Научная статья на тему 'К разработке стратегия глобальной продовольственной безопасности: принципы партнерства стран и цивилизаций'

К разработке стратегия глобальной продовольственной безопасности: принципы партнерства стран и цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К разработке стратегия глобальной продовольственной безопасности: принципы партнерства стран и цивилизаций»

Таблица 1 - Потребление продуктов питания _________на душу населения, кг/год_____

Продукты питания США Герма- ния РФ Нор- ма

- мясо и мясопродукты, включая субпродукты 120 86 61 81

- молоко и молокопро-дукты 273 444 243 392

- хлеб и хлебопродукты 91 86 120 110

В целом по России средняя продолжительность жизни по-прежнему остается самой низкой среди европейских стран. Среди основных причин раннего ухода из жизни называют неблагополучную экологическую обстановку и связанные с этим заболевания, стрессы и -неполноценное питание. По мнению американских ученых, 70% всех хронических заболеваний можно предотвратить изменениями в образе питания. Так, употребление 225 грамм рыбы в неделю снижает риск инсульта в половину, увеличение потребления фруктов, овощей, клетчатки на 20% меняет чувствительность крови к инсулину, что способствует снижению риска диабета. Однако большинству жителей нашей страны даже основные виды продовольствия становятся менее доступными из-за недостаточного их предложения и высоких цен. Потребление основных продуктов питания населения России так же несопоставимо с аналогичными показателями экономически развитых стран. Потребление мясных и молочных продуктов составляет 60-75% от необходимой нормы, и лишь по хлебу и хлебобулочным изделиям превышает норму, что не является положительной характеристикой рациона питания россиян.

Показатели потребления основных продуктов питания на душу населения могут служить дополнительными характеристиками уровня жизни. Как и в целом по РФ, в Уральском ФО эти показатели не достигают нормы, что указывает на несбалансированность питания жителей региона, и косвенным образом отрицательно влияют на состояние здоровья

и численности населения. Потребление мясных и молочных продуктов не только не сопоставимо с рекомендуемыми медицинскими нормами, но и не достигает средне-российского уровня.

Особенно удручающе складывается ситуация в Курганской области - наиболее пригодным для развития сельского хозяйства регионом промышленно развитого Уральского ФО, а так же в Тюменской области.

Если сельские жители способны обеспечить себя основными продуктами питания за счет личного приусадебного хозяйства и при крайне низких денежных доходах, то городские жители, даже при более высоких доходах не имеют такой возможности. Поскольку размер средней номинальной заработной платы в Уральском регионе в 2006-2008 гг. составляет 18066 (14306-21826) руб., житель Уральского ФО, ежемесячно расходующий до 40% доходов на питание, обеспечивает себя продовольствием лишь на 40-60%.

Кроме недостаточных доходов большинства населения, проблемой так же являются низкие объемы производства сельскохозяйственной продукции в регионе. Обеспеченность населения Свердловской области за счет внутреннего производства по ряду продуктов не достигает и половины необходимого объема. Уральский ФО, в силу своих природноклиматических условий, не имеет возможности обеспечивать себя продовольствием. Так, по данным 2006-2008 гг., в Свердловской области производится: мясопродуктов - 25% (в 2000 г. - 55%), молока и молочных продуктов 37% (в 2000 г. - 68%), хлеба и хлебобулочных изделий - 38% от потребности. Многие виды продуктов (соль, сахар, чай, детское питание, фрукты и т.д.) полностью завозятся из других регионов страны или импортируются.

Следовательно, улучшение качества жизни путем повышения доходов населения в форме заработной платы следует считать приоритетным направлением государственной региональной политики Уральского ФО.

1.3. Международные системы регулирования, достижения и поддержания продовольственной безопасности в регионах мира

К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРИНЦИПЫ ПАРТНЕРСТВА СТРАН И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Э.Н. Крылатых, д.э.н., проф. акад. РАСХН, зав. каф. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, С.Н. Строков, к.э.н. советник Посольства Российской Федерации в Канаде

Вводные замечания. Последние три года авторы данного доклада участвовали в большом международном проекте Глобальный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года. В рамках этого проекта мы подготовили аналитические и прогнозные материалы: по развитию мирового и российского сельского хозяйства; по обеспечению продовольственной безопасности; по инновационным прорывам и решению социальных и экологических проблем села.

В 2012 г. в Бразилии состоится Конференция ООН по устойчивому развитию РИО+20, для которой подготовлен доклад «Долгосрочная стратегия глобального устойчивого развития на базе партнерства цивилизаций» (под ред. проф. Ю.В. Яковца). В этом докладе представлен наш раздел по агропродовольственному сектору. Ре-

зультаты данного исследования могут представить интерес для участников Никоновских чтений, которые обсуждают проблемы глобализации и развития российского сельского хозяйства.

1. Угрозы устойчивого продовольственного обеспечения населения мира. Мировое сельское хозяйство находится в состоянии крайне опасной дифференциации уровней его развития в цивилизациях и регионах. В развитых странах произошел переход к пятому технологическому укладу, в беднейших странах - примитивное производство с преобладанием ручного труда. Возрастает зависимость от продовольственного импорта густона-

селенных регионов мира, неспособных повысить уровень продовольственного самообеспечения из-за ограниченности природных ресурсов.

Угроза мирового агропродовольственного кризиса возросла в последние годы. Его признаком является нарастание масштабов голода в африканской и других цивилизациях.

По данным ФАО, около 1 млрд человек потребляют продовольствие в количестве, менее 1700 ккал в день. Еще два млрд. человек ведут полуголодное существование. Следовательно, нарастающий продовольственный кризис уже затронул каждого второго жителя Земли.

Прогнозируемый рост численности населения до 9 млрд человек к 2050 г. обострит проблемы продовольственного обеспечения, если не будут приняты радикальные меры для повышения технологического уровня производства. Технологический прогресс способен существенно повысить уровень использования дефицитных ресурсов, прежде всего сельскохозяйственных угодий и водных ресурсов.

2. Возможно ли обеспечение глобальной продовольственной безопасности?

Цивилизационные различия формируют сложную картину продовольственного состояния стран и регионов. Действуют факторы усиления кризиса в мире, если возникают острые национальные или региональные проблемы с продовольственным снабжением населения. Вместе с тем есть и компенсаторные механизмы снижения угроз мирового продовольственного кризиса благодаря резервам продовольствия и регулированию мировой торговли, объемов экспорта-импорта, мерам аграрной политики.

Глобализация экономики со всеми ее противоречиям и перекосами обладает потенциалом для позитивного воздействия на продовольственное положение. Партнерство цивилизаций может предотвратить всемирный продовольственный кризис и его самую страшную форму - массовый голод с многомиллионными человеческими жертвами. В перспективе может быть создан механизм обеспечения продовольственной безопасности для всего населения земного шара.

Глобальная продовольственная безопасность, несомненно, становится фундаментальной частью долгосрочной стратегии устойчивого развития на базе партнерства цивилизаций. По существу решение проблемы полноценного питания населения определяет перспективы жизни Человека на планете Земля.

До последнего времени основное внимание уделялось достижению продовольственной безопасности в масштабах отдельного государства, союза государств или регионов. В XXI в. этого явно недостаточно. Рыночные каналы движения продовольствия между цивилизациями и государствами оказывают определенное воздействие на выравнивание продовольственного обеспечения. В критических ситуациях помогает международная помощь голодающему населению отдельных стран. Но пока мировое сообщество не выработало адекватной стратегии обеспечения глобальной продовольственной безопасности.

По нашему мнению, такая стратегия должна базироваться на развитии двух взаимосвязанных структур:

- инновационного прорыва и распространения новшеств: селекционно-генетических разработок, технико-технологические достижений, ресурсосберегающих и экологичных производств в АПК;

- регулирования мировой агропродоволь-ственной системы для обеспечения глобальной продовольственной безопасности на основе партнерства цивилизаций и стран.

Проблема обеспечения глобальной продовольственной безопасности имеет несколько компонент. Это - формирование объемов и структуры продовольственных ресурсов с точки зрения долгосрочного соотношения спроса и предложения на основные виды сельскохозяйственной продукции. Однако текущий продовольственный кризис показал, что необходимо разработать новые компоненты функционирования мировой продовольственной торговли для того, чтобы избежать или существенной снизить влияние локальных спадов в производстве на глобальный рынок сельскохозяйственной продукции.

3. Институциональные предпосылки для разработки стратегии глобальной продовольственной безопасности. В последнее время решению этой проблемы уделяется серьезное внимание как на национальном уровне (каждой страной в отдельности), так и на международном. В 2009 г. в рамках двух международных форумов (Всемирный Зерновой Форум, С.-Петербург, 7-8 июня 2009 г. и Глобальный форум ОЭСР по сельскому хозяйству, Париж, 29-30 июня 2009 г.) обсуждались различные подходы к формированию системы мирового производства и торговли сельскохозяйственной продукции, обеспечивающие более высокий уровень глобальной продовольственной безопасности. С учетом высказанных предложений на этих форумах, с нашей точки зрения, необходимо провести существенную трансформацию глобальной агропродо-вольственной стратегии. Предлагаются, по меньшей мере, три направления такой трансформации.

4. Первое направление - формирование «производственных резервов» в странах - нетто экспортерах сельхозпродукции и «товарных резервов» в странах - нетто импортерах продовольствии. Второе направление - создание системы, гарантирующей исполнение международных контрактов на поставку продовольствия в условиях кризиса.

Третье направление - создание системы для поддержания импорта продовольствия в страны, которые являются нетто импортерами, отличаются особо низкими доходами населения в условиях кризиса.

В рамках первого направления страны - нетто экспортеры сельхозпродукции формируют специальные «производственные резервы, которые могут быть введены в действие при возникновении угрозы дефицита определенных видов продовольствия на мировых рынках. Одной из форм «производственного резерва» является выведение из оборота сельскохозяйственных угодий и поддержание их в такой форме, которая позволяет быстро (в течение 6-10 месяцев) вернуть их в производственную форму и получить продукцию, необходимую для покрытия временного дефицита сельхозпродукции на мировых рынках. В настоящее время такую политику уже проводят США, Канада и страны Европейского Союза, где определенная часть площади сельскохозяйственных угодий выведена из оборота в связи с перепроизводством сельскохозяйственной продукции. Например, в США в рамках Программы консервации земель из сельхозпроизводства выведено около 15 млн га пашни и пастбищ. Они поддерживаются в таком состоянии, что могут быть использованы в будущем для производства сельскохозяйственной продукции. При формировании такой системы спад производства определенных видов продукции в одних регионах мира, можно будет компенсировать расширением ее производства в других регионах.

Предварительные оценки показывают, что для обеспечения стабильности мировых рынков

зерна страны-экспортеры могли бы выделить в «мировой производственный резерв» (МПР) около 5 млн га пашни, которые позволят при возникновении кризиса производить дополнительно более 10 млн т зерна (включая рис).

Одновременно страны-импортеры с участием международных организаций и коммерческих компаний, которые торгуют зерном на мировых рынках, создают дополнительные элеваторные мощности по хранению зерна (примерно на 10 млн т), которые будут рассматриваться как часть глобальной системы обеспечения продовольственной безопасности (под условным названием «мировой стратегических резерв зерна», МСРЗ). Оперативное управление этими стратегическими запасам можно возложить на ФАО и Всемирную продовольственную программу.

Часть элеваторов системы МСРЗ (около 30%) можно построить на территории стран экспортеров, для обеспечения оперативного доставки зерна в те регионы, где формируется дефицит.

В будущем эта система может действовать по следующей схеме. В случае возникновения дефицита зерна, по решению ФАО зерно из МСРЗ доставляется в соответствующие страны. Одновременно, принимаются решения об использовании посевных площадей, находящихся в «производственном резерве». В дальнейшем, полученный с этих земель урожай в первую очередь поступает на восполнение МСРЗ и, в случае сохранения дефицита, непосредственно для международной торговли в текущем году. Такая схема позволяет постоянно поддерживать МСРЗ на необходимом уровне и избежать ситуации отрицательного влияния дополнительно произведенного зерна с земель МПР на конъюнктуру мирового рынка.

5. Вторым направлением стратегии обеспечения глобальной продовольственной безопасности (в частности в сфере мировой торговли зерном), может стать создание Международного зернового клирингового агентства (МзКА) (International Grain Clearing Agency, IGCA). Основной целью такого агентства будет обеспечение гарантий по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным контрактам между странами и частными компаниями. При заключении контрактов участвующие стороны (продавец и покупатель) будут переводить небольшую сумму для получения гарантий (например, 5% от суммы контракта). Для того чтобы обеспечить физическое выполнение контрактов, МЗКА будет инвестировать полученные гарантийные платежи в создание специальных резервов зерна. Одной из форм создания таких запасов будет участие МЗКА в организации «мировых стратегических резервов зерна».

6. Третьим направлением является создание Международной компании по финансированию импорта продовольствия, МАФИИ (FoodImport Financing Company, FIFO). Основной задачей этой организацией будет предоставление финансовых ресурсов странам с низкими доходами населения для обеспечения стабильного ввоза необходимых сельскохозяйственных продуктов. В условиях кризиса, когда у правительств и коммерческих структур этих стран могут возникнуть проблемы с оплатой импортных поставок, МАФИП будет выступать в качестве посредника между финансовыми организациями стран- экспортеров и финансовыми организациями стран-импортеров. В создании такой организации и формировании ее финансовых фондов должны принимать участие как страны-экспортеры и страны-импортеры, так и международные финансовые организации.

В результате скоординированной работы по всем трем направлением создается глобальная система, обеспечивающая новый уровень стабильности мировых сельскохозяйственных рынков. Данная система в сочетании со стратегией инновационного прорыва и распространения инноваций станет гарантией глобальной продовольственной безопасности XXI в.

7. Есть основания предположить, что в будущем сохранится тренд увеличения потребления продовольствия на душу населения. Однако темпы этого роста будут замедляться. Если за период в 30 лет (с 1970 по 2000 гг.) общее потребление продуктов питания в мире в энергетическом эквиваленте выросло с 2411 ккал (килокалорий на одного человека в год) до 2789 ккал (рост 16% или 0.48% в год), то на период с 2000 по 2030 гг. прогнозируется повышение до 2950 ккал (рост за 30 лет - 9% или 0.28% в год), а к 2050 г. —з130 ккал (рост за 20 лет -3% или 0,15% в год). При этом в прогнозный период до 2050 г. развивающиеся страны будут увеличивать потребление в 5-6 раз быстрее, чем развитые (индустриальные) страны. Благодаря такой динамике будет сокращаться разница в уровне потребления продовольствия между различными цивилизациями, что должно стать основанием для более гармоничного и социально-стабильного развития.

В полном докладе на конференции будут представлены результаты прогнозных расчетов сельскохозяйственного производств основных видов продукции на период до 2030 г. в разрезе цивилизаций, отдельных стран и России с оценкой возможностей повышения уровня глобальной продовольственной безопасности, а также стратегических рисков, которые могут препятствовать этому процессу.

1.4. Вклад российских ученых в исследования процессов глобализации агропродовольственной экономики и продовольственной безопасности

ТЕНДЕНЦИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ РОССИИ (теоретическая разработка) В.Б. Самсонов, д.филос.н., ведущий науч. сотр. Институт аграрных проблем РАН

Актуальность темы. Современная тенденция глобализации сельской России под воздействием текущего в мире финансово-экономического кризиса определённо приобрела глокальный (глобально-локальный) характер. Эта тенденция охватила все территориально-региональные уровни агроэко-номической интеграции от международного и надго-

сударственного масштаба мировой деревни до муниципального уровня местного самоуправления.

Обоснованность постановки задач. Тенденция глобализации сельской России и других страновых компонентов мировой деревни весьма противоречива и неоднозначна. Отсюда происходят внешние риски вступления России во Всемирную торговую организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.