Научная статья на тему 'К сравнительно-сопоставительному изучению традиционной  культуры ойратов и калмыков: о происхождении и бытовании войлочных сапог  типа  «Тооку»'

К сравнительно-сопоставительному изучению традиционной  культуры ойратов и калмыков: о происхождении и бытовании войлочных сапог  типа  «Тооку» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЙРАТЫ / OIRATS / КАЛМЫКИ / KALMYKS / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / ОБУВЬ / FOOTWEAR / ТООКУ / TOHOKU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакаева Э. П.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о бытовании в традиционной культуре ойратов Монголии и калмыков России специфического типа обуви войлочных сапог, называемых ныне тооку, которые торгуты Монголии и КНР воспринимают в качестве одного из этнических маркеров. На основании новых данных сделан вывод о том, что указанный вид обуви имел распространение среди алтайских урянхайцев, торгутов и захчинов, а также калмыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Comparative study of the Oirat and Kalmyk traditional culture: the origin and existence of the felt type boots “tohoku”

The article considers the existence in the traditional culture of Oirats of Mongolia and Kalmyks of Russia a specific type of shoes felted boots, now called “tohoku”. On the basis of new data it is concluded that this type of footwear had been spread among the Altai Uriankhai, the Torghuts, the Zakhchins and also Kalmyks. This type of footwear was perceived as one of the ethnic markers of the Oirats and Torghuts of Mongolia and China. The features of the piston type pattern of the leather part of the boots tsarag and customs of using such boots suggests an ancient origin of this type of footwear and its connection with the culture of hunters. The common name of these peoples, characterized by a specified type of shoes was actually the name of felt boots (or stockings) oims that appeared, probably with the spread of pastoralism.

Текст научной работы на тему «К сравнительно-сопоставительному изучению традиционной  культуры ойратов и калмыков: о происхождении и бытовании войлочных сапог  типа  «Тооку»»

УДК 391.4 : 685.34

ББК 63.5(5Мон+ 2Рос=Калм)

К СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОЙРАТОВ И КАЛМЫКОВ: О ПРОИСХОЖДЕНИИ И БЫТОВАНИИ ВОЙЛОЧНЫХ САПОГ ТИПА «ТООКУ»*

To the Comparative Study of the Oirat and Kalmyk Traditional Culture: the Origin and Existence of the Felt Type Boots "Tohoku"

Э. П. Бакаева (E. Bakaeva)

1доктор исторических наук, зам. директора по научной работе Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Ph. D. of History, Deputy Director of Scientific Work at the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS). E-mail: [email protected].

Статья посвящена рассмотрению вопроса о бытовании в традиционной культуре ойратов Монголии и калмыков России специфического типа обуви — войлочных сапог, называемых ныне тооку, которые торгуты Монголии и КНР воспринимают в качестве одного из этнических маркеров. На основании новых данных сделан вывод о том, что указанный вид обуви имел распространение среди алтайских урянхайцев, торгутов и захчинов, а также калмыков.

Ключевые слова: ойраты, калмыки, традиционная культура, обувь, тооку.

The article considers the existence in the traditional culture of Oirats of Mongolia and Kalmyks of Russia a specific type of shoes — felted boots, now called "tohoku". On the basis of new data it is concluded that this type of footwear had been spread among the Altai Uriankhai, the Torghuts, the Zakhchins and also Kalmyks. This type of footwear was perceived as one of the ethnic markers of the Oirats and Torghuts of Mongolia and China. The features of the piston type pattern of the leather part of the boots — tsarag — and customs of using such boots suggests an ancient origin of this type of footwear and its connection with the culture of hunters. The common name of these peoples, characterized by a specified type of shoes was actually the name of felt boots (or stockings) oims that appeared, probably with the spread of pastoralism.

Keywords: Oirats, Kalmyks, traditional culture, footwear, tohoku.

Сравнительное исследований традиций западных монголов, или ойратов, в сопоставлении с традициями родственных им этнических групп, в силу исторических обстоятельств оказавшихся на иной территории, в составе другого государства, является актуальным в аспекте выявления общего и особенного, что позволит определить общее культурное наследие, сохранявшееся и частично сохраняющееся ныне в культурном наследии ойратов и калмыков. В этой связи в данной статье анализируется один из предметов материальной культуры ойратов Монголии, который торгутским населением этой страны воспринимается как народное наследие и этноспецифическая черта, характерная для культуры торгутов Монголии и Китая.

В работе, посвященной тооку как особому предмету материальной культуры ойратов Монголии, мы приводили рассказы информантов из сомона Булган Кобдоско-го аймака Монголии о том, что тооку позволили беспрепятственно (бесшумно и не оставляя следов) двигаться во время откочевки1, что якобы позволило удалиться достаточно далеко к тому времени, когда за мигрантами были направлены войска для их возвращения. Анализ позволил сделать вывод: предположение о том, что войлочные сапоги имеют происхождение от рус-

1 По одной информации, речь идет об откочевке из России в 1771 году, по другой — о бегстве из Джунгарского ханства во время его разгрома цинскими властями.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-02898).

91

ских валенок1, недостаточно обоснованно [Бакаева 2008].

В работах монгольских исследователей тооку чаще упоминается как одна из особенностей костюма торгутов [Очир 1992: 51; Буяндалай 2001а, 2006; Тулгаа 2005 и др.]. В специальной работе, посвященной одежде народов Западной Монголии, М. Амгалан дает описание внешнего вида и особенностей ношения тооку. Автор отмечает, что тооку представляют собой изделие типа войлочных длинных носков или чулок с надеваемой снизу частью ца-раг — овальными по форме кусками кожи с расположенными вкруг, близко к краю, надрезами, в которые вдевают кожаные ремешки, фиксирующие кожаную подошву на войлочных сапогах на уровне щиколотки; тооку делают из белой шерсти (такие изделия предназначены для повседневной носки) и черной шерсти (в Монголии такие тооку носят в торжественных случаях) [Амгалан 2008: 46]. Традиционная обувь торгутов Монголии, ее происхождение и ареал распространения остаются все еще недостаточно изученными, и в данной статье мы возвращаемся к вопросу о происхождении и бытовании войлочных сапог тооку.

Для большинства монгольских народов характерна разновидность обуви гутам, представляющая собой кожаные широкие сапоги на толстой подошве и с загнутыми вверх носами. В кратком словаре торгутско-го говора Ж. Буяндалай отмечает, что тооку — торгутские сапоги («тоокуу — торгу-уд гутам, госон») [Буяндалай 2001: 69]. При этом толкование в словарной статье также потребовало уточнения, поскольку в хал-ха-монгольском языке для обозначения понятия «сапоги» существует термин гутам2

1 Подобные предположения высказывались устно отдельными исследователями; М. Амгалан в английском тексте книги и без указания на источник возможного заимствования пишет: «This boot produces during the migration» ('Эта обувь появилась во время миграции') [Амгалан 2008: 46].

2 «ГУТАЛ — обувь, сапоги, унты, башмаки; ажлын гутал — рабочая обувь, спецобувь; биеийн тамирын гутал — спортивные тапочки; чешки; кеды; бутсы; гэрийн гутал — домашние

тапочки; монгол гутал - гутулы (монгольские

кожаные сапоги); савхин гутал — сапоги; суна-даг гутал — резиновые сапоги; шаахай гутал

[БАМРС I: 464], а в торгутском говоре этому слову соответствует госон [Буяндалай 2001: 51].

Один из знатоков культуры ойратов Монголии, автор ряда книг по истории за-падномонгольского народа торгутов, их этнических подгрупп, культуры, обычаев, традиций, Жумбайн Буяндалай в «Записках о торгутах» освещает некоторые особенности культуры торгутского населения Монголии, дает краткую характеристику хозяйства и бытовых традиций, материальной культуры торгутов, а также указывает: «Торгууд нар дээр Yед XYйmний улиралд «Туув» хэмээх хос улан залатай Yстэй малгай, хонины элдэсэн ца-гаан нэзийг хурганы (хYрсэхээр) эмжсэн дэвэл вмсвж, хвлдвв зузаан ултай мохоо ноосон оймстой цараг тоокуу (гутал) хийж вмсдвг, зуны цагт цагаан алчуурар толгойгоо ороон боож (зангилаж), тэр-лэг цэгдэг, дан дэвэл (лавшиг), тоорцог малгай вмсдвг байлаа. Торгуудын тоокуу гос(гутал)-аар нь бусад ястанаас амар-хан алгаж таньж болдог. ЗYYн гар улс эв-дэрч (алаг дааганы хвлввс болж) тэндээс салж нYYхдээ дайснаасаа мврвв буруулж, тоокуу хийж вмсввд нYYCэн гэдэг домог яриа бий» [Буяндалай 2001а: 6]. Автор перечисляет этноспецифические особенности материальной культуры этнической группы торгутов Монголии: зимний головной убор «туув» с красной кисточкой; зимняя шуба из белых шкур ягнят; тоо-ку; повязываемый летом белый головной платок; платья замужних женщин цегдег и терлег; халат лавшиг; а также шапка то-орцог.

Ж. Буяндалай приводит сведения о легенде, указывая, что в период, когда рушилось Джунгарское ханство и его население было вынуждено бежать, торгуты надели мягкие войлочные сапоги, чтобы скрыть следы, и именно в тот момент якобы появилась песня «Тооку нэгэн госон» ('Сапоги тооку'):

— туфли; ботинки; эсгий гутал — валенки; гутал оймс хорш. — сапоги и чулки; гутал емсгех

— обувать кого-л; гутал емсех — обуваться; гутал тайлах — снимать сапоги, разуваться; ус YЗЭЭГYЙ гутал тайлах, уул YЗЭЭГYЙ хормой шуух зуйр. — снимать сапоги, не увидев ещё воды, поднимать подол, не увидев ещё горы» [БАМРС I: 464].

«Тооку нэгэн госон Тов хийгээд аньа1. Торгууд нэгэн сэвгэр Толхаа дохиод байна. Мянган сарлагтай хойгоо Мянгадын давд хариулна. Миний залуугийн тоокуг Мяндсан гYлдрYYгэй гилцэнэ. Хар манхан тэмээн Хамраа сунгаад аньа. Халхаар оёсон госон Хелем холгоод аньа. Элен манхан тэмээн ввдег сунгаад аньа. Эелдеер оёсон госон Эсгеегем холгоод аньа»

[Буяндалай 2001а: 6-7]2.

Сапоги тооку Легки.

Торгутская девушка

Покачивает головой,

Черного барана

Пасет в балке мингатов.

Тооку моего супруга

Говорят, с шелковистыми бечевками.

Черный лысый верблюд

Раздувает ноздри.

Сапоги, сшитые по-халхаски,

Натирают ногу.

Сизый лысый верблюд

Расслабил ноги в коленях.

Сапоги, сшитые по-олётски,

Натирают мне пяточную часть»

Данная легенда связывает происхождение тооку с периодом середины XVIII в. Известно, что этническая группа торгутов, возглавляемая нойоном Шеаренгом, покинув пределы разгромленной маньчжурами Джунгарии, достигла Калмыцкого ханства. Впоследствии Шеаренг являлся одним из лидеров группировки, приведшей к откочевке из Поволжья. Возглавляемые им торгуты по возвращении на территорию цинского Китая были названы «новыми» и поселены в Монгольском Алтае, на территории, ныне относящейся к Кобдоскому аймаку Монголии [Мэн-гу-ю-му-цзи 1895: 144; Тулгаа 2005 и др.]. И в варианте легенды об откочевке из России в 1771 г., и в другом варианте — о бегстве из разгромленной Джунгарии — речь идет о представителях этнической группы торгутов. Следовательно, для традиционной культуры одноимен-

1 При переводе использованы разъяснения, которые дал Ж.Буяндалай (в разделе одной из его книг, в котором приводится текст данной песни) выражениям, характерным для торгут-ского говора. «Тов хийгээд байна» в монгольском языке соответствует, согласно этому автору, «хенген байна»; «сэвгэр — хYYхэн бYCГYЙ; мянган харлаг хой — хар хонь; мянгадын дав

— мянгадын сала; миний залуугийн тооку— ми-ний ханийн гутал; мяндсан гYлдрYY — мяндсан оосор; халхар оёсон госон — халх гутал; хелем холгод аньа— хел холгоно; есгийм холгоод аньа

— есгий холгох» [Буяндалай 2001: 7].

2 Песня «Тооку нэгэн госон» — народная, ее часто исполняют, а текст приводится разными авторами — см., например, [Тулгаа 2005: 75].

ного субэтноса калмыков могла быть характерна такая черта материальной культуры, как войлочные сапоги типа тооку.

Диалектизмы (толкование которых дано в упомянутой работе [Буяндалай 2001а: 7]) приведенной народной песни свидетельствуют о ее локальном характере. Противопоставление в песне сапог тооку и халха-ских и олётских сапог типа гутулов также свидетельствует об их этнической специфике.

По данным наших информантов из со-мона Булган Кобдоского аймака, тооку — особенность костюма торгутов Монголии [Бакаева 2009]. Это мнение отражено в исследованиях монгольских ученых. Так, М. Ганболд пишет о торгутах: «Дервен ой-радын нэгэн гол аймаг мен. Тэд нар цагаан алчуураар толгойгоо тойруулан ороож. Хо-нины ахар ноосоор битуу тохойлдож хий-сэн, уланд нь бод малын арьсаар таваг хийж бYрсжн тоокуу хэмээх евермец оймсон гутал емсдег» 'Это один из главных аймаков дербен ойратов. Они повязывают на голове вкруговую белые платки. Носят специфические удобные бесшовные (цельные) сапоги, называемые тооку, которые изготавливают из короткой овечьей шерсти, снизу к которым прикрепляют подошву из шкуры крупного рогатого скота' [Ганболд 2012: 10].

В ряде научных изданий при характеристике материальной культуры других народов Монголии не упоминается наличие обуви, сходной с торгутскими тооку, так же как и особой традиции ношения головных белых платков. Так, И. Лхагвасурэн и Ю. Ко-нагая в совместной работе, посвященной

предметам материальной культуры монголов-кочевников, пишут: «Традиционная общемонгольская обувь с загнутым кверху носком называлась гутул. Исключительно тонкое, изысканное мастерство проявляли монголы при отделке обуви. Обувь делали из кожи крупного рогатого скота. Делилась она на мужскую и женскую, праздничную и будничную. У традиционной монгольской обуви широкие голенища, еще более широкий с расшитыми раструбами верх и загнутые носки. Такую обувь не изготавливали отдельно на правую и левую ногу, а делали одинаковой, поэтому ее можно надевать на любую ногу»1 [Конагая, Лхагвасурэн 2014: 86]. Как следует из данного утверждения, для всех монголов вообще характерен единый тип обуви.

В то же время известно, что культуре алтайских урянхайцев, кроме традиционных гутулов, присущи мягкие кожаные сапоги маага, войлочные сапоги тооку, а также обычай повязывания на голове белых платков — как у торгутов Монголии. И. Лхагва-сурэн в диссертации, посвященной алтайским урянхайцам, отмечает: «... традиционная обувь (маага гос) алтайских урянхайцев по форме была одной из разновидностей общемонгольской обуви (гутул) с загнутым к верху носком (Этнография Монголии2 1987: 158-159) <... > В отличие от степных монголов алтайские урянхайцы часто носили войлочные чулки, они их пришивали внутрь обуви. Мягкую повседневную обувь (хатуу гос) шили из выделанной кожи, ее носили без войлочных чулок» [Лхагвасурэн 2009: 85]. Другую работу, посвященную одежде алтайских урянхайцев, данный автор иллюстрирует фотографиями урянхайских кожаных мягких сапог маага, зимних сапог тооку («"winter shoes" tooku gos») [Lkhagvasuren 2014: 187-188], а также фото урянхайки в костюме замужней женщины, на ногах которой видны цараг, надетые на войлочные сапоги тооку [Lkhagvasuren 2014: 191]3.

1 В качестве иллюстраций к статье, соответственно, приводятся изображения трех пар гуту-лов из разных музеев мира [Конагая, Лхагвасурэн, 2014: 86].

2 Автор ссылается на издание: БНМАУ-ын угсаатны ЗYЙ. 1 боть. Улаанбаатар: Улсын хэв-лийн газар, 1987. 432 т.

3 Однако автор статьи не выделяет особен-

ности войлочной обуви алтайских урянхайцев.

В книге «Этнография алтайских урянхайцев» указано, что представители этого народа носили летом белые и синие головные платки, а из обуви предпочитали мягкие сапоги из коровьей кожи маага4 и войлочные тооку [Алтайн урианхайн 2014: 90-92]. Более того, авторы пишут о том, что сапоги тооку были так же часто используемы, как и сапоги маага [Алтайн урианхайн 2014: 90-93].

А. Баасанхуу и Б. Батменх уточняют: среди ойратов алтайские урянхайцы, тор-гуты и захчины, отправляясь на охоту, надевали сапоги маага (изготовлявшиеся из мягкой коровьей кожи)5 или войлочные тооку [Баасанхуу, Батменх 2011: 110]. В то же время эти авторы указывают, что тооку использовали, отправляясь за зверем (т.е. на охоту), торгуты и захчины [Баасанхуу, Батменх 2011: 111]. Кроме того, охотники-хамниганы тоже надевали похожие на то-оку сапоги [Баасанхуу, Батменх 2011: 112].

В «Большом монголько-русском словаре» термин тооку отсутствует, гутал определяются как «обувь, сапоги, унты, башмаки» [БАМРС I: 447-448], маага — обувь урянхайцев, однако, хотя слово госон определяется как «унты» [БАМРС I: 426], а в торгутском диалекте так называют сапоги, в словарь без пометки о диалектном характере включено слово госч — сапожник [БАМРС I: 426]. Показательно, что в монгольском языке слово госон связано с обувью типа унтов, т. е. обуви для очень холодного климата. Учитывая и то, что алтайские урянхайцы, захчины и торгуты, как отмечают А. Баасанхуу и Б. Батменх, использовали данный вид обуви на охоте [Баасанхуу, Батменх 2011: 110-111], можно предположить, что традиция тооку восходит к древ-

4 В «Большом монгольско-русском словаре» относительно термина маага имеется следующее разъяснение: «МААГА — урянхайские мягкие сапоги, обувь урянхайцев» [БАМРС II: 307].

5 Авторы привели легенду о происхождении сапог маага: «Эрт урьд цагт нэгэн гос^й хYн байж гэнэ. Тэгээд нэг уран хунд очоод чи их уран хYн байна, надад нэг гос оёж егне YY гэхэд, негеех нь би танд нэгэн госон зохиож егье хэ-ьээгээд гос хийж егчээ. Уг госыг хYMYYC их гоё болжээ хэьээн хэлэлцээд, уунийг ямар гоё эс гэж нэрлэдэг юм бэ? гэж асуужээ гэнэ. Тэгэхээд нь мэдэх^й, надад май гос гээд егсен шуу дээ гэж хэлжээ. Май гээд егсен тул энэ цагаас хойш Yг госыг маага гос гэж нэрэлсэн» гэнэ» [Баасанхуу, Батменх 2011: 110].

ности — вероятно, к «лесному» периоду жизни ойратов1.

В традиционной культуре народов Сибири выделяются несколько типов обуви, которые определены географическим, хозяйственным и этническим факторами, при этом основным материалом для изготовления обуви у народов Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, являлись ровдуга или камыс, а у скотоводов — и войлочные чулки для ношения внутри зимней обуви [Василевич 1963: 53]2. По мнению исследователя, «обувь с приподнятым носком, по-видимому, появилась до начала скотоводства и была обусловлена ходьбой на лыжах. Сохранению ее способствовала хозяйственная деятельность: у одних — постоянная верховая езда, у других — охота на лыжах» [Василевич 1963: 56]. В этой связи урянхайские сапоги маага, имеющие внешнее сходство с общемонгольскими гутал, по материалу, форме и сохранявшемуся до XX в. характеру применения, возможно, следует отнести к древнему типу обуви «лыжных охотников».

В современной культуре ойратов термин тооку воспринимается как название войлочных сапог, однако при этом Ж. Буян-далай называет их «ноосон оймстой цараг тоокуу (гутал)» [Буяндалай 2001а: 6] (букв. 'цараг-тооку (обувь) с войлочным чулком оймс', где цараг — название собственно поршня3, а тооку — обозначение сапог,

1 Имеется мнение, что наличие поршневид-ной обуви в культуре бурят связано с влиянием культуры таежных охотников на культуру кочевников-скотоводов.

2 У народов побережий северных морей, тундры и лесотундры — зимняя обувь из камысов, летом обувь из ровдуги или по берегам морей непромокаемая обувь из нерпичьих шкур, у народов тайги — более легкая обувь, летом из ровдуги, зимой двойная: верх из камысов, низ из шкуры. Обувь народов степных зон —кожаная, с войлочным чулком (зимой) [Василевич 1963: 53].

3 «Поршень — кусок ровдуги, кожи или ка-мыса, выкроенный значительно больше очертаний ступни. В обуви загибается кверху сборами, огибая ступню...» [Василевич 1963: 3]; «Определяющий признак поршней - подошва, выкроенная значительно больше размера стопы и заходящая на пальцы и подъем ноги. В данном классе обуви, как правило, подошва, союзка, пятка и боковины являются одной деталью кроя, которая формирует поршень за счет деформации кожи под различными углами» [Старостина 2009: 13].

т. е. синоним слова госон). Термин тооку отсутствует в калмыцком языке, что может свидетельствовать о позднем появлении данного слова в языке ойратов4. Общим в лексиконе, связанном с данным типом обуви, является слово оймс ('войлочный чулок или носок'). Бытование до середины XX в. в культуре калмыков обуви типа буршмг5, изготавливавшейся из единого куска кожи, и сохранение у ойратов первоначального вида поршня в виде цараг (без голенища и без сшивания его с союзкой и голенищем из кожи или сукна) могут косвенно свидетельствовать и о более древнем происхождении данной части тооку.

Таким образом, можно констатировать, что тооку присущи материальной культуре алтайских урянхайцев и захчинов — как и традиция повязывания6 на голове белого платка, подобно торгутам и мингатам [Бакаева 2014]. В культуре бурят существовали два основных типа обуви, один из них — поршневидный — типологически сходен с тооку, такую обувь носили западные буряты. Подобная обувь, вероятно, бытовала и у предков калмыков. Но в литературе о традиционной культуре калмыков обычно упоминаются кожаные сапоги с особым каблуком [см.: Бакаева 2008; Калмыцкий национальный 2008]; в эпических песнях — красивые сапоги героев. На основании доступных нам источников в более ранней статье мы констатировали, что калмыки изготавливали войлочные чулки, носили холщовые онучи цугла и кожаные буршмг, «войлочные "чулки" сменились кожаными фабричными сапогами, более приемлемыми в климатических условиях северо-запада Прикаспия. <.> сохранился и архаический тип обуви — порш-невидный буршмг» [Бакаева 2008: 85].

Однако, как выясняется, простонародье в Калмыкии носило войлочные чулки ишкэ

4 По мнению специалиста по культуре ой-ратов, доктора истории, ученого секретаря Института истории и археологии Академии наук Монголии Н. Ганбата, высказанному в устной беседе, слово тооку имеет китайское происхождение.

5 Буршмг - «сыромятные лапти»[КРС 1977: 122]. Другой вариант этого же слова в калмыцком языке — боршмг - «лапти, сэрсн боршмг —сыромятные лапти» [КРС 1977: 111]. Таким образом, в слове меняются гласные о/у, что характерно для диалектов калмыцкого языка.

6 Особыми способами: платок закрывает верхнюю часть головы. — См.: [Бакаева 2014].

ввмсн1 с кожаной поршневидной нижней привязной частью (типа ойратских цараг) до начала XX в. Об этом можно уверенно говорить, познакомившись с работой известного русского фотографа М. П. Дмитриева (1858-1948 гг.), одного из основоположников социальной и публицистической фотографии в нашей стране, создавшего знаменитые циклы фотографий в ходе реализации своих творческих проектов, отмеченных престижными наградами на российских и зарубежных выставках [Государственное учреждение 2010: 6-8]. Во время своих творческих поездок М. П. Дмитриев создал ряд коллекций, среди них «Коллекция типов и быта народов России» и «Волжские типы» (1894 г. и 1903 г.). В Астраханской губернии М. П. Дмитриев зафиксировал быт калмыков, в 1894 г. он сделал фото, известное как «Киргизская2 кибитка в Ногайских степях под Астраханью» [Классики фотоискусства], на котором, судя по конструкции кибитки и одежде сидящих и стоящих у ее входа людей, запечатлены калмыки3, и лишь стоящий поодаль слева мужчина, возможно, — представитель другого этноса. То, что на нем изображены калмыки, подтверждает другое фото М. Дмитриева, опубликованное им в серии «Волжские типы»

— «Внутренний вид калмыцкой кибитки»

— на котором вновь можно увидеть женщину и двоих мальчиков, изображенных на рассматриваемой первой фотографии.

Стоящий справа от входа в кибитку юноша в калмыцком бешмете, как можно видеть на фотографии М. П. Дмитриева, стоит в войлочных сапогах с кожаной привязной подошвой (типа поршня), в которых сразу можно узнать современные тооку ой-ратов.

Фото 1. «Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью». Фотограф М.П.Дмитриев. [http://club.foto. ги/с1а&ч1а'^о-0/67/]

1 вемсн — чулки, ишкэ еемсн — войлочные чулки [КРС 1977: 420]. Данное калмыцкое слово соответствует ойратскому оймс.

2 При наименовании фотографий М. П. Дмитриевым допущены некоторые неточности. Так, подпись к изображению известного буддийского храма — хурула — в Багацохуровском улусе Калмыцкой степи Астраханской губернии гласит: «Калмыцкий хурум в селе Булгары (Успенское)» [http://club.foto.ru/classics/photo/69/].

3 При анализе данного иллюстративного материала следует учитывать, что в восточной части Калмыцкой степи Астраханской губернии (т. е. в соседстве с Ногайской степью) проживали калмыки, относившиеся к субэтносу торгутов.

Рис. 1. Тооку торгутов Монголии. Рис. из книги: БаасанхYY А., Батмвнх Б.. Монголын ойраду-удын уламжлалт аж ахуй (XIX—XX зууны зааг Yе). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2011. 106 т.

Таким образом, архаический тип обуви цараг, ныне вместе с войлочной частью называемый ойратами тооку, истоками связан с древним охотничьим хозяйством; войлочные чулки с поршневидной частью получают применение при переходе к скотоводству. Данный тип обуви являлся характерной чертой культуры ойратов — торгутов, захчинов, алтайских урянхайцев, а также в прошлом — калмыков Астраханской губернии.

Литература

Амгалан М. Баруун Монголчуудын эдийн со-ёлын дурсгалт 3Y^c. Убаанбаатар, 2008. 211 т.

Алтайн урианхайн угсаатны зуй. (Ред. Г. Зол-баяр, М. Ганболд). Улаанбаатар: «Китаб» ХХК, 2014. 256 т.

Бакаева Э. П. Белый платок в культуре торгутов Монголии (к вопросу о происхождении и символике) // Полевые исследования КИГИ РАН. Вып.2. Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 4-28.

Бакаева Э. П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. Элиста: Издат. дом «Ге-рел», 2008. 189 с.

Бакаева Э. П. Торгуты Монголии: этнический состав и этнические маркеры // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-мон-гольских народов. Элиста, 2009. Вып. 1. С. 69-86.

Бакаева Э. П. Цараг и тооку как этноспецифиче-ские элементы материальной культуры тор-гутов Монголии (к проблеме изучения статуса ойратов в типологии этнических общностей) / Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2008. №3. С. 24-31.

[БАМРС] Большой академический монгольско-русский словарь. М.: Academia, 2001. Т. 1. 468 с. Т.2. 502 с.

Баасанхуу А., Батмвнх Б.. Монголын ойраду-удын уламжлалт аж ахуй (XIX-XX зууны зааг Yе). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2011. 250 т. (Biblioteca Oiratica XXI).

БНМАУ-ын угсаатны ЗYЙ. 1 боть. Улаанбаатар: Улсын хэвлийн газар, 1987. 432 т.

Буяндалай Ж.. Зохиолчийн архив хоёр торгуу-дын тэмдэглэл тав. Улаанбаатар :[б. и.], 2006. 100 т.

Буяндалай Ж.. Торгууд аялгууны товч толь // Торгуудын тэмдэгэл. Улаанбаатар: Блу Уинд ХХК,, 2001. Т. 46-87.

Буяндалай Ж. Торгуудын тэмдэглэл. Улаанбаатар: Блу Уинд ХХК, 2001а. 88 т.

Василевич Г. М. Типы обуви народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XXI. Л.:Изд-ов АН СССР, 1963. С. 3-64.

Ганболд М.. Ойрад монголчуудын байгаль хам-гаалах уламжлал. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2012. 190 т. (Biblioteca Oiratica XXVIII).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное учреждение государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области. Обзор. Нижний Новгород, 2010 23 с. [Электронный ресурс] // www.archiv.nnov.ru/?id=4787 (дата обращения 01.02.2015).

Калмыцкий национальный костюм. Методико-библиографическое пособие. Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана. Сост. М. В. Джагдаева; ред. Л. П. Акиева. Элиста, 2008. 96 с.

Калмыцко-русский словарь. М.: Русский язык. 1977. 770 с.

Классики фотоискусства. Максим Дмитриев. Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью. 1894 г. Негатив 18х24 см. // http://club.foto.ru/classics/photo/67/ (дата обращения 01.03.2015).

Конагая Ю., Лхагвасурэн И. К вопросу о предметах материальной культуры монголов-кочевников // Культурное наследие монголов: рукописные и архивные собрания Санкт-Петербурга и Улан-Батора. Мат-лы междунар. науч. конф. 19-20 апреля 2013 г., Санкт-Петербург. СПб.; Улан-Батор: ИВР РАН, Институт истории Монгольской академии наук, 2014. С. 76-102.

Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Истори-ко-этнографическое исследование. Конец XIX - начало XX века. Дис... канд. ист. наук. М.: ИЭА РАН, 2009. 160 с.

Мэн-гу-ю-му-цзи (Записки о монгольских кочевьях). Пер. с кит. П. С. Попова // Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. XIV. СПб.,1895. 487 c.

Очир А. Монголын ойрадуудын туухин товч. Улаанбаатар, 1992. 94 т.

Старостина О. В. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана :XIX - первая треть XX в. Автореф. дис. канд ист. наук. СПб., 2009. 24 с.

Тулгаа Т. Вангийн торгууд TYмний туухэн дур-датгал. Улаанбаатар: Одер шенехэвлэйин газар, 2005. 234 т.

Lkhagvasuren I. Altaic Uriankhan Clothing of the Late 19th and Early 20th Centures // Oirat People. Cultural Uniformity and Diversification. Ed. by I.Lkhagvasuren, Yuki Konagaya. Senri Ethnological Studies 86. OsakaA National Museum of Ethnology, 2014. P.181-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.