Научная статья на тему 'К СЛОВУ ОБ УЧИТЕЛЕ'

К СЛОВУ ОБ УЧИТЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К СЛОВУ ОБ УЧИТЕЛЕ»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА CHIEF EDITOR'S COLUMN

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С. 9-11. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (1): 9-11. DOI: 10.21510/18173292_2023_99_1_9_11

К СЛОВУ ОБ УЧИТЕЛЕ

Для цитирования: Сагитов С. К слову об учителе // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №1(99). С. 9-11.

For citation: Sagitov S. By the way about the teacher. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 99(1): 9-11.

Укытыусы - ниндэй гYЗдл исем!

Рэми Гарипов

2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Ко времени выхода в свет первого в текущем году номера «Педагогического журнала Башкортостана» уже прошли и официальные мероприятия, посвященные открытию тематического Года, как на уровне Российской Федерации с участием Главы государства, так и в регионах, муниципалитетах и, конечно же, в нашем Акмуллинском университете.

Многие, наверное, задаются вопросами: «А что изменится в жизни простого учителя с объявлением Года педагога и наставника? Какие блага и в первую очередь материальные приобретут педагоги? Что изменится в школах и вузах в 2023 год?». Правильные вопросы. И они должны задаваться. И должны быть ответы на эти вопросы от представителей государства как в виде конкретных нормативно-правовых актов, так и в виде принятых стратегических документов, рассчитанных не только на текущий год, но и на годы, десятилетия вперед.

Отрадно, что министром просвещения России С.С. Кравцовым в одном из первых интервью, после официального открытия тематического года была отмечена важность решения вопросов материального стимулирования и помощи учителям. Было подчеркнуто, что Минпросвещения Российской Федерации совместно с педагогическим сообществом и родителями планирует обсудить вопрос о материальной поддержке и помощи для учителей в ближайшей перспективе. Но при этом хотелось бы отметить, что не все вопросы могут решаться только в материальной плоскости, хотя их важность никто не отменял. Получилось так, и многие из нас стали живыми свидетелями этого, что учительство в конце ХХ века, выражаясь социологическим языком, стало объектом групповой нисходящей мобильности.

Учительство, конкретный учитель, педагогические ВУЗы, студенты пединститутов, по сути, одномоментно стали если не кастой изгоев, то непопулярными, невостребованными лицами, людьми «второго сорта». В

погоне за сиюминутной прибылью, за красивыми рисунками перспектив будущего в модных профессиях, за воздушными замками, общество разом позабыло о том, что «Учитель - профессия дальнего действия, Главная на Земле...». Забыты были не только эти строчки Роберта Рождественского, но и мысль Мустая Карима о том, что наука, образование, поэзия и культура превращают человеческое стадо в Народ. Забыли. И почти превратились. Только не в народ, а обратно в стадо. Подобно первобытнообщинным Homo sapiens, люди, охочие до блестяшек и побрякушек, жаждущие воспользоваться спектром услуг (в череде которых и образовательные) и выложить это на всеобщее обозрение с целью заработка или буквального бахвальства, заполонили буквально все вокруг. Да так, что голос Учителя просто потонул в этой какофонии бессмысленного тщеславия. И ему срочно необходима помощь и поддержка.

В начале 90-х годов ХХ столетия один из прогрессивных руководителей советской высшей школы Р.Р.Мавлютов отмечал важнейшую роль университетов в переходе к постиндустриальному развитию страны, ибо «общество и государство не могут решать свои насущные основополагающие вопросы без высшей школы, для которой нет более высоких и важных, чем выполнение социального заказа общества и государства». Однако глобальные изменения, произошедшие за последние 30 лет, приводят к мысли, что уже в ближайшем будущем наличие высшего образования не будет одним из определяющих факторов ввиду его ценностного размытия. Повсеместное увеличение контрольных цифр приема на бюджетные места в вузы приводит к тому, что и студентами университетов становятся те, у кого освоение школьной программы позволило «перевалить» минимально допустимый порог ЕГЭ для поступления в вузы. «Ниже среднего» школьник становится «ниже среднего» студентом, при этом не получая знания в университетах, а прослушивая курс лекций и становясь обладателем «корочки». И проблема высшей школы, которая становится далее проблемой всего дальнейшего развития общества, заключается в выпуске людей с высшим образованием, но только с невысоким его качеством. Представляется, что в ближайшее время необходимо вернуться к пониманию высшего образования, как элитного, ибо посредством него осуществляется передача генетического кода нации, и перестать относиться к образованию и культуре как к «младшим братишкам», которые могут подождать.

Конечно, мы наивно не полагаем, что лишь принятие плана мероприятий по исполнению Указа Президента России «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» решит все вопросы в одночасье, но без должного внимания со стороны всего общества, а не только в рамках профессионального сообщества или других социальных групп, невозможно вернуть былое и заслуженное величие к Учителям, которыми, по словам Андрея Дементьева, славится Россия. И учителя школ, и преподаватели колледжей, и профессорско-преподавательский корпус педагогических

10

университетов уже несколько последних лет видят и ощущают те положительные изменения, которые происходят в сфере образования, причем как в материально-техническом плане, так и в организационном и образовательном процессе. Но большинство социума не имеют об этом ни малейшего представления. А об этом надо говорить - надо говорить о суперсовременных площадках в педвузах, как технопарки и кванториумы, надо говорить о едином образовательном пространстве, причем на разных уровнях образования, надо говорить о существующих возможностях профессионального роста в рамках педагогической профессии. Надо больше говорить и о том, что с каждым годом увеличивается количество заявлений абитуриентов на педагогические направления и специальности, которые были в 2022 году третьими по популярности после медицины и информационных технологий. Быть может, тогда придет осознание, но уже на новом качественном уровне о роли педагога и наставника в жизни не только конкретного человека, но и общества и страны. А это осознание нам очень необходимо.

Президент страны Владимир Путин, открывая 2 марта 2023 года Год педагога и наставника, отметил, что «у нас впереди целый год для открытого диалога и поиска наилучших решений для повышения статуса педагогов, наставников, формирования современных условий труда, возможности для обмена опытом и многого другого!». Очень хочется верить, что мы не проведем весь год исключительно в беседах о роли и значении Учителя, как и хочется верить, что только 2023 годом российское общество не ограничится в своем стремлении поднять авторитет педагогов и наставников.

С лучшими надеждами, главный редактор журнала Салават Сагитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.