ISSN 0321-3005 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИИ РЕГИОН._ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2018. № 1
ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. NATURAL SCIENCE. 2018. No. 1
НАУКИ О ЗЕМЛЕ SCIENCE OF EARTH
УДК 528.88 DOI 10.23683/0321-3005-2018-1-55-60
К ВОПРОСУ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ПРИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПАЛАХ
В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
© 2018 г. А.С. Блужина1, И.В. Бегдай1, А.В. Скрипчинский1, Р.Ю. Седых1
1Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия
TO THE QUESTION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC EVALUATION OF DAMAGE IN UNAUTHORIZED AGRICULTURAL FIRE IN THE STAVROPOL REGION
A.S. Bluzhina1, I.V. Begday1, A.V. Skripchinsky1, R.Yu. Sedykh1
North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia
Блужина Анастасия Сергеевна - научный сотрудник, эко-аналитическая лаборатория, Северо-Кавказский федеральный университет, ул. Пушкина, 1, корп. 2, г. Ставрополь, 355009, Россия, e-mail: [email protected]
Бегдай Инна Владимировна - кандидат технических наук, доцент, кафедра экологии и природопользования, СевероКавказский федеральный университет, ул. Пушкина, 1, корп. 2, г. Ставрополь, 355009, Россия, e-mail: [email protected]
Скрипчинский Андрей Владимирович - кандидат географических наук, доцент, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма, Северо-Кавказский федеральный университет, ул. Пушкина, 1, корп. 2, г. Ставрополь, 355009, Россия, e-mail: [email protected]
Седых Роман Юрьевич - магистрант, кафедра экологии и природопользования, Северо-Кавказский федеральный университет, ул. Пушкина, 1, корп. 2, г. Ставрополь, 355009, Россия, e-mail: [email protected]
Anastasiya S. Bluzhina - Researcher, Ecoanalytical Laboratory, North Caucasian Federal University, Pushkina St., 1, Bldg. 2, Stavropol, 355009, Russia, e-mail: [email protected]
Inna V. Begday - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Ecology and Nature Management, North Caucasian Federal University, Pushkina St., 1, Bldg. 2, Stavropol, 355009, Russia, e-mail: [email protected]
Andrey V. Skripchinsky - Candidate of Geography, Associate Professor, Department of Social and Economic Geography, Geoinformatics and Tourism, North Caucasian Federal University, Pushkina St., 1, Bldg. 2, Stavropol, 355009, Russia, e-mail: [email protected]
Roman Yu. Sedykh - Master Student, Department of Ecology and Nature Management, North Caucasian Federal University, Pushkina St., 1, Bldg. 2, Stavropol, 355009, Russia, e-mail: [email protected]
Вопрос борьбы с пожарами на сельскохозяйственных угодьях для Ставропольского края возникает ежегодно при проведении сезонных полевых работ. С каждым годом ущерб от пожаров существенно возрастает. На территории России в рамках постановления Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 введен однозначный запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы на всех категориях земель, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, который регулярно не соблюдается в Ставропольском крае. Обосновывается внесение дополнений в Закон Ставропольского края от 8 декабря 2010 г. № 106-КЗ «О некоторых вопросах охраны атмосферного воздуха» (с изменениями на 07.11.2014) о запрете несанкционированных палов сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, что позволит урегулировать незаконные действия сельхозтоваропроизводителей и снизить риск возникновения неблагоприятных экологических последствий. Предложено дополнение - ввести в формулу расчета эколого-эко-номического ущерба выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров ежегодный коэффициент инфляции в соответ-
ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. NATURAL SCIENCE. 2018. No. 1
ствии с данными Минэкономразвития РФ по отношению к 1999 г. для актуализации стоимости ущерба на момент предъявления. Приведенные расчеты ущерба на примере трех хозяйств Александровского района Ставропольского края, на основании снимков Landsat-8 по 18 фактам правонарушений в результате несанкционированных палов сельхозугодий, в ценах 1999 г. составили 5 923 644,4 рубля, в ценах 2015-го с учетом коэффициента инфляции - 34 357137,52 рубля.
Ключевые слова: эколого-экономический ущерб, загрязнение атмосферного воздуха, несанкционированные палы, метод дистанционного зондирования, термоточки.
The issue offighting fires for the Stavropol Region occurs in the region every year during the seasonal field work in agricultural fields. And every year natural damage from unwise actions of the increases in arithmetic progression. The proposed amendments to the law of Stavropol Region from December 08, 2010 N 106-KZ "On some issues ofprotection of atmospheric air (as amended on 07.11.2014) prohibiting unauthorized fires dry vegetation on the territory of Stavropol Region on agricultural lands and lands of other categories that will regulate the illegal actions of farmers and to reduce the risk of adverse environmental effects.
The method of determination and the calculation of costs ofpollutant emissions from forest fires, approved by the order of state ecological Committee of Russia from 05.03.97 N 90, can be used to assess the economic damage to the national economy of air pollution emissions. The resulted damage calculation on an example of three farms of Aleksandrovsky District of Stavropol Region on the basis ofpictures Spot-7 from August 31, 2015 on 18 facts of offenses as a result of not authorized fires of agricultural fields, in the prices of 1999 has made 5 923 644,4 rubles and in the prices 2015 taking into account the inflation factor amounted to 34 357137,52 rubles.
Keywords: ecological and economic damage, air pollution, unauthorized fires, remote sensing, thermal point.
На территории Ставропольского края - 26 районов, 100 % из которых специализируются на сельском хозяйстве. Растениеводство на Ставрополье развивалось исторически, как и практика выжигания стерни и пожнивных остатков на полях в послеуборочный период. С внедрением законодательной базы в различные сферы хозяйства в нашей стране появилась действующая система разрешений и запретов. Так, сегодня пожары на землях сельхозназначения являются нарушением действующего экологического законодательства на международном уровне, уровне отдельных стран и их регионов. С экологической точки зрения пожары представляют собой антропогенный экологический фактор, который оказывает влияние на физические, механические, химические свойства почв, на жизнь почвенной мезофауны, фауны в целом и на состояние атмосферного воздуха. В связи с возникновением неблагоприятной экологической ситуации в результате горения стерни назрела необходимость взимания платы за эколого-экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха и животного мира как объектов охраны окружающей среды. Ввиду трансграничного переноса загрязняющих веществ, проблему загрязнения атмосферного воздуха от сельскохозяйственных палов можно отнести к еще одному частному примеру глобальных экологических проблем. Глобальные же проблемы охраны природы невозможно решить в рамках одного государства, для решения таковых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, а иногда и всего мирового сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области
охраны окружающей природной среды - характерная черта современности. Одним из главных источников международного права в области охраны природы являются международные конвенции. Принципы и стратегические действия по борьбе с природными пожарами обосновываются в Рамочной конвенции ООН по изменению климата, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, Конвенции по биологическому разнообразию и Декларации ООН по тысячелетию [1].
Прежде чем говорить о месте несанкционированных степных пожаров в экологической политике нашего государства, необходимо остановиться на правовом контексте существования и сохранения степных экосистем как таковых в Российской Федерации. Понятие «степь» в российском законодательстве используется только в контексте лесов в степных регионах, отнесенных Лесным кодексом к категории ценных. Соответственно:
- степи не выделяются в законодательстве как отдельный предмет правового регулирования;
- со степными экосистемами не связано определение каких-то особых условий применения правовых норм;
- отсутствуют федеральные программы или стратегии, специально рассматривающие степи (или вообще травяные экосистемы) как особый объект управления и охраны [1].
Однако степь можно и необходимо рассматривать как один из объектов конституционного права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Степь можно характеризовать как незаменимый, исчерпаемый, частично возобновляемый источник природных ресурсов [2].
ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
Степной пожар носит мгновенный характер: сгорание проходит в очень короткое время и вследствие этого охватывает огромные территории. Причиной возгорания является чаще всего человеческий фактор. Горят пастбища, заброшенные поля, стерня. Однако в законодательстве России существуют пробелы относительно создания эффективного механизма пожарной безопасности в степи. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит норму, предусматривающую наложение административного штрафа за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) [3]. О пожарной безопасности вне лесного фонда кодекс умалчивает. Статья 28 Федерального закона «О животном мире» говорит о том, что «запрещается выжигание растительности, без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания».
Необходимо также отметить, что при воздействии огня на сельскохозяйственном поле происходит не только уничтожение стерни и пожнивных остатков, но и частичная или полная деградация почвенного покрова (плодородного слоя), погибают животные и, кроме того, выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферный воздух. И если сжигание стерни и гибель животных урегулированы законом, то атмосферный воздух остается без внимания экологического законодательства, а следовательно, воздействие на него при горении стерни бесконтрольно.
Вопрос борьбы с пожарами для Ставропольского края возникает ежегодно при проведении сезонных полевых работ на сельхозугодьях. К примеру, на склонах Сенгилеевской котловины, где на 100 м2 приходится по 10-15 видов редких растений, после выжигания стерни степень биоразнообразия сокращается на 30-40 %. C каждым годом природный ущерб от неразумных действий человека увеличивается в арифметической прогрессии [4]. Также, обращаясь к статистической информации с 1998 по 2010 г., максимум эмиссий черного углерода для рассмотренного периода приходится на несколько регионов России, среди которых Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. За рассматриваемый период в Ставропольском крае выжжено 20-26 % соломы на 408-524 тыс. га, что в 2 раза больше, чем в Краснодарском крае и Ростовской области [5].
Материал и методы исследования
Расчёты по данным космических снимков могут быть более объективными, если провести оценку
NATURAL SCIENCE. 2018. No. 1
сжигания биомассы и эмиссии по площади горения, установленной в соответствии с границами полей, а также выборочную наземную проверку источников горения в контрастных по сельскохозяйственному использованию регионах. Подобный подход может значительно повысить точность мониторинга сельскохозяйственных сжиганий [5].
Одной из особенностей пожаров, вызванных антропогенной деятельностью (сжиганием стерни), является их невысокая температура горения. На основании космических снимков нами были проведены исследования, подтверждающие данное утверждение. Для работы было использовано следующее программное обеспечение: для обработки данных дистанционного зондирования - ScanEx IMAGE Processor v. 4.2 и для геоинформационного моделирования - ArcGIS 10. Для выявления особенностей сжигания стерни был использован космический снимок, полученный со спутника Landsat-8, ID снимка LC81720282015241LGN01, дата съемки 29.08.2015. На данном космическом снимке отчетливо выделяются горящая стерня и лесополоса, что позволяет выявить температурные особенности.
В программе ScanEx IMAGE Processor v. 4.2 были созданы изображения в комбинации каналов 76-4, отображающих очаги открытого горения. В программе ArcGIS 10 рассчитаны показатели температуры с применением растрового калькулятора. Показатели температуры земной поверхности оценены по 10-дальнему инфракрасному каналу космического снимка Landsat-8. С использованием метаданных космического снимка было получено растровое изображение, на основе которого построены изолинии показателей температуры земной поверхности в градусах Цельсия.
Методику определения и расчета ущерба выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров, утвержденную приказом Госкомэкологии России от 05.03.97 № 90, можно использовать для открытых пространств (Методические указания по определению экономической эффективности воздухо-охранных мероприятий и оценке экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением атмосферного воздуха выбросами предприятий отрасли, 1999) [6].
На основании методики общий ущерб равен сумме ущербов от выбросов отдельных продуктов горения, для которых установлены значения удельного экономического ущерба: оксид углерода, оксиды азота, сажа, дым, метан, другие углеводороды, озон. Формула расчета приведена ниже.
Ущi=SxEKixmi (1)
где S = 1 га; Ki - коэффициент эмиссии продукта горения; m - масса горючего материала, для сухой
ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
травы принимается в среднем 3 т/га. Коэффициент полноты сгорания для сухой травы равен 1.
Так как в методике приведен удельный ущерб компонентов по состоянию на 1999 г., предлагаем ввести в формулу расчета эколого-экономического ущерба выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров ежегодный коэффициент инфляции в соответствии с данными Минэкономразвития РФ по отношению к 1999 г. для актуализации стоимости предъявляемого ущерба на момент нарушения.
Имеющиеся данные по несанкционированным палам в Александровском районе Ставропольского края представлены за 2015 г., соответственно, необходимо
NATURAL SCIENCE. 2018. No. 1
актуализировать стоимость ущерба и применить коэффициент инфляции (К) 5,8 в расчетной формуле (2) в соответствии с данными Минэкономразвития РФ.
Ущ!=Ъ*'т*Ки *mi (2)
где S = 1 га; Кг - коэффициент эмиссии продукта горения; Ки - коэффициент инфляции; m - масса горючего материала, для сухой травы принимается в среднем 3 т/га. Коэффициент полноты сгорания для сухой травы равен 1.
Значения коэффициента эмиссии с учетом коэффициента инфляции на 2015 г., массы загрязняющих веществ и показателей удельного ущерба приведены в табл. 1.
Таблица 1
Значения коэффициента эмиссии, массы загрязняющих веществ и показателей удельного ущерба для каждого загрязняющего вещества, образующегося в результате горения стерни / Values of the emission factor, the mass of pollutants and the specific damage for each pollutant formed as a result of burning stubble
Загрязняющие вещества Ki Масса, т Удельный ущерб, р. (1999) Коэффициент инфляции на 2015 г. Удельный ущерб, р. (2015)
Оксид углерода 0,135 0,405 27,48 159,384
Оксиды азота 0,000405 0,001215 1133,55 6574,59
Сажа, горение 0,0014 0,0042 185,49 1075,842
Сажа, тление 0,011 0,033 185,49 5,8 1075,842
Дым, горение 0,014 0,042 2301,45 13348,41
Дым, тление 0,055 0,165 2301,45 13348,41
Метан 0,075 0,225 48,09 278,922
Другие углеводороды 0,011 0,033 48,09 293,349
Результаты и обсуждение
Для расчета ущерба атмосферному воздуху как объекту охраны окружающей среды необходимо знать выгоревшую площадь. Данные для определения площадей выжженных полей в пределах Александровского района Ставропольского края получены со спутника Landsat-8 за июль-август 2015 г., поскольку они находятся в свободном доступе. Для выявления уточненных значений площадей сгоревших земель потребовалась несколько космических снимков. Также стоит отметить, что данные космической съемки в случае судебных разбирательств являются неоспоримым доказательством, поскольку объективно и с высокой точностью отображают происходящие процессы на землях. Анализ полученных данных на модельной территории в одном из восточных районов Ставропольского края позволяет заключить, что температура активного горения или тления стерни (сухой травы) составляет порядка 40-50 °С. В очаге горения температура составляет более 60 °С (за счет горящей лесополосы), а на поле температура несколько ни-
же, что не всегда учитывается автоматическим алгоритмом термоточек (рисунок).
Проведенные исследования территории Александровского района Ставропольского края по данным дистанционного зондирования в летний период 2015 г. показали, что температурные показатели над территорией трех хозяйств района - более 55 °С, что является свидетельством несанкционированных сельскохозяйственных палов.
Расчет эколого-экономического ущерба атмосферному воздуху рассмотрим на примере трех хозяйств Александровского района Ставропольского края, где данные о пожарах на землях сельскохозяйственного назначения получены на основании космических снимков (табл. 2).
В границах землепользования Александровского района в хозяйстве 1 обнаружено 6 фактов сжигания стерни, где сгорело 80 сельскохозяйственных полей общей площадью 4079 га. Кроме того, зафиксировано 8 фактов сжигания стерни в хозяйстве 2, где сгорело 44 сельскохозяйственных поля общей площадью 3459,109 га. Обнаружено 4 факта сжигания стерни в границах землепользования
ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
NATURAL SCIENCE.
2018. No. 1
хозяйства 3, где сгорело 18 сельскохозяйственных атмосферному воздуху в ценах 1999 г. на основа-
полей общей площадью 2661 га. Итого в результа- нии расчета по формуле (1) составил 5 923 644,4
те горения стерни в границах землепользования р., по формуле (2) с учетом коэффициента инфля-
Александровского района по 18 фактам ущерб ции - 34 357 137,52 р.
Фрагмент космического снимка Landsat-8, комбинация каналов 7-6-4, с наложенными контурами показателей температуры, °С / Satellite image Landsat-8, a combination of channels 7-6-4, with superimposed circuits of temperature indicators, °С
Таблица 2
Значения фактического ущерба атмосферному воздуху в границах землепользования Александровского района / Values of actual damage to atmospheric air within the boundaries of land use in the Aleksandrovsky District
№ хозяйства Площадь несанкционированных палов, га Ущерб, Р.
1999 2015
1 4079 2 350 442,17 13 632 564,586
2 3459,109 2 039 854,2 11 831 154,36
3 2661 1 533 348,03 8 893 418,574
Итого 10199,109 5 923 644,4 34 357 137,52
Как показывает приведенный пример, сумма вреда, причиненного атмосферному воздуху как объекту охраны окружающей среды, в случае совершенствования законодательства в этой области может быть взыскана в бюджеты разных уровней и стать источником финансирования назревших при-
родоохранных мероприятий. Кроме того, огромные суммы ущерба являются стимулирующим фактором соблюдения всех требований экологического законодательства, а следовательно, и требований ст. 42 Конституции РФ, гласящей о том, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, до-
ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
NATURAL SCIENCE.
2018. No. 1
стоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [2].
Также необходимо внести дополнение в Закон Ставропольского края от 08 декабря 2010 г. № 106-КЗ «О некоторых вопросах охраны атмосферного воздуха» (с изменениями на 07.11.2014) [7] о запрете несанкционированных палов сухой растительности на территории Ставропольского края на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, что позволит урегулировать незаконные действия сельхозтоваропроизводителей и снизить риск возникновения неблагоприятных экологических последствий. В случае выявления нарушений будут применяться административно-предупредительные меры, что позволит вменять нарушителю обязанность по возмещению ущерба не только по статье 8.6 КоАП РФ [3], но и за загрязнение атмосферного воздуха.
Литература
1. Буйволов ЮА., Быкова Е.П., Гавриленко В.С., Грибков А.В., Баженов ЮА., Бородин А.П., Горошко ОА., Кирилюк В.Е., Корсун О.В., Крейндлин М.Л., Куксин Г.В., Рябинина З.Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта управления пожарами в степях и связанных с ними экосистемах, в частности, в условиях ООПТ. М.: 2012. 170 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от 29.07.2017) № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Справочная правовая система «консультант плюс».
4. Экологические правонарушения в регионах Российской Федерации : материалы практической части Всероссийского конкурса «ЭКО-ЮРИСТ 2016». URL: http://bellona.ru/publication/eco-jur-2016/ (дата обращения: 05.09.2017).
5. Сельскохозяйственные сжигания в России: регулирование, мониторинг и подходы к их сокращению / под ред. Е.Н. Кобец. СПб.: Беллона, 2017. 48 с.
6. Приказ ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по МО от 13.05.2003 № 55-П «О расчете ущерба окружающей среде от травяных палов на 1 га» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
7. Закон Ставропольского края от 8 декабря 2010 г. № 106-КЗ «О некоторых вопросах охраны атмосферного воздуха» (с изменениями на 07.11.2014) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
References
1. Buivolov Yu.A., Bykova E.P., Gavrilenko V.S., Gribkov A.V., Bazhenov Yu.A., Borodin A.P., Goroshko O.A., Kirilyuk V.E., Korsun O.V., Kreindlin M.L., Kuksin G.V., Ryabinina Z.N. Analiz otechestvennogo i zarubezhnogo opyta upravleniya pozharami v stepyakh i svyazannykh s nimi ekosistemakh, v chastnosti, v uslovi-yakh OOPT [Analysis of domestic and foreign experience of fire management in steppes and associated ecosystems, in particular, in protected areas]. Moscow, 2012, 170 p.
2. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh FKZ o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments made by FKZ on amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ dated 30.12.2008, No. 7-FKZ dated 30.12.2008)]. Rossiiskaya gazeta. 2009, No. 7, Jan. 21.
3. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 (red. ot 29.07.2017) № 195-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.08.2017) [The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 (as amended on July 29, 2017) No. 195-FZ (as amended and supplemented, entered into force on August 10, 2017)]. Spravochnayapravovaya sistema "Konsul'tantplyus".
4. Ekologicheskie pravonarusheniya v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Ecological offenses in the regions of the Russian Federation]. Materials of the practical part of the All-Russian competition "ECO-LAWYER 2016". Available at: http://bellona.ru/publication/eco-jur-2016/ (accessed 05.09.2017).
5. Sel'skokhozyaistvennye szhiganiya v Rossii: reguli-rovanie, monitoring i podkhody k ikh sokrashcheniyu [Agricultural incineration in Russia: regulation, monitoring and approaches to their reduction]. Ed. E.N. Kobets. Saint Petersburg: Bellona, 2017, 48 p.
6. Prikaz GU prirodnykh resursov i okhrany okru-zhayushchei sredy MPR Rossii po MO ot 13.05.2003 № 55-P «O raschete ushcherba okruzhayushchei srede ot travyanykh palov na 1 ga» [Order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection for the MO of 13.05.2003 No. 55-P "On the calculation of damage to the environment from herbal pams per 1 hectare"]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tant plyus".
7. Zakon Stavropol'skogo kraya ot 8 dekabrya 2010 g. № 106-KZ «O nekotorykh voprosakh okhrany at-mosfernogo vozdukha» (s izmeneniyami na 07.11.2014) [Law of the Stavropol Region of December 8, 2010 No. 106-KZ "On some issues of protection of atmospheric air" (as amended on 07.11.2014)]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantplyus".
Поступила в редакцию /Received
10 января 2018 г. / January 10, 2018