Научная статья на тему 'К совершенствованию экономических механизмов инновационного развития молочного скотоводства'

К совершенствованию экономических механизмов инновационного развития молочного скотоводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ / ECONOMIC MECHANISMS / DAIRY CATTLE-BREEDING / INNOVATIVE DEVELOPMENT / DAIRY BRANCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирман Владимир Федорович, Бирман Евгений Владимирович

Обоснованы пути совершенствования экономических методов управления инновационным развитием отечественного молочного скотоводства как одной из наиболее приоритетных отраслей сельского хозяйства страны. Предложены новые для нашей страны формы и масштабы государственной поддержки ускорения НТП в отрасли, ее распределения между бюджетами разных уровней, направленные на сокращение сроков отставания рассматриваемой сферы агроэкономики страны от аналогичных параметров производства молока в ведущих молокопроизводящих странах, на выведение ее к мировой эффективности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the improvement of economic mechanisms of dairy cattle-breeding 73 innovative development

These are substantiated improvement ways of economic management methods of domestic dairy cattle-breeding innovative development as one of the most important branch of Russian agriculture. These are suggested new for our country forms and scales of state support in STP acceleration in the branch, its distribution among different level budgets, directed on reduce the time lag in considered sphere of agro-economics from the same parameters of dairy production in the leading dairy productive countries, on raising it to world efficiency and competitiveness.

Текст научной работы на тему «К совершенствованию экономических механизмов инновационного развития молочного скотоводства»

УДК 33.001.895]:636

К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

© 2010 г. В.Ф. Бирман, Е.В. Бирман

Обоснованы пути совершенствования экономических методов управления инновационным развитием отечественного молочного скотоводства как одной из наиболее приоритетных отраслей сельского хозяйства страны. Предложены новые для нашей страны формы и масштабы государственной поддержки ускорения НТП в отрасли, ее распределения между бюджетами разных уровней, направленные на сокращение сроков отставания рассматриваемой сферы агроэкономики страны от аналогичных параметров производства молока в ведущих молокопроизводящих странах, на выведение ее к мировой эффективности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: экономические механизмы, молочное скотоводство, инновационное развитие, молочная отрасль.

These are substantiated improvement ways of economic management methods of domestic dairy cattle-breeding innovative development as one of the most important branch of Russian agriculture. These are suggested new for our country forms and scales of state support in STP acceleration in the branch, its distribution among different level budgets, directed on reduce the time lag in considered sphere of agro-economics from the same parameters of dairy production in the leading dairy productive countries, on raising it to world efficiency and competitiveness.

Keywords: economic mechanisms, dairy cattle-breeding, innovative development, dairy branch.

Молочное скотоводство относится к одной из наиболее приоритетных отраслей сельского хозяйства России. Это объясняется ее стратегической ролью как поставщика важного вида продовольственного снабжения нации, фактора сохранения и повышения плодородия почв, успешного развития пищевой промышленности страны, преодоления депрессивного состояния многих сельских территорий, выхода аграрного сектора России на мировые рынки с конкурентоспособной экспортной продукцией.

Принятые в 2007 и 2008 гг. федеральная программа развития сельского хозяйства страны до 2012 г. [1], а также отраслевая целевая программа развития молочной отрасли России [2] наметили ряд важных мероприятий, направленных на повышение темпов развития отечественного животноводства, на преодоление его затяжного отставания от достижений соответствующих сфер аграрной экономики ведущих молокопроизводящих стран мира. Однако, как показывает анализ индикаторов и экономических механизмов в указанных госу-

дарственных документах, намеченные ими меры можно рассматривать лишь как первые шаги в достижении названных целей.

Как показывают расчеты, реализация задач, обозначенных в программах развития отечественного АПК и его молочной отрасли, способна повысить среднюю продуктивность дойного стада нашей страны до уровня, уже сложившегося в странах-конкурентах, не менее чем за три, а то и четыре десятилетия. Именно столько времени потребуется для радикального породно-племенного обновления дойных стад на молочных фермах крупных и средних хозяйств, а также в КФХ и ЛПХ, где содержится почти две трети всех молочных коров страны. Между тем такими длительными сроками модернизации рассматриваемой отрасли наша страна не располагает, так как в условиях ужесточающейся конкурентной борьбы, особенно после предстоящего вступления нашей страны в ВТО, внутренние рынки России окажутся заполненными импортной молочной продукцией в еще большей мере, чем в настоящее время, когда ее удельный вес приблизился к 20%.

В связи с отмеченными обстоятельствами перед данной работой поставлена задача обоснования комплекса из 10 мер, направленных на такое совершенствование экономических механизмов развития молочной отрасли, при применении которых сроки освоения ею высших научнотехнических достижений были бы приемлемыми с позиций достижения отечественным молочным скотоводством наивысшей мировой эффективности и конкурентоспособности. При обосновании соответствующих мер использовали методы абстрактно-логического анализа содержания упомянутых выше программ развития молочной отрасли, а также опыта специально обследованных передовых молочных хозяйств страны.

Первый из предложенных экономических механизмов можно охарактеризовать как уточнение принципов формирования объемов финансовой поддержки отрасли. На наш взгляд, намечаемые к выделению из бюджета суммы финансовой по-

мощи следует планировать в процентном отношении к стоимости произведенной отраслью валовой продукции, учитываемой органами отечественной статистики, например в среднем за три предшествующих года.

Исходя из того, что агрегированная поддержка сельхозпроизводителей в США, а также в странах ЕС и странах ОЭСР приближается или даже превышает половину стоимости выпускаемой агропродукции [3], показатель государственной поддержки отечественного молочного скотоводства, который способен реально помочь отрасли в преодолении ее длительного отставания от аналогичных результатов стран-конку-рентов, должен составлять для начала 10% стоимости валовой продукции отрасли в среднем за предшествующие три года, а затем 12, 15 и т.д. процентов, пока производители молока нашей страны, наконец, не стали бы получать от своего государства финансовую помощь, соизмеримую с ее величиной в странах-конкурентах. По нашему мнению, только при таком подходе к выделению бюджетных ресурсов в качестве господдержки отрасль, наконец, смогла бы обрести столь необходимые ей финансовые условия для преодоления затянувшегося отставания от основных конкурентов. Сейчас же объемы такой поддержки не превышают 5% стоимости основной продукции отрасли.

Что же касается конкретного распределения выделяемых из консолидированного государственного бюджета ресурсов между отдельными направлениями развития, то этот вопрос не представляется столь сложным, поскольку он в значительной мере может решаться с помощью того же механизма (распределение средств между регионами пропорционально стоимости произведенной ими валовой молочной продукции) или исходя из колебаний рыночной конъюнктуры, например, при закупках племенного молодняка, цены на который в разных странах-поставщиках подвержены частым и далеко не всегда предсказуемым колебаниям, чаще всего росту.

При этом большое сомнение вызывает целесообразность планирования финан-

совых расходов бюджета по чрезмерно большому числу направлений (в отраслевой целевой программе их тринадцать). Скрупулезная детализация расходов на много лет вперед в определенной мере напоминает жесткие пятилетние планы централизованно управляемой экономики, от которых, как известно, в силу низкой эффективности директивного планирования руководство страны стало отказываться еще до начала радикальных экономических реформ.

Представляется более обоснованной такая форма государственной финансовой поддержки отрасли, при которой, как уже сказано, средства выделяются общей величиной в определенном проценте от конечного результата трех последних предплановых лет. При таком финансировании отрасль прямо, непосредственно стимулировалась бы к увеличению главного результата своей деятельности, от которого зависели бы объемы ее дополнительной поддержки из государственных бюджетов разных уровней. Вопрос же о том, как распределять полученные дополнительные ресурсы между разными направлениями их расходования, решался бы более гибко и оперативно, в соответствии со складывающимися рыночными условиями с учетом создания наилучших условий для дальнейшего увеличения конечного результата, стимулируемого как рынком, так и благодаря дополнительному финансированию отрасли из бюджетов государства разных уровней.

При этом представляется наиболее важной такая форма господдержки отрасли, как предоставление ее субъектам долгосрочных (не менее чем на 10 лет), с отсрочкой не менее чем на два первых года сроков погашения инвестиционных кредитов с субсидируемой процентной ставкой. Они необходимы для реализации лучших инновационных проектов, реально выводящих вновь создаваемые или модернизируемые объекты отечественного молочного скотоводства на уровень мировой эффективности и конкурентоспособности.

В связи с указанным вызывает сомнение целесообразность программирова-

ния развития молочного скотоводства на такой сравнительно небольшой срок, как четыре года, как это сделано в целевой отраслевой программе (2009-2012 гг.). Разведение молочного скота, как уже отмечалось, характеризуется самым длительным производственным и инвестиционным циклом в агроэкономике. Не случайно поэтому в ряде ведущих молокопроизводящих стран государства принимали и реализовывали 10-летние программы развития молочного скотоводства. При 10-летнем и более длительном программировании развития отрасли долгосрочное планирование расходов, на наш взгляд, тем более требует применения особенно гибких методов прогнозирования объемов и форм господдержки, какими могут быть суммы денежных средств, выделяемых на развитие отрасли в процентах от ее конечного результата.

Второй предложенный механизм связан с более обоснованным распределением предприятий отрасли в качестве объектов поддержки из федерального или из региональных бюджетов. Нам представляется недостаточно обоснованным подход, присутствующий как в общегосударственной, так и в отраслевой программах, при котором федеральный бюджет, если и намерен поддерживать те или иные направления развития агроэкономики, то лишь через передачу соответствующих финансовых ресурсов регионам с тем, чтобы именно региональные органы управления АПК обеспечивали руководство, организацию и координацию реализации соответствующих проектов. При этом выдвигаемое в качестве обязательного условия софинансиро-вание соответствующих проектов из региональных бюджетов также, на наш взгляд, отнюдь не бесспорное.

Дело в том, что главным фактором успеха в многозвенной работе по переводу молочного скотоводства на путь ускоренного освоения достижений современного НТП могут и должны быть племенные заводы, число которых в стране, как это видно и из отраслевой программы, скорее всего, приблизится к 500-м единицам. Как известно, такие предприятия должны представлять собой высшую категорию пле-

менных хозяйств, ведущих углубленную племенную работу с лучшими мировыми породами скота. В племенных заводах должны быть сконцентрированы чистопородные и высококровные элитные животные, существенно превышающие по продуктивности и племенной ценности средний уровень по породе. Высококлассный молодняк, выращиваемый в племенных заводах, предназначается прежде всего для удовлетворения потребности в нем самого завода, а также других хозяйств, сертифицированных как племенные, независимо от регионов их размещения. При этом технологический уровень производства молока в племенном заводе должен максимально соответствовать наиболее эффективным достижениям современного НТП.

Исходя из сказанного, представляется обоснованным такой подход к финансированию создания, модернизации и текущего функционирования племенных заводов, при котором все меры господдержки этих объектов мобилизуются и расходуются на высшем, федеральном уровне (хотя при определенных условиях развитию племзаводов могут способствовать и региональные бюджеты). В связи с этим племенные заводы должны нести перед соответствующими органами управления развитием АПК определенные обязательства, связанные с выполнением их заданий-заказов на поставку племенного молодняка сверх их собственных потребностей в адрес других племенных хозяйств. Такая система распределения высокоценного племенного молодняка, выращиваемого в племенных заводах, должна способствовать более быстрому породному обновлению дойного стада в стране в целом, чем это происходило бы при стихийно налаживаемых рыночных связях племенных и товарных хозяйств с неизбежно присущей таким экономическим отношениям случайностью и неизбежно большими трансакционными издержками.

В то же время племенные репродукторы, то есть племенные хозяйства менее высокого уровня в сравнении с племзаводами, могли и должны были бы, на наш взгляд, получать финансовую поддержку

как из федерального, так и из региональных бюджетов, поскольку их роль, с одной стороны, наиболее важна именно для конкретных регионов, а с другой - она важна и для федерального центра, так как в конечном счете итоги его деятельности формируются как своеобразный вектор многочисленных результатов, получаемых в регионах. При этом нельзя сбрасывать со счетов известное обстоятельство, заключающееся в том, что большинство успешных молокопроизводящих регионов, где могли бы развиваться племенные репродукторы, являются дотационными. Таким регионам было бы весьма нелегко (чаще всего невозможно) изыскивать собственные ресурсы для поддержки молочной отрасли, в то время как многие регионы-доноры, производящие экспортоориентированную продукцию, как место дислокации племенных репродукторов по молочному КРС вообще неперспективны.

Третий предложенный экономический механизм обозначен нами как селективный характер поддержки племенных хозяйств из государственных бюджетов. Селективный отбор поддерживаемых хозяйств предполагает, что финансовая поддержка субъектам отрасли должна предоставляться не по уравнительному признаку, а на строго дифференцированной основе, учитывающей ранее достигнутые результаты соответствующего предприятия, масштабы и темпы его продвижения по пути освоения достижений современного научно-технического прогресса, перспектив его роста и развития.

Особая роль должна быть придана готовности участников селективноконкурсных отборов выполнять заказы-задания соответствующих органов управления на поставку (по текущим рыночным ценам) сверхремонтного племенного молодняка в адреса хозяйств, участвующих в утвержденных соответствующими руководящими органами программах обновления их дойного стада путем приобретения высококлассных молодых животных в племенных хозяйствах разного уровня.

При селективном отборе претендентов на те или иные объемы и формы гос-

поддержки большое значение должно, на наш взгляд, придаваться представляемым ими бизнес-проектам.

Экономический механизм ускорения НТП в отечественном молочном скотоводстве должен предусматривать сокращение сроков отставания средней продуктивности дойных коров в хозяйствах страны от аналогичных показателей других ведущих молокопроизводящих стран мира. Большой разрыв в продуктивности дойного стада между нашей страной и другими ведущими странами-конкурентами может и должен быть преодолен в обозримо сжатые сроки, которые с учетом длительного воспроизводственного цикла в разведении КРС могут составить более 10 лет. Для того чтобы уложиться даже в такой срок, требуется разработка и реализация специальных программ, предусматривающих относительно быструю и массовую замену менее продуктивных, часто беспородных животных молодняком с наиболее высоким генетическим потенциалом продуктивности. Этим и определяется необходимость сравнительно жесткого по рыночным представлениям подхода к распределению сверхремонтного высококлассного молодняка, выращиваемого в племенных заводах, а также в племенных репродукторах.

Успешное решение указанной трудной задачи требует задействования еще одного (пятого по счету) экономического механизма. Он может быть охарактеризован как создание и функционирование системы конкурирующих друг с другом специализированных лизинговых компаний, заранее отбираемых и финансово поддерживаемых федеральными органами управления АПК на открытой конкурсной основе для закупок и последующих поставок племенным хозяйствам (преимущественно племенным заводам) высококлассного молодняка лучших мировых пород. Основные закупки такого молодняка еще ряд лет придется осуществлять почти без исключения в ведущих зарубежных странах, так как генетический потенциал телок и нетелей, поставляемых отечественными племхозами, по свидетельству ряда специалистов [4], значительно ниже. Использование

недостаточно классного молодняка в племхозах, особенно в племенных заводах, по нашему мнению, нецелесообразно, так как оно затормозит и без того небыстрый процесс преодоления отставания в продуктивности отечественного молочного скотоводства.

Как представляется, конкурирующие друг с другом специализированные лизинговые компании по закупкам и поставкам племенного молочного скота целесообразно создать в географической близости к портовым морским терминалам, через которые может доставляться племенной молодняк из стран-поставщиков и их отдельных регионов (например, из Калифорнии), а также в пограничных западных регионах, через которые может доставляться племенной молодняк из европейских стран.

Соответствующим лизинговым компаниям органами управления регионального уровня должны быть выделены удобные земельные участки достаточной площади для карантинного выдерживания закупленных животных, откуда их примерно через месяц будут вывозить специальным автотранспортом представители предприятий-лизингополучателей. При этом очень важно, с одной стороны, не допустить завоза в племхозы животных, неблагополучных по здоровью, а с другой - обеспечить полноценный уход за ними во время карантинных мероприятий, чтобы предотвратить нежелательные отклонения в их физиологическом состоянии, что, к сожалению, случается не так уж редко.

Шестой предложенный экономический механизм связан с рационализацией типоразмеров племенных хозяйств. Практика показывает, что племенные хозяйства могут выполнять возлагаемые на них функции при разной численности их маточного поголовья на конкретных фермах. Главное - тщательный отбор и подбор животных, применение искусственного осеменения коров спермой выдающихся бы-ков-производителей, строго осуществляемый систематизированный племенной учет, применение прогрессивных технологий производства молока и выращивания телят, отвечающих современным достиже-

ниям научно-технического прогресса в отрасли. Однако для целей ускоренного освоения достижений НТП, преодоления отставания отечественных дойных стад от продуктивности коров в ведущих молокопроизводящих странах требуется, на наш взгляд, существенное укрупнение ныне сложившихся размеров многих племенных заводов и племенных репродукторов.

В первую очередь, речь идет о размерах маточного поголовья на племенных заводах. По нашему мнению, сформировавшемуся на основе изучения деятельности племенных хозяйств юга страны, а также Республики Татарстан, минимальные размеры их маточного поголовья могут и должны составлять 2000 и более фуражных коров. При таких размерах работа по укомплектованию ферм завозимым издалека племенным молодняком может быть более целенаправленной, более комплексной и эффективной. К тому же важно учесть, что и основная племенная продукция рассматриваемых предприятий при таких их размерах может реализовываться более целенаправленно и более эффективно с позиций предельно быстрого укомплектования маточного поголовья племенных репродукторов.

Учитывая, что в указанных выше общегосударственной и отраслевой программах намечалась среднегодовая закупка 100 тыс. голов племмолодняка (в течение че-тырех-пяти лет), за год можно было бы создавать или модернизировать примерно по 50 племзаводов, постепенно доведя общую численность их маточного поголовья до 1 млн голов (при числе племзаводов, округленно равном 500 единицам). Реальное число племзаводов могло бы быть меньше, так как некоторые из них существенно превысили бы указанную численность маточного поголовья в 2000 коров.

Указанный нижний предел численности коров в племзаводах, на наш взгляд, должен учитываться при конкурсном отборе хозяйств-претендентов для предоставления им льготных инвестиционных кредитов. Те племенные заводы, которые имеют меньшую численность маточного поголовья и не претендуют на указанный

вид льготного кредитования, могут сохранить те размеры, которые у них уже сложились и которые им по тем или иным причинам удобней и не требуют усилий по их изменению. В данном случае речь идет именно о вновь создаваемых или радикально модернизируемых действующих предприятиях, претендующих на присвоение им статуса племенных заводов, с которыми федеральным органам управления племенным делом взаимодействовать будет легче и эффективней, чем с более значительным числом относительно некрупных племенных хозяйств.

При объявлении открытых конкурсов на получение предприятиями льготных инвестиционных кредитов для создания нового или модернизации действующего объекта молочного скотоводства, по нашему мнению, общую сумму выделяемых для этого инвестиционных ресурсов следует заранее гласно разделить между федеральными округами или регионами, основываясь на основных показателях функционирования их молочной отрасли - удельного веса имеющегося у них поголовья коров в его общей численности по стране, удельного веса производимого ими молока в общих объемах его производства в РФ, отношения средней продуктивности дойного стада в округе или регионе к аналогичному среднероссийскому показателю. Округа (регионы), опережающие другие территории страны по указанным параметрам, ежегодно должны получать соответственно более значительную часть инвестиционных кредитов, поддерживаемых федеральным бюджетом.

С указанных позиций при объявлении в стране очередного конкурса на получение льготного инвестиционного кредита для создания новых или модернизации действующих предприятий, претендующих на присвоение (сохранение) статуса племзавода по молочному скотоводству, намечаемые к выделению за год 50 кредитных договоров могли бы быть распределены так: Центральному федеральному округу - 10, Северо-Западному - 3, Южному (совместно с Северо-Кавказским) - 8, Приволжскому - 16, Уральскому - 3, Сибирскому - 9,

Дальневосточному - 1. Это отражало бы реальный вклад округов (регионов) в текущее состояние молочной отрасли страны.

Что же касается племенных репродукторов, то их типоразмеры, в отличие от племзаводов, на наш взгляд, могли бы варьировать в более широких рамках, отражая сложившиеся специфические условия конкретных регионов, а иногда и административных районов (муниципальных формирований). Главное, что при этом должно быть, по нашему мнению, учтено, - это ориентация рассматриваемых предприятий на пополнение и обновление своего маточного поголовья за счет планомерных поставок высококлассных телок и нетелей в основном из племенных заводов.

Несложный расчет показывает, что при общей численности маточного поголовья племзаводов, равной 1 млн голов, пле-мрепродукторы могли бы за год получать от племзаводов до 280 тыс. телок и нетелей для обновления своих дойных стад. Если считать, что это число было бы достаточным для среднегодовой замены примерно четвертой части маточного стада племрепродукторов, то общая численность поголовья коров в племенных хозяйствах второго после племзаводов уровня также могла бы составить не менее 1 млн голов. В свою очередь, племрепродукторы могли бы и должны были бы ежегодно поставлять товарным хозяйствам, включая ЛПХ и К(Ф)Х, не менее 280 тыс. голов относительно классного молодняка для совершенствования породно-племенного состава их дойных животных. Это позволило бы постепенно, хотя и не так быстро (более 20 лет), осуществить полную замену беспородных и других заведомо малопродуктивных коров пользовательных хозяйств, включая их малые формы, более классными животными, способными давать при хорошем кормлении и содержании сравнительно высокие удои.

Седьмой предложенный экономический механизм ускоренного освоения достижений НТП отечественным молочным скотоводством может быть обозначен как придание особой роли бизнес-проектам

при отборе претендентов на льготные инвестиционные кредиты для создания новых или модернизацию действующих объектов, сертифицируемых как племенные заводы или племенные репродукторы. Представляется необходимым отметить, что в комплексных документах-обоснованиях, представляемых соответствующими хозяйствующими субъектами конкурсным комиссиям, должна быть четко представлена следующая основная информация:

- стоимость проекта, в том числе покрываемая за счет собственных средств;

- планируемая среднегодовая численность основного стада молочного скота на проектируемом объекте;

- планируемая среднегодовая продуктивность коров на проектируемом объекте на три первых года после завершения работ по реализации проекта;

- численность сверхремонтного племенного молодняка, которую в среднем за год обязуется поставлять инвестируемый племхоз по адресам, указываемым финансирующими органами, после завершения работ по реализации проекта.

В рассматриваемом документе должны содержаться и другие сведения, но приведенные представляются обязательными, так как они позволят органам управления, которым будет поручено отслеживать и контролировать эффективность расходования соответствующих бюджетных средств, четко оценивать и анализировать достижение главных результатов, ради которых, собственно, и выделялись финансовые средства государства, - повышение продуктивности используемого скота и численности племенных телок и нетелей, направляемых другим племенным и поль-зовательным хозяйствам в целях обновления породности и повышения классности их дойных стад.

При составлении и представлении в конкурсные комиссии бизнес-проектов претенденты на льготные инвестиционные кредиты должны уделить приоритетное внимание доказательствам инновационного характера создаваемых или модернизируемых объектов, их соответствия современным мировым достижениям в техноло-

гии разведения молочного скота и в целом в производстве молока. Это положение отражено в восьмом предложенном экономическом механизме ускорения научно-технического прогресса в рассматриваемой отрасли.

Девятый блок предложенных мер отражает особую необходимость вовлечения в программы по ускорению научно-технического прогресса в отрасли крестьянских хозяйств разных типов, других малых форм хозяйствования на селе, занимающихся разведением молочного крупного рогатого скота. Это направление характеризуется большой важностью, так как на малые формы хозяйствования приходится, как уже сказано, около двух третей всего поголовья молочных коров, имеющихся в стране. При этом в К(Ф)Х за 10 лет поголовье коров удвоилось, в то время как в организациях традиционного типа за годы реформ оно примерно впятеро уменьшилось. Стало оно уменьшаться и в ЛПХ. Тем не менее преобладающий удельный вес молочных коров именно в крестьянских хозяйствах обусловливает необходимость применения по отношению к ним разнообразных мер господдержки, стимулирующих их собственников к породному обновлению разводимого ими скота, улучшению его кормления и содержания на основе внедрения технических средств так называемой малой механизации.

И, наконец, десятый блок предложенных экономических механизмов ускорения НТП в отрасли связан с рационализацией чисто рыночных факторов эффективного развития отрасли. Дело в том, что в нашей стране, как и в некоторых других странах мира, растущее производство молока может наталкиваться на снижающийся спрос на него, включая продукты его переработки. Например, в США среднедушевое потребление молока, несмотря на самые большие в мире объемы его производства, не намного превышает соответствующие показатели нашей страны. Накануне же рыночных реформ в нашей стране, благодаря господдержке не только производителей рассматриваемой продукции, но и ее потребителей, среднедушевое потреб-

ление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) было заметно больше, чем в США и во многих других экономически развитых странах. Указанная ситуация объясняется, прежде всего, меняющимися вкусовыми предпочтениями в питании населения по мере увеличения его реальных средних доходов [5].

Тем не менее наша страна, население которой традиционно считает молоко и молочные продукты наиболее ценными продуктами питания, по-видимому, еще не достигла предела в увеличении их среднедушевого потребления, хотя многочисленные обследования продуктовых магазинов в разных городах и в менее крупных населенных пунктах показывают, что реализация соответствующего товарного ассортимента осуществляется при немалых затруднениях. Но это, на наш взгляд, объясняется относительно высокими ценами на указанные продукты, продаваемые в торговых сетях, которые негласно устанавливают нижний порог цен для других торговых предприятий. В тех случаях, когда предприятия - производители молока продают его из цистерн на городских улицах по существенно меньшим ценам, чем продается хорошо упакованное молоко в фирменных магазинах, возле таких импровизированных торговых точек наблюдаются очереди (правда, не такие длинные, как в советские времена). Указанные факты явно свидетельствуют о том, что причины трудной реализации молока состоят не в насыщаемом физиологическом спросе на него, а в ограниченном платежеспособном спросе населения, для которого данный продукт представляет особенно большую ценность.

В связи с указанными обстоятельствами представляются актуальными два комплекса мер государства, направленных на расширение реального внутреннего спроса на молоко:

- увеличение контингентов граждан страны, которым данный продукт будет отпускаться без оплаты, т.е. за счет бюджетных расходов на социальные цели (школьники, воспитанники детских садов, малообеспеченные семьи, пациенты стационарных лечебных организаций и др.);

- стимулирование молокопроизводящих предприятий к розничной продаже части молока (при соблюдении установленных для этого санитарно-гигиенических норм). Кстати, уже известны технические разработки, позволяющие производителям молока продавать его с помощью киосков-автоматов, о чем авторы данной работы сообщали в своей публикации [6].

По нашему мнению, розничная продажа части молока предприятиями, которые его же и произвели, была бы полезна еще и потому, что она позволяла бы подобно биржевой торговле выявлять более «справедливую» рыночную цену товара. В этом случае соотношение долей производителя, переработчика и торговли в конечной цене готового продукта было бы более рациональным, чем она сложилась в последние годы, когда доля производителя неизменно оказывалась искусственно за-

Из таблицы видно, что к 2020 г. удельный вес племенных коров в стране может достигнуть 25% против 11% в 2010 г. Это позволит ускорить темпы породноплеменного совершенствования дойного стада, существенно повысить среднегодовые удои коров и объемы как валового, так в особенности товарного производства молока. В свою очередь, это позволит полно-

ниженной со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для накопления молокопроизводящими хозяйствами необходимых финансовых средств для технического перевооружения молочных ферм и особенно для породного обновления дойного стада. Бюджетная поддержка приобретения предприятиями - производителями молока указанных выше автоматизированных киосков для его розничной продажи без участия посредников представляется полезной мерой поддержки села [6].

Подводя итоги рассмотрению предложенных 10 экономических механизмов ускорения научно-технического прогресса в молочном скотоводстве страны, представляется целесообразным привести рассчитанные нами прогнозные данные, иллюстрирующие их результативность. Это сделано в виде ниже помещенной таблицы.

стью окупить немалые бюджетные расходы на предложенную выше финансовую поддержку отрасли благодаря существенному увеличению сбора таких налогов, как НДФЛ в сельском хозяйстве, переработке молока и в торговле молочными продуктами, на прибыль в переработке молока и НДС при продаже дополнительных объемов молока конечным потребителям,

Результаты реализации предложенных экономических механизмов ускорения научно-технического прогресса в молочном скотоводстве страны

Показатели 2010 г. 2020 г.

Численность коров в племенных заводах, тыс. гол. 358 1000

Численность коров в племрепродукторах, тыс. гол. 534 1000

Средние удои коров в племенных заводах, кг 5900 8100

Средние удои коров в племрепродукторах, кг 5500 7100

Численность коров в генофондных стадах, тыс. гол. 150 250

Численность коров в товарных хозяйствах, тыс. гол. 3108 1750

Численность коров в ЛПХ и КФХ, тыс. гол. 5100 5100

Общая численность коров в стране, тыс. гол. 9100 9100

Удельный вес племенных коров в стране, % 11 25

Средние удои коров, кг 3900 5200

Выход телят на 100 коров, гол. 79 85

Реализация племенного молодняка, тыс. гол. 80 290

Валовое производство молока, млн тонн 35 47

Рыночная реализация молока, млн тонн 19 31

включая экспортные поставки, которые станут возможными вследствие большого прироста объемов товарной продукции. Все это подтверждает целесообразность и

необходимость предложенных мер по совершенствованию экономических механизмов ускорения научно-технического прогресса в молочной отрасли страны.

Литература

1. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства РФ: принято 14 июля 2007 г. № 446.

2. Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы. Отраслевая целевая программа: приложение к приказу Минсельхоза России от 6 ноября 2006 г. № 495.

3. Аграрный протекционизм: научные основы и механизмы осуществления в условиях рыночных отношений: сб. науч. тр. / ВИАПИ им. А.А. Никонова. - Москва: ВИАПИ: ЭРД, 2007. - 427 с.

4. Организация молочного скотоводства на основе технологических инноваций: учебное пособие / под общей ред. Д.И. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета. - 2007. - 352 с.

5. Трейси, М. Сельское хозяйство и продовольствие развитых стран: введение в теорию, практику и политику: пер. с англ. - Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1995. -421 с.

6. Бирман, Е.В. Экономическая целесообразность и техническое обеспечение розничной продажи молока его производителями / Е.В. Бирман, В.Ф. Бирман // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2010. - № 1. - С. 13-15.

Сведения об авторах

Бирман Владимир Федорович - д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухучет, анализ и аудит» Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерно-град). Тел. 8(86359) 41-1-12.

Бирман Евгений Владимирович - инженер, торговый представитель ЗАО «ДеЛа-валь» по регионам юга России. Контактные телефоны: в г. Королеве Московской области 8-800-333-50-05, в г. Зернограде 8(86359) 36-2-92.

Information about the authors

Birman Vladimir Feodorovich - Doctor of Economy, professor of the department of accounting, analysis and audit, Azov-Blacksea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359) 41-1-12.

Birman Evgeniy Vladimirovich - engineer, trade representative of CAS “DeLaval” in Southern Russia regions. Phone: 8-800-333-50-05 (Moscow, Korolev), 8(86359) 36-2-92 (Zernograd).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.