УДК 582.683.2 (517.3)
Д.А. Герман D. German
К ВИДОВОМУ СОСТАВУ КРЕСТОЦВЕТНЫХ МОНГОЛИИ ТО THE CHECKLIST OF MONGOLIAN CRUCIFERAE
В статье предсавлены результаты ревизии монгольских коллекций гербариев БИН РАН им. В.Л. Комарова и МГУ им. Д.П. Сырейщикова по семейству Cruciferae. 3 вида -Draba stenocarpa Hook. fil. et Thoms., Goldbachiapendula Botsch. и Eutrema heterophyllum (W.W. Smith) Hara - приводятся для Монголии впервые; другие 2 - Goldbachia laevigata DC. и Neotorularia maximoviczii (Botsch.) Botsch., - очевидно, подлежат исключению из состава монгольской флоры.
Флора и растительность Монголии изучается в течение уже более полутора веков, а особенно интенсивно - последние 50 лет. Разумеется, за этот период главные черты растительного покрова этой территории уже в основном установлены. Последняя сводка, вышедшая в свет совсем недавно (Губанов, 1996), содержит наиболее подробную информацию о флоре Монголии, однако о полноте сведений по видовому составу страны говорить, вероятно, рано. Об этом свидетельствуют продолжающиеся до сих пор отдельные флористические находки, причём не только заносных, но и аборигенных видов (Губанов, 1998; Ревушкин и др., 2001). При этом важное значение, наряду с новыми полевыми исследованиями, имеет и продолжение работы с уже накопленными гербарными материалами. Подтверждением этого стали результаты критического пересмотра монгольских коллекций гербариев БИН РАН им. В.Л. Комарова и МГУ им. Д.П. Сырейщикова по семейству Cruciferae, позволяющие внести некоторые коррективы в список крестоцветных Монголии.
Новые для Монголии виды
Draba stenocarpa Hook. fil. et Thoms. 1861, Joum. Proc. Linn. Soc. Bot. 5 : 153.
“МНР, Хобдосский аймак, Булган сомон, Монгольский Алтай. Южный борт долины р. Индэртин-Гол у летней стоянки сомона, горная степь, 24 VII 47, № 9391, А.А. Юнатов”; “МНР, Хобдосский аймак, Булган сомон, верховья Харагайту-Гола, левобережного притока Булугуна, лиственничный лес, 24 VII 47, № 12983, А.А. Юнатов” (LE).
Оба листа были подписаны как D. nemorosa L. и находились среди весьма многочисленных сборов данного вида. Причиной неправильного определения явилось, видимо, то, что все растения, представленные на цитируемых листах, были собраны уже в конце плодоношения, и на них почти не осталось ни листьев,
ни створок на плодах; к тому же, D. stenocarpa, как и D. nemorosa, - растение однолетнее. Тем не менее, как характер опушения, так и внешний облик растений указывают на их принадлежность к D. stenocarpa.
Вид имеет довольно широкий ареал, расположенный в горах всей Средней Азии, Китая (Тянь-Шань, Тибет и Гималаи), заходит на юг казахстанской части Алтайской горной страны (АГС). Находка растения в Монгольском Алтае (на южном его макросклоне), таким образом, вполне закономерна, и, учитывая характер местообитаний на этикетках, можно говорить о его естественном произрастании в Западной Монголии.
Eutrema heterophyllum (W.W. Smith) Hara, 1973, J. Jap. Bot. 48 : 97. -
Braya heterophyllum W.W. Smith, 1919, Notes Roy. Bot. Gard. Edinburgh,
11 : 201. - E. compactum O.E. Schulz, 1922, in W. Limpricht, Feddes Repert.
12 : 387. - E. edwardsii R. Br. subsp. compactum (O.E. Schulz) A.L. Ebel, 2000, Turczaninowia, 3, 3 : 30.
Данный вид наиболее близок к E. edwardsii R. Br. и отличается от него почти не удлинённой при плодах, полушаровидной (а не вытянутой на значительную часть стебля) кистью, сильно, почти горизонтально отогнутыми плодоножками и обычно долго не опадающими чашелистиками. Распространён в горах Средней и Центральной Азии, где почти полностью замещает последний (Эбель, 2000). В пределах АГС до сих пор был известен только с территории Казахстана и Китая (хребты Саур (“Семипалатинская область, Зайсанский уезд, г. Мустау, верховья Улькун-Уласты, россыпи и скалы, 28 VII 1914, В. Сапожников” - LE), Сарым-Сакты (Ревушкин, 1988), где проходит северо-восточная граница его ареала, и для флоры Монголии не указывался, однако в Гербарии БИН среди сборов E. edwardsii был обнаружен единственный лист этого растения с приграничной с Китаем территории на северо-западе страны: “МНР, Баян-Ульгийский аймак, Монгольский Алтай, 10-15 км западнее заставы Даян-нур близ озера Хара-нур, галечник, 20 VII 1988, Р.В. Камелин, И.А. Губанов”.
Что касается статуса данного таксона, то здесь не существует однозначного мнения. Наиболее часто как в русскоязычной (Иконников, 1979; Бондаренко, 1974; Ревушкин, 1988; Абдулина, 1999), так и в иностранной (Hara, 1973; Press 8 al., 1999) литературе он рассматривается в качестве самостоятельного вида. Принимая во внимание набор признаков, используемых для разделения E. edwardsii и E. heterophyllum и учитывая полиморфизм, а также достаточно обособленное положение всего комплекса в роде Eutrema, возможно, стоит согласиться с А.Л. Эбелем (2000), рассматривающим его в ранге подвида (как E. edwardsii R. Br. subsp. compactum (O.E. Schulz) A.L. Ebel). В последнем случае, однако, вопрос о правильности названия может окончательно быть решён лишь после изучения типовых материалов Eutrema compactum O.E. Schulz и Braya heterophyllum W.W. Smith, синонимизированных H. Hara (1973). До решения этого вопроса, очевидно, монгольские образцы корректнее называть E. heterophyllum. С большой степенью вероятности стоит ожидать новых находок
этого растения в высокогорьях Западной Монголии.
Goldbachia pendula Botsch. І96З, Бот. мат. (Ленинград), PP : MO. -G. laevigataauct. non DC.: Грубов, !98P, Опред. сосуд. раст. Монг. : OO; Губанов, І996, Консп. фл. Bнешн. Монг. : 55.
“МНР, Кобдо аймак, Булган сомон, правый берег р. Булган-Гол, низкогорья Дзун-Xадз-Ула, І9 VII !98R, М 578, P.B. Камелин, Ш. Дариймаа”; “Монгольский Алтай, дол. р. Улястыйн-Гол в басс. р. Булган-Гол, нижнее и среднее течение, O8 VII І987, М P55, RB. Камелин, Ш. Дариймаа” (оба - LE).
До сих пор для Монголии приводилось P вида рода Goldbachia DC.: G. laevigata (Bieb.) DC. и G. ikonnikovii Vass. (Грубов, І955, !98P; Губанов, І996). Что касается последнего вида, то он является самым восточным представителем данного преимущественно среднеазиатского рода, почти эндемичным для Монголии (Грубов, !98R). Bторой вид - G. laevigata - более широко распространён, и встречается от Юга Европейской части России, большей части территории Казахстана и Cредней Азии до Ирана и Афганистана на юге и Китайской Джунгарии на востоке (Бочанцев, І96З). Также широко распространённым видом является описанный B.^ Бочанцевым близкородственный G. pendula, отличающийся от G. laevigata суженными к основанию, наиболее широкими в средней части стеблевыми листьями с б. ч. мелкими ушками или без них, характером опушения чашелистиков и всегда повислыми плодами, не расширенными в основании. Ареалы обоих видов на большей их части (в Европе, Западном и Центральном Казахстане и Cредней Азии) перекрываются, однако G. pendula идёт гораздо дальше на восток, достигая на юге Цайдама и Bнутренней Монголии, а на севере - казахстанской части ATC (хребты Тарбагатай, Cаур, Манрак); описан же вид из Зайсанской котловины. G. laevigata во всех перечисленных регионах отсутствует.
Таким образом, гораздо более вероятно произрастание в Монголии G. pendula, а не G. laevigata. Оба цитируемых листа из Гербария БИН РАН им. B„n. Комарова подтверждают это, т. к. их морфологические характеристики полностью соответствуют именно G. pendula. К сожалению, ни в Гербарии БИН, ни в Гербарии МГУ, где хранятся крупнейшие в стране коллекции по Монголии, больше найти материалов по этим видам рода Goldbachia не удалось, хотя в литературе (Грубов, І98P; Губанов, І996) G. laevigata указывается для Котловины Больших озёр, Долины озёр и Джунгарской Гоби. Исходя из вышесказанного, все эти указания также могут относится к G. pendula, а G. laevigata, возможно, никогда не собирался на территории Монголии.
Виды, подлежащие исключению из списка флоры Монголии
Goldbachia laevigata (Bieb.) DC. І8PІ, Reg. Veg. Syst. Nat. P : 577. -Raphanus laevigatus Bieb. !8O8, Fl. taur.-cauc. P : !P9.
Neotorularia maximoviczii (Botsch.) Botsch. 1988, Бот. журн. 73, 8 : 1188; Губанов, 1996, Консп. фл. Внешн. Монг. : 55. - Torularia maximoviczii Botsch. 1959, Бот. журн. 44, 10 : 1488; Грубов, 1982, Опред. сосуд. раст. Монг. : 132.
Вид из ближайшего родства довольно обычного в Монголии азиатско-североамериканского N. humilis (C.A. Mey.) Hedge et J. Leonard, описанный из Внутренней Монголии и встречающийся, кроме того, в китайских провинциях Цинхай, Шэнси и Ганьсу (Бочанцев, 1959). Авторами монгольских сводок (Грубов, 1982; Губанов, 1996) N. maximoviczii приводится для Хобдосского и Монгольско-Алтайского ботанико-географических районов Внешней Монголии. Таким образом, эти местонахождения сильно оторваны от основного ареала. В Гербарии БИН был обнаружен единственный лист из Монгольского Алтая: “Монгольская Народная Республика, Монгольский Алтай, хр. Баин-Нуру, северный склон в 1 км ниже перевала, Н=2250 м над ур. м., 22 VI 1971, В.И. Грубов, Н. Улзийхутаг, Ш. Дариймаа”, а в Гербарии МГУ - также только один экземпляр из Хобдосского р-на: “Монгольская Народная Республика, Баян-Улэгэйский аймак, Монгольский Алтай, берег озера близ Хиргиз-нур, солончак, 24 VII 1974, О.В. Журба”. И тот, и другой определены как N. maximoviczii, но представляют собой N. humilis.
Оба вида чрезвычайно близки, однако они достаточно чётко различаются характером опушения. При этом в ряде литературных источников (Бочанцев, 1959; Грубов, 1982) при характеристике опушения N. humilis допускается неточность: указывается, что растения этого вида опушены только двуконечными волосками, в отличие от N. maximoviczii, опушённого ветвистыми волосками. На самом деле в опушении N. humilis наряду с преобладающими двуконечными присутствуют и 3-4-конечные волоски (гл. обр. за счёт вторичного ветвления одного или обоих лучей), а на черешках листьев - ещё и простые реснички. Опушение N. maximoviczii составлено преимущественно меньшими по размерам и более тонкими многоветвистыми (3-5-7-конечными) волосками, среди которых присутствуют (но не преобладают) и двуконечные. В целом опушение данного вида несколько более нежное. Указанная неточность в характеристике типов волосков, видимо, и явилась причиной неверного отнесения цитированных образцов к N. maximoviczii. Судя по всему, данный вид является эндемиком Китая и на территории Монголии не встречается.
Автор выражает благодарность за содействие Р.В. Камелину, В.И. Дорофееву, Н.Б. Алексеевой, А.Е. Бородиной-Грабовской, (БИН РАН), И.А. Губанову, Т.П. Баландиной (МГУ) и Н.А. Рудой (ТГУ).
ЛИТЕРАТУРА
Абдулина С.А. Список сосудистых растений Казахстана / Под ред. Р.В. Камелина. -Алматы, 1999.-187 с.
Бондаренко О.Н. Род 350 (4). Eutrema R. Br. - Эвтрема // Определитель растений Средней Азии. - Т. 4. - Ташкент, 1974. - С. 48-50.
Бочанцев В.П. Список крестоцветных, собранных М.П. Петровым в северо-западном
Китае в 1957-1958 гг. // Бот. журн., 1959. - Т. 44, № 10. - С. 1483-1490.
Бочанцев В.П. Обзор рода Goldbachia DC. // Бот. мат. Герб. Бот. ин-та им. В.Л. Комарова АН СССР, 1963. - Т. 22. - С. 1356-143.
Грубое В.И. Конспект флоры Монгольской Народной Республики. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 308 с.
Грубое В.И. Определитель сосудистых растений Монголии. Л.: 1982 - 442с.
Грубое В.И. Седьмое дополнение к списку флоры Монгольской Народной Республики // Бот. журн., 1977. - Т. 62, N° 9. - С. 1309-1311.
Грубое В.И. Эндемичные виды флоры Монгольской Народной Республики // Новости систематики высших растений, 1984. - Т. 21. - С. 202-220.
ГубановИ.А. Конспект флоры Внешней Монголии (сосудистые растения). М.: Изд-во “Валанг”, 1996. - 136 с.
Губанов И.А. Дополнения и исправления к “Конспекту флоры Внешней Монголии (сосудистые растения)” // Turczaninowia, 1998. - Т. 1, № 4. - С. 19-23.
Дорофеев В.И. Крестоцветные - Cruciferae (Brassicaceae) Средней полосы Европейской части Российской Федерации // Turczaninowia, 1998. - Т. 1, № 3. - С. 5-91.
Иконников С.С. Определитель высших растений Бадахшана / Под ред. С.К. Черепанова. - Л., 1979. - 400 с.
Ревушкин А.С. Высокогорная флора Алтая. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. -
319 с.
Ревушкин А.С., Рудая Н.А., Сморгов А.Е., Эбель А.Л., Щеголева Н.В. Флористические находки в Западной Монголии // Бот. журн., 2001. - Т. 86, № 5. - С. 142-151.
Эбель А.Л. Заметки по систематике и географии крестоцветных (Brassicaceae) флоры Алтая // Turczaninowia, 2000. - Т. 3, № 3. - С. 18-43.
Нага Н. New or noteworthy flowering plants from Eastern Hymalaya // J. Jap. Bot., 1973. Vol. 48. - P. 97.
Press J.R., Shrestha K.K., Sutton D.A. Annotated checklist of the flowering plants of Nepal. London-Kathmandu, 1999. - 430 p.
SUMMARY
"rhe results of revision of Botanical Institute (LE) and Moscow State University (MW) Herbaria (mongolian collections) on the Cruciferae family are presented. 'rhree species - Draba stenocarpa Hook. fil. et ^oms., Goldbachia pendula Botsch. and Eutrema heterophyllum (W.W. Smith) Hara - are new for the country; another two ones - Goldbachia laevigata DC. and Neotorularia maximoviczii (Botsch.) Botsch. - apparently are to be excepted from the flora of Mongolia.
Алтайский государственный университет г. Барнаул
Получено 11.05.2001 г.