УДК 111.852:796.012.656
Д. А. Климова
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Осмысление практических и теоретических вопросов современного образования нацеливает на поиск новых форм, методов, средств и закономерностей эстетической культуры школьников. Рассматривается отношение к формированию эстетической культуры младших школьников средствами хореографии.
The article deals with practical and theoretical questions of modern education, conducts search for new forms, methods, means and regularities of aesthetic culture of school children. The author considers the formation of primary school children aesthetic culture by means of choreography and the attitude of parents and teachers to this process.
Ключевые слова: физическая культура, эстетическая культура, хореография.
Key words: physical training, aesthetic culture, choreography.
Сформированные в начале XXI века новые подходы к начальному образованию поставили в центр внимания педагогической науки и практики, в том числе процесса физического воспитания, не только проблемы развития двигательных умений и навыков, а также физических качеств, предусмотренных государственными стандартами и учебными планами, но и формирования гармонично развитой личности. К идеалу разносторонне гармонично развитого человека стремились педагоги разных времен и разных стран. Особенно актуальной становится эта проблема в наше время — в условиях ухудшающегося здоровья подрастающего поколения. В этой связи действительность диктует настоятельную необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний; воспитания нравственных качеств и развития эстетической культуры школьников.
Решая обозначенную проблему, мы предполагаем, что комплексное использование средств хореографии позволяет более целенаправленно обеспечить гармонизацию развития младших школьников. Для физической культуры характерна не только возможность создания физически совершенного тела, но и представление художественного образа как эстетического идеала совершенного человека. Вечные ценности искусства, в том числе и хореографического, должны более активно привлекаться в качестве универсальных средств воспитания подрастающего поколения [1]. Эстетическая культура здесь проявляется через красоту и выразительность движений, эстетические качества упражнений, пробуждение эмоций, творчества, фантазии, гармоничные комбинации движений [2].
С целью изучения возможностей эстетической культуры в условиях начальной школы и определения влияния хореографии на формирование эстетической культуры младших школьников нами была подго-
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 103—106.
товлена анкета, состоящая из 15 вопросов для учителей начальных классов. Результаты анкетирования 65 респондентов из общеобразовательных заведений Москвы, Калининграда и Балтийска показали, что 67 % опрошенных считают, что формирование эстетической культуры должно быть неразрывно с семьей, школой, дополнительными учреждениями. Все педагоги согласились с нашим определением эстетической культуры — составная часть общей культуры, объединяющая в себе категории прекрасного, образующие восприятие окружающего мира по законам красоты; 59,4 % учителей нерегулярно уделяют внимание формированию эстетической культуры на своих уроках, лишь
19.6 % — делают это постоянно. Большинство (66,7 %) опрошенных считают, что использование средств хореографии сильно влияет на развитие эстетической культуры личности младшего школьника; 32,3 % — посчитали необходимым для формирования эстетической культуры на уроках физической культуры введение средств хореографии; 41,9 % — убеждены, что недостаточная разработанность форм эстетической деятельности младших школьников снижает эффективность развития эстетической культуры младших школьников.
Для анкетирования специалистов по физической культуре нами также было подготовлено 15 содержательных вопросов. По мнению
39.7 % опрошенных, хореографию необходимо вводить как дополнительный урок по интересам; 41,3 % — убеждены, что хореография способствует формированию культуры движения, 34,2 % — отводят хореографии функцию формирования эстетической культуры, но никто не оценил влияние хореографии на развитие физических качеств, что позволило нам попытаться доказать обратное.
Результаты анкетирования 155 родителей школьников, участвующих в эксперименте, показали, что 45 % опрошенных считают важным формирование эстетической культуры у младших школьников. В свободное от школы время 42,4 % детей посещают спортивные секции,
18.7 % — ничем не занимаются. В 13,5 % случаев любимым видом деятельности младших школьников является танец, в 11,7 % — спорт, а больше всего дети этого возраста, по мнению их родителей, любят читать — 15,3 %. Из всего количества предметов, предназначенных стандартом для начальной школы, детям большего всего нравятся уроки физической культуры. Все это позволило нам определить отношение семьи к проблеме развития эстетической культуры в среде общеобразовательной начальной школы.
Для того чтобы понять, каким образом можно создать высокую мотивацию к занятиям хореографией и сделать этот процесс эффективным для формирования эстетической культуры, нами была проведена беседа с 186 школьниками 2 — 3-х классов. У большинства детей отсутствует представление о том, что такое хореография, поэтому беседуя с ними, мы использовали термин «танец». У 27 % респондентов положительные эмоции в хореографии вызывают «красивые движения», у 14,5 % — возможность красиво и легко двигаться, 15,5 % — считают хореографию интересной и привлекательной деятельностью. Из всех
школьников 25 % оказались совершено незаинтересованными в беседе и продемонстрировали свое нежелание заниматься из-за того, что данный процесс будет для них сложным или скучным. Хотели бы заниматься в школе 64 % школьников, вместе с тем 42 % учащихся пожелали, чтобы хореография была отдельным уроком, 37,4 % — чтобы элементы хореографии включались в уроки физической культуры, а 20,6 % — чтобы уроки физической культуры и хореографии чередовались. О том, что на уроках хореографии используется большое количество интересных движений, отметили 27,6 % опрошенных.
Обобщение и анализ данных анкетирования и беседы позволил нам разработать модель проведения педагогического эксперимента, который включал в себя учебную программу по хореографии как дополнительного урока (3-й — по физической культуре) для школьников I—IV классов, не противоречащую общеобразовательному стандарту и типовой учебной программе по физической культуре для учащихся. Программа рассчитана на 36 часов в учебном году, из которых 30 — практические и 6 — теоретические занятия. Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением следующих разделов программы: основы знаний по хореографии; хореографический базис, включающий в себя обязательное изучение партерного экзерсиса классической хореографии; танцевальные движения и репертуар, направленные на музыкально-ритмическое и физическое развитие, формирование творческих возможностей, а также совершенствование моторной, слуховой и образной памяти. Уроки должны проводиться в особых условиях, способствующих формированию эстетической культуры, для этого на уроках обязательно должно быть музыкальное сопровождение. Внешний вид учителя и, соответственно, специальная форма учащихся также являются необходимыми компонентами проведения занятий; объяснения и указания учителя должны содержать большое количество эстетических терминов.
Содержание программного материала составлено таким образом, чтобы учащиеся начальных классов могли получить определенные знания, умения и навыки в области хореографии, приобрести определенный уровень эстетической культуры.
Для определения эффективности предлагаемой программы нами были разработаны контрольные нормативы общефизического и двигательного развития, а также критерии уровня развития эстетической культуры учащихся, включающие оценку:
1) двигательного и эмоционального развития;
2) развития моторной, слуховой и образной памяти;
3) развития творческих качеств и артистизма;
4) хореографической оснащенности.
Таким образом, в результате освоения программного материала по хореографии учащиеся начальных классов должны приобрести определенный уровень эстетической культуры. Вместе с тем полученные результаты проведенного анкетирования и устного опроса свидетельствуют о положительном влиянии использования хореографии как
средства физической культуры на формирование правильной осанки, двигательных умений и навыков младших школьников.
Список литературы
1. Фокина Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2002.
2. Шипилина И. А. Хореография в спорте. Ростов н/Д, 2004. (Сер. «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте».)
Об авторе
Д. А. Климова — асп., РГУ им. И. Канта.
About author
D. Klimova — Ph.D. student, IKSUR.