Научная статья на тему 'К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса'

К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

А. СОБОЛЕВ, профессор, проректор Т. БОГАТОВА, доцент, директор центра

С. НАБОЙЧЕНКО, чл.-корр. РАН, ректор К реаЛИЭаЦИИ

стратегии

Уральский государственный партнерства высшей

технический университет-УПИ ^ШКОЛЫ И бИЭНеСа

Журналу «Высшее образование в России» в этом году исполняется 15 лет. Небольшая, но славная дата, обязывающая оглянуться назад, сверить позиции и строить планы на будущее. Без излишнего пафоса можно утверждать, что за эти годы журнал-юбиляр стал совершенно особым явлением в социокультурном ареале российского высшего образования. Волею судеб став ровесником реформ в высшей школе России, журнал уверенно занял место «информационной трибуны» и своеобразного «проводника» в научно-методическом обеспечении трансформационных и мо-дернизационных процессов. Роль «проводника» крайне сложна и многогранна. Она не позволяет ограничиться простой констатацией наблюдаемых перемен, она обязывает задавать целевые ориентиры, предлагать способы, методы и средства их достижения. Следует подчеркнуть, что журнал «Высшее образование в России» с этой миссией успешно справляется. Он актуален, востребован, читаем и любим в научнопедагогической среде. Журнал оказывает неоценимую помощь не только ректорскому корпусу и управленческому звену высшей школы, но и всей общественности, неравнодушной к ее проблемам и перспективам развития.

Секрет успеха журнала сложно раскрыть в виде готовой формулы. Может быть, он обеспечивается новым междисциплинарным подходом, удачно интегрирующим исследования социологов, философов, экономистов, юристов и специалистов других предметных областей, тем самым формируя концептуальную платформу новой области знания - науки о высшей школе. Может быть, этот секрет кроется в наполнении журнала и способе подачи материала; в нем удачно синтезированы дискуссион-ность, новаторство и здоровый консерватизм. Крайне важно, что журнал не отвергает нетрадиционных подходов, но и не опускается до огульной, пустой критики, не содержащей конструктивных предложений. А может быть, успех закладывается в нахождении «золотой середины» между теорией и практикой модернизационных процессов. В актив редакции журнала следует записать регулярное раскрытие опыта модернизации флагманов отечественного образования, крайне необходимого для других вузов, реализующих стратегию «гонки за лидером». Но вероятнее всего, популярность журнала обеспечивается не одним каким-либо фактором успеха, а их удачным сочетанием. Эти традиции следует продолжать и всемерно развивать.

Уважаемая редакция! Дорогие читатели!

Поздравляем вас с 15-летием журнала «Высшее образование в России». Позвольте пожелать редакционной коллегии не останавливаться на достигнутом, увеличивать информационную и аналитическую насыщенность и оперативность публикации материалов, открывать новые рубрики, новые грани реформ и новые имена, не терять задора и не сворачивать с избранного курса. Всем нам успехов в нашем общем деле!

Оглядываясь на прошлое инженерного образования...

Российское инженерное образование довольно долгое время считалось лучшим в мире. Оглядываясь назад, можно вспомнить, что еще в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже российское инженерное образование было отмечено премией как одно из лучших среди развитых стран. На слуху был даже специальный термин «русский метод подготовки инженеров». Бурное развитие промышленности в дореволюционной России лишний раз подтверждает тот факт, что инженерное образование того периода полностью соответствовало качественным требованиям подготовки инженеров. Стандартный объем преподаваемых фундаментальных и прикладных наук «умещался» в учебный план четырех -четырех с половиной лет. Оставшееся время посвящалось выполнению квалификационной работы - дипломному проекту, который в то время практически не отличался от реальных проектов, выполняемых в промышленности.

Но времена менялись. Можно сказать, что «золотой век» инженерной подготовки в странах авангарда промышленного развития длился не так уж долго. Тому «виной» - форсированные темпы роста научно-технического прогресса, многократное усложнение применяемой техники и технологий. Стремительно стало расти число инженерных специальностей. К тому же внутри каждой из них произошло разделение на проектировщиков, технологов и эксплуатационников. Сейчас уже кажется невероятным, но первый самолет братья Райт смогли создать вдвоем. А уже через какие-то 40 лет в создании самолета В-29 на фирме «Боинг» принимало участие только ин-женеров-проектировщиков более 400 человек. Технические системы усложнялись в геометрической прогрессии, новые проекты разрабатывались непомерно разрастающимися коллективами со все более сужающейся специализацией инженеров. С это-

го времени инженерное образование во всем мире начинает с большим трудом поспевать за быстроменяющимися требованиями промышленности, с запаздыванием организуется подготовка инженеров по новым специальностям.

Для России данная ситуация в 3050-х гг. прошлого века объективно усугублялась постреволюционной и послевоенной разрухой. Это были действительно тяжелые для страны времена. Но несмотря на это, развитию инженерного образования отдавался очевидный приоритет, приносящий реальные результаты. В 1928-1932 гг. были существенно укреплены связи высшей школы с промышленностью. Технические вузы стали передаваться в ведение соответствующих промышленных наркоматов, которые четко формировали заказ высшей школе и выделяли значительные средства для его выполнения. Результат не заставил себя долго ждать. Только за одну пятилетку технические вузы смогли удвоить инженерно-технический потенциал народного хозяйства: с 90 тыс. специалистов в 1928 г. до 184,5 тыс. - в 1932 г. Второй пик инженерного образования пришелся на 5060-е гг. В то время высшее инженерное образование в СССР вновь стали характеризовать как лучшее в мире.

Начиная с 70-х гг. высшее инженерное образование, так же как и промышленность, входит в период перманентного кризиса: промышленность более не заинтересована в материальной поддержке технических вузов, масштабы подготовки инженеров прекращают увеличиваться.

Однако вплоть до 80-х гг. ХХ в. наше инженерное образование в достаточной степени удовлетворяло количественные и качественные потребности промышленности. Двигаясь по инерции, техническим вузам еще хватало материально-технического потенциала, заложенного в предыдущие десятилетия.

К концу ХХ в. (на Западе эти явления были отмечены еще раньше) по мере усиления тенденций перехода к постиндустри-

альному обществу скорость технологического обновления в экономике достигла такой величины, что профессиональные знания стали устаревать еще до того, как выпускники успевали применить их на практике. Об этом, в частности, свидетельствует динамика «периода полураспада компетентности» - специальной единицы измерения, введенной в США и показывающей продолжительность времени с момента окончания вуза, когда новая научно-техническая информация вызывает уменьшение компетентности специалистов на 50%. Так вот, если у американских инженеров выпуска 1940 г. знания устаревали наполовину через 12 лет, 1960 г. - через 8-10 лет, 1970 г. - через 5 лет, то в последнее время этот срок, по всей видимости, исчисляется 2-3 годами, не более. Стало очевидным, что традиционная система профессионального образования перестала справляться со своими задачами, и работодатели вынуждены идти на все увеличивающиеся затраты, чтобы «доучивать» выпускников вузов уже на производстве.

В России дополнительной причиной, побудившей высшую школу искать новые модели подготовки специалистов, явился переход экономики от плановой системы на рыночные отношения. Одним из результатов этого процесса стало появление большого числа предприятий с частной формой собственности, которые живут не по утвержденному «сверху» пятилетнему плану, а ориентируются исключительно на потребности рынка. В тот же период, как мы помним, появилась масса частных вузов, которые стали обучать по специальностям, пользующимся спросом на рынке, в первую очередь у потребителей образовательных услуг. Сформировался рынок услуг, где вуз вступает в договорные отношения и с государством, и с муниципальными учреждениями, и с предприятиями-работодателями, и непосредственно со студентами.

В рыночной экономике коренным образом изменились требования сформировавшегося рынка труда к знаниям и умениям

специалистов: работник-исполнитель уступает место специалисту, обладающему рядом общих и специальных компетенций. Он должен не только знать свою специальность, но и уметь самостоятельно мыслить, иметь навык исследовательской работы, уметь использовать полученные знания при решении конкретных задач, анализировать, обобщать явления и ситуации, принимать креативные, нестандартные решения.

Для удовлетворения этих требований участники рынка труда (государство и работодатели) должны четко сформулировать профессиональные стандарты по видам экономической деятельности, а вузы и другие участники рынка образовательных услуг - готовить специалистов с учетом заявленных профессиональных стандартов. Пока же образовательный рынок и рынок труда в значительной степени рассогласованы: наблюдается отставание предложений образовательных услуг от потребностей рынка труда, плохо сопряжены сферы труда и образования с точки зрения структуры, т.е. соответствия классификации профессий и специальностей. Все это отражается и на состоянии образовательной системы, и на состоянии рынка труда, который при наличии огромного числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в нужных специалистах.

Целевая подготовка специалистов - основа выработки профессиональных компетенций

Для технических университетов одним из основных путей подготовки инженеров с учетом специфики конкретных предприятий является целевая подготовка специалистов. Многие ведущие вузы уже накопили определенный опыт в этой сфере, в частности наш Уральский государственный технический университет - УПИ. Без ложной скромности заметим, что более чем 30-летний опыт эффективного взаимодействия с предприятиями по целевой подго-

товке специалистов позволяет позиционировать УГТУ-УПИ как лидера в этой области. Отметим, что в этом учебном году наш вуз выпустит 200-тысячного инженера, и большинство наших выпускников начинали и начинают свою трудовую деятельность именно на промышленных предприятиях. Нормативной базой такой подготовки являются долговременные договора с крупными предприятиями и создание совместных с предприятиями специальных структурных подразделений вуза, филиалов кафедр.

Целевая подготовка специалистов позволяет предприятию, университету и студенту решать следующие задачи:

1) готовить для данного предприятия специалистов заданного качества, устанавливаемого не только государственными образовательными стандартами, но и дополнительными требованиями к уровню подготовки со стороны предприятия;

2) сокращать период адаптации молодого специалиста к условиям и содержанию профессиональной деятельности путем интегрирования части учебного процесса в текущую деятельность предприятия-заказчика. Период адаптации в этом случае совмещается (частично или полностью) с периодом изучения специальных дисциплин и дисциплин специализации программы, подготовки курсовых проектов и работы над дипломным проектом;

3) гарантировать трудоустройство молодых специалистов после завершения обучения на взаимосогласованных условиях профессиональной деятельности;

4) привлекать средства предприятий к развитию материально-технической базы вуза;

5) обеспечивать гибкое реагирование вуза на потребности предприятий в части формирования спектра специализаций подготовки и организации непрерывного по-стуниверситетского образования;

6) предоставлять возможность предприятиям влиять на содержание программ высшего профессионального образования и пр.

Управление учебным процессом целевой подготовки специалистов в корне отличается от ранее принятых принципов, ориентированных на «поточную» массовую систему обучения, поскольку подразумевает разработку и осуществление индивидуальных образовательных траекторий. Переход на принципы целевой подготовки требует существенных изменений в организации учебного процесса и управления в университете, серьезных финансовых, временных затрат, «перенастройки» всего процесса обучения и взаимодействия с внешней средой, усиления общественного контроля за качеством подготовки.

Примеры целевой подготовки в нашем вузе

Сейчас наш университет совместно с Уральской горно-металлургической компанией реализует большой образовательный проект по целевой подготовке специалистов, получивший название инженерного специалитета. Разработаны «Положение о целевой подготовке», формы трехсторонних договоров, форма договора о проведении стажировок, индивидуальные учебные и рабочие планы, дневники практик, что позволило обеспечить организационно-методическое и информационное сопровождение целевой подготовки специалистов.

Краеугольным камнем этой программы является профессиональная практическая подготовка студентов, которая не ограничивается обычной традиционной производственной практикой, и дело здесь не только в длительности практики. Профессиональная практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью учебного процесса, основанной на личном участии студентов в производстве на предприятии, а также в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и проектно-конструкторской работе, осуществляемой на предприятии, кафедрах вуза и в совместных структурах (кафедрах, филиалах кафедр, лабораториях).

Профессиональная практическая под-

готовка превышает объем традиционных производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Если традиционно студенты проходят производственные практики после 3-го и 4-го курсов и преддипломную практику на 5-м курсе по 5-6 недель (всего 15-18 недель), то в рамках инженерного специалитета практики предусмотрены после каждого курса, начиная с ознакомительной практики на 1-м курсе - всего не менее 40 недель.

Учебный процесс организован так, что студент при освоении практической части дисциплин образовательной программы выполняет академические установочные задания, приобретая необходимые первичные навыки, а основную часть практической подготовки реализует в режиме реальной работы на производстве. При этом возможно сочетание самостоятельной работы и проектной деятельности в группе. Такая схема организации учебного процесса более эффективно (по сравнению с традиционной формой преобладающего поточного обучения в вузе) формирует профессиональную самостоятельность и ответственность обучающегося, позволяет молодому специалисту приступить к работе на предприятиях компании без весьма длительного - до года, а то и двух лет - адаптационного периода. В результате экономятся реальные деньги предприятия.

Другим интересным проектом является целевая подготовка специалистов для Верх-не-Салдинского металлургического производственного объединения. Как известно, руководство Свердловской области выдвинуло идею превращения ВСМПО-Ависма в особую экономическую зону, получившую амбициозное название «Титановая долина». А это означает создание в перспективе более 5 000 новых рабочих мест. На ряде совместных совещаний руководства ВСМПО и УПИ было принято решение об организации целевой подготовки специалистов металлургического профиля на базе филиала УГТУ-УПИ в г. Верхняя

Салда. В 2006 г.уже набраны две группы студентов из Верхне-Салдинского муниципального округа и соседних районов. По итогам расширенного совещания Министерства экономики и труда Свердловской области было решено увеличить набор студентов в следующем году в два с половиной раза.

Перспективным направлением является целевая подготовка специалистов высшей квалификации совместно с институтами РАН. В результате сотрудничества УГТУ-УПИ и Института металлургии УрО РАН организовано пять филиалов кафедр университета при Институте металлургии, создан Инновационно-технологический центр (ИТЦ) «Академический», выигран грант на развитие образовательного комплекса на основе Института металлургии и металлургического факультета УГТУ-УПИ. Цель - значительное повышение качества подготовки специалистов на основе использования ресурсной базы Академии наук и университета.

К сожалению, следует отметить, что нормативно-правовая база организации целевой подготовки является на данный момент весьма несовершенной. С одной стороны, вузы вынуждены действовать в рамках государственных образовательных стандартов (ГОС), с другой - действующее законодательство не определяет механизмы участия работодателей в бизнес-процессах высшего профессионального образования. В основном партнерская деятельность строится на системе прямых договоров университета с предприятиями, что сдерживает развитие массовых интеграционных процессов.

В настоящее время в комитетах Государственной думы рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования», который предусматривает право работодателей участвовать в подготовке

проектов федеральных законов и иных нормативных актов, касающихся подготовки профессиональных кадров, в формировании содержательной части образовательных программ, в оценке качества подготовки специалистов и т.д.

Проектные методы организации учебной работы как способ настройки организационных структур вуза на запросы рынка

Анализируя современные тенденции на рынке образовательных услуг, нетрудно заметить, что государство постепенно сокращает свою долю на нем, становясь не столько субъектом экономических отношений, сколько регулятором рынка. На первое место в качестве потребителей услуг выходят корпоративные и индивидуальные клиенты. При этом жесткость государственного регулирования должна ослабляться, давая вузам, работающим в инновационном поле, достаточно большую свободу по проектированию структуры и содержания образовательных программ. Как известно, определяющими в макетах ГОС третьего поколения становятся требования к профессиональным и базовым компетенциям выпускника, а не буквальное следование типовому учебному плану, как принято сегодня. Вузы, участвующие в эксперименте по внедрению системы зачетных единиц, проводимом Федеральным агентством по образованию, уже имеют достаточную свободу в изменении компонентов ГОС. Отметим, что УГТУ-УПИ является координатором вузов УрФО по реализации идей Болонского процесса.

Проблемой при этом становится создание в вузе такой организационной структуры, которая будет реализовывать механизм «онлайновой» адаптации учебного процесса вуза к меняющимся запросам рынка труда. По сути, речь идет о подстройке механизмов внутривузовско-го управления учебным процессом под систему внешнего маркетинга образовательных услуг.

В настоящее время общим направлением решения поставленной задачи является развитие университетов как учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), обеспечивающих непрерывный процесс подготовки специалистов и инновационной продукции для приоритетных отраслей промышленности региона. Именно в рамках такого комплекса должны создаваться организационные структуры, призванные реализовывать задачи проектирования и формирования образовательных программ по заказу предприятий.

Если в области профессиональной переподготовки и дополнительного образования уже наработаны способы решения подобных задач, то в области организации программ высшего профессионального образования подобный опыт в России пока более чем скромен.

Здесь существует два основных варианта совместной работы вузов и предприятий. В первом варианте реализация этих задач происходит непосредственно в стенах вуза путем выделения соответствующих структурных подразделений. Во втором варианте «центр тяжести» подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также разработки некоторых стратегических решений смещен непосредственно на предприятие, где и происходит основной образовательный процесс, - это путь формирования так называемых корпоративных университетов.

Пример формирования модели структурных подразделений

Данная модель в организационном плане является более «жесткой». Ярким примером ее реализации в УГТУ-УПИ является организация в структуре университета Строительного института. Он был организован по решению ученого совета вуза при активной поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области не так давно -в ноябре 2004 г. Целью его создания является не только осуществление многоуров-

невой подготовки специалистов разных строительных профессий и специальностей, но также организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящего и инженерно-технического персонала предприятий, организаций строительного и жилищно-коммунального комплекса. В состав института входят пока только два факультета (строительный и строительного материаловедения), но в дальнейшем предполагается вхождение в его структуру некоторых строительных колледжей и профессиональных училищ. В плане дальнейшего развития Строительного института намечается организация новых факультетов - экономики и управления строительством и ЖКХ, заочного и ускоренного обучения, повышения квалификации.

Пример формирования модели корпоративного университета

Данная модель организационно «гибче», но вместе с тем существенно сложнее в практической реализации. Создание подобных структур под силу только крупным компаниям и корпорациям, заинтересованность которых должна зиждиться, как правило, на решении масштабных инновационных задач, таких как модернизация производства, внедрение новых систем управления и т.п. В западном варианте такой модели в России сейчас насчитывается порядка 30 корпоративных университетов (Северсталь, «Сухой» и др.). Однако практически на каждом крупном предприятии имеются отдельные элементы корпоративного обучения. Как свидетельствует мировой опыт, формирование корпоративных университетов и даже отдельных элементов корпоративного обучения без активного вовлечения в этот процесс крупных вузов бесперспективно. Такие вузы должны иметь традиции и научные достижения, обладать достоинствами, столь необходимыми научно-образовательным центрам предприятий: интеллектуальным капиталом, преподавательским ресурсом, опытом

прикладных исследований, методическими наработками. Кроме того, подобные вузы должны располагать разветвленной сетью филиалов с развитой инфраструктурой, расположенных на территориях базирования отдельных производств компании, создающей корпоративный университет.

УГТУ-УПИ отвечает подобным установкам, поэтому не случайно уже не первый год с крупнейшими предприятиями региона ведутся переговоры о создании корпоративного университета. Но пока это все в проекте. В качестве реального примера тесного взаимодействия на принципах корпоративного обучения можно привести опыт многолетнего плодотворного сотрудничества кафедры систем управления энергетикой УГТУ-УПИ, компании «Свердлов-энерго» и консалтинговой фирмы «Урал-Эсон». Их совместная работа связана с выполнением консалтинговых проектов, с организацией системы непрерывного обучения персонала предприятия, целевых магистерских программ, адресной подготовки инженеров, управленцев, аспирантов и т.п. Отметим, что участие университета в этой деятельности является весьма продуктивным и для его коллектива. Вовлечение преподавателей в создание элементов корпоративного обучения обогащает их новыми методическими идеями, стимулирует к созданию инновационных педагогических технологий. Например, деловые игры позволяют преподавателям глубже вникнуть в реальные проблемы и специфику предприятия. Вузовские педагоги и научные работники начинают уделять большее внимание межпредметным связям, практическим вопросам, системному подходу, игровым методам освоения учебного материала. Студент, вовлеченный в решение конкретных задач предприятия, становится активным соучастником процесса обучения, приобретает навыки работы в команде и опыт решения корпоративных задач. В результате взаимодействия кафедры и предприятия, ориентированного на создание корпоративной модели обучения, в целом фор-

мируются элементы качественно новой системы обучения специалистов, которую можно охарактеризовать как «обучение в партнерстве с бизнесом», что в конечном счете позволяет повысить не только качество подготовки выпускников, но и конкурентоспособность вуза и предприятия.

В настоящее время российские предприятия еще только находятся на сложном этапе перехода к постиндустриальному производству. Они еще не формализовали свои новые бизнес-процессы, не сертифицировали отдельные операции внутри них и, соответственно, не регламентировали требования к кадровому обеспечению. По этой причине требования работодателей к одной и той же вакансии на разных предприятиях существенно отличаются. Владельцы

В. ПРИХОДЬКО, профессор, ректор З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)

феврале 2007 г. исполняется 15 лет научно-педагогическому журналу Министерства образования и науки РФ «Высшее образование в России».

Журнал начал издаваться в тот тяжелейший для отечественного образования период, когда сложившаяся экономическая ситуация разорвала традиционные связи между вузами, наукой и производством. В условиях фактической ликвидации внутренней мобильности преподавателей и сотрудников научных подразделений вузов деятельность журнала была целенаправленно ориентирована на сохранение и поддержку коммуникативной творческой мыследеятельности научно-педагогических коллективов вузов, рассредоточенных по громадной территории России. С самых первых шагов сво-

компаний предъявляют требования к персоналу, исходя из собственного представления о компетенции и квалификации сотрудника, вне зависимости от стандартных требований к определенной специальнос-ти.Предприятиям необходимо наконец классифицировать свою потребность в кадрах, основываясь на четко зафиксированных требованиях к квалификационным и компетентностным характеристикам работников.

Вузы в этой ситуации должны предложить адекватные вызовам времени и требованиям работодателей образовательные программы. И главным фактором в этих условиях будут как раз вновь созданные внутривузовские проектные структуры, направленные на управление изменениями в учебном процессе подготовки специалистов.

его становления и развития журнал стал центром консолидации творческих сил научно-педагогической общественности страны, концентратором инновационных идей и достижений ученых и педагогов, работающих в системе отечественных вузов.

Высшая школа России выжила и, оставив позади сложные годы преодоления, вошла в XXI век с обоснованным оптимизмом, опираясь на свои славные традиции, значительный интеллектуальный потенциал и новые достижения.

Получив широкое признание, к настоящему времени журнал «Высшее образование в России» стал настольным изданием для широкого круга читателей - руководителей вузов, преподавателей, аспирантов, студентов и многочисленных

Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.