Научная статья на тему 'К. С. Петров-Водкин'

К. С. Петров-Водкин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. С. Петров-Водкин»

И.Л. Галинская

К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН

Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в 1878 г. в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Отец его был единственным и непьющим сапожником в уездном городе, а дед был известным на весь Хвалынск алкашом, отчего семья получила прозвище «Водкины», которое впоследствии стало частью фамилии.

В 15 лет Петров-Водкин окончил четыре класса приходского училища и отправился в Самару учиться на железнодорожника, но не сдал вступительный экзамен, не сумев написать сочинение на тему «История России». Затем он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1904 г.

В 1910 г. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин стал членом художественного объединения «Мир искусства» (1898-1924), созданного в Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Он работал как график и театральный художник. Над своим знаменитым полотном «Купание красного коня» К. С. Петров-Водкин начал работу весной 1912 г.

В журнале «Вокруг света» Макар Дмитриев рассказывает, что художник не собирался изображать символический сюжет, а предполагал создать бытовую сцену деревенского купания лошадей. «В какой момент деревенская лошадь превратилась в чудо-коня, неизвестно»1. На роль прототипа всадника есть несколько претен-

1 ДмитриевМ. Богемная троица // Вокруг света. - М., 2013. - № 11(2878), Ноябрь. - С. 36-37.

И.Л. Галинская

дентов, включая писателя Владимира Набокова, но кто из них изображен на финальной версии картины, остается неизвестным по сей день.

Картина «Купание красного коня» впервые была показана публике на выставке объединения «Мир искусства» в 1912 г. Она висела над дверью зала. В журнале «Аполлон» ее назвали «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться»1. А когда началась Первая мировая война, К. С. Петров-Водкин сам сказал, что именно поэтому он и написал свое «Купание красного коня».

В 1920-е годы Петров-Водкин создавал картины на революционные темы в романтико-патетическом стиле: «1918 год в Петрограде» (1920), «Смерть комиссара» (1928), а также портреты, натюрморты и портретно-жанровые композиции. До 1938 г. преподавал в Академии художеств. Он был и неплохим писателем, ему принадлежат автобиографические книги «Хлыновск» и «Пространство Эвклида».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался в Ленинграде в 1939 г.

Окрашивая коня в красный цвет, полагает Макар Дмитриев, К. С. Петров-Водкин использовал традиции российской иконописи, где красный цвет был символом величия жизни. Как образ стихии родной земли конь часто присутствует в произведениях русской литературы. Это и «птица-тройка» у Гоголя, и летящая «степная кобылицы» у Блока2.

1 ДмитриевМ. Богемная троица // Вокруг света. - М., 2013. - № 11(2878), Ноябрь. - С. 36.

2 Там же. - С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.