Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ДИНАМИКИ В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ 90-900-х ГОДОВ'

К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ДИНАМИКИ В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ 90-900-х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ДИНАМИКИ В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ 90-900-х ГОДОВ»

СМ Денисова. К проблеме жанровой динамики в русской реалистической прозе 90-900-х годов

смысл - йог главные его признаки, обусловлен г ьге представлениями йенеких романтиков об идеальном искусстве.- Вот одно из основополагающих положений эстетики Фр. Шлегеля: ' Бен история современной поэтни непрерывный комментарий н краткому тексту философии: искусство должно стат. наукой, и неука должна стать искусством, поэзия и философия доюкны объединяться" [4]. Фрагментарность композиции, жанр фрагмента, в значительной мере утративший свою философскую глубину, которую хотели в нем видеть Фр. Шлегель и Новалис, были усвоены писателями последующих поколений, в частности "поэтическими реалистами". Характерным примером фрагментарной, отрывочней композиции " творчестве Т. Шторма является, например, знаменитая его новелла "Имнеизее1'. Жанры новеллы, лирического фрагмента, фрагментарная композиция оказались созвучными хуложествеЕтному миру И,С. Тур-ггнева, в котором немецкой идеалистической философии, сложившейся пол ее влиянием романтической эстетике принадлежало большое место. "Поездка в Полесье" - цепь лирических фрагментов, утверждающих единство человека и природы. Фрагментарность характерна и для композиции повести "Фауст". Авторское вступление, играющее ро;]ь экспо.пщии п произведении, установка на необычайность событий, о которых пойдет речь в нем. мотив путешествия, евн-зыз&юшнй поедннч псе части произведении, лиризм повествования, завершенность дают основание определить жанр 'Трех встреч" как "новеллу настроения".

Романтические мотивы, ярко выраженные в "Трех встречах", сочетаются в них с особенностями реалистического изображения. Деревенская усадьба, образ глиннского старосты, беседы рассказчика с ним

и Лукьянычем, картины русской природы, описание барского дома в Михайловском, его хозяек Анны Федоровны Шлыковой и Пслагеи Федоровны Бадаевой, одно имя которой вызывает злобу героя, так как разрушает его романтическое настроение, - все это приметы реалистическою стиля. Реалистически рач-решаипся и необычайная романтическая ситуация повести. 1!о педь и "поэтические реалисты" новее не отказывались от изображения жизни, избирая для этого в отличие от Тургенева лишь прекрасные ее стороны. Критическое отношение к современности, гу манизм и демикритизм объективно приводили к точу, что в и я творчество проникали и социальные проблемы, которые, однако, не получали своего разрешения. Идиллический финал, переведение кэн к peino- исторической проблематики во вневременной, общечеловеческий план-типичные черты ранннх'но-велл Т, Шторма, многих новелл П. Гейте, не избежал этой слабости и Э. Мерикс в своей знаменитой нпвеплс "MouapT на пути В 1 ípary".

Повесть И.С. Тургенева "Три встречи" - наиболее близкое произведение русского писателя новел-п ис тике немецких писателей "поэтического реал из ма". Поэтика "Трех встреч" очень близка поэтике других повестей Тургенева í 0-х гг., [«пример "Якова Пасынкова", "Ф^ста" и др. Лирические повести Тургенева 50-х гг., как и новеллы "поэтических реалистов" в Германии, являются отражением общих тенденций в развитии европейской йнтерагуры в пос лероманти ческу то эпоху. В пфом причина их тиПОЛОШИВ v.'iíí iHíii-Hiii: :;. i I;' с .i i у члНпо мропмп ü1 ■■ ная в статье повесть И.С. Тургенева к,Три встречи" сопоставима не только с немецкой новеллистикой "поэтического реализма", но и с лирическими повестями Д. Голе уорсн 1-

ЛИТЕРАТУРА

1. Цнт. по: Tmqenev urxJ Deutschland. Malerialeo und Untersuchungen / Akad-Verlag, fleriin - Bd. 1,- 1965.- S. 33-34.

2. Тиме Г.А. Творчество И.С. Тургенева и немецкая литературно'философская мысльХУШ-МХ веков (генетические и типопогичес-кие аспекты}.-Санкт-Петербург, 1994. - С. 179 <Докт, дисс}.

3. ScMeoel F. Kritische Schriften.- München, 1956 - S 272.

4 Шлвгел» ф. Из 'иритичосуи* (лийВДжж) фрагментов" // Литературные изнифи&тщ западноевропейски* романтиков.- м im-С. 54.

5. См.: Воропэнсеа М.И Предисловие к кн: Джон Голсуорго. Темный цветок. Повести. Рассказы,- М., 1990.- С. 18.

С.М. Денисова

К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ДИНАМИКИ В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ

90-900-* ГОДОВ

Томский государственный педагогический университет

Кризис старых и зарождение новых форм общест- начала XX нв„ способствовали формированию спе-всиного бытия, знаменующие в России конец XIX- пифического типа художественного сознания эпохи.

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 6(15) Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)

Сочинения писателей-реалистов этой поры характеризует, с одной стороны, приподпято-романт и веское, экспрессивное ми рочувство ваи и с. с другой -потребность многоаспектного исследования современной действительности, целосз и о го се осмысления, Первая из означенных тенденций способствовала появлению произведений, написанных в традиционной для романтической прозы жанрах сказания, ле-¡енды, поверья, притчи, логического этюда (В.М. Гар-шин, ВТ. Короленко, М. Горьки И и др.). Вторая обус-. ■:■ : ü тяготение riUL-aiслей к- с.i;. к-.ни* ¡юи !::,• :•• циЙ очерковой типа, с характерной для них тенденцией выхода к эпическому. Феномен этот способствовал тому, что нередко специфика жанрового мышления писателя трап с формировалась, разнородные по образности и стилистике художественные формы вступали в сложное взаимодействие, порождая оригинальные жанровые модификации,

Интересно в этом отношении проследить движение, характеризующее жанровую природу произведений Н.Д. Телешова 90-900-х ГГ., большая часть которых доилась результатом активного ни repeca писа-¡сля к Сибири. Сибирь вид и гея Н.Д. Телешову страной, таящей в себе колоссальные потенциальные возможности. Постоянный корреспондент писателя тех .iei, известный литературный критик В.П. Горленко, замечает в одном из писем (продолжая, видимо, начатый Н.Д. Телешовым разговор): "Насчет будущей роли Востока, вероятно, вы правы: действительно, там должно быть много свежих и хороших сил'~ [1]. Увлекательный рассказ родственника писателя Корнилова и, очевидно, собственные дорожные впечатления от поездки за Волгу способствовали ускорению работы над избранной гемой.

В 1892 г. появляется телешовское произведение "На тройках". Оно было задумано как путевой очерк. Не случаен а этом смысле подзаголовок: "Очерки одной поездки на Ирбигскую ярмарку", волею автора уточняющий жанровую природу произведения. Изучены официальные сведения, деловые бумаги, дневниковые записи очевидцев. "С увлечением пишу свой И рбит*1, - сообщает Н Телешов писателю Ивану Алексеевичу Белоусову. "Дается нелегко, - добавляет в другом письме. - но работать приятно и небесполезно, благодаря ему перечитал массу разнога материала о России, таких подробностей, о которых и не слыхивал" [2],

Однако "На тройках" и с получилось произведением описательно-исследовательского nai|wca, чго обычно для путевого очерка, хотя все реалии нового для писателя мира налицо: заволжская природа, эт-нсирафическне особенности народонаселения, попутные города и села. Не найдем мы в л рои введении и i..¡" l-lг. ifí ! am ф<ipиации фан гов в - пае определен ноЯ эаданности, своего рода "сверхидеи" путевого очерка.

Ü произведении есть сюжет, герои, но сюжет этот, внешним двигателем которого становится гтари-кто

из приятелей быстрее приедет на Ирбитскую ярмарку, - ие воплощается в историю становления и развития, взаимодействия характеров. Характеры эти лишь слегка намечены, и если композиция - "логика развития сюже-та", то сюжетом в произведении Л. Телешова становится экспрессивное ожидание нового. Поэтическую атмосферу произведения создает настроение от поездки, радостное ожидание, предчувствие нового, переживаемое его героями, что позволяет охарактеризовать сюжет "11а ¡ ройках" как сюжет настроения. В этом смысле произведение Н.Д, Телешова перекликалось со Степью" Чехова, исполненной страстной жажды житии,сотканной и:1 тончайших переживаний, настроений, нее у щей в себе новую эстетическую программу.

Некоторая мозаичность, калейдоскопичность обшей картины повеет ¡ювания, состоящей из сюжетных и виееюжетных эпизодов. ■ отголоски замысла " На тройках" как нроИзпедения очерюснюго тина -лишь поддерживает общий колорит произведении, отличающийся праздничной приподнятостью. Атмосферу 1 рядущего праздника усиливает и образ многолюдной красочной ярмарки, встающий за безудержным стремлением путешеет ¡киников поскорее достичь цели, колоритное воспроизведение одежды. образа поведения встречных туземцев - башкир н татар. Своеобразный строй повествования определил н название произведения "На тройках", которому автор отдал предпочтение, выбирая нз целого рлда других: "Почтовый факт" "Путем-дорогою",'11 рбит-ская ярмарка", "В дороге", "Попутчики" [3].

Стремление Н. Телешова "высве: ить" изнутри поэ-[нчесное начало, заключенное п названии произведения, ощущается а загорской правке рукописного варианта, где ''облегчена" тема делового купечества, стушеваны моменты наметившейся социальной окраски. Фамилии купцов и приказчика "Крокодилов ", "Графинов1:, "Буквпи" писатель заменяет более "нейт -ральнымн"; "Панфилов", "Сучкоа", "Анютин". Органично вошла в общий колорит произведения и новая фамилия Мифичкн, молодого человека "лет двадцати. с румяными щеками", едущего на ярмарку "ич любопы тс I на" 141. "Кумач ев", смей и ншая прежнюю - "Холодов"[5].

Пейзажные зарисовки, о которых; В.Г! Горбенко писал: "Вся гамма зимних русских картин исчерпана в них совершенно", - доводят поэтическую атмосферу произведения до квинтэссенции. И хотя буйство природы предстает, порою, в мрачных красках и оттенках, отсветы и облики чудного утра, солнечного и слегка морозного, что сияло в день выезда на тройках, постоянно мелькают и переливаются н произведении, сохраняя определяющий, мажорный строй авторского повествования. Го там, то тут возобновляется картина погожего морозного денька. "...Восток разгорался ярче и ярче. Широхою полосок] разливалась по небу румяная заря... Тройки летели, обгоняя запоздавшие обозы...5' (133); "...иногда про-

СМ Денисова. К проблеме жанровой диишшки в русской реалистической прозе 90-900-х годов

резыйался луч солнца н вдруг окрашивал огромную тучу в золотисто-грязный цнет и падал на дорогу, озаряя на минуту белоснежную окрестность ослепительным блеском4 (109), Мотив морозного, звонкого утра возобновляется часто лишь в кратком упоминании об 'алеющих верхушках" дремлющего леса (73). в разливающихся звуках праздничного колокола, в образной, "звучной" зарисовке: *'...с хрустом и скрипом оседал снег под полозьями, казалось, скрипела и сама повозка, точно сафьянный дошел ь" (Щ И, наконец, постоянно живет в произведении образ Ьадкой, поскрипывающей, уходящей н даль дороги, усиливающий звучание ищущей мело дни произведения - напряженно-радостного предчувствии обновлений жизни.

Таким образом, задуманное как произведение очеркового типа. "На тройка*'1 приняло форму ра; вернут го ионического этюда, несущего и себе атрибутику очеркового жанра. Художественная идея, владевшая сознанием писателя: прикоснуться к ог-ромлосги нового мира, лежащегоц& п с горону Волги, передать рожденное им ощущение света, просто ра, русской удали и силы, - раздвигала рамки очер-VI, размывала жанр, оказалась гнире его возможностей и тем самым вела к обогащению очерковой традиции.

В 1897 г. им код ит кннжка очерков Н.Д. Телешова "За Урал*, явившаяся результатом поездки писателя н Сибирь» предпринятой по рекомендаций А. П. Чехо-п<1 Носящая, во многом, этнографический характер, привлекшая внимание читателей подлинностью изображаемого (по свидетельству Н. Эфроса, читатель с интересом знакомился с природой и людьми, не горн.¡1 я культурой, бытом и экономикой малоиместного ему Зауралья), кннжка очерков "За Урал" не ли-I |ена панического начала произведения-предшественника ("На ¡ройках"). Гакйе фрагменты книжки, как сказан!^ о Ермаке, легенда о Невьянской башне, с шеобствон^ли возникновению родственной "На тройках" романтнко-поэти чес кой атмосферы произведен»»1. Лирико-романтическое начато и очерковое, сложно взаимодействуя, вели к эяосу, способствовали появлению в творчес гис Н.Д Телешова рассказа как малого эпического жанра.

Рассказы о направившихся в Сибирь в поисках сниЬдаах земель крестьян-переселенцев стали заметным явлением литературно-общественной жизни

90-х - начала 900-х гг. По признанию самого писателя, они "открыли" ему тогда "страницы лучших русских журналов1'. Примечательно, что традиционная поэтика зтого жанра "осложнена" у Н.Д. Телешова очерковыми элементами: точность адреса, жизненный факт как нервоосноаа. В сюжетных ситуациях таких рассказов, как "С богом!", *Елка Митрича". "Домой" отражены события, зафиксированные писателем ранее в очерках "За Урал" {главы "Переселен-VI: с к не баржи", "Переселенцы"); для этих рассказов характерен кроющийся за свойственным писателю мягким лиризмом пафос публицистического исследования ("Нужда", "На ходу", "Лишний рот"); переселенческие рассказы отличает подчеркнуто социальная интерпретация характера и сюжетной ситуации, выразившаяся уже в самих названиях рассказов: "Самоходы", "Нужда", "Лишний рот". Подобное истолкование характера в размышлении о крестьянке Арине (рассказ "Нужда"}, которым Н. Телешов, видимо, очень дорожил [б]. Повествуя об отдельных людях и семьях, астгор отчетливо дает по-чувстновать, как сливаются драмы одиночек в одно беспредельное, обще народное горе. Необъятное в своем многоголосии "мы" живет, как правило, во всех произведениях этого цикла. Неслучайно из рассказа в рассказ переходит, варьируясь, но оставаясь в сути своей неизменным, образ переселенческой толпы и картина обветшалого переселенческого лагеря, заброшенного чьей-то недоброй рукой в сибирские степи.

В се эти пе рвоэле мент ы очерка я вили с ь лостоя ни -см жанровой специфики гелешовскнх рассказов Помещенные впервые в сборниках произведений Н. Телешова 90-х гт., рассказы сопровождались характерными подзаголовками: "Из жизни переселенцев", "Наброски из жизни сибирских переселенцев" С: другой стороны, присутствующий в рассказах хро потоп дороги и дорожных встреч позволил автору расширить пространо венные и временные границы действия, вывести его за пределы социальных аспектов русского бытия.

Тенденция "размытости" жанровых границ, характеризующая творчество Н Д. Телешова 90-900- х гг., позволяет подтвердит^ мысль о поиске новых путей в художественном осмыслении действительности, характеризующем русскую литературу рубежа веков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горленчо 0.П. Письма к Н.Д. Телешову 1893-1894 годов, ИМШ. Аркив Телешова НД Ф.1, ол,3, ед *р.126

2. ЦГАЛИ. Архив БелоусОва И .А. Ф.66, оп.1. ед.кр.Э57, я.112.

: ¡- т. ¡нов Н Д На гайках. Рукописный автограф датироь&нтй 30 ¿да" 1592 годэ ЦГАЛИ Арлив Тфишовэ И,Л о 499 от 1. ед.зер 13

А. Телешов н На тройки«.- М.( Иэд-во Т1>п тое-ва М.Д.Оьримв. Далее цитирую это здание, указывая страницу текста

Телешов п д. на точках. Рукописный автограф .. Б В Архиве мемориального кабинета пиоагеля сохранился большого-формата лист картона, на который рукой Н.Д. Телешова переписки этот отрывок.

— Я7 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.