Научная статья на тему 'К распространению и численности дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis'

К распространению и численности дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
77
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Леонович В. В., Николаевский Л. А.

Второе издание. Первая публикация в 1976 г. Леонович В.В., Николаевский Л.А. 1976. К распространению и численности дальневосточного кроншнепа // Тр. Окского заповедника 13: 153-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К распространению и численности дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 531: 2155-2158

К распространению и численности дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis

В. В. Леонович, Л. А. Николаевский

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Материалы, касающиеся распространения, численности и биологии дальневосточного кроншнепа Numenius madagascariensis, были собраны нами в 1958, 1960, 1964 и 1971 годах. В мае-июне 1958 года обследовались районы озера Тальми на крайнем юге Приморского края, заповедник «Кедровая Падь» и нижнее течение реки Иман. В 1964 году полевые работы проводились также в мае-июне в окрестностях города Вяземский (Хабаровский край) и на озере Ханка, а в 1960 и 1971 - в Амурской области в районе Новокиевского Увала — Маргаритовки и по реке Ульме, причём в 1960 году в течение всего весеннего периода, а в 1971 — с 11 мая и по начало июня.

На юге Приморского края в 1958 году дальневосточный кроншнеп наблюдался нами только один раз, 26 мая; при этом птица явно была бродячей. В районе заповедника «Кедровая Падь» кроншнепы вообще ни разу не были встречены, и только по нижнему течению Имана, у сёл Гончаровка, Гоголевка и Вербовка, они были найдены в качестве гнездящегося вида. Птицы придерживались здесь кочкарников и болотистых лугов, часто в местах выпаса крупного рогатого скота. 5 июня 1958, судя по поведению, у встреченной пары были уже пуховички. По данным Е.П.Спангенберга (1965), неоднократно исследовавшего этот район, численность дальневосточных кроншнепов по Иману заметно сократилась. Так, в 1964 году их стало, по крайней мере, вдвое меньше, чем в 1938, а в 1958 году отдельные пары можно было встретить лишь в нескольких километрах друг от друга.

В 1964 году во время работы на озере Ханка мы наблюдали дальневосточных кроншнепов по восточному побережью озера на участке между селением Сантахеза и истоком реки Сунгача в период между 8 мая и 12 июня. Здесь этот вид не представлял редкости, хотя заселение им Приханкайской низменности носило далеко не равномерный характер. Существенно, что птицы практически не встречались как в полосе обработанных полей, так и по нетронутым вейниковым болотам и луговым сенокосным угодьям. Как правило, кроншнепов можно было

* Леонович В. В., Николаевский Л. А. 1976. К распространению и численности дальневосточного кроншнепа // Тр. Окского заповедника 13: 153-157.

встретить на участках выпаса скота, где местами они держались по нескольку пар недалеко друг от друга. Последнее, видимо, обусловлено только благоприятными трофическими условиями, возникающими на пастбище.

У пары, встреченной 14 мая 1964, судя по поведению, были уже птенцы, так как на другой день кроншнепы беспокоились довольно далеко от участка, где они были встречены накануне. Беспокоящиеся и отводящие птицы наблюдались нами и позднее, вплоть до 12 июня 1964 - дня отъезда из этого района. Одновременно, с 16 мая, нам постоянно встречались небольшие стайки, от 3 до 10 особей, определённо негнездовых кроншнепов. Подобная же картина отмечена и Е.П.Спан-генбергом (1965) на Имане. 26 мая 1964 мы наблюдали три косяка по нескольку десятков птиц в каждом, пролетевших в северном направлении. Образовались ли это табунки и стаи за счёт неполовозрелой части популяции или из птиц, потерявших свои кладки и выводки, нам осталось неясным, так как отстрела дальневосточных кроншнепов мы не производили. Скорее всего, здесь имело место и то и другое. Во всяком случае, благодаря пристрастию кроншнепов в этих местах к пастбищам, многие кладки могли быть вытоптаны скотом.

На западном побережье озера Ханка, в окрестностях Камня-Рыболова, а также в окрестностях Вяземского (село Венюково) мы кроншнепов не наблюдали, так как в этих местах болотистые кочкарники и мокрые луга как ландшафтные элементы отсутствуют.

Характер распространения описываемого вида в Амурской области имеет во многом уже другой характер. На значительной площади полей, сенокосных угодий и пастбищ Мазановского района дальневосточные кроншнепы определённо плохо мирятся с деятельностью человека, и хотя за период с 11 мая по 12 июня 1971 нам довольно часто приходилось видеть пролетавших птиц, найти гнездящуюся пару так и не удалось. Вместе с этим на нетронутых болотах у Маргаритовки по соседству с деревней в 1960 году постоянно можно было слышать и видеть несколько пар этого вида.

Настоящее же царство дальневосточных кроншнепов мы нашли в местах, ещё весьма слабо освоенных человеком или остающихся совершенно девственными, в окрестностях посёлка Ульма и по болотистым лугам вверх по течению реки того же названия. Особенно благоприятными для птиц оказываются открытые участки с сенокосными угодьями, не посещаемые людьми в весенние месяцы. При этом птицы заселяют как сравнительно сухие, так и частично залитые водой болота, где кроншнепы особенно охотно кормятся. Заметна тяга птиц и к мохово-лишайниковым болотам с голубикой, имеющим определённо северный характер. Не избегают эти птицы и выжженных пространств, особенно, если на них сохраняются пятна, не тронутые огнём. Во всех

таких местах на протяжении многих километров дальневосточные кроншнепы не исчезают из поля зрения или слуха, а на отдельных участках их можно наблюдать в количестве трёх и даже четырёх пар одновременно.

Гнездо с 4 свежими яйцами было найдено нами 30 мая 1960 на сенокосном лугу с редкими кочками, по которому, очевидно осенью, прошёл пал. Яйца лежали на участке, обойдённом огнём, в гнезде со сравнительно толстой подстилкой из сухих стеблей и травы диаметром 26 и глубиной 9 см. Вес яиц, г: 74.15, 77.45, 78.97 и 80.81. Размеры яиц, мм: 69.9x46.3, 69.8x47.8, 71.2x47.2 и 71.3x48.0.

Птица снялась с гнезда на расстоянии около 40 м, после чего с криком поднялась и вторая. Оба родителя не переставали летать и кричать, пока продолжались поиски гнезда и фотографирование. Можно полагать, что найденная кладка была повторной, так как в тот же день на другом участке мы встретили пару, явно отводившую от пуховичков. Во всяком случае, на другой день птица проявляла крайнее беспокойство уже в 200-300 м от места, где они наблюдались накануне. Пары с подобным же поведением попадались нам и в последующие дни. Надо также заметить, что 31 мая было найдено гнездо чибиса Vanellus vanellus с 4 яйцами, из которых одно уже было проклюнуто. Пустые скорлупки из другого гнезда чибиса были выброшены птицами 2 июня. Поскольку чибисы и кроншнепы гнездятся в близкие сроки, по-видимому, у основной массы кроншнепов к началу июня уже были выводки. По данным Л.М.Шульпина (1936) и Е.П.Спангенберга (1940), в Южном Приморье начало откладывания яиц приходится на последние числа апреля - первую декаду мая. Вместе с этим, 26 июня на залитом водой лугу нами наблюдалось 12 кормящихся дальневосточных кроншнепов. Скорее всего, это были потерявшие кладки птицы, так как в общей стае они продолжали держаться парами.

По сторожкости и ряду других повадок дальневосточные кроншнепы очень близки к большим кроншнепам Numenius arquata. Голоса обоих видов также мало отличаются.

Обилие следов лисиц Vulpes vulpes и енотовидных собак Nyctereutes procyonoides в тех местах, где кроншнепов особенно много, заставляет предполагать, что многие кладки становятся добычей хищников.

За всё время наших полевых работ нам ни разу не приходилось видеть, чтобы дальневосточные кроншнепы гоняли чёрных ворон Cor-vus corone orientalis или пегих луней Circus melanoleucos, хотя Спан-генберг (1965) на Имане это наблюдал. Именно эта особенность, столь отличающая дальневосточных кроншнепов от больших, весьма затрудняет определение гнездового участка и отыскивание самого гнезда.

Что касается зонально-ландшафтной характеристики, то, как это отмечается другими авторами (Гладков 1951), N. madagascariensis

определённо не гнездятся в условиях степи или сухих полей и предпочитают болотистые ландшафты, о которых мы упоминали выше. В Приморском крае, где освоение земель под пахоту и выпас скота начались уже с начала ХХ века, дальневосточные кроншнепы до некоторой степени свыклись с присутствием человека и во всяком случае имеют тенденцию концентрироваться на местах пастбищ. В Амурской области, где распашки и осушение болот начались лишь во второй половине ХХ века, кроншнепы плохо уживаются с человеком и остаются верными первичным, нетронутым ландшафтам. Как показывают наши наблюдения и материалы, опубликованные другими исследователями, неизменённые, ещё не освоенные человеком районы Амурской области, какими являются окрестности Ульмы, нужно считать местами наибольшей численности дальневосточного кроншнепа. Нам представляется, что дело сохранения первичных ландшафтов в этом районе — актуальная и не терпящая отлагательства задача.

Литература

Гладков Н.А. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372. Спангенберг Е.П. 1940. Наблюдения над распространением и биологией птиц в

низовьях реки Имана // Тр. Моск. зоопарка 1: 77-136. Спангенберг Е.П. 1965. Птицы бассейна реки Имана // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 9: 98-202.

Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 531: 2158-2159

Залёты чёрной кряквы

Anas poecilorhyncha на Камчатку

Н. Н. Герасимов

Второе издание. Первая публикация в 1974*

Чёрная, или желтоносая кряква Anas poecilorhyncha до последнего времени на Камчатке не наблюдалась. 12 октября 1968 в дельте реки Авачи (юго-восточное побережье Камчатки) нами был добыт взрослый самец желтоносой кряквы, в одиночку кормившийся около берега. В его пищеводе и желудке найдены молодые побеги хвоща Equisetum

* Герасимов Н. Н. 1964. Залёты чёрной кряквы на Камчатку // Орнитология 11: 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.