VII. проблемы педагогической лингвистики
дисциплинарная структура языкознания
В.П. ДАНИЛЕНКО
the disciplinary structure of linguistics
V.P. DANILENKO
Статья посвящена рассмотрению важного и дискуссионного вопроса о системной структуре языкознания. Автор излагает свои взгляды на данный вопрос, предлагая представить структуру языкознания в виде лингвистики, включающую в себя в свою очередь лингвистическую гносеологию и лингвистическую онтологию, куда входит внешняя и внутренняя лингвистики.
Ключевые слова дисциплинарная структура языкознания, грамматика, линг-вокультурология, лингвистическая гносеологию, лингвистическая онтология, внешняя лингвистика, внутренняя лингвистика.
The article is devoted to the extremely important and controversial issue of the system structure of linguistics. The author states his views on the matter by offering to present the structure of language studies as linguistics, which includes, in its turn, linguistic episte-mology and linguistic ontology, including internal and external linguistics.
Keywords: the disciplinary structure of linguistics, grammar, linguoculture, linguistic epistemology, linguistic ontology, external linguistics, internal linguistics.
Автор любой лингвистической теории исходит из тех или иных представлений о дисциплинарной структуре языкознания в целом или из какого-либо его раздела в частности (например, грамматики). Значение этих представлений невозможно переоценить, поскольку от них зависит сущность его теории.
Существует два полярных типа дисциплинарной структуры той или иной науки - системный и асистемный. В первом случае дисциплинарная структура языкознания, например, отражает определённые периоды в речевой деятельности говорящего или слушающего, а во втором случае расположение дисциплин оказывается оторванным от структуры речевой деятельности. Вот почему дисциплинарная структура языкознания в этом случае оказывается бессистемной, хаотической, произвольной, рядоположенной. Такой, например, является дисциплинарная структура лингвистической теории Отто Есперсена.
В статье «О системном грамматическом анализе» Вилем Матезиус так критиковал эту теорию за отсутствие в ней дисциплинарной системы: «... результаты поистине неутомимых и оригинальных попыток профессора Есперсена нас не могут удовлетворить вполне. И последняя работа Есперсена о грамматической систе-
ме современного английского языка, его «Основы грамматики английского языка» («Essentials of English Grammar»)... не оправдывает надежд и не содержит полного и ясного анализа его грамматической системы во всех её основых компонентах» (Пражкий лингвистический кружок / Под ред. Н.А.Кондрашова. М., 1967. С.227).
В ономасиологической грамматике О.Есперсена две части - теория понятийных категорий и теория трёх рангов. Эти теории оказались слабо связанными друг с другом, что объясняется недостаточно внимательным отношением их автора к реальной периодизации речевой деятельности говорящего, направленной на построение нового предложения. Вот почему дисциплинарная структура его грамматики не может расцениваться как системная. В противоположность О.Есперсену В.Матезиус дал нам образец системного подхода к установлению дисциплинарной структуры грамматики. Его грамматика отражает два периода во фразообразова-тельной деятельности говорящего - номинативный (его изучает ономатология) и синтаксический (его изучает синтаксис) (см.: В.П.Даниленко. Функциональная грамматика Вилема Матезиуса. Методологические особенности концепции. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» (УРСС), 2010).
Дисциплинарный анализ какой-либо лингвистической теории невозможно осуществить автору, который сам не выработал своего представления о дисциплинарной структуре языкознания. Первейшая обязанность начинающего исследователя - выработать такое представление или, по крайней мере, принять чужое, которое кажется ему наиболее убедительным. Смею надеяться, что моё предсталение о дисциплинарной структуре языкознания, которое отражено во многих моих книгах (ФГМ, ОНГ, ВЯ, ОЯиИЯ и др.), выглядит достаточно убедительным.
Качество преподавания лингвистических наук в вузе напрямую зависит от упорядоченного представления о дисциплинарной структуре языкознания. Иначе и не может быть, поскольку важнейшая задача лингвистического образования состоит в освоении студентами всей системы дисциплин, составляющих современную науку о языке. В противном случае на месте этой системы в сознании студентов остаётся дисциплинарный хаос. Этот хаос выражается прежде всего в том, что фонетику и словообразование, лексикологию и синтаксис, психолингвистику и лингвокиберне-тику, лингвосемиотику и лингвостилистику и т.д. студенты воспринимают как науки разрозненные, существующие сами по себе, вне системной связи друг с другом.
Мой опыт преподавания общелингвистических дисциплин в университете перешагнул через три десятка лет. Но даже и этот солидный преподавательский стаж не даёт мне с лёгкостью преодолеть смущение, которое я испытываю перед написанием этой статьи. Со студенческих лет во мне живёт глубокое почтение к учебникам по введению в языкознание и общему языкознанию Р.А. Будагова, А.А. Реформатского, Ю.С. Маслова, В.И. Кодухова, Б.Н. Головина и других своих учителей, со многими из которых я был знаком лично в годы учёбы в МГУ и ЛГУ Особенно близким моим наставником был Юрий Сергеевич Маслов. Второе издание своего «Введения в языкознание» он подарил мне с авторской надписью в 1987 г. Но мне посчастливилось иметь личное знакомство не только с Ю.С. Масловым, которому я посвятил свою книгу «История русского языкознания», но также и с Р.А. Будаго-вым, В.И. Кодуховым, Б.Н. Головиным. Возможно, я когда-нибудь смогу отважиться на критику учебников по введению в языкознание и общему языкознанию, но в этой статье я кратко изложу свои взгляды на заданную тему (см. подр. библиографический список).
В самом общем виде дисциплинарная структура языкознания может быть представлена следующим образом:
ЛИНГВИСТИКА
Лингвистическая онтология - учение о бытии языка, а лингвистическая гносеология - учение о способах его познания. В свою очередь, внешняя лингвистика отличается от внутренней тем, что в первой язык изучается в связи с другими, неязыковыми, объектами, а во второй он исследуется как таковой. Но каждая из указанных областей знаний имеет свою дисциплинарную структуру.
Поскольку внешняя лингвистика исследует язык в одном ряду с другими объектами, решение вопроса о её дисциплинарной структуре оказывается связанным с проблемой классификации всех наук, а они, взятые в комплексе, охватывают весь мир. Вот почему структура мира предопределяет структуру науки. Из каких частей состоит наш мир? Из каких этажей состоит современное мироздание?
На первом этаже мироздания расположилась физическая природа (вода, горы, воздух и т.д.). Её можно назвать также физиосферой. Внутри этого, нижнего, этажа происходит её эволюция - физиогенез. У физиосферы нет эволюционного возраста, потому что она вечна. Но эволюционный возраст Земли известен - около пяти миллиардов лет.
На втором этаже мироздания расположилась живая природа (растения, животные, люди). Её можно также назвать биосферой. Внутри этого этажа происходит её эволюция - биогенез. Предполагают, что жизнь возникла на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Выходит, что эволюционный возраст биосферы - 3,5 миллиарда лет.
На третьем этаже мироздания мы обнаруживаем психику (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.д.). Её можно назвать также психосферой. Внутри этого этажа протекает её эволюция - психогенез. Если психическую способность приписывать всем животным, то можно сказать, что эволюционный возраст психосферы совпадает с возрастом животных.
На четвёртом этаже мироздания, наконец, расположилась культура (пища, одежда, жилище, техника, религия, наука, искусство, нравственность и т.д.). Её можно назвать также культуросферой. Внутри этого, верхнего, этажа происходит её эволюция - культурогенез. Эволюционный возраст культуросферы совпадает с эволюцинным возрастом человечества, поскольку создателем культуры стал че-
ловек. Собственно говоря, наш животный предок потому и стал превращаться в человека, что он стал создавать культуру. Вот почему культурогенез можно назвать также антропогенезом или гоминизацией (очеловечением). Эволюционный возраст человечества определяется в 3-5 миллионов лет. Таков и эволюционный возраст культуры.
Каждый этаж мироздания изучается особой наукой. Его первый этаж изучается физикой, его второй этаж - биологией, его третий этаж - психологией и его четвёртый этаж - культурологией (или антропологией).
Каждая из этих четырёх наук называется частной, поскольку она изучает лишь соответственную часть мира. Но есть ещё и общая наука, возвышающаяся над всеми частными науками, обобщающая достижения всех частных наук. Эта наука называется философией. Её задача - построение общенаучной (философской) картины мира.
Классификацию базовых наук, таким образом, можно изобразить такой таблицей:
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ФИЗИКА
Языкознание входит в культурологию, поскольку язык - один из продуктов культуры. Его объект исследования - язык - связан как с миром в целом, так и с его частями. Вот почему внешняя лингвистика включает в себя пять дисциплин:
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
ЛИНГВОФИЗИКА БИОЛИНГВИСТИКА ПСИХОЛИНГВИСТИКА ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Философия языка изучает язык в связи с миром в целом. Центральное место в ней занимают следующие проблемы: происхождение языка, развитие языковой способности у ребёнка, основные функции языка.
Лингвофизика изучает первую сторону языка - физическую (звуковую). В центре внимания в лингвофизике находятся проблемы, связанные с выявлением акустических характеристик у речевых звуков (таких, как его продолжительность, сила и т.п.).
Биолингвистика изучает вторую сторону языка - биотическую. Она связана с тремя органами тела - органами артикуляции, органами слуха и головным мозгом. В задачу биолингвистики входит исследование строения и функционирования этих органов.
Психолингвистика изучает третью сторону языка - психическую. Она связана, с одной стороны, с локализацией языковой системы в нашем подсознании, а с другой, - с её функционированием в деятельности либо говорящего, либо слушающего. В задачу психолингвистики входит исследование речевой деятельности этих людей с психологической точки зрения.
Лингвокультурология, наконец, изучает четвёртую сторону языка - культурную. Язык, взятый с этой стороны, выступает в качестве одного из продуктов культуры. Он представляет собой результат титанической культуросозидательной деятельности его носителей.
Язык, таким образом, «является» нам в четырёх ипостасях - физической, биотической, психической и культурной. Всё дело, однако, в иерархии этих «явлений» языка. И.А. Бодуэну де Куртенэ, например, язык «являлся» в первую очередь в своей психической (психологической) ипостаси1, а У Матуране - в биотической (биологической). Но если следовать гумбольдтианским представлениям о сущности языка, то приоритетной (ведущей, сущностной) стороной языка следует признать его культурную сторону. Вот почему лингвистика входит в культурологию - науку о культуре, а самыми близкими её «соседями» в кругу других наук являются культурологические науки - науковедение, искусствоведение, этика и др., а уж затем - по мере их близости к культурологии (а, стало быть, и к лингвистике) - располагаются философия, психология, биология и физика.
Культурная сторона языка - его ведущая сторона потому, что в первую очередь язык является одним из важнейших продуктов культуры, а уж затем - физическим, биотическим и психическим образованием. Чтобы рассеять на этот счёт какие-либо сомнения, надо вспомнить, что знаки, из которых он состоит, создавались и продолжают создаваться так же, как и другие продукты культуры.
Язык - вовсе не дар божий, а величайшее творение культуросозидательной деятельности человека. Разумеется, технология создания разных продуктов культуры является разнообразной, но каждый продукт культуры - начиная от дротика и кончая компьютером, является продуктом одного и того же вида человеческой деятельности - культуросозидательной, благодаря которой наши животные предки и вступили на путь очеловечивания (антропогенеза, гоминизации).
Своеобразие языка по сравнению с другими продуктами культуры состоит в том, что он представляет собою наиважнейшую систему знаков, по степени значимости с которой не могут конкурировать никакие другие знаковые системы.
Язык, таким образом, может быть определён как особый - биофизический и психический - продукт культуры, представляющий собою наиважнейшую систему знаков, которая выполняет три основных функции - коммуникаивную (общения), когнитивную (познания) и прагматическую (практического воздействия на мир).
Каждая из пяти выделенных нами внешнелингвистических наук имеет внутреннюю дисциплинарную структуру. Так, в задачу лингвокультурологии входит исследование языка в связи с такими продуктами духовной культуры, как религия, наука, искусство, нравственность и политика. В лингвокультурологии исследуются также связи языка и с продуктами материальной культуры (в частности, с техникой). В состав лингвокультурологии в конечном счёте входят следующие дисциплины: 1. Лингвистическое религиеведение. 2. Лингвистическое науковедение. 3. Лингвистическое искусствоведение. 4. Лингвоэтика. 5. Лингвистическая политология. 6. Лингвостилистика. 7. Лингвотехника. 8. Лингвокибернетика.
1 И.А. Бодуэн де Куртенэ писал: «Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами. Нет и не может быть в речи человеческой или в языке ни одного явления, которое не было бы вместе с тем психичным» (цит. по кн.: Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф. М.Березин. М.: Высшая школа, 1973. С.386).
Первая из перечисленных дисциплин изучает отношения между религией и языком, вторая - отношения между наукой и языком, третья - отношения между искусством и языком, четвёртая - отношения между нравственностью и языком, пятая - отношения между политикой и языком, шестая - функционирование языка в различных сферах культуры - в религии, науке, искусстве и т.д., седьмая - отношения между техникой и языком и восьмая - отношения между кибернетическими машинами и языком.
В свою очередь дисциплинарная структура внутренней лингвистики может быть представлена следующим образом:
Фонетика - наука о звуковом строе языка, грамматика - о его грамматическом строе и лингвистика текста - о его текстуальном строе. Основной единицей фонетики является звук, грамматики - слово и предложение, лингвистики дискурса -текст.
Данное представление о научно-отраслевой структуре внутренней лингвистики основывается на выделении в языке трёх ярусов - звукового, грамматического и текстуального. Однако каждый из них имеет внутренние подъярусы (уровни). На выделении последних базируется научно-отраслевая структура фонетики, грамматики и лингвистики дискурса.
Научно-отраслевая структура лингвистики дискурса до сих пор не сформирована, поскольку эта наука относится к числу сравнительно молодых. Зато фонетика и грамматика имеют весьма большой опыт по формированию своей дисциплинарной структуры. Так, в фонетику (в широком смысле слова) входят такие науки, как фонетика (в узком смысле этого термина), фонология, морфонология, силлаби-ка, акцентология и мелодика (интонемика). Первая из этих дисциплин - наука о звуках, вторая - о фонемах, третья - о морфонемах, четвёртая - о слогах, пятая - об ударениях, шестая - об интонации.
Дисциплинарная структура грамматики может быть изображена таким образом:
Словообразование - наука о создании новых слов, а фразообразование - о создании новых предложений. В состав последней из этих наук входят лексикология, морфология и синтаксис. Лексикология направлена на изучение проблем, связанных с лексическим периодом фразообразования, когда говорящий отбирает слова для создаваемого им предложения. Морфология в свою очередь имеет дело со вторым, морфологическим, периодом фразообразования, когда говорящий оформляет лексемы, поступившие в его распоряжение из первого периода фразообразования, морфологическими средствами. Синтаксис, наконец, связан с проблемами, которые решает говорящий в третий, синтаксический, период фразообразования, когда он устанавливает в предложении его актуальное членение и определённый порядок слов.
Литература
1. Функциональная грамматика Вилема Матезиуса. Методологические особенности концепции. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
2. Ономасиологическое направление в грамматике. Изд. 3-е, испр. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
3. Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
4. История русского языкознания: Курс лекций (с грифом УМО Министерства образования РФ). - М.: Флинта: Наука, 2009.
5. Введение в языкознание: Курс лекций (с грифом УМО Министерства образования и науки РФ). - М.: Флинта: Наука, 2010.
6. Общее языкознание и история языкознания: Курс лекций (с грифом УМО Министерства образования РФ). - М.: Флинта: Наука, 2009.
7. Методы лингвистического анализа: Курс лекций. - М.: Флинта: Наука, 2011.