УДК 37.011 ББК 74.58:73
К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ»
В данной статье делается попытка осуществить анализ понятия «медиаобразование». Приводится множество его понятийных интерпретаций, имеющихся в научных исследованиях. Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, на современном этапе его рассматривают с разных позиций, отсутствует единый терминологический аппарат.
Ключевые слова: медиа, образование, медиаобразование, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, личность, критическое мышление.
BY THE NATURE OF MEDIA EDUCATION
The article deals with the analysis of «media education» concept. Some conceptual interpretations of the available scientific research are given. The study allowed the author to conclude that, today it is regarded from different positions; there is no unified terminology apparatus.
Key words: media, education, media education, mass communication, mass media, personality, critical thinking.
XXI век - век нано- и компьютерных технологий. В наши дни от специалиста любой сферы деятельности требуются знания не только в сфере собственно квалификации, но и способность ориентироваться, извлекать необходимую информацию из необъятного источника под названием средства массовой коммуникации (СМК). Другими словами, стране нужны люди, которые могут выдавать знания, умеющие действовать (ставить задачи и решать их). Соответственно, изменяются и взгляды на определение образованности. Эти изменения обозначены в Федеральном законе «Об образовании» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В современном обществе все чаще звучит понятие «медиаобразование». Оно все чаще используется во всевозможных предметных областях - от информатики и физики до психологии и музыки.
Чтобы понять сущность медиаобразования, нужно сначала дать определение его составляющим: «медиа», «образование» и выявить связи между ними. Обратимся к термину «медиа» (мн. ч. от лат. medium — промежуточное, посредствующее, посредник). Это средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории. Медиа многочисленны и включают в себя средства массовой информации (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф), отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски), а также коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети) [2, с. 2]. Мы каждый день сталкиваемся с ними, но ис-
пользуем совсем не продуктивно. Очевидно, что если обратить этот пласт информации в русло обучения, то получится весьма впечатляющий результат.
Что касается определения «образование», то его в разные времена понимали и организовывали по-разному. Прав был Лао Цзы говоря, что если научить человека самостоятельно добывать знания, он уже не будет голодать. Ни в каком смысле. Обратимся к современному определению. Под этим термином и сейчас подразумевают результат обучения. О.А. Александрова трактует его как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» [1, с. 84]. Действительно, это не только умение самостоятельно использовать полученные знания, но и духовный облик человека, который формируется посредством моральных ценностей. Чтобы личность можно было назвать образованной, важно не только обучение, но и ее развитие. Успешность процесса передачи и приобретения знаний зависит не только от преподавателя. Во-первых, необходима обратная связь (отношение к самому преподавателю). Во-вторых, важно как передаются знания и созданы ли все условия для обучения. Общеизвестно, что при личной заинтересованности результат будет во много раз продуктивнее. В-третьих, образовательная траектория должна быть у каждого своя. Здесь и появляется понятие «медиаобразование». Именно оно воплощает в полной мере все эти возможности.
В российских официальных источниках термин «медиаобразование» был введен на симпозиуме по вопросам образования, проходившем в городе Рязани в 1986 году А.В. Шариковым [3, с. 218]. На западе этот термин встречается с 1960-х годов.
Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что «медиаобразование» - это сформировавшаяся научная область с присущими ей дефинициями. Однако, есть некоторые спорные моменты. Например, нет единого терминологического аппарата. В каждой стране ученые предлагают свои формулировки таких центральных понятий, как «медиaобразование», «медиапедагогика», «медиаграмотность», «медиакомпетентность, «медиaкультура» и т.д.
Во многих англоязычных странах «медиаобразование» приравнивают к термину «медиаграмотность». Тем не менее, Л. Мастерман (L. Masterman), А.В. Федоров, А.В. Шариков и другие ученые, считают, что медиаграмотность — это лишь часть медиаобразования. Этой точки зрения придерживаются все больше ученых.
Медиаобразование исследуется многими учеными как в России, так и за-рубежом: L. Masterman, C. Bazalgette, D. Buckingham, K. Tyner, C. Worsnop, P. Greenway, J. Gerbner, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, А.В. Спичкин, Л.С. Зазнобина, Г.А. Поличко, С.Н. Пензин, О.А.Баранов и др.
При этом каждый трактует данное понятие по-своему. По определению ЮНЕСКО, «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными, графическими, звуковыми, экранными и другими формами) и различными технологиями. Оно дает людям понять, как массовые коммуникации используются в их социумах, овладеть способностями использовать медиа в коммуникациях с другими людьми» и т.д. [12, с. 152].
Изучение научной литературы по проблеме выявило, что термин СМК часто употребляют в качестве синонима средств массовой информации (СМИ). Мы разделяем точку зрения таких исследователей как А.В. Шариков, В.И. Корнюшин, А.Н. Ильин, Ф.И. Шарков, которые говорят о неправомерности употребления этих терминов в качестве равнозначных. Они разводят эти два понятия, доказывая наглядно, что СМИ являются лишь частью СМК. Их общий признак в возможности распространения большого количества информации. Но, в то время как СМИ лишь собирает, обрабатывает и передает информацию, СМК еще и обеспечивает общение социума.
В документах Совета Европы (членом которого, как известно, является и Россия) «медиаобразование определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к СМК с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации» [8, с.
5].
Согласно оксфордской энциклопедии, медиаобразование — «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов)» [7, с. 5]. Действительно, сегодня некоторые преподаватели говорят о внедрении медиаобразования на своих занятиях, хотя на самом деле используют технические средства лишь для демонстрации какого-либо материала (например: проектор, магнитофон или телевизор).
Британский профессор Л. Мастерман говорит о том, что «Центральная и объединяющая концепция медиаобразования — репрезентация. Медиа не отражает реальность, а репрезентирует (представляет) ее. Медиаобразование в первую очередь — исследовательский процесс» [7, с. 39].
Известный теоретик и медиапедагог Дж. Г ербнер, понимает медиаобразование как «формирование широкой новой коалиции организаций и индивидуумов для расширения свободы и разнообразия коммуникации, для развития критического понимания СМК как нового подхода к либеральному образованию на каждом уровне» [9, с. 25].
Американская исследовательница К. Тайнер определяет медиаобразование как «способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм» [9, с. 25 ].
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет его как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [5, с. 555].
Действительно, обучаемые должны быть готовы к правильному восприятию информации. Эта способность формируется непосредственно благодаря преподавателю. Без грамотной подготовки любые знания могут, в лучшем случае, ничего не дать, а в худшем, нанести вред. СМК далеко не всегда при подаче материала соблюдают цензуру, пропагандируют здоровый образ жизни и нравственность. Соответственно, могут сформироваться искаженные жизненные модели и установки. Очевидно, что всю информацию, получаемую ежедневно студентом (учеником), невозможно контролировать. Это и не нужно. Нужно научить извлекать только необходимое. Сегодня быть востребованным на рынке труда можно при условии овладения такими качествами, как информационная грамотность, эрудиция и высокие моральные устои. Развить их и является задачей медиаобразования.
Доктор педагогических наук А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале СМК с целью формирования культуры общения с СМК, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [9, с. 25].
По мнению Л.С. Зазнобиной - это подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [6, с. 54].
А.В. Шариков определяет медиаобразование как «процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации» [10, с. 78].
Н.Б. Кириллова говорит о том, что конечная цель медиаобразования — «формирование медиакультуры личности, то есть способности к активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанному на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций» [4, с. 54].
Таким образом, мы приходим к следующему заключению: многие зарубежные и отечественные медиапедагоги говорят о медиаобразовании не только как о владении техническими навыками, но и умении анализировать, интерпретировать медиаинформацию, — это одна из ключевых характеристик современной личности, стиль жизни.
Добавим, что, как и с любым нововведением, взгляды на это понятие различны: для одних - это составная непрерывного развития личности, для других - необходимый предмет, для третьих - возможный элемент дополни-
тельного образования, а некоторые говорят о ненужности и невозможности его введения. В любом случае, важно понять, что время уже не повернется вспять, прогресс не остановится, а будет только расти с каждым днем. Будут появляться все больше и больше технических новинок. И наша задача успеть вовремя понять, как и где конкретно их можно внедрять в образовательном процессе. Мы сделаем огромный шаг вперед, если хотя бы просто признаем, что сегодняшнее образование проигрывает, если осуществляется без учета современных СМИ. Именно от преподавателей зависит, будут они идти в ногу со временем или продолжать придерживаться старых традиций. Медиаобразование - та альтернатива, которая может дать мощный стимул для обучения при грамотном его использовании, это инвестиция в благополучное будущее.
Как видно из вышесказанного, к рассмотрению вопроса о сущности медиаобразования исследователи подходят неоднозначно. Мы приходим к выводу, что отсутствует единое понятие медиаобразования, термин весьма многозначен. Исходя из вышеупомянутых определений, можно также заключить, что на современном этапе его рассматривают как:
- процесс обучения;
- процесс формирования;
- направление в педагогике;
- общественно-просветительская или культурно-просветительская деятельность;
- процесс развития личности и др.
В нашем исследовании, основываясь на анализе литературы и не отрицая других позиций, мы придерживаемся точки зрения А.В. Федорова. То есть медиаобразование формирует способность личности видеть суть и самостоятельно обрабатывать и отсеивать по необходимости любой аудио-, видео- и печатный материал. Можно лишь добавить, что медиаобразование включает в себя элементы многих дисциплин: педагогика, психология, культурология, социология, журналистика, и др. Однако это относительно молодая наука и многие базовые понятия остаются предметом дискуссий.
Библиографический список
1. Александрова, О. А. Образование: доступность или качество — последствия выбора [Текст] / О. А. Александрова // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — №2. — С. 84.
2. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: глоссарий [Текст] / Е. Л. Вартанова // Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс. — 2003. - С. 2.
3. Иванова, Л. А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы [Текст] / Л. А. Иванова // Педагогическая теория, эксперимент, практика / под. ред. Т. А. Стефановской. — Иркутск : Изд-во Иркут. ин-та повыш. квалиф. работ. Образования. - 2008. - С. 218.
4. Кириллова, Н. Б. От медиаобразования — к медиакультуре [Текст] / Н. Б. Кириллова // Медиаобразование. — 2005. — № 5. — С. 54
5. Медиаобразование [Текст] / Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия. — 1993. -Т.1. - С. 555.
6. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы [Текст] / под ред. Л. С. Зазнобиной. - М. : Изд-во Южного округа управления московского образования. — 1999. — 54 с.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование в зарубежных странах [Текст] / А.
В. Федоров // Таганрог : Кучма. — 2003. — 238 с.
8. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагагов [Текст] / А. В. Федоров // Таганрог : Изд-во Кучма. — 2005. — С. 5
9. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров // Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. — 2010. — С. 25
10. Шариков, А. В. Так что же такое медиаобразование? [Текст] / А. В. Шариков // Медиаобразование. — 2005. — № 2. — С.78
11. Masterman, L. Teaching the Media [Text] // Masterman L. London: Comedia Publishing Group, 1985, 341 p.
12. UNESCO [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO]. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p.15.
Коюшева Евгения Александровна
Педагог английского языка Центра детства и материнства Петухова Ирина Сергеевна
Ассистент на кафедре «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия
УДК 378.147 ББК 74.204:73
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Статья посвящена изучению современных тенденций глобализации, сложным и дискуссионным процессам в высшем профессиональном образовании, в том числе, роли Интернета во взаимовлиянии двух пространств «информационного» и образовательного. Рассматриваемые вопросы рисуют общую картину процессов информатизации высшего профессионального образования на современном этапе, а выводы авторов и их прогнозы позволяют выстроить вероятные модели его развития в будущем.
Ключевые слова: образовательное пространство; информационное пространство; медиаобразовательное пространство; медиаобразование; медиа-