ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМЕНИ С. М. КИРОВА
Том 188 1974
К ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАРОВОИ МАШИНЫ
С ГРУНТОМ
И. Г. (БАСОВ
(Представлена кафедрой горных машин, рудничного транспорта и горной механики)
При работе баровой землерезной машинЬг движитель ее перемещается по поверхности почвы, а рабочий орган — в щели-траншее, прорезаемой в мерзлом слое грунта. Поэтому нагрузки на рабочем органе будут определяться не только сопротивлением грунта разрушению, а и характером перемещения землерезной машины, зависящим от микрорельефа поверхности почвы, взаиморасположения рабочего органа и движителя, управления машиной.
г
А-А
- ♦ 2У;
Рис. I
1. В общем случае при движении машины по намеченной трассе под ее правой и левой гусеницами (колесами) могут быть различные профили поверхности почвы. Вследствие этого корпус машины, а вместе с ним и баровый исполнительный орган, находящийся в щели, будут совершать сложное движение в пространстве. Быстрое изменение координат перемещения в продольном, и особенно в поперечном направлениях (рис. 1), может привести к значительным перегрузкам рамы бара и других узлов ее подвески.
Нагрузка на раму бара будет зависеть от соотношения скорости vл прорезания щели (подачи машины) и скорости упов изменения текущих координат точек жесткого крепления левой (уд ) и правой (уп) гусениц (колес) к корпусу машины.
Для того, чтобы не возникали чрезмерные боковые нагрузки на рабочий орган, необходимо, чтобы в контакте с грунтом находились только зубки режущей цепи. Иначе говоря, должно соблюдаться условие (рис. 1).
-1/-г
где —линейная скорость поворота конца бара в плоскости уг; Вщ — ширина щели; Тх —толщина бара по кулакам; 01 —-ширина бара по кулакам; ¡3 — угол наклона бара к вертикали. С другой стороны, из рис. 1 следует, что
„ _ ^пов(#Щ + С2) (2)
~ в
где Упов — линейная скорость поворота одной гусеницы относительно другой в плоскости у г;
С — расстояние от точки поворота до бара; В — колея машины. Приравнивая правые части уравнений (1) и (2), найдем допустимую скорость
_ В(В^Т,) созр пов" 2Д (#щ+С2) ■
Скорость vпoв зависит от изменения относительного уклона I по пути машины.
^пов =я^К = * Л (4)
где а! и аг — углы подъема или спуска правой и левой гусениц (колес) .
Решая совместно уравнения (3) и (4), получим выражение для определения величины максимально допустимого уклона
; В(ВЩ-Т1) созр
2Вг(Щп+С2)
(5)
При вычислении I для машин с двумя и большим числом баров, а также при несоосном расположении одного бара (рис. 1) необходимо величину С принимать равной минимальному расстоянию от барового исполнительного органа до гусеницы (или колеса).
Таким образом, из выражения (5) следует, что машины с более широкой базой, большим вылетом резцов и с меньшей шириной бара, а также глубиной резания будут меньше реагировать на изменения микрорельефа трассы.
Необходимо также отметить, что влияние микрорельефа трассы на возникновение боковой нагрузки на баровый исполнительный орган в значительной степени зависит от типа подвески машины. При жесткой подвеске [1] вероятность возникновения боковой нагрузки на бар будет значительно больше, нежели при полужесткой или балансирной.
2. Взаиморасположение барового исполнительного органа с гусеницами (или ведущими колесами) машины определяет устойчивость ее движения в заданном направлении.
Асимметричное расположение барового органа относительно продольной оси машины приводит к развороту ее в процессе резания щели. Величину момента Мр разворота можно найти из уравнения моментов относительно точки 02 (рис. 1).
£Л1оа =Мр=0,5 Хк(^+С,) +0,5 С,
2 7 \ 2 -0,5*п(|- -с,).
После преобразований уравнение примет вид
(6)
Можно принять, что толкающее усилие
1Х*=РП+ХП9 (7)
где Рп —усилие подачи исполнительного органа;
Хи—сила сопротивления перекатыванию гусениц (колес). Подставляя значение Хк из (7) в (6), получим
Таким образом, величина момента, вызывающая разворот машины при несоосном расположении исполнительного органа, прямо пропорциональна величине смещения бара относительно продольной оси машины и усилию подачи.
3. Баровый исполнительный орган должен допускать некоторое отклонение от прямолинейного движения машины при резании щели, и при этом не должны возникать дополнительные нагрузки. В таком случае минимально допустимый радиус разворота заглубленного бара (рис. 1) должен быть равен радиусу вписанной окружности [2] в трапецию с высотой
2
и основанием, равным горизонтальной проекции заглубленной части бара
£ = (8)
где Т—толщина рамы бара;
й — ширина бара по зубкам. Величина радиуса поворота бара в таком случае может быть найдена по формуле
г= ¿»+(Вд-7-)»
ЦВЩ-Т)
Минимально допустимый поворот землерезной машины с заглубленным баром может быть вычислен из выражения
^ _ 2(£6йпР + Л)г
1-г
где Ьб — длина бара;
А — расстояние от оси поворота бара до линии, соединяющей середины гусениц (при гусеничном движителе) или до оси задних колес (при колесном движителе).
Подставляя значения I и г из (8) и (9) в (10), получим
2(0+Н^)(ВЦ1-Т)
Из последней формулы следует, что минимально допустимый радиус поворота машины будет тем меньше, чем меньше будут значения величин Д р и А. Минимально допустимый радиус поворота колесных машин будет всегда меньше, чем гусеничных, потому что у них меньше величина А при прочих равных условиях.
Таким образом, при конструировании землерезных машин баро-вый исполнительный орган желательно приближать к центру, а при эксплуатации заглублять до вертикального положения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г. П. Л ы з о, А. П. Л ы з о, В. А. Л о м о в с к и й. Тракторы, автомобили, двигатели. «Высшая школа», М., 1962.
2. И. Н. Бронштейн, К. А. С е м е н д я е в. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. Гостеортехиздат, М., 1953.