Научная статья на тему 'К совершенствованию параметров движителя тракторов типа РТ-М-160'

К совершенствованию параметров движителя тракторов типа РТ-М-160 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
192
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / КОЛЕСА / ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ / РАБОТА / МОЩНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / СИЛА ТЯГИ / БУКСОВАНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ДАВЛЕНИЕ НА ПОЧВУ / МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Окунев Геннадий Андреевич, Кузнецов Николай Александрович, Зеленин Александр Васильевич, Юлсанов Марс Ахатович

Рассмотрены методические подходы к управлению тяговыми показателями тракторов за счёт установки различных колесных движителей. Рекомендовано при выполнении работ общего назначения в весеннем полевом цикле устанавливать сдвоенные колёса с одинаковым диаметром колёс 1400 мм, которые состоят из колеса общего назначения и колеса, предназначенного для выполнения пропашных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Окунев Геннадий Андреевич, Кузнецов Николай Александрович, Зеленин Александр Васильевич, Юлсанов Марс Ахатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author deals with methodological approaches to manoeuvrability of tractive figures of tractors due to mounting different propulsive agents. Its recommended to mount doubled wheels with equel diameter of the wheel 1400 mm, which consist of the wheel for common use and of the wheel for cultivating during spring field cycle.

Текст научной работы на тему «К совершенствованию параметров движителя тракторов типа РТ-М-160»

вание наблюдений [Текст]. - Введ. 01.07.84. - нии машинно-тракторного парка [Текст].- 2-е

М.: Изд-во станд., 1983. - 23 с. изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1982. - 319 с.

5. Киртбая Ю.К. Резервы в использова-

УДК 631.86

К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПАРАМЕТРОВ ДВИжИТЕЛя ТРАКТОРОВ

ТИПА РТ-М-160

Окунев Геннадий Андреевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка»

Кузнецов Николай Александрович, кандидат технических наук Зеленин Александр Васильевич, инженер Юлсанов Марс Ахатович, аспирант

Челябинская государственная агроинженерная академия 454080, г.Челябинск, пр. Ленина, 75 Тел. 8 (351)266 65 78

Ключевые слова: трактор, колеса, тяговое усилие, работа, мощность, затраты, сила тяги; буксование; эксплуатация; давление на почву; механизированный процесс; технологическая операция; универсальность.

Рассмотрены методические подходы к управлению тяговыми показателями тракторов за счёт установки различных колесных движителей. Рекомендовано при выполнении работ общего назначения в весеннем полевом цикле устанавливать сдвоенные колёса с одинаковым диаметром колёс 1400 мм, которые состоят из колеса общего назначения и колеса, предназначенного для выполнения пропашных работ.

Необходимость проведения основных технологических операций в строго определённые периоды времени обуславливает сезонность сельскохозяйственного производства. Это приводит к неравномерной загрузке техники и механизаторов в период полевых работ. Применение техники в соответствии с энергетической и технологической потребностью при выполнении полевых работ вызывает снижение её годовой загрузки. Исследования и опыт показывают, что увеличить годовую загрузку техники можно путём повышения универсальности машинных комплексов, т.е. расширением диапазона их использования на разных технологических операциях, а также путём маневрирования их энергетическими возможностями в соответствии с энергоемкостью

выполняемых механизированных процессов [1].

В эту концепцию вписывается колесный трактор типа РТ-М-160, выпускаемый в г. Нижний Тагил производственным объединением «Уралвагонзавод». Этот универсально-пропашной трактор предназначен для возделывания пропашных культур, выполнения транспортных работ и работ общего назначения. Он оборудован передней и задней гидравлическими навесными системами, передним и задним валами отбора мощности. Сзади за кабиной расположена площадка для установки емкостей под технологические материалы. Трактор оснащен различными движителями для выполнения работ общего назначения и работ, выполняемых пропашными тракторами. Ос-

Основные параметры колёсных движителей трактора РТ-М-160

Тип движителя Обозначение движителя Наружный диаметр D, м Статический радиус г, м Ширина профиля В, м Масса т, кг

Пропашной 13^38 1540 ±15 717 ± 7 335 153

Общего назначения 16^30 1462 ±15 662 ± 7 420 200

21^24 1400 ±15 640 ± 7 540 210

новные параметры движителем этого трактора приведены в таблице 1.

Трактор относится к тяговому классу 2, оснащен двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-236Д-2 мощностью 118 кВт (160 л/с), оборудован гидромеханической коробкой передач, имеющей 16 передач переднего и 8 передач заднего хода.

Высокая мощность двигателя, установленного на трактор РТ-М-160, позволяет выполнять многие энергоёмкие операции, предназначенные для тракторов тягового класса 3. Однако тягово-сцепные качества трактора ограничены вследствие его комплектации шинами 16^30, которые создают высокое удельное давление на почву, что сдерживает реализацию потенциальных возможностей трактора и уменьшает область его использования.

одним из способов маневрирования возможностями трактора является установка сдвоенных колёс, которые позволяют за счёт увеличения пятна контакта движителя с почвой не только повысить тягово-сцепные качества трактора, но и снизить удельное давление на почву.

Основным параметром, характеризующим тяговые показатели колёсного трактора, является касательная сила тяги, возникающая в результате взаимодействия колес с почвой.

Основываясь на работах Кацыгина В.В. [2], касательную силу тяги, Н, колёсного движителя, состоящего из п колёс, можно определить следующим образом:

пр

-1

сії

чк>/

(1)

где - коэффициент трения скольжения; кт - коэффициент деформации, м; п

- количество колёс, расположенных в ряд, шт.; т , т - соответственно масса колеса и

7 к7 тр

трактора, кг; g - ускорение свободного падения, м/с2; d - величина буксования колеса, доля; L - длина площади контакта колёсного

V» ,

движителя с почвой, м; t - величина среза,

ср

Н/м; hг - высота грунтозацепа, м; t - шаг грун-тозацепа, м; ^р - приведённый коэффициент трения, зависящий от свойств движителя (ширина, диаметр); Fтр- сила трения, Н.

Для упрощения расчётов с некоторым допущением примем, что при определенном тяговом усилии нагрузка на переднюю и заднюю ось распределена равномерно (а. = 0,25).

Тяговое усилие колеса, Н, возникающее под воздействием крутящего момента двигателя при установившемся движении, равно разности касательной силы тяги и силы сопротивления качению:

где Ь - ширина колес, м.; к - коэффициент объемного смятия грунта, Н/м3; D0

- приведённый диаметр жёсткого колеса к эластичному, зависящий от нормальной нагрузки на колесо, м;Д(п)- коэффициент, характеризующий параметры колесного движителя.

Сила сопротивления качению движителя определяется количеством колёс, мас-

112

• • • •

сой колёс и трактора, геометрическими параметрами колёс, физико-механическими свойствами грунта и давлением воздуха в шинах.

Исследования трактора РТ-М-160 и РТ-М-160У с одинарными и сдвоенными колёсами, оснащёнными различными шинами базовой комплектации были проведены на полях ООО «Примерное» Аргаяшского района Челябинской области. Исследования показали, что при установке дополнительных колёс с шинами 16^30 и 13^38 можно увеличить тяговые возможности трактора практически в полтора раза при допустимом агротехническими требованиями буксовании движителей. Это позволяет задействовать его на работах общего назначения в весенний период с комплексом машин, предназначенных для тракторов класса тяги 3.

Зависимость величины буксования трактора типа РТ-М-160 от тягового усилия с учётом различного агрофона и типа движителя представлены на рисунке 1.

Использование различных колёс, поставляемых к трактору РТ-М-160 для выполнения работ общего назначения и работ, предназначенных для выполнения пропашным трактором, обуславливает значительные затраты, связанные с их изготовлением, установкой на трактор РТ-М-160, а также переустановкой.

Так, например, в комплекте трактора РТ-М 160 для выполнения работ общего назначения необходимо иметь 8 колёс с шинами 16^30 и 4 колеса с шинами 13^38 для пропашных работ при возделывании картофеля и кукурузы с междурядьем 70 см.

С целью снижения номенклатуры движителей, используемых на тракторе РТ-М-160, и трудоемкости монтажа при выполнении различных технологических операций рационально комплектовать трактор шинами 21^24 и такого же диаметра шинами с шириной профиля 345 мм для возделывания пропашных культур.

Зависимости величины буксования трактора РТ-М -160 от усилия на крюке на различных агрофонах с различными параметрами движителей представлены в та-

1 - 13.6«38 2 - 1б,9Р?30 3 -21 .ЗР24 4 - 13.6Р38

одинарные одинарные

5 - 16.9Я30 сдвоенные сдвоенные

Рис. 1 - Изменение величины буксования различных колёс от усилия на крюке:

а - поле, подготовленное под посев; б - стерневой фон

блице 2.

Полученные экспериментальным путём значения тяговых усилий превышают полученные расчётным путем значения на 3...5%. Поэтому из анализа расчётных данных, приведенных в таблице 2, следует, что при использовании движителей с шириной профиля Ь = 345 мм трактор можно агрега-тировать с 12-рядным комплексом машин на возделывании пропашных культур. Использование одинарных движителей с шинами 21^24 (Ь = 540 мм) на стерневом фоне позволяет трактору типа РТ-М-160 выполнять основную (зяблевую) обработку по-

а

б

Тяговые показатели трактора РТ-М-160

ш 0 ф 1 * -1 т Параметры движителя: Показатели трактора РТ-М-160

Агрофон - слежавшаяся пахота

Одинарные движители ширина В, м диаметр D, м Буксование 5,% 0 5 7 10 12 15 20

345 1400 Усилие на крюке Р , кН кр' 0 13,6 17,1 20,4 21,8 23,3 24,8

Агрофон - стерня зерновых (транспортные работы, основная обработка почвы)

Одинарные движители 540 1400 Усилие на крюке Р , кН кр' 0 20,33 22,45 25,43 27,26 29,84 33,3

Агрос юн - поле, подготовленное под посев (весенние полевые работы)

Сдвоенные движители основной Усилие на крюке Р , кн кр 0 16,84 21,44 25,84 27,74 29,84 33,4

0,54 1400

дополнительный

0,345 1400

чвы с пятикорпусным плугом.

С целью снижения удельного давления движителей на почву и повышения тягово-сцепных качеств трактора при выполнении работ общего назначения в весеннем полевом цикле трактор РТ-М-160 оборудуют сдвоенными движителями, состоящими из колёс, предназначенных для работ общего назначения (Ь = 0,54), и колёс, предназначенных для выполнения пропашных работ (Ь = 0,345).

таким образом, сдвоенные движители позволяют наиболее экономично использовать трактор Рт-м-160, увеличить производительность труда на работах общего назна-

чения и предназначенных для выполнения пропашным тракторам, существенно повысить годовую загрузку трактора в течение сезона полевых работ, сократить номенклатуру парка тракторов.

Библиографический список

1. Окунев, Г.А., Поточно-цикловая технология уборки зерновых культур / Окунев Г.А. - Челябинск, 1998. - 110 с.

2. Кацыгин, В.В. Рациональные параметры энергонасыщенных тракторов и машинно-тракторных агрегатов / Кацыгин В.В., Кринко М.С., Мельников Е.С., Аникин А.С., Львов А.А. - Минск: Ураджай, 1979. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.