Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / показатели здоровья / здоровый образ жизни / вредные привычки / государство / рекомендации / health / health indicators / healthy lifestyle / bad habits / government / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Рысев Юрий Львович

Актуальность данной статьи заключается в важности здорового образа жизни, основных проблем и факторов, которые препятствуют его развитию и формированию. Целью данного исследования является пропагандирование и распространение здорового образа жизни среди студентов Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Рысев Юрий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF A HEALTHY STUDENTS’ LIFESTYLE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

The relevance of this article lies in the importance of a healthy lifestyle, the main problems and factors that hinder and slow down the development and formation of a student’s lifestyle. The purpose of this study is to promote and spread a healthy lifestyle among students of the Russian Customs Academy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ»

УДК 378.6

к вопросу формирования

и развития Здорового образа жизни студентов российской таможенной академии

Дудус Александр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: dudus2015@ya.ru

Рысев Юрий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: krasnydoker@mail.ru

Актуальность данной статьи заключается в важности здорового образа жизни, основных проблем и факторов, которые препятствуют его развитию и формированию. Целью данного исследования является пропагандирование и распространение здорового образа жизни среди студентов Российской таможенной академии

Ключевые слова: здоровье; показатели здоровья; здоровый образ жизни; вредные привычки; государство; рекомендации

on the issue of formation and the development of a healthy STUDENTS' lifestyle russian customs academy

Dudus Alexander N.

Russian Customs Academy St.Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Assistant Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: dudus2015@ ya.ru

Rusev Yuri L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lector of the Department of Physical Training, e-mail: krasnydoker@ mail.ru

The relevance of this article lies in the importance of a healthy lifestyle, the main problems and factors that hinder and slow down the development and formation of a student's lifestyle. The purpose of this study is to promote and spread a healthy lifestyle among students of the Russian Customs Academy

Keywords: health; health indicators; healthy lifestyle; bad habits; government; recommendations

Для цитирования: Дудус А.Н., Рысев А.Л. К вопросу формирования и развития здорового образа жизни у студентов Российской таможенной академии // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 119-123.

В настоящее время наблюдается проблема уменьшения численности населения, выражающаяся в превышении уровня смертности над уровнем рождаемости, общее ухудшение здоровья и благосостояния населения. С каждым годом среди молодого поколения распространяется тенденция табакокурения, употребления спиртных напитков, актуализируется игровая и интернет-зависимость. Также активно пропагандируются быстрые программы похудения, сущность которых заключается в глобальном дефиците калорий или отказе от некоторых видов полезных продуктов питания. К сожалению, все это напрямую влияет на состояние, самочувствие и здоровье человека. Ввиду этого снижается работоспособность, ухудшается память, самооценка, пропадает мотивация и желание что-либо делать. Так, низкий показатель здоровья влияет не только на государственный прогресс во всех сферах, но и на благосостояние, процветание и развитие молодого поколения, в том числе студентов.

В связи с этим одной из приоритетных и важных задач, которая стоит перед научно-педагогичес-

кими работниками кафедры физической подготовки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, становится пропагандирова-ние здорового образа жизни, воспитание физически и духовно здорового студента, специалиста таможенной службы.

На сегодняшний день государство прикладывает немало усилий для развития правильного образа жизни среди молодежи: разрабатываются различные программы, строятся спортивные площадки, комплексы и т.д. Несмотря на это проблема формирования здорового образа жизни все еще остается актуальной. По нашему мнению, для того чтобы привлечь молодежь к данному образу жизни необходимо уделять внимание не только физической, но и социальной, духовной составляющей.

Обратимся к значению слова «здоровье». Еще в XIX веке Гегель говорил, что здоровье - это «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием», доказывая более глубокое и сложное значение данного слова.

В середине ХХ века Всемирная организация здоровья определила этот термин следующим

образом: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Данная трактовка «здоровья» была положена в основу концепции Всемирной организации здравоохранения в 1985 году, а затем «Здоровье для всех к 2000 году». Именно благодаря ключевому слову «благополучие» в смысловой составляющей «здоровья» было обращено внимание на социальную составляющую.

Также эту особенность подчеркивает Заготова С.Н., утверждая, что «здоровье - такое состояние организма, которое дает возможность сохранять здоровье», отводя особое место и обращая внимание на сознание человека в сохранении здоровья.

Нересов Я.Н. считает, что здоровье - это некий результат взаимодействия человека с обществом и окружающим миром: «в совокупности здоровье понимается как комплекс функций организма, учитывающий физические, психические, духовные характеристики человека, уровень его социальной активности, физической и умственной работоспособности».

Таким образом, здоровье - это некое состояние индивида, которое включает в себя не только биологическую устойчивость, но и адаптацию в социуме, моральную осознанность, устойчивость, осмысленность. То есть это некое единство души, тела и духа.

Иначе говоря, здоровье - это благо, от которого зависит исполнение желаний, удовлетворение потребностей и достижение определенных искомых целей. Только здоровому человеку посильны любые трудности и невзгоды. Человек, обладающий единством души, тела и духа, легко справляется с поставленными задачами, воспринимает и запоминает информацию, переносит различного уровня нагрузки. Именно поэтому здоровье так важно для подрастающего поколения.

Но как же определить состояние здоровья? Для этого используются условные показатели, такие как:

1. Ресурсы здоровья.

2. Потенциал здоровья.

3. Баланс здоровья.

В настоящее время в науке также выделяют такие компоненты здоровья:

- физическое;

- соматическое;

- психическое;

- сексуальное;

- нравственное;

- психологическое.

К сожалению, данных критериев недостаточно, чтобы четко и правильно определить состояние здоровья каждого человека. В мире разрабатываются различные показатели, индексы оценки здоровья, которые в некоторой степени отражают физическое и моральное состояние человека. Однако эти критерии помогут определить только «общее» состояние здоровья. Именно поэтому каждому

студенту, стремящемуся быть здоровым, необходимо соблюдать не только эти критерии, но и здоровый образ жизни.

Рубанович В.Б. определяет здоровый образ жизни, как активную деятельность человека, которая направлена на сохранение и улучшение здоровья, основанную на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. То есть здоровый образ жизни - это некие правила, эталоны образа мышления и повседневных действий, которые охватывают быт, трудовую, рабочую и общественную деятельность, рациональное распределение времени и удовлетворение всех потребностей, в том числе и духовных.

Здоровый образ жизни гарантирует долголетие, помогает достичь внутреннюю гармонию, активизировать внутренние силы организма, улучшить социальную адаптацию, иммунитет и состояние организма в целом.

Элементами здорового образа жизни являются:

- правильное питание;

- соблюдение режима труда и отдыха;

- профилактика вредных привычек;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- культура общения в обществе;

- организация целесообразного режима двигательной активности;

- культура сексуального поведения.

Таким образом, понятие здорового образа жизни масштабно. Оно содержит в себе не только отсутствие вредных привычек, систему полезного питания, различные физические упражнения, но и отношение к себе и всем окружающим, жизненные ценности, приоритеты и цели.

Но почему же при всей полезности и важности здорового образа жизни ему соответствует малая доля людей, а особенно среди молодежи и студентов? Выделим следующие проблемы, которые препятствуют формированию данного образа жизни среди студентов вуза:

1. Недостаточность или полное отсутствие примера родителей или близкого круга лиц в процессе становления и формирования личности.

2. Отсутствие физического воспитания в семье.

3. Повышенный спрос в использовании вредных привычек, вызванных чаще всего из-за стресса.

4. Распространение и удобство быстрого питания, перекусов, что нарушает нормы правильного и полезного питания.

5. Отсутствие режима дня, вызванные усталостью и недосыпом.

6. Неактуальность активного занятия спортом и соблюдений всех требований для поддержания тела в форме.

7. Низкий уровень знаний о правильном и рациональном питании.

8. Увлеченность социальными сетями, компьютерными играми.

Научные исследования подтверждают, что

студенты имеют недостаточный объем знаний в области правильного питания, перспектив в соблюдении здорового образа жизни, не воспринимают всерьез все факторы и угрозы, которые так или иначе, оказывают влияние на общее состояние здоровья.

В первом полугодии 2023-2024 учебного года преподавателями кафедры физической подготовки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии был проведен опрос студентов 1-^ курсов с целью исследования текущего уровня здоровья и образа жизни, склонности к пагубным привычкам обучающихся. В процессе опроса студентов просили быть максимально откровенными и честными. В предоставленный перечень входили такие вопросы: «Употребляете ли вы табачные изделия или электронные сигареты?», «Как вы относитесь к алкогольным напиткам и употребляете ли вы их?», «Употребляете ли вы энергетические напитки?»

Проведенное исследование о здоровом образе жизни среди студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии позволило получить ценные и познавательные данные о текущем уровне здоровья и образа жизни студентов. Вот основные выводы на основе опроса.

Численность употребляющих табачные изделия или электронные сигареты составила 26,1 % всех обучающихся, употребляющих энергетические напитки - 10,8 %, имеющих опыт употребления алкогольной продукции 33,9 %, ведущие здоровый образ жизни и не употребляющие алкогольные и энергетические напитки - 29,2 % (см. рисунок).

Также в результате опроса было выяснено, что среди студентов 1-^ курсов, девушек, которые ведут здоровый образ жизни, оказалось 60 %, молодых людей - 40 %.

Таким образом, большинство студентов имеют какие-либо вредные привычки и прибегают к ним в повседневной жизни. Также, по данным опроса, девушки имеют меньшее количество

пагубных привычек и стараются вести более здоровый образ жизни, в отличие от молодых людей. Ведение у студентов негативного образа жизни, включающего в себя вредные привычки, можно объяснить сменой ориентиров, взглядов, созданием и распространением новых модных направлений.

На здоровье студентов влияет огромное количество факторов: образ жизни, окружение, выбор занятий и действий в свободное время и многое другое. Как утверждал Алиев М.Н., для формирования мотивации и заинтересованности молодежи к здоровому образу жизни необходимо целенаправленное взаимодействие семьи, государства, медицинских работников и учебного учреждения.

Так как здоровый образ жизни объединяет два направления, включающих отношение к собственному здоровью и формирование данного образа жизни на государственном уровне, включая, в том числе, деятельность в сфере законотворчества, здравоохранения, образования, культуры.

Именно поэтому, для того чтобы привить любовь будущих специалистов таможенной службы к здоровому образу жизни и соблюдению данного режима на постоянной основе, предлагаются следующие мероприятия:

1. Пропаганда здорового образа жизни путем распространения информации не только в социальных сетях, но и популярных среди студентов источниках.

2. Проведение мероприятий разнообразного формата, которые показывали бы не только негативную сторону вредных привычек, но и заинтересовали молодежь перейти на здоровый образ жизни. Известен тот факт, что среди молодежи актуальны различные компьютерные игры и программы. Поэтому одним из лучших способов повысить популярность и важность здорового образа жизни, например, создать приложение, в котором с помощью умных часов заносились бы данные о здоровье

■ Употребляющие табачные изделия или электронные сигареты

■ Употребляющие алкогольную продукцию

■ Употребляющие энергетические напитки Ведущие здоровый образ жизни

Результаты опроса (составлено авторами)

и активности обучающегося за день. Чем больше физической и спортивной деятельности будет осуществляться за день, тем выше будет подниматься студент в электронной таблице, получая за это очки. Данный рейтинг будет показывать ежедневное состояние созданного персонажа, а набранные очки помогут развивать и приобретать для него различные вещи. При этом, если активности за день будет недостаточно, то обучающийся не сможет продвигаться в таблице и соответственно не получит заведомые очки. Данное приложение будет стимулировать соревновательный дух и поможет не только отслеживать физическую активность и здоровье, но и внедрить ее в повседневную жизнь.

3. Создание специализированных зон и площадок: обустройство спортивных залов и площадок с необходимым оборудованием для комфортных занятий студентов.

4. Расширение количества спортивных кружков, секций, внедряя и развивая новые виды спорта. Так, например, среди молодежи активно набирают популярность такие направления активной деятельности, как йога, будокан-фитнес, сквош, воздушная гимнастика, регби и многие другие. Внедряя их в учебную программу, можно не только привлечь студентов к спорту и здоровому образу жизни, но и объединить их интересы и помочь их реализовать в рамках филиала.

5. Комплектование кружков и спортивных секций инновационным оборудованием. Для повышения мотивации и результативности можно предложить такие технологии: виртуальные тренажеры и симуляторы - для разнообразных и интересных тренировок, которые могут быть привлекательны для молодежи, а также электронные доски и гаджеты для мониторинга прогресса - для отображения результатов тренировок и мотивации студентов к достижению целей.

6. Формирование знаний о здоровье и путях его сохранения.

7. Развитие умения эффективно пользоваться знаниями для создания образа жизни, формирования чувства ответственности за состояние собственного организма. Для данного навыка самым лучшим инструментом может послужить мониторинг и оценка прогресса: использование спортивных трекеров и приложений для отслеживания прогресса студентов и мотивации к дальнейшему достижению здоровых и спортивных целей.

8. Формирование в процессе обучения отношения к здоровью как особому благу, ценности.

9. Внедрение в учебный процесс здоровьесбе-регающих технологий.

10. Проведение опросов или тестирования, которые помогли не только анализировать отношение молодого поколения к вредным привычкам, но и определить эффективность проведения различных спортивных мероприятий

Из этого следует, что немаловажный вклад в формировании и пропагандировании здорового

образа жизни среди молодежи играет высшая школа и учреждения, где происходит становление личности, закладываются основы мировоззрения, развиваются различные качества и навыки. Именно государство вместе с учебными учреждениями являются теми социальными институтами, роль которых в развитие здорового образа жизни не только глобальна и важно, но и необходима.

В завершении подчеркнем, что здоровый образ жизни - это общепризнанный и действенный способ укрепления, сохранения и улучшения состояния здоровья, для соблюдения которого нужно следовать следующим рекомендациям:

- соблюдение правильного и здорового сна;

- соблюдение личной гигиены;

- организация режима дня;

- организация правильного и сбалансированного питания;

- занятие спортом и выполнение физических упражнений;

- пребывание на свежем воздухе;

- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;

- отказ от вредных привычек;

- укрепление иммунитета и улучшения состояния здоровья путем закаливания;

- минимизация стрессов для улучшения эмоционального настроения.

Таким образом, здоровье - самая важная составляющая в жизни каждого студента, потребность в котором у большинства находится на первом плане. Здоровье является социальной ценностью высшей категории, так как позволяет жить благополучной и продуктивной жизнью. Именно здоровье оказывает огромное влияние на трудоспособность и учебу в целом. Поэтому первостепенной задачей становится обеспечение и пропагандирование здорового образа жизни среди молодого поколения, которое определяет вектор развития. Поступление в учебное заведение, вступление в кружки или научные общества, участие в различных мероприятиях напрямую оказывают воздействие на студента, сопровождают изменение в их расписании дня, привычек. Из-за огромной интенсивности образовательного процесса, несоблюдения режима сна, ухудшения правильного питания, малоподвижного образа жизни у молодых людей появляются проблемы со здоровьем. Все перечисленные факторы подчеркивают необходимость разработок программ по контролю за качеством жизни обучающихся. Повлиять на привычки и образ жизни также могут образовательные учреждения, опытные педагоги. Это объясняется тем, что окружение является важным фактором социализации, закладывает определенные устои и помогает развиваться личности в верном направлении. Именно поэтому государство вместе с учебными учреждениями и другими организациями активно разрабатывает и внедряет программы, проекты, мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать

вывод, что образ жизни формируется обществом, в котором находится и функционирует человек, закладывается семейным, школьным, студенческим, бытовым воспитанием и является важной и неотъемлемой частью жизни каждого, а особенно молодого поколения, от которого зависит будущее.

Библиографический список:

1. Рубанович В.Б. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. Новосибирск: АРТА, 2011. С. 256.

2. Черкасова А.В. Влияние экологии и культуры студенческой молодежи на их образ жизни и состояние здоровья /А.В. Черкасова, В.В. Маер // В сборнике: Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей XII Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2023. С. 224-229.

3. Демеш В.П. Занятие физической культурой студентов специальных медицинских групп в Российской таможенной академии / В.П. Демеш, О.В. Миронова, А.Г. Сергеева, А.В. Шаронова // Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2021. С. 12.

4. Круглов С.Г. Реализация этапов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Санкт-Петербургской ГАВМ: первые результаты и ожидаемые перспективы /

С. Г. Круглов, Е. А. Гаврилова, А. И. Петренко // Материалы международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГАВМ, Санкт-Петербург, 22-26 января 2018 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины, 2018. С. 59-60.

5. Демеш В.П. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / В.П. Демеш, К.П. Бакешин, А.Н. Дудус // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2022. № 4(84). С. 112-115.

6. Евдокимов, И. М. Отношение студентов к здоровью и лечению по мере обучения в связи с уровнем физической подготовленности / И.М. Евдокимов // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: мат-лы Всеросс. научн.-практ. конференции, Чебоксары, 25 июня 2021 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2021. С. 257-259.

7. Бакешин К.П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам // Теория и практика физической культуры, 2020. № 12. С. 49-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.