Научная статья на тему 'К теории расчета электропневматических машин ударного действия'

К теории расчета электропневматических машин ударного действия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К теории расчета электропневматических машин ударного действия»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО Том 88 ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА 195в г.

К ТЕОРИИ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИХ МАШИН

УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ

П. М. АЛАБУЖЕВ

В данной статье рассмотрены некоторые вопросы теории и расчета электропневматических машин ударного действия на примере молотка с односторонней воздушной связью (рис. 1).

Характеристиками рабочего процесса могут служить графики, представленные на рис. 2, 3, 4 и 5. На рис. 2 за период цикла Т изображены графики изменения угловой скорости <о, путь поршня 5П, путь бойка скорость бойка 1^6, давление воздуха р между бойком и поршнем и значение энергии бойка Е; на рис. 3 показан баланс энергии электропневматического молотка в одном из лучших режимов при испытаниях его на стенде [5]. Характеристики воздушной связи изображены на рис. 5. На рис. 4а показано изменение за цикл скорости бойка в зависимости от пути бойка. Так называемый предельный цикл на фазовой плоскости вб, Ч)б устанавливается после 4—5 ударов бойка. Предельный цикл в безразмерных координатах — °— и —- по-

/#

казан на рис. 46.

Каждая точка фазовой плоскости соответствует определенному состоянию колеблющейся системы. „Фазовый портрет" поведения системы позволяет сразу охватить всевозможные состояния системы [7].

Зависимость —/(я*;) определяет на фазовой плоскости все особенности движения системы, так как на основании предельного цикла можно получить:

а) характер переходного и установившегося режима машины;

б) период цикла установившейся работы;

в) коэффициент восстановления при ударе е

г) давление воздуха V — р0 — — ~• ^

к

где ^ _

~ '4 <3б '

Интересно также изучение зависимости Vп = /(5П) как при холостом ходе машины, так и при рабочем холе. Кривые и 1)п проще всего получить экспериментально, применением электрических датчиков и дифференцирующих цепей.

О том, что пневматические отбойные молотки являются автоколебательными системами, сказано в работе [9].

Функциональная схема системы: податчик—молоток—порода изображена на рис. 6.

С точки зрения автоколебательных систем электропневматические машины ударного действия (в отличие от пневматических машин) имеют следующие особенности:

и от Ъуд

1) эти машины являются преобразователями энергии с выраженными элементами автоколебаний (наличие падающей характеристики в кривой предельного цикла, независимость рабочего цикла от начальных условий). Но в большинстве конструкций частота колебаний бойка определяется извне, так как у электропневматических молотков имеется сравнительно мощная система вращающихся частей, по отношению которой колебательное движение бойка имеет подчиненное значение;

2) обратная связь (действие вакуума, компенсация утечек воздуха, отскок бойка) преимущественно реактивного типа;

3) клапан 1 „открыт" при значении длины воздушной подушки / — клапан 2 „открыт" в момент удара;

4) в системе имеется жесткое возбуждение, так как молоток приводится в работу (или прекращает ее) при помощи выключателя.

Полагая угловую скорость электродвигателя постоянной, пренебрегая сопротивлениями трения при горизонтальном положении молотка, мы можем

записать уравнение движения бойка для машины ударного действия с односторонней воздушной связью в следующем виде:

g аг 4

где — сила реакции инструмента, действующая только в момент удара.

Применяя к решению энергетический метод [7], можно определить максимальный ход бойка

—----• [^р\&$б . л ,

Ро и

Ро У ' Ро' Где Рх—давление, отсчитываемое по кривой расширения воздуха рис. 56.

4 Об

Здесь #—вес бойка на единицу площади # = — При рабочем ходе

— 1 Г „ По Я У2уд $6тах— • I р^иБб ~ . - ,

Ро Ро%ё

где р% — давление, отсчитываемое по кривой сжатия воздуха, рис. 5б.

Нетрудно показать, что в установившемся рабочем режиме машины работа Аа, поглощенная инструментом, равна энергии бойка накопленной им от воздушой подушки за время цикла Т и

= Аб= — . ^ (Рг—Р^ййб.

Применяя к решению уравнения движения бойка теорему импульсов и имея в виду, что максимальный ход бойка имеет одно и то же значение как при холостом ходе, так и рабочем ходе, нетрудно установить следующее соотношение:

Уод *

X

Более точное значение в распределении времени цикла Т—1х-\-1р на части, соответствующие времени холостого хода Ьх и времени рабочего хода можно получить с учетом влияния формы импульса на движение массы бойка [8].

Опытные данные [3,5] подтверждают наличие отмеченного соотношения е~ ~р-у с погрешностью порядка 10%. Отсюда ясно влияние материала,

¿х

поглощающего энергию при уларе, на рабочий процесс машин ударного действия и на распределение времени цикла Т.

Из проведенных нами экспериментальных исследований [5] установлено, что в режиме ударной нагрузки зависимость давления воздуха р от степени

сжатия почти линейная; кроме того, среднее значение показателя политропы за цикл можно считать тср ~ 1,25.

Линеаризируя уравнение политропы, рис. 5а, получим:

р = р0 ^ | + 1 Ц. Изв. ТГ1И, т. 88 161

где к определяется, согласно [6] из условия

d_

üIk

■f

У i

ут ^ k(y — l)~\

dy = 0.

Здесь: у——; при m = 1,25 и у == 0,5 k =■ 1,54.

I-

R

- ~ 0, sn /?(! ~f cos?),

где s ^ тогда

/? со sin 9;

1 ВИДНО, ЧТО Sg + / = A> ~Ь sn;

ds6 . di dsn

dt dt cít

d2s6 + dt2 d2l dt- d-s„ dt-

Уравнение движения бойка будет:

Q6 rf^ те.£>2 TC>D2 ¡ /о

¿r "

/ ч 71 J 10 1 \

(Р-ръ) = ——1 )■

7:1)2 gkPo и Обозначая-. .....-= я, получим:

4 Q6

С-Х—1 >

_ ft | --1 ) = - Яш2. cos a>í

de-

нелинейное и неоднородное уравнение воздушной связи бойка с поршнем.

Полагая решением: /0-j~ reos v, где v — (i) t—S здесь г и8 медленно меняющиеся функции с течением времени), в первом приближении будем иметь:

di . d4

-------— ГШ sin V и -----^ — Г со-.cos v.

Л

После замены получим:

, у COSV sin V

-ГО)2, cos V -4— ¡Z» - . -----=

/0 г COSV sin V

= — Río2, (cos v.cos о — sin v. sin 8),

откуда

. л hr ctg v л г „ /z.ctgv sm о =1-— cos о = —; tg о =--°—.

; fl' * л

Из условия sin2V -f- COS2 V = 1, получим

г4 + ar* + br¿ + cr + d = 0,

где

fl = b = —— + —^----Л8;

COSV COSV Ш4. sin2v

2RKk _ j

COS V COS2 V

Порядок решения задачи алгебраическим методом 162

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) при известных параметрах R, lQt Qe, k, D, со задаемся v и находим коэффициенты а, Ь, с, d;

2) решая уравнение четвертой степени, определяем г;

3) находим угол сдвига фаз —

4) определяем угол поворота кривошипа <р = wt — v -[- 8;

5) вычисляем путь поршня sn = /?(I -f- cos ср);

6) определяем путь бойка — /0 -(- — /;

7) находим для данного положения механизма давление воздуха

Р=Рч

k

Примечание: уУд— V + 5 = тс и55 = 5П = 0, если tg2v = —-— = 1, то есть

«2/0

комплекс величин — — равен единице.

4.<Зб.о>2 /0

При малых значениях /0, Об и о> имеем колебания бойка на упругой (воздушной) связи под действием воздушной подушки, возмущаемой поршнем. Удара бойка по инструменту может и не быть, если избыточное среднее давление воздуха в воздушной подушке за цикл работы молотка равно нулю.

В работе [10] приводится численный пример решения задачи алгебраическим методом. Несмотря на громоздкость решения и ограниченность применения, этот метод открывает возможность аналитического решения задачи, выбора оптимальных параметров машины ударного действия и исследования устойчивости движения.

В работах [1,4] нами показана возможность применения к исследованию рабочего процесса молотка численных и графических методов расчета.

В заключение покажем возможность выбора параметров машины ударного действия на основе теории подобия [2].

Пусть в качестве хорошо работающей машины является молоток с параметрами: — 39 мм, /0 —58 мм, 0~ 1,65 кг, л = 2 = 1400 уд/мин, ТУ =4,95 кет, И = 68 мм и Ае = 7 кг м. Предположим, что нас интересует новая машина с числом ударов = 1100 уд/мин, при весе бойка 01 = 3кг и работе на бойке Ах — 10 кг М.

Тогда на основании теории динамического подобия определяем масштабные коэффициенты: отношение времен совершающихся процессов

отношение масс

отношение работ

и z 1400

т Q 1,65

Щ =---= = 0,55;

тх Q i «3

Ас = —— = —— = me.v г

А1 10 Тогда линейный масштаб

1с = ъс1с = 1,13.0,785 = 0,885. , I Я О

Так как /г =-— = -—= — , то новая длина воздушной подушки будет ¿1 Н1

1 I 58 с « П R

¿i =- =- = оо,Ь мм> новый радиус кривошипа К\ = —~

1С 0,885

39 ,, Q и n О 68 __

44,о ММ; новый диаметр их~--------=-------— I( мм.

0,885 1С 0,885

Отношение мощностей

Nr =-= тс —с— = 0,55. -- — = 0,89.

с t0,785:i

Откуда мощность новой машины

лг N 4>95 - ^ /Vt =----= —-— = о,55 кет.

Nc 0,89

Для электропневматических машин с односторонней воздушной связью критерием подобия является выражение, справедливое при одинаковых условиях работы машины (отскок бойка, компенсация воздуха, зазоры и смазка)

П = = idem (одно и то же) [2].

Qco2/0

В данном случае

п = 1.980.6,8- = 1,980,7,72 _ g 22 1,65.146,52.5,8 3.1162.6,55

Если для взятой машины мы изменим только число оборотов, полагая вредные сопротивления прежними, то есть возьмем новый режим по времени, сохраняя линейные размеры прежними, то 1С=1; тс—\. Отношение сил

Fr — т,—с— = 1. —-— = яД

Отношение работ Отношение мощностей

с t? v

Ae = Fe.le = ne\

12 1

Nc = mc. -j— = 1. ——-=nj\

¿с" tc

Пусть, например, tti = z1 = 700 уд/мин, тогда

n 1400 . „ o-> л

nc = — =----= 2; Fc — n?- = 22 = 4;

700

A = 22=4 и Ai=r^— = — —\tlbKZM.

' А1 ' Ас 4-

N , .; =---= 11с] ~ 2,! и мощность новой машины

М

ЛГ 4,95

Л^ —----=-— 0,64 кет.

2:' 8

Из уравнения движения вала кривошипа [2]

7 Лж мж <*>2 ¿1

/. г — А4 к -}- Л1.

2 ¿/<р 164

следует, что между коэффициентами для моментов сил —М, действующих в подобных системах, существуют соотношения:

м'= = ,'-*с= *С = /VК» = «V* =

которые могут быть использованы для нахождения характеристик подобных электродвигателей, работающих в режимах ударных нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. А л а б у ж е в П. М. Исследование рабочего процесса электроотбойного молотка с упругой (воздушной) связью. Известия ТПИ, т. 61, вып. 1, 1947.

2. Алабужев П. М.. Применение теории подобия и размерностей к исследованию (моделированию) машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 73, 1952.

3. Алабужев П. М., Медлина Е. К., Невструев Е. Н. К методике исследования индикаторных диаграмм электропневматических машин ударного действия« Известия

ТПИ, т. 76, 1953.

4. Алабужев П. М. Применение графоаналитического метода расчета к исследованию рабочего процесса электропневматическсго молотка. Известия ТПИ, т. 75, 1954.

5. Алабужев П. М. Некоторые итоги экспериментального исследования электро-тшевматических машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 78, 1954.

6. П а н о в к о Я. Г. Действие периодических ударов на нелинейную упругую си-стему с одной степенью свободы. Труды института физики, т. V, АН СССР, Рига.

7. Стрелков С. Б. Введение в теорию колебаний, ГИТТЛ. М.-Л., 1950.

8. С у д н и ш н и к о в Б. В. Некоторые вопросы теории машин ударного действия, ЗСФАН, Новосибирск, 1949.

9. X а р к е в и ч А. А. Автоколебания, ГИТТЛ, М, 1953.

10. Алабужев П. М. Исследование рабочего процесса электропневматическжх ма-тнн ударного действия. (Диссертация), ТПИ, 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.