120
POLITICAL SCIENCE / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#1Щ&1)),2©2©
POLITICAL SCIENCE
Сизова Алла Сергеевна, доцент кафедры конституционного и муниципального права Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Макаренков Семён Сергеевич студент факультета права Владимирский филиал РАНХиГС, DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11876 К ВОПРОСУ ЭТНОКРАТИИ В ТАТАРСТАНЕ. ВЛИЯНИЕ ТУРЦИИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ТАТАРСТАНА И РФ.
Sizova Alla S.,
Assistant Professor of Constitutional and Municipal Law Department of Vladimir Branch of the RANEPA PhD(Law) Makarenkov Semyon S.
law student
of Vladimir Branch of the RANEPA
ON THE ISSUE OF ETHNOCRACY IN TATARSTAN. THE INFLUENCE OF TURKEY ON RELATIONS BETWEEN TATARSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION.
Аннотация.
В статье исследуются современные тенденции и пути развития политических, торгово-экономических и внешнеэкономических отношений между федеральным центром Российской Федерации и национальными регионами, в частности Республикой Татарстан. Так же рассматривается вопрос внешнеполитического воздействия Турецкой Республики на Республику Татарстан под видом культурного и религиозного обмена с братским тюркским народом. Важно отметить, что необходимо тщательно рассматривать подобные внешнеполитические связи регионов России, поскольку под видом культурного обмена и обычных торгово-экономических отношений, может происходить культурная, религиозная и экономическая экспансия региона.
Abstract.
The article explores current trends and ways of developing political, trade, economic and foreign economic relations between the federal center of the Russian Federation and national regions, in particular the Republic of Tatarstan. The issue of the foreign policy influence of the Republic of Turkey on the Republic of Tatarstan is also considered under the guise of cultural and religious exchange with the fraternal Turkic people. It is important to note that it is necessary to carefully consider such foreign policy relations of the regions of Russia, since under the guise of cultural exchange and ordinary trade and economic relations, cultural, religious and economic expansion of the region may occur.
Ключевые слова: Этнократия, Татарстан, Турция, влияние, взаимоотношения, Российская Федерация, Анкара, Казань, федеративный договор, Чеченская Республика, Минтимер Шаймиев.
Keywords: Ethnocracy, Tatarstan, Turkey, influence, relations, Russian Federation, Ankara, Kazan, federal agreement, Chechen Republic, Mintimer Shaimiev.
Федерализм как форма государственного устройства обозначена в первой статье Конституции. Обусловлена такая форма, многонационально-стью, закрепленной в преамбуле Конституции Российской Федерации. Таким образом актуализируется влияние этнического фактора в федеративном государственном строительстве. Субъекты в статусе национальной республики, фактор объединяющего этноса и местного национального языка, по-прежнему является стержневым и определяющим политику такого региона в целом.
Рост запроса на самоидентичность в регионах России случился ещё в середине 90-х годов, новые
модели выстраивания отношений «центр-регионы», навеянные новыми экономическими и политическими реалиями. В некоторых случаях такие процессы привели к успеху как случай Республики Татарстан, став как бы показательным и даже став общероссийской метафорой выстраивания региональной политики - «Модель Татарстана»
Предпосылки возникли ещё в 1980-х годах, когда Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика(ТАССР) имея большой экономический потенциал после отчислений в бюджеты сначала СССР, а затем РСФСР, в остатке имела малую часть, которую не могло хватать на повышение
<<шушетим~^©и©ма1>#1щб1)),2©2© / political science
уровня благосостояния жителей республики и оставлял на уровне других регионов, с гораздо меньшим производственным и сельскохозяйственным потенциалом.
Распад СССР привел к внезапному разгулу регионального сепаратизма. Одной из первых Республика Татарстан приняла декларацию о государственном суверенитете 30 декабря 1990 года, принятая правда после принятия соответствующей декларации на уровне России. Что свидетельствовало о федеративных настроениях в Республике Та-тарстан(РТ). Запрос на этническое самоопределение, зревший ещё с «советских времен» выразился в Конституции РТ 1992 года, где сказано что первоисточником права в республике, является многонациональный народ Татарстана. Состоялся республиканский референдум, с явкой 82% «за» проголосовали 61,39%. Однако в 2001 году Конституционный суд РФ признал положения данного референдума не соответствующими Конституции РФ и уже в следующем году, Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции Республики, приведенную в соответствие российской Конституции. Это послужило сигналом для федерального центра о необходимости юридически оформить дальнейшие взаимоотношения в результате чего был подписан Договор о разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти(далее Договор).
Подписание Договора стало возможным во многом в следствии позитивной внутриполитической и экономической обстановки. Понимание общественности о необходимости взаимного уважения для существования в общем государстве. Сыграло роль наличие негативного примера конфликта в Чеченской республике. Отмечается личностный фактор первого Президента Республики М.Ш. Шаймиева [6, с. 14]. Спустя годы, Президент России В.В.Путин, даст оценку политике М.Ш. Шаймиева: «...надо подчеркнуть, что именно такие политики, как лидер Татарстана, сыграли в процессе трансформации России позитивную и конструктивную роль. .внесли огромный личный вклад в строительство подлинно федеративного государства в России». Нынешний глава Республики Р.Н. Минни-ханов отметил важность подписания Договора в свете совершенствования практики российского федерализма, и того что в современных условиях приоритетным становится не столько форма отношений между Республикой и федеральным центром, сколько их содержание, возможность своевременно реагировать на меняющуюся обстановку и действовать в общих интересах [8].
Вопрос о пролонгации Договора в 2017 г. вызвал дискуссию между национально ориентированной элитой Республики, выступающей за сохранение договорных отношений, и представителями Администрации Президента, что данный инструмент политического взаимодействия уже исчерпал свои функции. В результате, в ежегодном послании Госсовету Республики Татарстан, президент Республики отметил, что «четверть века Договор определял отношения с федеральным центром, способствовал укреплению государственности и со временем, стали естественным состоянием взаимоотношений с регионами», предложив вместо
121
Договора, пользоваться широкими возможностями регионов в рамках российской Конституции.
Интересно отметить, что Республика Татарстан, как и Чеченская Республика, не подписывали Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации"(далее Федеративный Договор). В статье 1, говорилось, что предметом ведения федеральных органов исполнительной власти является внешняя политика и международные договоры, на тот момент, такие условия власти Республики не устроило. Республика Татарстан, стала первым субъектом РФ, заключившим международный договор с иностранным государством, было заключено «Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» от 22 мая 1995 года[2]. Всесторонние отношения Казанского Кремля и Анкары становятся все более интенсивными.
Рассматривая внешнеэкономическую политику РТ, наблюдается положительная тенденция. Экспорт из Республики в последнее время, ежегодно составлял более 10 млрд. долларов США, импорт не более 5 млрд. Торговый баланс всегда составлял большой прирост. Основным экспортным партнером Республики являются Нидерланды, на втором месте Германия. Двусторонняя торговля: ввозится в Республику - автомобильные компоненты и запчасти, фармацевтическую и металлургическую продукцию, иное различное оборудование, вывозится из Республики - топливо и нефтепродукты, изделия из дерева, пластика и резины. Приведенная статистика демонстрирует экономический потенциал региона, а следовательно его инвестиционную привлекательность. Учитывая, что Республика традиционно является крупным промышленным центром Приволжья, стали открываться производства крупных зарубежных компаний, в частности турецких.
Активные политические и экономические связи Казани и Анкары, начались с визита первого президента Республики М.Ш. Шаймиева 12-16 октября 1992 года в Турцию. Тогда помимо торгово-экономического сотрудничества, был затронут вопрос о признании Республики «суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированного с Россией», а соглашения заключенные между Турецкой Республикой и Татарстаном приведенные положения подтверждали. Данный процесс происходил на фоне обострения отношений между Казанью и Москвой, когда Конституционный Суд РФ оспаривал результаты референдума 1992 года. Далее в 1996 году было открыто Генеральное консульство Турции в Казани, а в 1997 -Полномочное представительство Республики Татарстан в Стамбуле[5]. Такая интенсивность политических связей между республиками, позволяет активнее вести бизнес, сокращая бюрократические издержки.
Пивоваренный завод EfesRus, один из крупнейших инвестиционных проектов Турции в регионе. Объем инвестиций только в этот завод составляет около 400 млн. долларов США. Четвертый по
POLITICAL SCIENCE / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#1Щ61)),2©2©
122
величине налогоплательщик Татарстана. ООО «Ка-стамонуИнтегрейтед ВудИндастри» в особой экономической хоне «Алабуга» открыли деревообрабатывающую компанию, где производится весь спектр деревообрабатывающей продукции. Производство началось в 2015 году, инвестиций было сделано на сумму 310 млн. долларов. Это один из самых больших заводов в данной отрасли и его площадь в общей сложности составляет около 600000 m2. Завод «Sarac Plastics Technologies», по производству пластиковой посуды с инвестициями в 7 миллионов долларов, довольно крупные для данной производственной отрасли. ООО «Колуман Рус» - предприятие производит спецтехнику на базе шасси российских и европейских грузовиков. Колуман Холдинг входит в список 100 передовых компаний Турции и является крупнейшим турецким акционером Мерседес-Бенц Тюрк А.Ш.. Мы перечислили лишь часть турецких компаний открытых на территории РТ, они составляют «ядро» экономики Татарстана, создают рабочие места, платят налоги в бюджет, при этом, находясь в юрисдикции турецкого руководства.
24 ноября 2015 года, ракетой «воздух-воздух» выпущенной истребителем турецких ВВС F-16C, был сбит российский фронтовой бомбардировщик Су-24М. Командир экипажа подполковник Олег Пешков погиб во время приземления на парашюте в результате обстрела с земли антиправительственными вооружёнными формированиями, штурман капитан Константин Мурахтин приземлился живым вне зоны обстрела. В дальнейшем в ходе поисково-спасательной операции он был эвакуирован спецназом Сирии и боевиками Хезболлы на авиационную базу «Хмеймим». В ходе ежегодной пресс-конференции главы России Владимира Путина, журналисты татарских и турецких изданий, задали прямой вопрос - «что теперь делать Татарстану», поскольку начало «русско -турецкой холодной войны» сулило резкий отток инвестиций из региона, а в худшем случае, закрытие некоторых турецких предприятий. Путин ответил, что «тюркоязычные народы России — это часть России. И турецкий народ, о котором я говорил в послании как о дружественном нам народе, и другие тюркоязычные народы, они как были нашими партнерами и друзьями, так и остаются. И мы конечно будем и должны продолжать с ними контакты». 21 декабря 2015 года, на ежегодной пресс-конференции с казанскими журналистами, президент Республики Татарстан - Рустам Минниханов давал сдержанные комментарии по этому поводу: «Знаете, это непростая ситуация, очень болезненная и очень чувствительная для Татарстана<...> Надо разделить, откуда эта тема появилась и как она может быть разрешена. Турецкий народ — это дружественный для России народ. Для Татарстана, для татар это братский народ. Мы одной языковой группы, мы одной религиозной принадлежно-сти»[8]. Следует отметить, что дальнейшей эскалации конфликта, на почве сбитого российского самолета не последовало, лишь немногим сократился общий товарооборот России и соответственно Республики Татарстан с Турцией.
Политическое влияние Турции в регионе происходит не только на уровне межправительственных или торгово-экономических отношений, но и через турецкие или протурецкие организации гуманитарного типа, которые в меньшей степени способствуют укреплению общероссийского единства жителей Татарстана с остальной своей страной. В целом внешнеполитическая стратегия Турции на постсоветском пространстве, заключается во всяческом культурном воздействии на молодое поколение тюркских народов на территории России и бывшего СССР. Как отмечают специалисты, «все эти организации, какими бы высоко нравственными не казались их цели, по сути своей воспитывают про-турецки настроенных граждан, что является угрозой, в первую очередь, для России так как подобные действия со стороны Турции подрывают территориальную целостность государства». Необходимо понимать, что инвестируя в экономику Татарстана, турецкие компании при содействии турецкого правительства, действуют в первую очередь в своих собственных интереса. Все государства, в проведение своей внешнеполитической линии, руководствуются интересами в первую очередь своего народа.
Список литературы
1."Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. Соглашение между Правительством Республики Татарстан и Правительством Турецкой республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22 мая 1995 г.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ: от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
4. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 199-ФЗ «Об утверждении Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»// «Российская газета» - 2007. - Федеральный выпуск 31 июня.
5. Указ Президента Республики Татарстан от 13.10.1997г. № УП-493 «Об учреждении Полномочного представительства Республики Татарстан в Турецкой Республике»
6. Международный опыт урегулирования этно-политических конфликтов: консультативный круглый стол // Панорама-форум. 1996. № 3 (6). Специальный выпуск. 156 с.
7. Турция: новая роль в современном мире. М.:ЦСА РАН, 2012.80 с.
8.Ежегодное Послание Президента РТ Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Президент Республики Татарстан: [сайт]. URL: http://presi-dent.tatarstan.ru/news/view/1015109 (дата обращения: 21.09.2017).