уДК 9(571.52) С. Ч. ДОНГАК
Тувинский институт гуманитарных исследований, г. Кызыл
К ТРАНСФОРМАЦИИ ТУВИНСКОГО КОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА В XX - НАЧАЛЕ XXI вв._______________________________________
Статья посвящена переходу тувинских кочевников на оседлость, вопрос о котором был разрешен только после вхождения Тувы в состав СССР (1944 г.) Новизна работы заключается в том, что в ней освещена проблема оседания тувинских кочевников, соответственно — трансформация кочевого хозяйства в XX в., а также современные процессы, связанные с возрождением традиционного хозяйства тувинцев. Ранее в историко-этнографической литературе проблема трансформации тувинского кочевого скотоводства не была предметом исследования.
Территория современной Тувы (170,5 тыс. кв. км) как составляющая часть Саяно-Алтайского нагорья относится к одной из зон возникновения кочевого скотоводства. Начало перехода местных пастушеских племен к кочевым формам хозяйства относится к концу III тыс. до н.э. [1, с. 29]. За период своего длительного существования скотоводство сложилось в основу комплексного хозяйства тувинцев (наряду с ним тувинцы занимались также земледелием и охотой). Из-за исключительной приспособленности к местным природно-климатическим условиям традиционное хозяйство тувинцев в классическом виде сохранялось вплоть до середины XX в., т.е. до вхождения Тувы в состав СССР (1944 г.), коллективизации сельского хозяйства и перехода на оседлый образ жизни (1953 г.).
Классические формы кочевого и полукочевого скотоводства, сохранявшиеся у тувинцев до коллективизации и перехода на оседлость, выглядели следующим образом.
В хозяйстве основное значение имел мелкий рогатый скот: овцы и козы. Важную роль играл также крупный рогатый скот и лошади. В степных и полупустынных местах держали верблюдов, а в высокогорных
— яков. Скот в течение всего года содержали на подножном корму. Зимой в небольшом количестве заготавливали сено, скручивали его в жгуты и подвешивали для просушки на деревьях. Им подкармливали молодняк или сильно отощавших за зиму животных. Для содержания овец, коз и крупного рогатого скота зимой строили закрытые, а летом — открытые загоны.
Способом ведения подвижного в своей основе хозяйства являлись сезонные передвижения скотоводов вместе со всем скотом и всем хозяйством. Кочующее хозяйство называлось аалом. Аал, как правило, состоял из двух-трех, иногда и более юрт (но мог быть представлен и одной юртой), рядом с которыми находились общие загоны для животных. Такое хозяйство, основанное на сезонных перекочевках, с личной собственностью на скот сохранялось у тувинцев практически до середины 40-х гг. ХХ в. До 1944 г. Тува являлась независимым государством, провозгласившим свой суверенитет в 1921 г.
Первые попытки изменить кочевые традиции тувинцев были предприняты в 1929 г. на основе решений
VIII съезда Тувинской народно-революционной партии (ТНРП). Они гласили: «Основными мероприятиями, содействующими быстрому росту сельского хозяйства вообще и подъему хозяйства основного аратского населения в особенности, должны быть .. .развертывание коллективизации; ...переход к оседлому хозяйству» [2].
В соответствии с решениями съезда в Туве в том же
1929 году стали создаваться так называемые товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), процесс формирования которых проходил под руководством и контролем государственных органов. ТОЗы были простейшими по форме объединениями, в которых, по сути, действовали те же принципы родовых общин — аалов, поскольку в создаваемые объединения вступали те же члены хозяйств, связанных между собой родственными или соседскими узами, и в которых совместный труд практиковался издревле и являлся одной из функций общины. Совместным в них был сельхозинвентарь, скот же оставался в личной собственности.
Наряду с попыткой создания коллективных хозяйств в Туве в 1930-1931 гг. была проведена подобная раскулачиванию в СССР конфискация скота у крупных скотовладельцев.
Задачукооперирования аратских (крестьянских) хозяйств рассматривал затем и IX съезд ТНРП (1932 г.). Он взял курс на форсирование вопроса: коллективизация в течение пятилетия «.должна быть завершена.» [3].
Попытки начать коллективизацию аратских хозяйств посредством конфискации скота у богатых и в целом административный пресс на индивидуальных хозяев по созданию коллективных объединений (т.е. изъятию частного скота) привели к тому, что часть хозяйств стала забивать свой скот.
Для переломления создавшейся ситуации и пересмотра допущенных промахов в декабре 1932 г. созывается пленум ЦК ТНРП, который изменил решения
IX съезда ТНРП, форсировавшего вопрос о коллективизации, и рекомендовал в качестве основных форм объединений товарищества по улучшению животноводства (ТУЖ) как наиболее соответствующие главному занятию населения [4, с. 149]. В отличие от ТОЗов, в которых в общем пользовании был сельхозинвентарь, в ТУЖах объединяли скот, однако — только животных-производителей, а также волов, т.е. рабочих животных. Остальной скот по-прежнему оставался в собственности индивидуальных хозяев.
Между тем главной задачей партии и правительства ТНР по-прежнему оставался вопрос о коллективизации аратских хозяйств и перевод собственников скота на оседлость. Задачу объединения кочевых хозяйств выдвинул теперь уже XII съезд ТНРП, состоявшийся в апреле 1941 г. На нем было принято решение реорганизовать ТОЗы и ТУЖи в товарищества по общественному развитию животноводства и земледелия (ТОЖЗЕМы) [5]. В ТОЖЗЕМах общими становились как сельхозинвентарь, так и рабочие животные, одна-
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ко остальной скот по-прежнему оставался в личных хозяйствах. Именно по причине того, что скот оставался в личной собственности, а содержание его, как и прежде, основывалось на сезонных перекочевках, ТОЖЗЕМы также не могли разрешить проблемы коллективизации и перевода аратов на оседлость.
Так, к моменту вхождения Тувы в состав СССР (1944 г.) коллективизацией было охвачено всего 19% всех аратских хозяйств [6, с. 27]. Для ТНРП и правительства же перевод аратов на оседлость по-прежнему оставался главной внутренней задачей: «Полностью закончить в 1943 г. организацию оседлых центров во всех сумонах республики» [7].
Для практического решения этой задачи при Совете министров ТНР был создан комитет по оседанию. Он намечал центры оседлости, выдавал ссуду на постройку жилых домов, приобретение сельскохозяйственного инвентаря. Постепенно стали создаваться стационарные объекты: школы, медицинские пункты, магазины, клубы. Для жилья стали строиться небольшие деревянные домики. Шаг за шагом тувинцы, таким образом, начали приспосабливаться к оседлому образу жизни. Надо сказать, что в целях подготовки специалистов в области сельского хозяйства еще в 1930-е годы в учебные заведения СССР были направлены молодые тувинцы. Первые специалисты вернулись в Туву в 1937 г. [4, с. 161].
В полном объеме коллективизация аратских хозяйств началась только после вхождения Тувы в состав СССР в 1944 г. В 1945 г. были созданы первые машинно-тракторные станции (МТС), число которых в последующие годы увеличивалось. С 1948 г. начался перевод ТОЖЗЕМов на Устав сельхозартели: члены ТОЖЗЕМов становились колхозниками.
В процессе коллективизации сельского хозяйства старые формы экстенсивного скотоводства были заменены на новые, сочетавшие в себе отгонно-пастбищное содержание скота со стойловым. К примеру, семья колхозника бралась выпасать овец. В таком случае за ней закрепляли отару в количестве от 200 до 300 голов, которую выпасали на сезонных пастбищах. На зимниках строили стационарное жилище — срубный домик, хозяйственные постройки, загоны для скота. Отдельно содержали также табуны лошадей, за выпас которых бралась также какая-либо семья. Крупный рогатый скот содержали на фермах, верблюдов — в верблюдоводческих хозяйствах.
Традиции выпаса скота, т.е. подножное содержание животных, особенно мелкого рогатого скота и лошадей, в таких хозяйствах сохранялись. Перекочевки совершались по-прежнему четыре раза в году, в сроки, указанные правлением колхоза. Руководство обеспечивало также переезд хозяйства, снабжая его необходимой техникой, а в случае надобности — помощниками.
В ведении хозяйства появились и некоторые новые элементы. Например, новым в содержании лошадей было использование их в качестве тягловой силы. В традиционном хозяйстве тягловыми животными в основном были волы. Теперь их перестали использовать в таком качестве. Массовой стала также заготовка сена. Ранее тувинцы заготавливали сено в небольшом количестве, как правило, для молодняка или отощавших животных. Лечение скота обеспечивали теперь ветеринары, которые время от времени проводили профилактическое обследование животных. Небольшой семье, ухаживавшей за маточной отарой, на помощь направлялись помощники
— сакманщики. Особенно это практиковалось весной, во время приплода животных.
Другая часть бывших кочевников трудилась на животноводческих фермах, в полеводстве. Третья — перебираясь в города и села, начала составлять новые слои тувинс-441 кого общества: рабочих, служащих, интеллигенцию.
Наиболее быстрыми темпами создание колхозов происходило в 1949-1951 гг. Окончательно коллективизация сельского хозяйства в Туве закончилась к 1953 г., объединив 93% всех крестьянских хозяйств [4, с. 271].
Колхозная семья могла иметь в своем личном хозяйстве небольшое количество скота. В соответствии с Примерным уставом колхозников оно равнялось двум дойным коровам, одной лошади и 15 головам мелкого рогатого скота [8, с. 8]. Однако практически их могли содержать только те, кто выпасал общественный скот. Те же, кто перебрался в населенные пункты и был занят другим общественным трудом, лишался возможности содержать даже такое количество скота.
Таким образом, к 1953 г. традиционное скотоводство тувинцев претерпело коренные изменения: за исключением тех, кто выпасал общественный скот, бывшие кочевники пополнили ряды советских колхозников и служащих. Переход тувинских кочевников на оседлость был осуществлен.
Следует сказать, что наряду с колхозами еще в 1944 г. на основе существовавших на территории Тувы госхозов и колхозов советских граждан были созданы и государственные сельскохозяйственные предприятия — сов-хозы. Поскольку обеспечение совхозов шло со стороны государства, их материально-техническая база была гораздо выше, чем у колхозов, поэтому постепенно они стали занимать ведущее место в сельскохозяйственном секторе Тувы. Колхозы из-за слабой материально-технической базы и небольшого объема собственной продукции в большинстве своем были низкорентабельными. Слабой была и социальная защита колхозников: например, оплата труда, которая производилась нерегулярно, а по результатам реализованной продукции была ниже, чем у работников совхозов. В таких условиях перед руководством республики тувинские колхозники в течение многих лет неоднократно поднимали вопрос о преобразовании колхозов в совхозы. Те, свою очередь, выходили в российское и союзное руководство. В итоге, начиная с конца 1950-х гг. по 1977 г., все колхозы Тувы постепенно были преобразованы в совхозы, передав им безвозмездно основные и оборотные средства [9, с. 40]. Всего в указанный год в Туве насчитывалось 62 совхоза. Колхозники стали рабочими совхозов [9, с. 40].
В советское время состояние сельского хозяйства Тувы мало чем отличалось от положения в других регионах страны. Известно, что в сравнении с развитыми странами мира в бывшем СССР производительность труда в сельском хозяйстве была низкой, соответственно низка была как продуктивность животноводства, так и урожайность сельскохозяйственных культур. Одной из причин этого являлось отсутствие частной собственности на землю и другие средства производства и по этой причине незаинтересованность крестьянства в результатах своего труда. Попытки улучшить положение в сельском хозяйстве за счет внедрения внутрихозяйственного расчета, коллективного и арендного подряда предпринимались еще в начале 60-х гг. XX в. Однако положение, которое позволило изменить экономические отношения в сельском хозяйстве сложилось только в 1990-е гг. В 1990 г. был принят ряд законов и постановлений правительства РФ, а также внесены поправки в Конституцию РФ, которые определяли порядок передачи земли и имущества колхозов и совхозов членам трудовых коллективов и пенсионерам этих хозяйств [10].
Создание частных хозяйств происходило за счет того, что от колхозов и совхозов стали отделяться единоличные хозяева, получив пай скотом и землей. Колхозы и совхозы стали преобразовываться в негосударственные сельскохозяйственные предприятия — агрофирмы,
агрокомбинаты, сельхозкооперативы, ассоциации, фермерские, крестьянские хозяйства и т.д.
В аграрном секторе Тувы утвердились государственные и частные формы собственности. К первым относятся государственные унитарные предприятия (ГУП), ко вторым — сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), аратские (крестьянские) хозяйства и лица с индивидуальной трудовой деятельностью. Частные хозяйства образовывались, как и по всей стране, в основном за счет: во-первых, получения пая в виде скота и земли, во-вторых, реорганизации совхозов и раздачи общественного скота, в-третьих, за счет уже имевшегося частного скота, к которому присоединяли скот, полученный в качестве пая.
За частными хозяйствами, несмотря на многообразие их названий, скрываются семьи, связанные родственными узами. При организации своего хозяйства, отделившиеся арендаторы (фермеры), которые стали называть себя аратами, сплачивают вокруг себя родственников — детей, братьев, сестер, их семьи. Для содержания скота стали совершать сезонные перекочевки, для жилья в теплое время года использовать юрту. Стационарной точкой становится зимник, где строят жилой дом, хозяйственные постройки для скота. Становление хозяйств идет разными путями.
Например, для нашего информанта из Эрзина Ш.Б.Сояна (1967 г.р.) основу его хозяйства составил личный скот, которым он, по его собственным словам, обзавелся, работая в свое время чабаном. В настоящее время у него довольно крупное хозяйство, состоящее примерно из 1000 голов мелкого рогатого скота, 300 лошадей и 150 голов коров вместе с молодняком. Для содержания такого количества скота он привлекает помощников, как правило, из своих родственников. В целях рационального использования пастбищ мелкий рогатый скот у него разбит на две основные группы по 400-500 голов в каждой. Хотя, по словам Ш.Б.Сояна, такое количество скота загружает пастбище, и ему зачастую приходится выходить за пределы указанных ему местной администрацией территорий.
У него две стационарные точки. На основной, находящейся в 2-3 км от районного центра, помимо жилого дома развернут комплекс как зимних, так и летних хозяйственных построек для скота. Другая точка находится в 12-15 км от первой. На главной стоянке постоянно проживает его мать. При матери находятся родственники — одна или две молодые женщины, столько же мужчин. Некоторые из них бывают наездами — проживают до 2-3 и более дней: помогают пасти скот, доить коров. Другие, как правило, те, кто остался без работы, находятся там постоянно. Однако у всех, поскольку это бывшие сельчане, имеются дома в поселке, дети учатся в школе. Те, кто имеет детей школьного возраста до 16 лет, получают денежные пособия на них. Имеют они и некоторое количество скота (одна-две коровы, до двух десятков голов овец и коз), который содержится вместе со скотом хозяина. Поскольку они ведут общее с Ш.Б.Сояном хозяйство, он не выплачивает им денег, однако продуктами питания (мясом и молоком) на стоянке обеспечивает он.
По словам Ш.Б.Сояна, деньги в размере примерно около 2-3 тыс.руб. в месяц он выплачивает табунщику, который в течение зимних месяцев пасет его табун лошадей вдалеке от стационарных точек. На момент нашего с ним разговора табунщиком работал его дальний родственник, молодой человек 28 лет, местом постоянного проживания которого был районный центр. Там же проживает его семья. Табунщиком устроился потому, что остался без работы.
Сам Ш.Б.Соян занимается в основном руководс-
твом хозяйства, которое сводится к «подбору кадров», организации перекочевок, строительству или ремонту кошар, реализации продукции скотоводства и т.д. Семья его также постоянно проживает в районном центре — Эрзине. Жена работает учительницей, дети ходят в школу. Дома он бывает наездами.
Как было сказано выше, в Туве сохранились также хозяйства бывших совхозов. Так, наш информант Х.О. Даржап (1972 г.р.) является чабаном ГУП «Чодураа», ранее — совхоза того же наименования. Он является наследственным животноводом — его отец в свое время был чабаном данного совхоза. В данный момент Даржап-старший по старости передал хозяйство своему сыну и является его помощником. Традиция выпаса общественного скота у них не прерывалась. В настоящее время семья Х.Даржапа и его родители выпасают около 300 овец, относящихся к ГУП «Чодураа». Имеется у них и частный скот: на две семьи — около 40 лошадей, 15 голов крупного рогатого и около сотни мелкого рогатого скота. Начало хозяйству было положено еще в советское время, однако численность животных возросла только в последние годы. Ранее, как известно, иметь большое количество скота не позволялось.
Оплату труда, по словам информанта — дотацию, они получают из Москвы 1-2 раза в год. Руководством ГУП иногда оказывается помощь в виде муки и сахара.
Поскольку они никогда не проживали в населенном пункте, у них там жилья нет. Дети-школьники Х.Даржапа живут и учатся в Кызыле у родственников.
На 1 января 2006 г. по республике всего было зарегистрировано 202 аратских хозяйства [11]. В современном сельском хозяйстве Тувы, таким образом, как и во всей РФ, создание частных хозяйств идет по нарастающей.
Библиографический список
1. История Тувы. — Новосибирск, 2001. — С. 29.
2. ЦАДПОО ЦГА РТ ф. 1, оп. 1, д. 580, л. 29.
3. РФ ТИГИ д. 749, л. 63.
4. История Тувы. — М, 1964. С.149.
5. ЦАДПОО ЦГА РТ ф. 1, оп. 1, д. 2578, л. 27.
6. Гребнев Л.П. Переход аратов-кочевников на оседлость.
- Кызыл.1955. - С.27.
7. ЦАДПОО ЦГА РТ ф. 1, оп. 1, д. 2578. л. 6.
4. История Тувы. — М.,1964. — С.161.
4. История Тувы. — М.,1964. — С.271.
8. Шаалы А.Т. Работа, которой я посвятил жизнь. (на тув. яз.) — Кызыл. — С.8.
9. Народное хозяйство Тувинской АССР в десятой пятилетке.
— М.,1981. — С.40.
9. Там же. — С. 40.
10. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1 (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля 1993 г. и 24 декабря 1993 г.) Разделы 1-УШ.)Конституция РФ (от 12 декабря 1993 г.). Раздел первый, глава I, ст. 8, пункт 2. Гражданский кодекс РФ (от 21 октября 1994 г.) глава 17, статья 260, пункт 1; Земельный Кодекс РФ (от 25 апреля 1991 г. по состоянию на 1 мая 2000 г.). Раздел II, глава X, ст. 58, ст. 59, ст. 60, ст. 61, ст. 62 и др.
11. Аратские хозяйства на 1 января 2006 г. РОССТАТ ЭКСПЕРТ-ИНФОРМАЦИЯ 14 марта 2006 года (по каталогу №162).
ДОНГАК Светлана Чондан-ооловна, старший научный сотрудник сектора изучения Южной Сибири и Центрально-Азиатского региона.
Дата поступления статьи в редакцию: 18.03.2007 г.
© Донгак С.Ч.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007