Научная статья на тему 'К системе поддержки работоспособности оператора на тракторах марки «Беларус»'

К системе поддержки работоспособности оператора на тракторах марки «Беларус» Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
67
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОПЕРАТОРА / ТРАКТОРЫ МАРКИ "БЕЛАРУС"

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Микулик Т. Н., Рейзина Г. Н.

Рассматриваются вопросы функционального диагностирования оператора (водителя), управляющего транспортным средством, обсуждается базовый алгоритм физиологических характеристик оператора для контроля за его деятельностью во время возникновения нестандартных ситуаций. Такой подход представляется как один из возможных путей повышения эффективности функционирования сельскохозяйственной техники во время выполнения производственных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Work Ability Support System of “Belarus”-Tractor Operator

The paper considers problems pertaining to operational diagnosis of transport facility operator (driver), describes a basis algorithm of physiological operator’s characteristics with the purpose to control his activity during non-standard situations. Such approach is presented as one of the possible ways to improve operational efficiency of agricultural machinery during production and operations.

Текст научной работы на тему «К системе поддержки работоспособности оператора на тракторах марки «Беларус»»

УДК 629.3:005.584.1

К СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА НА ТРАКТОРАХ МАРКИ «БЕЛАРУС»

Инж. МИКУЛИК Т. Н, докт. техн. наук РЕЙЗИНА Г. Н.

Белорусский национальный технический университет

В настоящее время существуют два направления повышения эффективности деятельности оператора (водителя) на транспорте: первый -учет физиологических характеристик водителя, связанный с эргономикой рабочего места, второй - повышение надежности оператора (водителя) как лица, принимающего решение и исполняющего алгоритм управления.

Выполнение непрогнозируемых алгоритмов деятельности требует от оператора эмоциональной устойчивости и готовности к экстренному действию. Не каждый водитель способен проводить корректную самооценку своего функционального состояния в реальном времени. Для нормализации функционального состояния используются методология биообратной связи, алгоритмы, автоматически управляющие электрооборудованием [1], а также система диспетчеризации с помощью спутниковой навигации [2].

На основе анализа факторов, влияющих на выполнение оператором алгоритмов деятельности, предлагается подход к созданию системы поддержки работоспособности водителя на основе мониторинга его функционального состояния на рабочем месте.

Базовый алгоритм состоит в определении физиологических характеристик оператора по следующим параметрам [3-5]:

• частоте сердечных сокращений (ЧСС), уд./мин;

• вариационному размаху пульса (ВР), с;

• амплитуде моды сердечного ритма (АМо);

• индексу напряжения регуляторных систем (ИН).

Вариационный размах - разность времени между максимальным и минимальным интервалами сердечных сокращений за исследуемый период времени (12-16 ударов сердца). Если организм не утомлен, то вариабельность составляет 0,15-0,25 с (у пожилых людей - 0,25-0,30 с).

Амплитуда моды сердечного ритма дает представление о состоянии автономной регуля-

Наука

итехника, № 2, 2012_

ции и взаимосвязи двух отделов вегетативной иннервации сердца: симпатической и парасимпатической. Рост АМо иллюстрирует повышение активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение парасимпатического.

Параметр индекса напряжения характеризует степень ответственности за реакцию организма в момент физических напряжений и стрессов.

Контроль функционального состояния проводился до работы, после четырех часов работы, в конце работы.

Сравнение полученных данных интерпретируется как развитие функционального состояния оператора в течение рабочего дня. Кроме того, они указывают на состояние эргономики испытываемых тракторов марки «Бе-ларус», так как учитывались вертикальные ускорения на месте сиденья водителя на пахоте, грунте, а также шум (при загрузке двигателя 80 %).

Таким образом, введение контроля за деятельностью оператора является существенной мотивацией, способствующей принятию решений по дальнейшему управлению трактором.

В настоящее время информации о каких-либо физиологических исследованиях испытателей (водителей), выполненных непосредственно в процессе их профессиональной работы, недостаточно; также не обсуждается вопрос об исследовании в этих целях биометрии или иных специальных методических подходов. Авторами предложено диагностировать состояние водителя, регистрируя изменения характеристик его функционального состояния, их анализа и выдачи предупреждающих сигналов по комплексу физиологических показателей в результате проверки их выхода в заранее установленный диапазон. Если окажется, что они вышли за пределы этого диапазона, то состоя-

ние водителя считается опасным и система принимает соответствующее решение (на экране высвечиваются оценки «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), которое может быть использовано для остановки трактора.

В Белорусском национальном техническом университете совместно с РУП «МТЗ» выполнены исследования функционального состояния оператора в процессе его профессиональной деятельности с учетом виброизоляции рабочего места на тракторах «Беларус-1221/2025/2025 ДВ», влияния на организм оператора сложного комплекса условий, связанных с его деятельным состоянием.

Данная система позволяет своевременно обнаружить предварительные ситуации, связанные с физиологическим состоянием оператора (водителя) в результате наличия шумов, влияния вибронагруженности, обусловленной конструктивными решениями подрессоривания системы (кабины, сиденья, двигателя). Диагностика совмещена с процессом управления транспортным средством (ТС) и дополнительно не требует специальных тестов.

В настоящее время производители автотранспортных средств (АТС) начали разработку систем информирования работоспособности водителя во время длительных рейсов [1]. Лидером создания «систем бодрствования» является фирма «Нейрокон», которая с 1991 г. разрабатывает и выпускает телемеханическую систему, предназначенную для машинистов локомотивов, а в последнее время делает попытки внедрить ее и на АТС. Данная система измеряет так называемые кожногальванические реакции, т. е. электрическое сопротивление кожи операторов. В этом случае оператор, если он в «норме», должен отреагировать нажатием кнопки. Если нажатия нет, то для системы это означает, что функциональное состояние «не в норме», и она соответственно реагирует на сложившуюся ситуацию.

Австралийская фирма «Синг Машинз» создала систему слежения, предупреждающую водителя о возможной аварийной ситуации. В качестве чувствительных элементов служат две телекамеры на панели приборов, которые следят за выражением лица водителя (одна - за частотой моргания глаз, вторая - за напряжением мышц лица), и на основании этого прогнозируют усталость.

Фирма «Хано» разработала систему, базирующуюся на инфракрасных камерах, также расположенных на панели приборов, которые отслеживают состояние водителя по направлению его взгляда.

В России создана система датчиков давления, предназначенная для использования АТС и размещенная в горизонтальной части и задней спинке сиденья водителя. Эти датчики подключены к блоку обработки измерения, сигналы с которого поступают на вход блока регистрации и анализа, а с него - в блок информации и команд.

Недостатки указанных выше способов: необходимость предварительной экспертной оценки контрольного времени срабатывания, тестового воздействия на объект, а также использования дополнительных встраиваемых датчиков для непрерывного съема и записи ответной реакции объекта (водителя) на возмущение.

Цель предлагаемого исследования - оперативное функциональное (рабочее) диагностирование оператора (водителя), управляющего транспортным средством (рис. 1). Система работает на принципе регистрации изменения ЧСС, в результате чего на экране формируется светящийся курсор, который указывает на параметры физиологического состояния водителя. Если организм не утомлен, то ВР составляет 0,15-0,25 с, у молодых тренированных людей -0,25-0,90 с, у детей, пожилых людей - 0,080,04 с [3].

Справа на мониторе высвечиваются зависимости (оценки):

зеленый цвет - «хорошо» (допустимое состояние оператора);

желтый - «удовлетворительно» (требуется принятие мер);

красный - «плохо» (недопустимое состояние).

Поставленная цель достигается тем, что система формирует сигналы с ладоней с учетом индивидуальных особенностей водителя.

Анализ параметров физиологического состояния оператора предложенным способом диагностики позволяет обнаружить предварительные ситуации, связанные с вибронагру-женностью транспортного средства, шумами,

итехника, № 2, 2012

Рис. 1. Функциональное диагностирование оператора, управляющего трактором

Считаем, что скоро при разработке конструкций транспортных средств с целью улучшения комфортабельности и условий труда, поддержки работоспособности испытателя (в'(ЧС<С дителя) конструкторы будут подходить с точки зрения «водитель — ТС — внешняя среда», так как без учета влияния среды нельзя спроектировать адекватную конструкцию, спрогнозировать состояние водителя.

В Ы В О Д Ы

Создание систем поддержки работоспособности оператора (водителя) с функцией контроля его физиологических характеристик во время выполнения алгоритмов управления трактором позволит обоснованно и в нужный момент принять решение по дальнейшему управлению трактором: перейти на благоприятный режим функционирования, например снижение скорости либо подключение внешних элементов управления.

Л И Т Е Р А Т У Р А

ВР' АМо'1ИНТ-драбакин, В. С. МТТУ 2МАМИ. Системы оценки уровня «бодрствования» водителей АТС / В. С. Тараба-кин, А. В. Анимов // Автомобильная промышленность. -2009. - № 2. - С. 16-17.

2. Савченко, В. В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов транспортных систем «человек-машина» / «хорошо»

Весц НАН Беларусь Сер. ф1з._тэхн.<<удовлетаорительно>> rj г «плохо»

№ 2. - С. 9-37.

3. Материалы VII Всероссийско:

фессия здоровья» / Академия управления при администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008. -670 с.

4. Ярмолинский, В. И. Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года / В. И. Ярмолинский // Высокие технологии, инновации, инвестиции: материалы Х юбилейной Междунар. выставки «HI-TECH». - СПб., 2005. - С. 503.

5. Экспресс-анализатор частоты пульса: ТУ РБ 28909783.004-98: сертификат Госстандарта Республики Беларусь № 2444 от 31.07.2003.

Поступила 07.09.2011

Наука итехника, № 2, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.