К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»
В.Г. СТУКАНОВ,
кандидат психологических наук, доцент, докторант Санкт Петербургского университета МВД России,
полковник милиции
Научная специальность: 19.00.06 — юридическая психология
E-mail: [email protected]
Аннотация. В научной статье автор осуществил теоретический анализ базовых категорий понятия «информационно-психологическое воздействие»: психологическое воздействие и информация. Дано определение информационно-психологическому воздействию.
Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, психологическое воздействие, информация.
TO CLARIFY THE CONCEPT OF «INFORMATION-PSYCHOLOGICAL IMPACT»
V.G. STUKANOV,
the candidate of psychological sciences, the senior lecturer, doctoral candidate Sankt of the Petersburg university
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the colonel of militia
Annotation. In a scientific article, the author carried out a theoretical analysis of the basic categories of the concept of «information-psychological impact»: the psychological impact and Information. The definition of information and psychological impact.
Keywords: information and psychological impact, psychological impact, information.
Базовыми категориями понятия «информационно-психологическое воздействие» (далее — ИПВ) является «психологическое воздействие» (далее — ПВ) и «информация», к анализу которых мы и обратимся.
Результатом всякого социального воздействия, например, педагогического, медицинского, экономического или юридического выступают, в том числе, изменения психических характеристик личности (процессов, состояний, свойств), а также социально-психологических явлений (общественного мнения, настроений), и как следствие, некоторых характеристик поведения и деятельности объекта влияния. Таким образом, психологическое воздействие является неотъемлемой стороной любого социального воздействия.
Методологические проблемы психологического воздействия и его эффективности нашли отражение в трудах Г.М. Андреевой, А.А. Брудного, А.А. Бода-лева, А.А. Деркача, Г.А. Ковалева, В.Н. Куликова, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Б.Ф. Поршнева, Е.В. Селезневой и др. В юридической психологии проблемы ПВ исследовались А.Ю. Аку-лининым, И.А. Андреевой, С.П. Безносовым, В.Л. Васильевым, Ф.В. Глазыриным, В.И. Готаренко, А.В. Ду-
ловым, М.И. Еникеевым, В.В. Мицкевичем, А.Н. Па-стушеней, И.Б. Пономаревым, Н.И. Порубовым, М.В. Пряхиной, В.Г. Пушковым, А.Р. Ратиновым, В.В. Романовым, Ф.М. Сокираном, В.М. Статным, A.M. Столяренко, В.Г. Стукановым, А.Н. Суховым, Л.Б. Филоновым, В.И. Чернениловым, Ю.В. Чуфа-ровским, А.Г. Шестаковым, В.В. Юстицким и др.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует единый подход к пониманию ПВ. Не всегда даже в современных психологических словарях дается психологическое определение понятия «ПВ». Нередко определения ПВ носят информационно-механистический характер, и не отражают его психологической сути. Так, например, подобные дефиниции приведены в словарях под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского1, С.Ю. Головина2. Нельзя не согласиться с позицией В.Н. Куликова, который отмечал, что психологическое воздействие потому так и называется,
1 Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского; 2-е изд. М.:, 1990. С. 58.
2 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Мн., 1998. С. 77.
-ii.^'fc--
что направлено на психику индивидуального или коллективного субъекта с целью ее (психики) изменения, преобразования»3. Мы считаем, что целью всякого психологического воздействия (как и опосредованно всякого социального воздействия) выступают определенные изменения неко торых психологических характеристик личности, которые обусловливают необходимые изменения в поведении индивида.
Рассматривая предмет ПВ, авторы выделяют: взгляды, мнения, отношения, установки (В.Н. Куликов, Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, Г.Г. Романович); сознание человека (Е.В. Селезнева, А.В. Малько); психические состояния, чувства, мысли и поступки людей (Е.В. Сидоренко, А.В. Малько); диспозиции, регулирующие и направляющие активность человека (смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, мировоззрения, убеждения и верования) (Т.С. Каба-ченко); социальные стереотипы (А.П. Назаретян); психосемантические элементы, составляющие внутреннюю картину мира личности (О.В. Митина, В.Ф. Петренко, И.В. Смирнов, А.Г. Шмелев и др.). Т.С. Каба-ченко, а вслед за ней Е.Л. Доценко рассматривают «психологические мишени» как предмет ПВ. Исследуя систему мишеней, Е.Л. Доценко4, а затем и Г.В. Грачев5 выделяют следующие элементы предмета ПВ: 1) потребности, интересы, склонности, идеалы (побудители активности); 2) смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования (регуляторы активности); 3) знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность (когнитивные, информационные структуры); 4) способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация (операциональный состав деятельности); 5) психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные и т.п. При этом Е.Л. Доценко указывает, что основной мишенью воздействия являются личностные (мотивационные) структуры6.
В отдельную группу необходимо выделить авторов, которые под предметом ПВ понимают психологическую защиту. Одним из первых к предмету ПВ отнес психологическую защиту В.Н. Куликов7. Он рассматривает психологическую защиту «как функцию психического в целом, а не свойство какого-нибудь отдельного психического явления». Она представляет собой целостную структурно-функциональную систему, имеющую четыре взаимосвязанных компонента: а) мировоззренческий (в том числе убеждения
личности); б) мыслительный (формы критического мышления); в) волевой, т.е. принципиальность, негативизм, др.; г) эмоциональный, такие, как антипатия, робость и др.8. Развивая идеи Б.Ф. Поршнева, В.Н. Куликова, А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева, А.В. Кириченко, рассматривая структуру социально-психологической защиты личности, по сути называет предметом ПВ «психологические фильтры» как подструктуры психологической защиты: «фильтр безопасности», функционирующий на основе психологического механизма доверие-недоверие; «фильтр интереса», функционирующий на основе психологического механизма полезности-бесполезности; «фильтр интимности», являющийся, по сути, защитой личностного мо-тивационного ядра личности9.
Таким образом, предметом ПВ являются психические процессы, свойства и состояния личности, ин-тегративные психические образования (ценностные ориентации, отношения, идеалы, смыслы и др., которые обусловливают направленность социального поведения людей).
Опираясь на достижения современной науки, можно в самом широком смысле обозначить психологическое воздействие как целенаправленный процесс изменения определенных психических характеристик личности, направленный на изменение поведения отдельных индивидов либо социальных групп. Таким образом, тактической целью ПВ выступают некоторые изменения психических характеристик личности (психического состояния, степени внимательности, уровня внушаемости, оценочного отношения к тем или иным объектам, Я-образа, восприятия самого себя, других людей и т.д.), а стратегической—изменения поведения индивида либо группы людей. В-первую очередь, речь идет о социальном поведении, т.е. поведении, которое осуществляется в социуме и оценивается обществом. В случае осуществления ПВ на социальные группы, пред-
3 Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1982. С. 10.
4 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 123.
5 Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003. С. 42.
6 Доценко Е.Л. Указ. соч. С. 210.
7 Куликов В.Н. Указ. соч. С. 20.
8 Там же. С. 21.
9 Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. С. 80—83.
-G/Hi^jflb'
метом воздействия выступают социально-психологические феномены: общественное сознание, настроения, представления; социально-политические, экономические, идеологические и иные воззрения.
Вторым родовым понятием дефиниции «информационно-психологическое воздействие» является «информация». Понятие «информации» стало предметом пристального междисциплинарного внимания науки с середины ХХ в. Предметом исследования стали выступать особые — информационные — виды связей и отношений, процесс передачи сообщений по техническим каналам связи и разработка математических методов их изучения. Исследования содержания понятия «информации» основывались, прежде всего, на обобщении естественнонаучных и математических исследований, философском осмыслении самого феномена информации, информационных связей и отношений, а также на достижениях теории журналистики, исследовавшей социальную информацию в ее качественном аспекте. В 1960—1990-х гг. ХХ в. появились работы, связанные с философским осмыслением понятия «информация» (Б.В. Бирюков, Н.И. Жуков, В.З. Коган, Б.С. Украинцев, А.Д. Урсул и др.), изучением информационных проблем мышления (Л.Б. Баженов, А.А. Братко, Е.К. Войшвилло, Д.И. Дубровский, А.Н. Кочергин, А.Д. Урсул, И.М. Тонконогий, Ю.А. Шрейдер и др.), информационным анализом науки (Г.М. Добров, Р.С. Гиляревский, А.А. Коренной, Н.П. Ващекин, А.И. Михайлов, З.М. Муль-ченко, В.В. Налимов, Э.П. Семенюк, А.И. Черный и др.). Ученые философы, социологи, психологи обращались к междисциплинарному изучению информационных проблем средств массовой информации, связанных с общением людей в процессе реализации информационных отношений (А.Н. Алексеев, Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, Б.А. Гру-шин, Г.Т. Журавлев, Л.Н. Коган, В.С. Коробейников, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин, Б.М. Фирсов, Г.И. Хмара, Ю.А. Шерковин, Ф.Ц. Цырдя и др.). Авторы глубоко исследовали важные феномены информации, определили пути совершенствования информационных процессов в обществе. В то же время психологические проблемы процесса производства, передачи и организации информации до сих пор относятся к наименее изученным. В числе наименее изученных сторон выступает и психологическая составляющая информации как средства оказания социального воздействия.
Анализ определений понятия «информация» позволяет заключить, что под информацией (в социальном контексте), как правило, понимаются знания, сведения, факты, сообщения, данные о внешнем мире, переданные или приобретенные. Среди философов популярны дефиниции, определяющие информацию как отражение в сознании людей разнообразных причинно-следственных связей. В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение информации: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)10.
Всякая информация обладает тремя основными параметрами: количеством; содержанием; ценностью. Количественный параметр исследуется в основном математической статистикой, содержательный — семантической теорией. Ценностный аспект информации в большей мере изучен синергетикой; важным для нашего исследования представляется вывод о субъективности всякой информации, соответственно, ее объективности-необъективности для разных людей. Основными качественными свойствами информации являются: способность воздействовать на психику, целостность, (А.В. Малько); достоверность, значимость (полезность, полнота) (А.В. Малько), своевременность, новизна, ценность, доступность, соответствие потребностям человека (А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова).
Способность воздействовать на психику — важнейшее социальное свойство информации. Фундаментальное свойство информации (применительно к человеку) — оторвавшись от объекта отражения, существовать самостоятельно, стать содержимым памяти, т.е. самостоятельно участвовать в психических процессах, трансформируясь в образы, смыслы, ценностные ориентации, представления, знания, умения, навыки. Как отмечает Г. Грачев, специалист в области информационно-психологической безопасности личности, — посредством предъявления информации можно активно воздействовать на индивидуальное, группо-
10 Философский энциклопедический словарь; 2-е изд. М., 1989. С. 222.
-ii.^'fc--
вое и общественное сознание, и видоизменять его11. Данное свойство информации реализуется в виде средства воздействия.
Таким образом, в рамках предмета нашего исследования необходимо отметить, что информация выступает средством изменения (формирования) некоторых психологических характеристик личности. В данном контексте информация, как некие факты, сведения, сообщения, знания и пр., передаваемые человеку, может участвовать в изменении (формировании, устранении) интегративных психических образований, детерминирующих социальное поведение человека, социальных групп.
Психологический анализ содержания категорий «психологическое воздействие» и «информация» позволяет подойти к определению понятия «информа-
ционно-психологическое воздействие», которое в настоящее время не имеет достаточного научного обоснования, в полной мере не раскрыто его психологическое содержание.
Информационно-психологическое воздействие — это вид психологического воздействия, направленный на изменение психических характеристик личности, посредством информации, особым образом оформленной и предъявленной Целью подобного воздействия является коррекция поведения отдельного индивида либо социальных групп. Средством данного вида психологического воздействия выступает информация, т.е. определенные сведения, факты, сообщения, знания и пр.
Грачев Г.В. Указ. соч. С. 30—35.
ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
О.А. ТОРОСЯН,
аспирант Ивановского государственного химико-технологического университета Научная специальность: 09.00.11 — социальная философия
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор социологических наук, профессор Десятов А.Р.
Аннотация. В статье рассмотрена концепция справедливости как атрибута демократической политической культуры. Формирование гражданского общества в России, вхождение России в международное политическое пространство возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей, основой которых является справедливость. Эти процессы также актуализируют теоретический анализ справедливости как базовой социальной ценности, как цели развития российского общества, как идеала. В свете перечисленных выше особенностей социальной жизни России большим научно-практическим потенциалом обладает также исследование механизмов реализации принципа справедливости в законодательстве РФ и правоприменительной практике; путей совершенствования этих механизмов в целях преодоления возникших в современном обществе глубоких экономических, нравственных и правовых деформаций.
Ключевые слова: справедливость, социальное государство, гражданское общество, правоприменение.
THE ISSUE OF JUSTICE AND THE CONTEMPORARY LAW ENFORCEMENT PRACTICE
O.A. TOROSYAN,
graduate student Ivanovo State Chemical and Technological university
Annotation. In the article «the Issue of justice and the modern practice» analyzes the concept ofjustice as an attribute of a democratic political culture. The formation of civil society in Russia, Russia's joining international political space is possible only with the assimilation of fundamental democratic values, which are based on fairness. These processes are also calling for a theoretical analysis ofjustice as a basic social values, as a goal the development of Russian society as an ideal. In the light of the above peculiarities of the social life of Russia as a great scientific and practical potential has also been investigating the mechanisms for the implementation of the principle of justice in the Russian legislation and law enforcement practices, ways to improve these mechanisms in order to overcome the arisen in modern society profound economic, moral and legal deformations.
Keywords: justice, social state, civil society, law enforcement.