Научная статья на тему 'К расчету контактных температур при трении деталей двигателей внутреннего сгорания'

К расчету контактных температур при трении деталей двигателей внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
169
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Заренбин В. Г.

Предложен расчет температур на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения. Приведены зависимости контактных температур от микрогеометрических характеристик пары трения для номинального режима работы дизеля 8Ч 12/12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the contact temperatures calculation in details friction of internal combustion engines

It was proposed the temperature calculation at the piston ring-cylinder contact of the internal combustion engine in the sleeve boundary lubrication condition and unsteady friction. It were given dependences of contact temperatures from micro geometrical characteristics of details friction for the nominal mode of the diesel engine 8h 12/12.

Текст научной работы на тему «К расчету контактных температур при трении деталей двигателей внутреннего сгорания»

УДК 620.179.112

К РАСЧЕТУ КОНТАКТНЫХ ТЕМПЕРАТУР ПРИ ТРЕНИИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

В. Г. Заренбин, д. т. н., проф.

Тепловая задача трения для различных характеристик контакта при фрикционном взаимодействии сопряженных поверхностей изложена в работах [1-6]. Доказано, что тепловое состояние непосредственно связано как с условиями на фрикционном контакте, так и особенностями макро- и микроконтактирования элементов пары трения. Для поршневого кольца (ПК) и гильзы цилиндра (ГЦ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) такими особенностями являются нестационарный, смешанный режим трения, широкий диапазон значений вектора внешних воздействий и изменение структуры трибомеханической системы. В этом случае актуальной представляется оценка максимальной температуры поверхности, которая определяет возможность возникновения заедания и противозадирную стойкость трущихся тел.

Между тем решение и анализ такой тепловой задачи с учетом наличия граничной масляной пленки (МП) на скользящем контакте в ДВС до сих пор проведены недостаточно и требуется его дальнейшее развитие.

Цель работы. Предложить расчет температуры на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения.

Основной материал. Для расчета максимальной температуры на контакте 1тах использовано общепринятое допущение о том, что она является суммой поверхностной температуры 1;п и температурной вспышки 1всп, которая возникает при взаимодействии неровностей сопряженных поверхностей.

Считая поверхность ГЦ гладкой, а неровность ПК скользящей в условиях граничной смазки, температуру 1всп на поверхности ГЦ для движущегося квадратного источника тепла интенсивностью q со стороной 21, можно описать уравнением [1; 5; 6]:

г сп.и ( *, у, Ро ^ Ре )

(1

) ч £

0 ¥ ( Г, у, Ро ц , Ре ),

(1)

где

0 ц ( г , у, Ро х + 1

ег[

Ре =

V £

2 а,

, Ре ) =

+ — иРе 2

РО ц =

1

Л4Р

- егГ

I

егГ

У + 1

Г - 1 1 „

-+ — иРе

и2

х

- ег[

du

£'

У -1

х = —; у = —;

££

(2)

соответственно ГЦ [ 3 ]; V -

а тп — коэффициент распределения тепловых потоков;

приведенные коэффициенты теплопроводности и температуропроводности

скорость скольжения ПК, Т - время ; х, у - координаты.

Поскольку при числе Ре > 4 максимальная температура на контакте квадратного и кругового источников одинакового характерного размера отличаются не более 12 % [1], принято I = 0,5dср, где dср - средний диаметр фактического пятна касания. Для неровности ПК число Ре = 0 и уравнения (1) и (2) запишутся в виде :

г есп к ( *, У, Ро к ) =

а тп Ч £

•0 к (х, у, Ро к)

(3)

где

а

1

гр .ц

и

и

0

и

а т

пр .ц .

0 к (х, у, Ро к) =

\4к

ег/ I ^^ I - ег/

0

х - 1

и

егП^11 - ег/ ( У - 1

(\)

ёи

, а„„,, -

соответственно приведенные коэффициенты

р°к = апР.к т/12; Л,р.к , '-пр.к теплопроводности и температуропроводности ПК.

Число Фурье в момент проникновения тепла на всю толщину 5м граничной масляной пленки (МП)

Ром = \ам • т / ёСр, где тм = 81 /(3а м ) [3] ,

м мм ср ' ^ м

ам - коэффициент температуропроводности МП.

Изменения Ром от угла поворота коленчатого вала (п.к.в.) на номинальном режиме работы дизеля 8Ч 12/12 при различных значениях параметра опорной кривой и представлены на рисунке 1. Исходные данные: 8м = 0,1 • 10 6 м, максимальная высота неровности профиля Ктх = 3 • 10-6 м, радиус кривизны вершины неровности г = 90 • 10-6 м. Остальные величины взяты из работы [3].

РОм

0.001 0.001 0.001 0.00

810" 610-\ \10"\ 210-\

30 31 32 33 3\ 35 36 37 38 39 \0 \1 \2 \3 \\ \50 угол поворота коленвала

Рис. 1. Изменения Ром от угла поворота коленвала при различных значениях параметра опорной кривой V/ 1 - V = 2; 2- V =2.5

В интервале рассмотренных углов п.к.в. число Ром не превышает значения 1410" . Для наиболее вероятной зоны граничной смазки (от 350 до 390о п.к.в.) Ром<810-\. Поскольку Ром<

Ро = 0,01, то формулы (1-\) можно существенно упростить:

^ ■ ,

*всп.ц (0,0,т)

0 ц (0,0,Го ч ) =

'всп.к (0,0,т) = 0 к (0,0,Го к)

1.

Ро

2 -ч/р

л/а

2

РО к .

у/Ж

Полагая т = тм, находим максимальную температуру вспышки для ГЦ и ПК:

2 (1 -аш )д8м

4ъЖ

1 « тп Ч

всп . тах . к

8,

*______ц = —;== • --ш у' м (5)

(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/3 Ж 1 „

Коэффициент распределения тепловых потоков От является постулируемой величиной, т. е. определяемой до решения теплотой задачи из условия равенства максимальных или средних поверхностных температур трущихся тел [5; 6].

* = * + *

тах ц всп .ц ,тах

* + *

к всп.к .,тах

1

I

и

и

и

или

t +1 = t +1 (8)

ц всп.ц.т. к всп.ц.т. ' v /

где

(1 - а тп) q 0 (9)

t = ^-~ тп J1 Q

всп . ц ., т л ц.т

l м

= атп q 0 (10)

к.т '

l м

0

1 i i

= — II 0 ц ( X, у, F о , Pe ) d Xd у 4 -1 -1 1 1 1

= — || 0 к ( X, у, Fo ,0) d Xd у.

4 - ! - !

tv tK - поверхностные температуры ГЦ и ПК. Подставляя в (7) и (8) выражения (5), (6), (9,10) получим:

-( 2 -A t ^

• c

пр .к г пр .к пр .к

1 +__" пр .к

qd 0

i cp ц, цт

тп.тах, т

, Л О • C + - Л О • c

Д^ прк г прк прк Д/ прц г прц прц

где А1 = 1;ц - 1;к; Лпрк, рпрк, рпрц, спрк, спрц - соответственно приведенные коэффициенты

теплопроводности, плотности и теплоемкости ПК и ГЦ;атп тах т - коэффициент

распределения тепловых потоков при равенстве максимальных или средних температур на контакте.

При Лпрк Лпрц Лм , рпрк рпрц рм , спрк спрц см ;

А X '-Л„

атп. max, m 0,5 , ,-х

q • d 0

^ cp ц, ц m

В нашем случае в зоне граничной смазки при At < 10oC значение От с погрешностью не более 3 % можно принять равным 0,5.

Присутствие на поверхности граничной МП значительно увеличивает число Пекле для движущегося источника тепла (ИТ). В области Fo < FoM число Ре > 200, при этом значения величин максимальных и средних поверхностных температур совпадают. Поэтому при оценке Огп в зоне граничной смазки их выбор не имеет практического значения. Для простоты решений более целесообразным представляется использование условия равенства максимальных температур, хотя физически он менее оправдан из-за разных точек зон контакта.

На рисунке 2 приведены изменения температуры вспышки teслц от продолжительности трения неровности для номинального режима работы дизеля 8Ч 12/12 при ф=370° п.к.в. и следующих исходных данных: Лтш:=Г10-6м; г=150'10-6м; 5м = 0,110-6м; tк = 160 оС; параметры опорной кривой: u=2, в=2. При определении q и dcp использованы формулы, полученные в работах [3; 4].

С увеличением продолжительности контакта teciltj в начале быстро возрастает, достигая при 5=5м экстремального значения 116 оС для относительной контурной площади контакта лс = 0,1 и 78 оС для a = 0,9. В дальнейшем происходит снижение их значений соответственно до 48 и

28 оС с последующей практически стабилизацией из-за незначительного изменения приведенных теплофизических параметров. Таким образом, увеличение относительной контурной площади контакта с 0,1 до 0,9 (приработка поверхностей) привело к снижению tecn^ на 38 оС (33 %). Значения максимальной температуры поверхности при этом составили соответственно 276 и 238 оС.

Если принять допустимую температуру поверхности трения равной 240 оС, то путь трения приработанной неровности в этом случае не будет ограничиваться условием разрушения адсорбированного масляного слоя.

Практический интерес представляет также оценка температуры поверхности после взаимодействия неровностей, длительность которого зависит от скорости скольжения и

среднего диаметра фактического пятна касания, т.е. Твсп =dcp /v. Ее значение необходимо для

исследования кинетики образования смазочных слоев в случае их локального разрушения при

t

всп . к .. т

повторно-кратковременном режиме трения. Если промежуток времени между двумя последовательными контактами неровностей будет превышать твсп., то температуру поверхности в период межциклового движения неровности можно принять равной 1;к.

1всп.ц

оС

120 90

60 30

0

0 5.10-8 1.10"7 1.5.10-7 2.10-7 2.5.10-7 3.10"7

Рис. 2Изменение температуры вспышки teen.ц от продолжительности трения при различных значениях отношения Ас/Ан: 1 -0.1; 2 -0.9 .

Выводы

1. Предложен расчет температур на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения.

2. Приведены зависимости контактных температур от микрогеометрических характеристик пары трения для номинального режима работы дизеля 8Ч12/12.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мышкин Н. К., Петроковец М. М. Трение, смазка, износ. Физические основы и технические приложения трибологии. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. - 368 с.

2. Пикус В. И., Стефановский Б. С., Новиков В. Г. и др. Оценка температур на фактическом пятне контакта в условиях ДВС. // Межвузовский сб. науч. тр. - Ярославль: ЯПИ. - 1976. -С. 63-67.

3. Заренбин В. Г. Расчет пути трения смазочного единичного пятна касания. // Вюник Придшпровсько! державно! академп бущвництва та архтектури. - 2006. № 9. - С. 21-25.

4. Крагельский И. В., Добычин М. Н., Комбалов В. С. Основы расчетов на трение и износ. -М: Машиностроение, 1977. - 526 с.

5. Blok H. Theoretical study of temperature rise at surfaces of actual contact under oilness lubricating conditions - Proc/. Inst/ Mech. Eng. London, 1937. V2.2., p. 222-235.

6. Jaeger J. C. Moving sources of heat and the temperature at sliding surfaces. - Proc. Roy. Soc. NSW. 1942,V.76. p. 203-224

•• • •

• • • • у • £ 1 2

• / • • / • • ••..... \ ........ ■ Ш • • • • • 1 V"

УДК 620.179.112.

К расчету контактных температур при трении деталей двигателей внутреннего сгорания /В. Г. Заренбин //Вкник ПридншровськоТ державноТ академп бущвництва та арх^ектури. - Днiпропетровськ: ПДАБА, 2009. - № 1. - С. 11 - 14. - рис. 3. - Бiблiогр.: (6 назв.).

Предложен расчет температур на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения. Приведены зависимости контактных температур от микрогеометрических характеристик пары трения для номинального режима работы дизеля 8Ч 12/12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.