Научная статья на тему 'К раскрытию концепта Север по рассказу Фарли Моуэта «Люди оленьего края» - образ Северянина'

К раскрытию концепта Север по рассказу Фарли Моуэта «Люди оленьего края» - образ Северянина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СЕВЕР / СЕВЕРЯНИН / CONCEPT / NORTH / NORTHERNER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирова Д. Ф.

Рассматривается описание концепта СЕВЕР посредством жителей данной территории Эскимосов, их отношения как внутри семьи, так и всего коллектива. Текстуальный анализ помогает создать схему приоритетов, материальные и духовные ценности и раскрывает некоторые индивидуальные особенности коренных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on the describing the concept NORTH through its citizens people of the Barrens (Eskimos). The emphasis in article is on the relationship between people in the families as well as in the community itself. The texual analysis helps to create the scheme of priorities, the material and the spiritual values and reveal some individual characteristics of the inhabitants.

Текст научной работы на тему «К раскрытию концепта Север по рассказу Фарли Моуэта «Люди оленьего края» - образ Северянина»

Д. Ф. Закирова

К РАСКРЫТИЮ КОНЦЕПТА СЕВЕР ПО РАССКАЗУ ФАРЛИ МОУЭТА «ЛЮДИ ОЛЕНЬЕГО КРАЯ» - ОБРАЗ СЕВЕРЯНИНА

Ключевые слова: концепт, Север, Северянин.

Рассматривается описание концепта СЕВЕР посредством жителей данной территории -Эскимосов, их отношения как внутри семьи, так и всего коллектива. Текстуальный анализ помогает создать схему приоритетов, материальные и духовные ценности и раскрывает некоторые индивидуальные особенности коренных жителей.

Key words: concept, North, Northerner.

The paper focuses on the describing the concept NORTH through its citizens - people of the Barrens (Eskimos). The emphasis in article is on the relationship between people in the families as well as in the community itself. The texual analysis helps to create the scheme of priorities, the material and the spiritual values and reveal some individual characteristics of the inhabitants.

Рассматривается интерпретационное поле концепта СЕВЕР на примере произведения канадского писателя Фарли Моуэта «Люди оленьего края». Фарли Моуэт до сих пор является весьма интересной фигурой литературного мира. Родился в городе Онтарио, Канада, в 1921 году, пятнадцатилетним юношей он впервые попадает на Север и оказывается во власти очарования этого сурового края.

В своей книге «Люди оленьего края» Ф.Моуэт рассказывает о переменах в жизни обитателей тундры, вызванных появлением белых пришельцев, и об их старом быте, тесно связанном с окружающей природой. «Властители Севера» - колонизаторы отмечают Север следующий образом:

“I guess it was the emptiness<... >that damn and bloody space-it just goes on and on until it makes you want to cry, or scream - or cut your own damn throat!” «Пустота<...> эти ужасные, проклятые пространства, им нет конца и края. Их просторы так однообразны, что появляется желание кричать, вопить или перерезать себе глотку» [1:28]. Тем самым, сравнивают Север с пустотой, нескончаемой протяженностью, беспредельным пространством.

Неотъемлемой составляющей канадского севера - его жители, эскимосы и индейцы. Автор описывает эскимосов - иннуитов, ихальмутов («питающийся сырым мясом»): “A short and solid figure of a man<...>my first reaction as I saw this man was one of revulsion. He seemed foul to me and I felt instinctive surge of a white man’s ego as I wondered why the devil he couldn’t find clean clothes to wear” «Коренастый и невысокий мужчина <.. .> первое впечатление, когда я его увидел его, было, пожалуй, отталкивающим. Он показался мне неряшливым, во мне заговорила инстинктивная брезгливость цивилизованного человека, я удивлялся, почему он, черт побери, не носит чистой одежды» [1:97/. Жители севера- люди невысокого роста, коренастые, не заботящиеся о своем внешнем виде.

Коренное население страдало не только от голода, но и от различных болезней, что явилось причиной их вымирания:

“ If you ask about the thousands of Indians and Eskimos who die each year of tuberculosis, If you ask about the measles and smallpox epidemics which in the last two decades have destroyed over one tenth of the Northern natives, And if you ask whether these people too died of starvation, I will answer that they did” «Может быть, вы спросите, неужели тысячи индейцев и эскимосов, которых ежегодно уносит в могилу туберкулез, и жертвы эпидемий кори и оспы, погубивших за последние два десятилетия более десятой части всех аборигенов Севера,- неужели все эти люди тоже умерли от голода? Я отвечу вам: да» [1:119].

Отношение к материальным ценностям. “<...>Individual ownership still exists in the

camps<...> every item of equipment is the personal property of one person, or of a family group<...>if a stranger in need of the spear<...>any spear is his for taking” «Личная собственность все же существует. каждый предмет быта является личной собственностью определенного человека или семьи. Но если в стойбище придет незнакомец и попросит копье для охоты, он вправе взять любое» [1:175]. Тем самым, можно отметить, что в стойбищах существовала модель - владение собственностью с элементами обобществления всех материальных средств.

Отношение между мужем и женой. “Ihalmiut often leaves his wife at home because of the dangers of travel<...> So it happens that when the man arrives at his destination his song-cousin may, with the wife’s full consent, volunteer to share his wife with the visitor during the time of his stay” «Он часто оставляет жену дома, не желая подвергать ее опасностям путешествия. И может случиться так, что когда эскимос достигает цели путешествия, его названный брат добровольно предложит ему, пока он у него гостит, разделять ложе своей жены. Разумеется, это делается с согласия последней» [1:182]. Передача жен одним мужчиной другому в условиях жизни ихальмутов было делом добровольным, помогающим преодолеть трудности бытия в этих суровых краях. Обмен женами практиковался лишь между названными братьями или близкими друзьями.

Отношение к детям. “<...> To the Ihalmiut the children themselves are what

matter<...>Paternity is unimportant<...>A child sired by a visitor is as much the son of the man of the family as the children he sires for himself” «Для эскимоса важно одно- иметь ребенка, и чей бы он ни был, к нему одинаково хорошо относятся. Не имеет никакого значения, кто родители ребенка. Каждый должен быть доволен тем, что у него появилось дитя, и если отцом его оказался названный брат, то для главы семьи новорожденный также дорог, как и его собственные дети» [1: 175]. Таким образом, детей в стойбищах ихальмутов ценили и любили, они были властелинами, не подвергались никакому принуждению, не знали тяжелой работы.

Отношение в племени. “<...> There is absolutely no internal organization to hold authority over the People. No one man, or body of men, holds power in any other sense than the magical. There is no council of elders, no policeman<...> the Ihalmiut may be said to live in an anarchistic state, for they do not even have an inflexible code of laws<...>People exist in amity together, and the secret of this is the secret of co-operative endeavor, limited only by the powers of human will and endurance” «У ихальмутов не существует совершенно никакой внутренней организации, которую осуществляла бы власть над народом. Ни один человек, ни одна группа людей не обладает здесь властью, кроме власти магической. Нет никаких советов старейшин, нет полицейских. . можно сказать, что ихальмуты существуют в состоянии анархии, так как у них нет даже твердого свода законов» [1:185]. Отношения в племени, в большинстве своем были дружественными и секрет этого заключался, прежде всего, в их коллективных усилиях, ограниченных лишь пределами человеческой воли и стойкости.

Методы наказания у Ихальмутов. “<...> Should a man continuously disregard the Law of Life, then little by little he finds himself isolated and shut off from the community <...> this punishment can easily be fatal in a world where man must work closely with man in order to live” «Если кто-то постоянно нарушает Закон Жизни, то со временем он обнаружит, что изолирован от людей, от общества. это наказание может оказаться роковым в этой стране, где люди, чтобы выжить, должны стоять плечом к плечу [1: 186]. Однако, следует отметить, сто единственным физическим наказанием у ихальмутов считается смерть, тем не менее, смертельный приговор здесь не такой как у нас. Он не представляют собой меру социального возмездия или предупреждения возможности других преступлений. Он существует только как средство избавления от человека, который не моет жить в стране, потому что презрел ее законы, или как средство ограждения народа от грозящей людям смертной опасности.

Иерархия значимости членов семьи у эскимосов строится по следующему принципу (муж жена -^дети -^старики):

“ <. > human life is valued according to a fix-priority system that may seem callous to us<...> the unwritten order of survival places the man, the hunter, at the head of the list<...> next to the man stands his wife. If there is more than one wife, he youngest stands next to the man. From her womb the continuity of new life will be maintained <...> the children must stand below both the man and his wife<...> the old people stand at the lowest point of the scale” «<...> человеческая жизнь в этих краях ценится соответственно строго определенной системе приоритета, которая может показаться нам бессердечной <.> неписанный закон жизни ставит на первое место по ценности мужчину, охотника <...> за главой семьи следует жена. Если жен несколько, то приоритет за самой младшей из них. Она обеспечит продолжение рода <...> после отца и матери наибольшую ценность представляют дети <. > старики располагаются на самой низшей ступени этой лестницы» [1: 188].

Отношение к труду. Ихальмуты испытывают удовольствие, когда занимаются не только охотой, но и созданием предметов быта, что определяет их положительный характер к различной трудовой деятельности. “<...>Their most lasting pleasures come from the labors of

creation. Old Hekwaw at work on a new kayak is a man who is lost in his task. He knows the exquisite pleasure of creating a thing” «Самое большое наслаждение они получают от труда. Старый Хекьяу, занимаясь постройкой каяка (лодка), всецело отдается работе. Он испытывает чувство глубокого удовольствия, создавая вещь» [1:157].

Отдых. Пение и разнообразные игры являются любимыми развлечениями ихальмутов: “<... > The songs go on for hours. Most are songs of self-derision or perhaps sarcastic songs directed at a notorious coward or a lazy hunter. No man praises himself, and when he sings of himself, he always appears in the song as a fool, or as a man who is inadequate in the ways and the skills of a hunter, or of a lover” «Ихальмуты могут петь часами. В большинстве песен исполнитель либо высмеивает сам себя, либо саркастически бичует трусов или ленивых охотников. Никто не занимается самовосхвалением, и если ихальмут поет о себе, то выставляет себя человеком наивным, плохо владеющим искусством охоты или незадачливым ухажером» [1:190].

Таким образом, рассмотрев детально потребности и отношения народа Севера, как в коллективе, так и в племени, перед нами предстает следующая картина:

Эскимосы живут в коллективе, где отношения регулируются на дружественной основе, владение материальными ценностями у ихальмутов носят двоякий характер - они являются и собственниками, но также готовы отдать все свои предметы быта другому человеку, при первой необходимости. Главным богатством в семье является, мужчина - охотник, кормилец, хотя дети занимают не менее важное место. Ихальмуты достаточно трудолюбивые люди, получают удовольствие от работы, однако и отдых имеет место быть - пение, игры (в том числе азартные), хождение в гости, общение с жителями стойбища, обсуждение событий у костра. Исходя из сказанного, мы относим СЕВЕРЯНИНА экстравертированному типу характера, который отличается высокой контактностью, открытостью, трудолюбием и чувством коллективного духа.

Литература

1.Моуэт, Ф. Люди оленьего края / Ф. Моуэт. - М., 1963. - 356с.

2. Mowat,F People of the Deer / F.Mowat. -New York, 1971. 254p.

© Д. Ф. Закирова - асс. каф. иностранных языков КНИТУ, honeyd2005@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.