УДК 316.485.25
Руслан Муратханович АБДРАШЕВ,
профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Международной академии бизнеса (Республика Казахстан, г. Алматы), доктор юридических наук
К ВОПРОСАМ КОНЦЕПЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
TO THE ISSUES OF CONCEPTION OF FIGHTING TERRORISM IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
В статье на основе анализа антитеррористического законодательства Республики Казахстан обосновывается вывод о необходимости унификации понятия «терроризм»»и иного конструирования перечня преступлений террористического характера и преступлений, содержащих признаки экстремизма.
The conclusion of the necessity of unification of the notion «terrorism» and other framing list of terror crimes and crimes with extremist features is substantiated in the following article on the basis of the analysis of anti-terror legislation of the Republic of Kazakhstan.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, преступления, содержащие признаки экстремизма, террористические преступления, экстремистская организация, Республика Казахстан.
Keywords: terrorism, extremism, crimes with extremism features, terror crimes, extremist organization, the Republic of Kazakhstan.
События 2011 г., имевшие место в Атырауской, Жамбылской, Актю-бинской областях Казахстана, указывают на то, что в нашей республике имеет место международный терроризм. Страна получила почти все возможные формы антигосударственного и античеловеческого террора: это и взятие заложников, и демонстрационные убийства сотрудников правоохранительной системы. При этом совершение террористических актов против представителей правоохранительных органов является особенностью терроризма в Казахстане. Основную роль в эти процессы внесли мировые тенденции развития тер-
роризма как политического оружия борьбы за мировую власть.
В целях защиты национальной безопасности ведется оперативная работа по установлению лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности на территории Казахстана, а также скрывающихся в нашей стране от преследования правоохранительных органов иностранных государств за совершенные террористические преступления за пределами Казахстана. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом экстремистская и террористическая деятельность становится все более организованной и в
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
ряды таких группировок под воздействием внешних сил вовлекаются новые лица. В частности, международные экстремистские и террористические организации, прикрывающиеся религиозной риторикой, пытаются сформировать в казахстанском обществе радикальные взгляды и убеждения. Их целенаправленное влияние на сознание отдельных индивидов приводит к утрате ими чувства патриотизма и национального самосознания, культурно-нравственных, семейных ценностей. Для подрыва основ конституционного строя международные экстремистские и террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, вынашивают планы и замыслы по совершению актов терроризма на территории Казахстана.1
Европейские страны ведут борьбу с терроризмом по четырем основным направлениям. Первое заключается в выявлении и блокировании финансовых потоков, питающих террористов. Второе связано с разработкой или обновлением законодательства и понятийной базы в этой сфере. Третье направление - улучшение взаимодействия между правоохранительными органами отдельных стран. Четвертое направление заключается в улучшении межсудебного сотрудничества.2
На сегодняшний день борьба с терроризмом в Республике Казахстан ведется по всем четырем направлениям. При этом большое значение уделяется её правовому обеспечению. Однако сравнительно-правовой анализ действующих нормативно-правовых актов свидетельствует о несовершенстве понятийной базы в этой сфере, а значит, об отсутствии концепции борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Наиболее серьезным недостатком в борьбе с новыми вызовами и угрозами в Республике Казахстан являлось отсутствие законодательной трактовки понятия «экстремизм». Разработчик закона «О противо-
действии экстремизму» (по состоянию на 2010 г.) не видел разницу между понятием и классификацией экстремизма. Так, в п.5 ст.1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» вместо определения понятия «экстремизм» была указана классификация данного явления на политический, национальный и религиозный. Имея размытое представление об экстремизме, довольно сложно осуществлять уголовное преследование в отношении экстремистских организаций. Отсюда вывод очень простой: борьбу с экстремизмом и терроризмом надо начинать с определения того, что является терроризмом и экстремизмом.
В дальнейшем ситуация в некоторой степени была исправлена. Так, согласно п.5 ст.1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» по состоянию на 13 февраля 2012 г. экстремизм имеет несколько значений. Под экстремизмом закон понимает:
1) организацию;
2) совершение:
- физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими;
- физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели:
насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);
1 О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. : Указ Президента Республики Казахстан.
2 Овчинский В.С. Проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях. М., 2001.
- разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм);
- разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм).1
Вышеуказанное определение экстремизма является явно размытым, что вызывает определенные трудности в правоприменительной деятельности правоохранительных органов. Кроме того, такая дефиниция может быть причиной искажения статистических данных о рассматриваемом явлении.
Поскольку законодатель не разобрался в соотношении терминов «экстремизм» и «терроризм», в УК Республики Казахстан образовался ряд коллизий. Прежде чем перейти к их рассмотрению, предварительно необходимо установить соотношение анализируемых понятий.
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова под экстремизмом понимается приверженность к крайним взглядам и мерам.2 Отсюда экстремизм представляет собой не только преступную идеологию, но и осуществление крайних мер, в качестве которых может выступать совершение террористических актов. Поэтому в некоторых ситуациях экстремизм представляет собой идеологическую основу терроризма, а также его конечную фазу. Таким образом, понятие «экстремизм» шире понятия «терроризм». Данной точки зрения также придерживаются ряд ученых-правоведов.
Вместе с тем законодатель в примечании к ст.41 УК Республики Казахстан предусмотрел только девять составов преступлений, содержащих признаки экстремизма:
- ст.164 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды);
- ст.168 УК РК (насильственный захват власти или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц РК);
- ст.169 УК РК (вооруженный мятеж);
- ст.170 УК РК (призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан);
- ст.171 УК РК (диверсия);
- ст.233-3 УК РК (финансирование экстремизма или террористической деятельности);
- ст.236 УК РК (организация незаконного военизированного формирования);
- чч.2, 3 ст.337 УК РК (создание и участие в деятельности незаконных общественных и иных объединений);
- ст.337-1 УК РК (организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации).3
К преступлениям террористического характера законодатель отнес (примечание 2 к ст.233 УК Республики Казахстан) 12 составов преступлений:
- ст.162 УК РК (наемничество);
- ст.163 УК РК (нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой);
- ст.166-1 УК РК (посягательство на жизнь Первого Президента РК - Лидера нации);
- ст.167 УК РК (посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан);
- ст.171 УК РК (диверсия);
- ст.233 УК РК (терроризм);
1 О противодействии экстремизму : Закон Республики Казахстан от 18 июля 2005 г.
2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
3 Уголовный кодекс Республики Казахстан по состоянию законодательства на 1 января 2013 г. : учебно-практическое пособие. Алматы: Норма-К, 2002.
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
- ст.233-1 УК РК (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма);
- ст.233-2 УК РК (создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности);
- ст.233.3 УК РК (финансирование экстремизма или террористической деятельности);
- ст.234 УК РК (захват заложника);
- ст.238 УК РК (нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи);
- ст.239 УК РК (угон, а равно захват воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава)1.
Изучение указанных составов преступлений (террористических и преступлений с признаками экстремизма) позволяет усмотреть традиционную нелогичность и отсутствие какого-либо концептуального подхода при их конструировании в части закрепления в том или ином составе признаков тех или иных видов угроз. В связи с этим представляется необходимым провести унификацию формулировок угроз в уголовном законодательстве. Термины «терроризм» и «экстремизм» весьма многоплановы, в результате чего законодательно размыта грань между этими понятиями.
В 2013 г. Сенат парламента одобрил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам противодействия терроризму». Предложено пересмотреть ключевое понятие - термин «терроризм». Современный терроризм, по общему мнению экспертов, необходимо воспринимать не как конкретное криминальное
деяние, а как сложное социальное политическое явление. Поэтому в законопроекте дается новое определение терроризму -«идеология насилия и практики воздействия на принятие решений государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных или иных преступных деяний, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству»2.
В дальнейшем в п.5 ст.1 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. «О противодействии терроризму» терроризм определен как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству»3.
На мой взгляд, из анализа законодательной трактовки понятия «терроризм» следует, что на сегодняшний день рассматриваемая дефиниция полностью поглощает понятие «экстремизм». Таким образом, борьба с новыми вызовами и угрозами не имеет до сих пор надлежащего правового поля в Республике Казахстан. Другими словами, антитеррористическое законодательство Республики Казахстан имеет размытую концепцию борьбы с терроризмом.
1 Уголовный кодекс Республики Казахстан по состоянию законодательства на 1 января 2013 г.
2 URL: http://tengrinews.kz.
3 О противодействии терроризму : Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. (с изм. и доп. по состоянию на 4.07.2013).
Библиографический список
1. О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. : Указ Президента Республики Казахстан.
2. Овчинский, В.С. Проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях / В.С. Овчинский. - М., 2001.
3. О противодействии экстремизму : Закон Республики Казахстан от 18 июля 2005 г.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2001.
5. URL: http://tengrinews.kz.
6. О противодействии терроризму : Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. (с изм. и доп. по состоянию на 4 июля 2013 г.).