Научная статья на тему 'К вопросу формирования финансовых показателей деятельности организации'

К вопросу формирования финансовых показателей деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна, Черняк Жанна Александровна

The Activity of any organization, presenting collection of varied economic operation, expects shaping an integer complex of the interconnected factors. Complex planning, analysis and checking economic-commercial activity is impossible without systematization of the economic factors, describing different sides to activity managing subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования финансовых показателей деятельности организации»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 47-49.

© Л.В. Завьялова, Ж.А. Черняк, 2007 УДК 336.0

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Л.В. Завьялова, Ж.А. Черняк

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The Activity of any organization, presenting collection of varied economic operation, expects shaping an integer complex of the interconnected factors. Complex planning, analysis and checking economic-commercial activity is impossible without systematization of the economic factors, describing different sides to activity managing subject.

Деятельность любой организации, представляющая собой совокупность разнообразных хозяйственных операций, предполагает формирование целого комплекса взаимосвязанных показателей. Комплексное планирование, анализ и контроль хозяйственно-коммерческой деятельности

невозможны без систематизации экономических показателей, описывающих различные стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Информационная база организации формируется на разных уровнях, характеристика которых представлена на рисунке.

Статистическая отчетность:

1 - статистика производства, отгрузки и продажи товаров и услуг;

2 - статистика инвестиций;

3 - статистика финансов;

4 - статистика труда;

Бухгалтерская отчетность:

5 - внутренняя бухгалтерская (управленческая) отчетность;

6 - бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Формирование сводных показателей, характеризующих деятельность организации

Первоначально любая хозяйственная операция отражается в первичной учетной документации, представляющей собой совокупность учетных показателей о фактах хозяйственной жизни организации.

На следующем этапе в результате группировки и обобщения первичных учетных показателей по экономически однородным признакам формируются учетные регистры, обеспечивающие получение сводных данных.

Заключительным шагом является преобразование сводной информации в отчетность хозяйствующего субъекта. Отчетность организации отражает эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Наибольший интерес с точки зрения принятия управленческих решений имеет информация, отражающая финансовое состояние организации. Хотя некоторые специалисты отмечают, что финансовые показатели не в полной мере отражают все многообразие процессов, происходящих внутри организации, тем не менее для оценки положения дел в компании, как правило, используется именно данная группа показателей. Это объясняется тем, что финансы обеспечивают интегрированное, широкое понимание деятельности организаций: дают оценку ресурсов организации в денежном выражении, опираются на высокоразвитые модели и методы

управления и планирования и ориентированы на принятие рациональных решений.

Финансовая информация формируется в рамках бухгалтерской, налоговой, статистической и внутренней отчетности. Указанные виды отчетности имеют различную адресность и назначение.

Наибольший объем сведений содержат финансовые показатели, представленные в бухгалтерской отчетности.

К сожалению, современная практика российского бухгалтерского учета не предусматривает четкого деления бухгалтерской информации на две взаимосвязанные системы: управленческого и финансового учета. В результате на уровне хозяйствующего субъекта не происходит обособления финансовых сведений, содержащих коммерческую тайну, в изолированную замкнутую систему управленческого учета. Построение этого вида учета на российских предприятиях позволяет, с одной стороны, систематизировать данные, необходимые для принятия оперативных управленческих решений в области финансового менеджмента (при этом можно применять специфические способы признания и оценки фактов хозяйственной жизни, не характерные для системы бухгалтерского (финансового) учета), а с другой - ограничивает доступ работников организации к сведениям конфиденциального характера. Вместе с тем в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденном приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60-н, предусмотрена необходимость разработки и утверждения форм внутренней бухгалтерской отчетности в процессе формирования учетной политики организации. Поскольку, согласно требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность организации является открытой, к внутренней бухгалтерской отчетности, по мнению авторов, можно относить только отчетность, сформированную в рамках управленческого учета. Кроме того, указанный закон является первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (п. 4 ст. 10). Следовательно, в российском законодательстве сегодня отсутствуют преграды для развития управленческого учета. Более того, законодательные и нормативные акты Российской Федерации закрепляют необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета.

В наиболее полном и систематизированном виде информация о финансовом состоянии формируется при финансовом учете и содержится в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Построение этого вида отчетности организации регулирует Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н. Эта отчетность, по сути, является единственным официальным источником информации о финансовом и имущественном положении организации и о финансовых результатах ее деятельности для внешних контрагентов. В отчетных документах осуществляется группировка и систематизация разнокачественных финансовых показателей, характеризующих развитие предприятия за определенный период времени. Информация сгруппирована в три основных блока: показатели, характеризующие финансовое и имущественное положение организации на отчетную дату (форма № 1 «Бухгалтерский баланс»), показатели, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности организации за период (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), и показатели, характеризующие изменение финансового положения организации за период (форма № 3 «Отчет об изменении капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»).

Вместе с тем следует отметить, что существующая система бухгалтерского учета не позволяет получить оперативные и точные данные. Наличие возможности манипулировать различными статьями баланса позволяет искажать реальное финансовое состояние организации. Например, рядом предприятий намеренно производится дробление или агрегирование статей, включение в баланс сумм, подлежащих списанию, манипулирование оценкой статей баланса и т. п. Поскольку в настоящее время на большинстве предприятий баланс и другие формы отчетности являются основной информационной базой для анализа финансового состояния и принятия на основе его результатов финансовых решений, то подобное искажение реальной ситуации приводит к неэффективному управлению и диагностированию финансовых проблем. Все это накладывает определенные ограничения на использование внешними и внутренними пользователями данных бухгалтерского (финансового) учета для обоснования и принятия финансовых решений.

Финансовые показатели, формирующиеся в системе налогового учета, направлены на обоснование размера налоговых платежей организации и не отражают реального финансового состояния хозяйствующего субъекта. Более того, применение на предприятии систем бухгалтерского и налогового учета обусловливает различное наполнение ряда показателей, используемых при принятии финансовых решений. Например, использование разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и определения налога на прибыль, признание для целей налогообложения только части понесенных организацией расходов создают проблемы при объективной оценке финансовой ситуации на предприятии.

В рамках статистической отчетности особое внимание уделяется таким финансовым показателям функционирования хозяйствующего субъекта, как конечный финансовый результат и рентабельность экономической деятельности, финансовая устойчивость и платежеспособность организации, а также уровень кредиторской и дебиторской задолженностей.

Для снижения отчетной нагрузки как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной статистики применяется деление юридических лиц и их обособленных подразделений на два типа: субъекты малого предпринимательства, крупные и средние организации. Критерии отнесения к соответствующему типу определены Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Крупные и средние коммерческие организации, преимущественно относящиеся к нефинансовому сектору, в составе статистической финансовой отчетности представляют форму № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», утвержденную постановлением

Росстата от 1 августа 2005 г. № 54, и форму № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденную постановлением Росстата от 27 июля 2004 г. № 34.

Субъекты малого предпринимательства не подлежат оперативному статистическому финансовому наблюдению, поэтому не представляют органам государственной статистики формы федерального государственного статистического наблюдения по финансовой деятельности.

Оперативный учет используется для получения финансовой информации, которая необходима для текущего управления финансовой деятельностью предприятия и его структурных подразделений, а также для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках финансовой деятельности организации.

Информация оперативного учета с высокой точностью, объективностью и необходимой детализацией должна отражать многочисленные качественные и количественные характеристики фактов финансовой деятельности, несущественных с точки зрения других видов учета. Поэтому к задачам оперативного учета относятся наблюдение и документальное оформление процессов и фактов хозяйственной жизни организации, их первичная обработка, накопление и представление данных для нужд оперативного управления и контроля. Оперативный учет отражает и контролирует отдельные хозяйственные процессы и факты: учет отгрузки, реализации продукции; использование финансовых ресурсов; учет состояния расчетов с контрагентами и т. д., как правило, непосредственно в ходе и на месте их совершения.

Особенностью показателей такого учета считается быстрота их получения, оформление первичных документов непосредственно при выполнении финансовых операций, конкретность информации. Однако формируя эти финансовые показатели, оперативный учет не дает целостной картины финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Использование его информации ограничено временным периодом. Как правило, она теряет информационное значение для управления сразу после завершения процесса или финансовой операции.

В заключение следует отметить, что финансовые показатели деятельности организации в конечном итоге строятся на основе методологии бухгалтерского учета. Однако в различных видах отчетности, используемых для тех или иных целей, формирование показателей, зачастую одноименных, осуществляется на основе различных принципов, что в конечном итоге усложняет проведение диагностики финансового состояния хозяйствующего субъекта и принятие управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.