модели рассредоточенного развития (системы городов-спутников, концепции полуавтономных городских районов, стратегии развития города вдоль направленных осей

урбанизации) и современные инструменты пространственного управления. С тем, чтобы в конечном итоге попытаться избавиться в образовании от некоего типологически-нормативного подхода.

Литература

1. Rob Krier. Town Spaces. - Berlin: Birkhauser, 2006.

- 288 p.

2. Глазычев В.Л. Урбанистика. - М.: Изд-во Европа, 2008. - 219 c.

3. David Grahame Shane. Recombinant Urbanism: conceptual modeling in architecture, urban design and city theory. - Chichester, GB: Wiley-Academy, 2005.

- 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.