Научная статья на тему 'К развитию теории формирования моделей, методов и алгоритмов планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах'

К развитию теории формирования моделей, методов и алгоритмов планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМЫ / ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / МОДЕЛИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ALGORITHMS / VERTICALLY-INTEGRATED STRUCTURE / MODELS / PLANNING / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Анатолий Викторович

Рассмотрены особенности формирования моделей, методов и алгоритмов планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах. Показаны направления развития теории в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of use of economic-mathematical modeling in management and scheduling of the vertically integrated structures

The peculiarities of models, methods and algorithms for planning and materials management in multi-tier, geographically distributed transportation and manufacturing systems. Show the direction of the development of theory in this area.

Текст научной работы на тему «К развитию теории формирования моделей, методов и алгоритмов планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах»

К развитию теории формирования моделей, методов и алгоритмов планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах

А. В. Воронин

Петрозаводский государственный университет

В последние годы в России активно происходят интеграционные процессы, связанные с укрупнением промышленного производства и созданием групп взаимосвязанных и взаимозависимых предприятий [1], [2], [3]. Одной из наиболее выраженных тенденций в добывающих и перерабатывающих отраслях является создание территориально-распределенных многоуровневых структур, осуществляющих полный цикл производства от заготовки сырья с его комплексным использованием, производством и расширением видов выпускаемой продукции до транспортировки его потребителям [3], [7], [8].

Интересны примеры интеграции промышленных предприятий в лесопромышленном, нефтегазовом, металлургическом, горнодобывающем и машиностроительном комплексах. Основные направления интеграции структур в этих отраслях - увязывание предприятий, входящих в единую технологическую систему, углубление переработки сырья и переделов, создание новых видов продукции и завоевание новых сегментов рынка, интеграция по сходству товарных позиций. Современные интегрированные структуры представляет собой сложные организационно-экономические, технические и технологические комплексы, предприятия которых могут быть удалены друг от друга на сотни и тысячи километров, а численность персонала варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек. В условиях территориальной удаленности предприятий значительно возрастает необходимость согласованных действий и оперативного принятия решений, повышения эффективности планирования и управления на уровне всего комплекса и отдельных предприятий.

Современные интегрированные структуры представляет собой сложные организационноэкономические, технические и технологические комплексы, предприятия которых могут быть удалены друг от друга на сотни и тысячи километров, а численность персонала варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек. В условиях территориальной удаленности предприятий значительно возрастает необходимость согласованных действий и оперативного принятия решений, повышения эффективности планирования и управления на уровне всего комплекса и отдельных предприятий [4], [5], [6].

Исследования показывают, что одно из центральных мест в управлении многоуровневых интегрированных структур занимают задачи планирования и управления материальнотранспортными потоками. Являясь очень важными и, в то же время, одними из наиболее сложных для решения, эти задачи способны обеспечить высокий экономический эффект, выявить "узкие" места и состояние производственной инфраструктуры, а также перспективы ее развития. Для их решения можно эффективно использовать математическое моделирование и методы оптимизации с применением информационных технологий. Поэтому разработка научных основ формализации и решения комплекса взаимосвязанных задач планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально-распределенных транспортно-производственных системах является весьма актуальной проблемой.

Следует отметить, что появление многоуровневых интегрированных структур в России привело к возникновению принципиально новой ситуации в решении задач планирования и управления работой предприятий. Распад централизованной плановой экономики и затем 10-летний период децентрализованного хозяйствования многих предприятий в условиях рынка привели к тому, что ранее разработанные математические модели и методы в новых условиях не могут быть

использованы для решения задач планирования и управления крупными региональными и межрегиональными многоуровневыми интегрированными структурами. Кроме этого, модернизация производства и использование современных технологий на промышленных предприятиях приводит к необходимости разработки новых математических моделей, а развитие вычислительной техники и программного обеспечения - делает возможным их реализацию. Указанные обстоятельства требуют разработки новых моделей и методов планирования и управления многоуровневых интегрированных структур.

Вышеизложенное определило постановку исследований в области экономико-математического моделирования процессов управления и планирования работы вертикально-интегрированных структур, при которых были решены следующие основные задачи [3], [4], [5]:

- обоснования необходимости решения комплекса взаимосвязанных задач планирования и управления материальными потоками в многоуровневых транспортно-производственных системах;

- описания типовой структуры материальных потоков в многоуровневых интегрированных структурах;

- формирования и исследования класса математических моделей для решения задач планирования и управления материальными потоками, названного классом многоэтапных транспортно-производственных задач (МТПЗ);

- разработки МТПЗ для задачи планирования группы основных производств, соответствующей системе управления производственным процессом верхнего уровня и включающей основные фазы производства - от получения сырья, получения переделов и изготовления различных видов конечной продукции до ее доставки потребителю;

- разработки математических моделей для планирования и управления материальными потоками для основных и вспомогательных производств на различных уровнях иерархии, включая задачи выбора технологий, транспортировки и переработки, развития производственной базы и инфраструктуры, распределения ресурсов и управления основными производствами, планирования и управления сбытом продукции, материального обеспечения, планирования и управления ремонтно-восстановительными потоками;

- разработки рекомендаций по использованию предложенных моделей в организации планирования и управления многоуровневых интегрированных структур, созданию систем поддержки принятия решений на их основе.

Теоретической и методологической основой исследования многоуровневых территориально-распределенных транспортно-производственных систем, материально-транспортных потоков являются методы теории организационных структур, системного анализа, современные стандарты и методы управления производственными процессами и системами.

Исследование производственных процессов, построение математических моделей управления производством и разработка алгоритмов решения соответствующих оптимизационных задач проводятся с использованием методов математического программирования, оптимизации и исследования операций, теории алгоритмов и структур данных.

Для построения автоматизированных систем управления производством и систем поддержки принятия решений использовались современные технологии проектирования информационных систем, методы структурного и объектно-ориентированного программирования, проектирования структур баз данных.

На основании выполненных исследований [4], [5] и др.:

- проведен системный анализ предметной области и выполнено формальное описание проблемы комплексного планирования и управления транспортно-производственных систем, обоснована необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач планирования и управления материальными потоками в многоуровневых системах;

- сформулирована постановка многоэтапной транспортно-производственной задачи для решения задач планирования и управления материальными потоками;

- установлены условия существования решения МТПЗ, выявлены особенности математической модели, разработан точный метод решения линейного варианта МТПЗ,

основанный на блочной структуре связей между ограничениями с использованием схем двойственной декомпозиции;

- предложен алгоритм поиска субоптимального решения для решения МТПЗ большой размерности, исследован вопрос сходимости алгоритма, установлены оценки точности полученного приближенного решения и критерия завершения работы алгоритма;

- выполнена постановка МТПЗ для задачи планирования группы основных производств, соответствующей системе управления производственным процессом верхнего уровня и включающей основные фазы производства многоуровневых интегрированных структур.

- разработаны математические модели для планирования и управления материальными потоками для основных и вспомогательных производств на различных уровнях иерархии многоуровневых интегрированных структур.

Возможными направлениями дальнейших исследований по разработке и использованию МТПЗ с целью повышения эффективности планирования и управления в многоуровневых интегрированных структурах являются:

1. Теоретические исследования в направлении моделирования и решения МТПЗ:

- разработка моделей для задачи оптимального расходования ресурсов многоуровневых интегрированных структур для важнейших типов ресурсов, включая пар, тепловую и электрическую энергию, транспорт и некоторые переделы;

- разработка моделей, которые обеспечивают учет факторов случайности и неопределенности;

- создание новых методов оценки точности приближенного решения задач, прежде всего — задач дискретной оптимизации;

- разработка более эффективных математических методов точного и приближенного решения дискретных задач условной оптимизации, соответствующих производственным и транспортным модулям МТПЗ.

2. Совершенствование программного обеспечения систем поддержки планирования и управления на основе МТПЗ:

- разработка стандартных библиотек для различных типовых модулей производственных подзадач (распределения ресурсов, раскроев, балансовых оптимизационных моделей и пр.), использование которых упрощает проектирование, разработку и внедрение МТПЗ;

- создание гибкой программной среды (оболочки), которое позволит унифицировать методы решения МТПЗ для различных наборов модулей производственных и транспортных задач.

3. Разработка и реализация организационно-методических мероприятий по подготовке к внедрению систем планирования и управления в многоуровневых интегрированных структурах на основе, комплексов математических моделей, алгоритмов и программ, новых информационных технологий:

- создание отраслевых методик разработки, внедрения и эксплуатации подсистем управления многоуровневых интегрированных структур на основе МТПЗ;

- подготовка предприятий многоуровневых интегрированных структур к использованию сложных комплексов моделей, прежде всего, с точки зрения разработки интегрированной информационной системы многоуровневых интегрированных структур и его предприятий;

- повышение квалификации инженерно-технических кадров и управленческого персонала предприятий и управляющих компаний в области использования математических методов и программных систем для повышения эффективности управления предприятиями.

Список литературы

1. Булатов А. Ф. Трансформации корпоративных структур / А. Ф. Булатов, И. Р. Шегельман. -Архангельск: Изд. Дом «Юпитер». - 208 с.

2. Воронин А. В. Интегрированные структуры в лесной промышленности / Воронин А. В., Шегельман И. Р. - СПб.: СПбГЛТА, 2003. - 160 с.

3. Воронин А. В. Лесопромышленная интеграция: теория и практика / Воронин А. В., Шегельман И. Р. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. - 464 с.

4. Воронин А. В. Модели, методы и алгоритмы комплексного планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортнопроизводственных системах: Дис. ... док. техн. наук. 05.13.01. — СПб, 2005. - 313 с.

5. Воронин А. В. Опыт формирования моделей, методов и алгоритмов комплексного

планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах / А. В. Воронин // Инженерный вестник Дона [Электронный журнал]. - 2G!2. - № 2. URL:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/818/

6. Теория и практика принятия оптимальных решений для предприятий лесопромышленного комплекса/ А. В. Воронин, В. А. Кузнецов, И. Р. Шегельман, Л. В. Щеголева. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - Ш.

7. Шегельман И. Р. Особенности процессов отраслевой интеграции в системе лесной промышленности регионов России/ Регионализация и глобализация: общественные процессы в России и на Европейском Севере России в XX-XXI веках / И. Р. Шегельман, М. Н. Рудаков, А. М. Корниенко. - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2GG7. - С. 285-299 c.

В. Шегельман И. Р. Формирование лесопромышленных корпораций в эпоху глобализации экономики / И. Р. Шегельман, М. Н. Рудаков, Корниенко А. М. // Вестник Поморского университета (серия «Гуманитарные и социальные науки»). - 2GG6. - № 5. - С. 380-З84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.