Научная статья на тему 'К теории региональной идентичности литератур (на материале литератур Поволжья)'

К теории региональной идентичности литератур (на материале литератур Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ / СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУР / REGIONAL IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / VOLGA REGION LITERATURES / COMPARATIVE STUDIES OF LITERATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимов Марсель Ильдарович

В статье устанавливается теоретико-литературный смысл понятия «региональная идентичность» в соотнесении с «национальной идентичностью», определяются методы ее изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF REGIONAL IDENTITY OF LITERATURES (BASED ON THE LITERATURES OF THE VOLGA REGION)

In this article the theoretical and literary meaning of "regional identity" in relation to "national identity", as well as the methods of the study, are defined.

Текст научной работы на тему «К теории региональной идентичности литератур (на материале литератур Поволжья)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)_

УДК 82.0

К ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИТЕРАТУР (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУР ПОВОЛЖЬЯ)

© М.И.Ибрагимов

В статье устанавливается теоретико-литературный смысл понятия «региональная идентичность» в соотнесении с «национальной идентичностью», определяются методы ее изучения.

Ключевые слова: региональная идентичность, национальная идентичность, литературы Поволжья, сопоставление литератур.

Высокий интерес к региональной идентичности у российских гуманитариев имеет свои основания. В первую очередь это формирующееся в научном сообществе представление о множественности и различии как отправных точках понимания культуры. Во многом этому способствует современная философия (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Делез, Ф.Гваттари и др.), утверждающая приоритет множественности над единством, различия над тождеством1. С другой стороны, структуру идентичности в полиэтническом и многоконфессиональном государстве трудно представить без национальной и региональной идентичности.

Проблемное поле понятия «региональная идентичность» формируется в междисциплинарном пространстве с учетом различных подходов к феномену идентичности как таковому [1]. Литературоведы, используя опыт других гуманитарных наук, ставят вопрос о границах понимания идентичности, соответствующих предмету науки, и релевантных литературоведческому дискурсу методах ее (идентичности) изучения [2].

Теоретические рефлексии по поводу идентичности в литературе перекрещиваются с изучением идентичности отдельных национальных и региональных литератур. Второй аспект (региональная идентичность) не столь широко представлен в отечественном литературоведении [3]. В немногочисленных (по сравнению с количеством исследований по национальной идентичности литератур) трудах определяются особенности идентичности отдельных региональных литератур и, параллельно, возможные подходы к пониманию региональной идентичности как таковой. Один из них - выявление ключевых для региональной литературы символов, мифологем,

1 Об этом, в частности, свидетельствуют заглавия отдельных, знаковых для современной философии, трудов: «Письмо и различие» (Ж.Деррида), «Различие и повторение» (Ж.Делез).

концептов [4]. Другой - определение проявлений механизмов памяти как фактора региональных идентификации [см., например, 5]. Третий -коммуникативный - предполагает определение в качестве интегративного фактора региональной идентичности межкультурной коммуникации в различных ее проявлениях: межэтническая, межнациональная, межконфессиональная коммуникации [6].

Выбор одного из названных подходов к изучению региональной литературной идентичности (возможны и другие подходы) определяется конкретными задачами исследования, что не исключает возможности их взаимодополнения. Проиллюстрируем высказанные положения отдельными замечаниями по поводу поволжской «межлитературной общности» (Д. Дюришин).

С конца прошлого десятилетия активизировались поиски теоретических оснований изучения литератур Поволжья. В Казани, Чебоксарах, Москве в рамках научных конференций организовывались семинары, круглые столы по проблемам литератур Поволжья, в которых принимали участие ученые из Мордовии, Марий-Эл, Удмуртии, Чувашии, Татарстана. Одним из значимых результатов стала коллективная монография «Национальные литературы республик Поволжья (1980 - 2010 гг.)», в которой представлена картина современной литературной жизни в Поволжском регионе [7].

Вместе с тем вопрос об основах региональной идентичности литератур Поволжья продолжает оставаться актуальным. Современные компаративисты предлагают новые понятия для понимания природы «межлитературных общностей». Так, казанский исследователь В.Р.Амине-ва обосновывает понятие «межлитературные текстовые образования», условием существования которых является «совместный креативно-рецептивный смысл», возникающий в ситуации рядоположенности национальных литератур и реализующийся в «модальности понимания как состояния сознания и способа бытия субъекта

межлитературных диалогов - читателя или писателя [8: 13].

Поволжье идентифицируется как регион, прежде всего, географически: как территория, расположенная по руслу Волги. Учитывая различные климатические условия, ландшафт, этнический состав в низовьях и верховьях Волги, а также в Среднем Поволжье, при исследовании поволжской идентичности следует говорить о конкретной части территории Поволжья.

Среднее Поволжье - регион, в котором на протяжении многих столетий сосуществуют различные национальные культуры: русская, татарская, удмуртская, мордовская, чувашская, марийская. Каждая из них имеет свою идентичность, складывающуюся в процессе исторического развития этносов. В этой связи актуальным становится вопрос о соотношении национальных идентичностей литератур Поволжья и региональной идентичности. Вопрос этот требует системного изучения, выходящего за рамки литературоведения (его рассмотрение делает необходимым обращение к истории этносов Среднего Поволжья). В рамках статьи ограничимся отдельными наблюдениями ученых, занимающихся исследованием литератур Среднего Поволжья.

Так, В.Г.Родионов пишет о политических коллизиях конца 1910-х гг., когда в связи с усилившимися после революции 1917 года процессами национального самоопределения у народов Среднего Поволжья возникла идея создания Урало-Волжского штата как государственного образования тюркоязычных народов Урало-Поволжья. «Чувашские и марийские политики, -пишет ученый, - опасались особой активности своих соседей (татар и башкир); немалую роль здесь играли, очевидно, различие религий и историческая память этих народов. Они настаивали на включение в эти штаты удмуртов и мордвы, вместе с которыми укрепили бы свое положение в них» [9: 16]. Такая идентификация объясняется автором статьи противоречивым отношением чувашского этноса к татарскому в истории их сосуществования, с одной стороны, и близостью чувашского и финно-угорского этносов - с другой. В основе этой близости, по мнению В.Г.Родионова, близость культурных констант [9: 18]. Вместе с тем, исследователь, ссылаясь на труды известных ученых (Н.Ашмарина, М.Федотова, В.Владыкина), пишет об общих у чувашского и финно-угорского этносов культах (речь, в частности идет о культе киремети) как результате татарского влияния [9: 19 - 21].

Приведенный пример показателен с точки зрения существования различных (как интегрирующих, так и дифференцирующих) векторов в

межкультурном пространстве Среднего Поволжья. Национальные идентификации могут проявляться и как сближения с соседними этносами, и как расхождение с ними. Вот один из художественных примеров выражения идеи близости этносов в современных литературах Поволжья: удмуртский исследователь, В.Л.Шибанов, представляя тенденции развития современной удмуртской драматургии и приводя в качестве примеров реконструкции национального мифа трагедию Егора Загребина «Эш-Тэрек», в которой реконструируется эпический сюжет о богатыре удмуртов Эш-Тэреке, указывает на присутствие в трагедии обращения к Востоку. «Не случайно, - пишет ученый, - в одном эпизоде Эш-Тэрек говорит, что для него теперь не важно, поклоняться ли своему Кылдысину или Аллаху, ибо идея справедливости, гуманистического отношения к человеку и народам не должна ставить перед правителем такой диллемы и непреодолимого барьера» [10: 159].

В данном случае идентификация героя имеет аксиологические основания, в ее основе - идея универсальных человеческих ценностей, общих для различных национальных культур. Иными были основания для идентификаций в советский период, когда национальная идентичность мар-гинализировалась, сводилась к формальным проявлениям (национальному колориту). Здесь региональная идентичность выступала как один из способов нивелирования национальной идентичности. Одним из проявлений этого процесса явилось педалирование идеи интернациональности как основы творчества классиков национальных литератур [11: 290-316].

Национальная и региональная идентичности различны в своих основаниях. Приведем небольшой фрагмент из вступительной статьи к книге Б.Андерсона «Воображаемые сообщества»: «Русский язык, несмотря на все его богатство, не всегда позволяет передать важные оттенки чужой, не нами созданной, но нами заимствуемой терминологии. Для нас в словах «общение», «община», «общество», «сообщество», «общественный» явственен один и тот же корень. Речь идет об «общем» в том или ином виде. В европейских языках, на которых создавалась социологическая терминология, это выглядит совершенно иначе. «Общество» здесь производят не от «общего», но от «общения», имеющего преимущественно характер (делового) партнерства, равноправного сотрудничества независимых индивидов, а не той глубокой, интимной, чуть ли не органической связи, о которой напоминает нам русское слово «община» [12: 7].

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Содержащиеся здесь наблюдения по поводу значения терминов проливают свет на различие между национальной и региональной идентификациями. В основе национальной идентичности чувство сопричастности к общему (языку, культуре); региональная идентичность формируется как «общение».

Принципиальное значение для понимания региональной идентичности имеет представление «общения» национальных литератур как равноправных, что, очевидно, предполагает необходимость новых понятий и методов. Концепция сопоставления литератур, объединяющая исследователей разных республик Поволжья, в своих теоретико-методологических основаниях содержит именно идею равноправия национальных литератур [13: 97-99].

Теоретический инструментарий изучения понимаемой таким образом региональной идентичности разнообразен. Помимо названных подходов к региональной литературной идентичности, опирающихся на широкий круг разноуровневых понятий (символ, миф, концепт, архетип, коммуникация), это и теория автора2, и нарратология [14], и гендерная теория [15]3.

Таким образом, обусловленный возрастанием роли регионов, новым содержанием регионализма в России интерес к различным проявлениям региональной идентичности делает необходимой дальнейшую разработку теории региональной идентичности литератур.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №13-14-16002 а(р).

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 344 с., Андерсон Б.В. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: «КАНОН -пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288с., Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.;

2. Султанов К. От дома к миру: этнонациональная идентичность и межкультурный диалог. - М.: Наука, 2007. - 302 с.; Попова М.К. Национальная

2 Речь, в частности, идет об исследовании такого типа авторского сознания (и соответствующих ему форм субъектной организации) как «"Я" ("мы") региона», его отношениями с «"Я" ("мы") нации».

3 См., например: М. А. Литовская «Никому не родная родина»: тема региональной идентичности в творчестве уральских писательниц XIX - начала ХХ вв.// Уральский исторический вестник. 2009. №1. С. 60 -65.

идентичность и ее отражение в художественном сознании. Воронеж: Воронежский гос. университет, 2004. - 170 с.; Полякова Л.В. Проблемная ситуация в современной литературоведческой терминологии: «национальная идентичность» // Вестник ТГУ. - 2012. - № 2. - С. 43 - 52.

3. История литературы Урала. Конец 14-18 в. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 608 с.

4. Дегальцева Е.А. Холод как метафора Сибири (на примере репрезентаций XX века)// Российский гуманитарный журнал. - 2012. - Т. 1. -№1. - С. 84

- 94.

5. Оболонкова М.А. Пермская идентичность в зеркале исторической памяти: европейская грань // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2013. - №2. - С.104 - 117.

6. Сафиуллин Я.Г. Коммуникация и литература // Межкультурная коммуникация: Филологический аспект. Словарь-справочник. Казань: Изд-во «Отечество», - 2012. - С. 15 - 32.

7. Национальные литературы республик Поволжья (1980 - 2010 гг.): коллективная монография. / Ред. Аминева В.Р. - Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012. -234 с.

8. Аминева В.Р. Национальные литературы республик Поволжья как «межлитературная общность» // Национальные литературы республик Поволжья (1980 - 2010 гг.): коллективная монография. -Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012. - С. 5 - 14.

9. Родионов В.Г. О финно-угорском и чувашском этнокультурном сообществе // Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: Сборник научных статей. Чебоксары: «Новое время», 2010. - С. 14 - 25.

10. Шибанов В.Л. Диалог культур в современной удмуртской драматургии // Национальные литературы республик Поволжья (1980 - 2010 гг.): коллективная монография. Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012. - С.153 - 161.

11. Фридерих М. Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы. Казань: Татар. кн. изд-во, 2011.

- 341 с.

12. Беньковская С. Воображаемые сообщества как социологический феномен // Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - С. 5 - 17.

13. Сафиуллин Я.Г. Сопоставление литератур // Теория литературы: словарь для студентов. - Казань: Казан. ун-т, 2010. - С. 97 - 99.

14. Рикер П. Я-сам как другой/ Пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008 (Французская философия XX века). - 416 с.

15. Литовская М. А. «Никому не родная родина»: тема региональной идентичности в творчестве уральских писательниц XIX — начала ХХ вв.// Уральский исторический вестник. - 2009. - № 1. -С. 60 - 65.

THE THEORY OF REGIONAL IDENTITY OF LITERATURES (BASED ON THE LITERATURES OF THE VOLGA REGION)

M.I.Ibragimov

In this article the theoretical and literary meaning of "regional identity" in relation to "national identity", as well as the methods of the study, are defined.

Key words: regional identity, national identity, Volga Region literatures, comparative studies of literatures.

Ибрагимов Марсель Ильдарович - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории литературы и компаративистики Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: mibragimov1000@mail.ru

Поступила в редакцию 08.06.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.