К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРА И ОСОБЕННОСТЯМ МИФОПОЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ Ф.БАДАЛОВА «МИФ»
Абдурахманова Т.И., соискатель НОУ ВПО «Социально-педагогический институт» г. Дербент
Аннотация: статья освещает жанровый аспект и способы художественного освоения и трансформации мифа, мифологических образов и мотивов в романе лезгинского писателя Ф.Бадалова «Миф», рассматривает различные принципы введения архаико-мифологических элементов в текст.
Ключевые слова: мифопоэтическая модель мира, мифологический роман, роман - миф, космогонические мифы, евразийские мотивы
Abstract: The article highlights the genre aspect and methods of artistic development and transformation of the myth, mythological images and motifs in the novel writer Lezgian F.Badalova "Myth", considering the various principles of administration archaic and mythological elements in the text.
Keywords: mythopoethic model of the world, mythological novel, the novel - a myth, cosmogonic myths, Eurasian motifs
Появление нового жанра - мифологического романа, или романа-мифа -обусловило появление связанной с ним - терминологии, которая достаточно многочисленна и противоречива. Если, например, философский роман раскрывает главные проблемы человеческого бытия, создает целостную картину мира, то роман, имеющий мифологическую основу, сконцентрирован на создании символической модели существования человека и человечества. Для современных писатели обращение к мифу мифу - попытка преодолеть разлад гармонии человека с миром, человека.
Говоря о проблемах жанровой классификации, следует отметить, что в научной литературе, посвященной исследованию трансформации мифа в роман, отсутствует более или менее четкое определение мифологического романа как жанра. Более того, исследователи не могут сойтись даже в самом названии данного литературного явления. Так, одни исследователи называют его «романом-мифом», другие - «мифологическим» (или «мифологизирующим») романом, «романом о мифе», «философским» романом и проч. Говоря о жанровом аспекте исследования неомифологического романа XX века, А. Миронов подчеркивает, что анализ подобных произведений ведется с точки зрения наличия в них определенных мифологических мотивов, сюжетов, образов и т.д., которые актуализированы
автором с той или иной целью. Выделяется и так называемый мифотворческий принцип, в котором преобладает непреднамеренное воспроизведение мифа в романе, а также авторская мифологизация, где используется «личностный» миф [4]. Неканоничное по своей природе свойство романа дает этому жанру возможность находиться в вечном поиске, вечном исследовании себя самого и всего культурного контекста.
Роман «Миф» Ф.Бадалова, известного писателя и исследователя лезгинского культурно-исторического наследия, обобщает представления о многовековой духовной эволюции лезгинского народа. Миф в данном произведении выполняет миромоделирующую функцию. Мы придерживаемся точки зрения Топорова В.Н., согласно которому мифопоэтическая модель мира строится на основании данных от палеонтологии и биологии до сведений по этнографии современных архаических коллективов, пережиточных представлений в сознании современного человека, данных, относящихся к языку, символике сновидений и более глубоких сфер бессознательного, художественному творчеству и т. п., в которых могут быть обнаружены или реконструированы архаические структуры[5].
Языческие верования лезгин, их культурно - религиозные пережитки и история народа - неотъемлемая часть его современной духовной культуры, фактор
__и Т-Ч и
сохранения духовного наследия и национальной идентичности. В научной литературе зафиксированы практически все божества лезгин, но фольклорный материал, отражающий религиозно - мифологические представления, требует тщательной реконструкции путем научного анализа те образы и персонажи, фрагменты которых сохранились в народной памяти.
Поскольку в романе «Миф» космогонические мифы являются одним из основных элементов сюжетостроения, то необходимо отметить, что они возникли в период относительно единой и стабильной картины мира. Основным способом осмысления мира и разрешения противоречий в этот период является миф, мифология, под которой понимается не только система мифов, но и особый тип мышления, хронологически и по существу противостоящий историческому и естественнонаучному типам мышления, и ритуал, ориентированный на непрерывное и целостное. Исходными и основными для текстов космологического периода правомерно считать схемы трех типов: 1) собственно космологические схемы, занимающие центральное место; 2) схемы, описывающие систему родства и брачных отношений, и 3) схемы мифо-исторической традиции[3].
Если же обратиться к евразийскому влиянию на формирование лезгинской мифологии, то можно указать, что такие ученые, как В. В. Стасов, Г. Н. Потанин, Вс. Ф. Миллер, В. М. Жирмунский, считают, что богатырский сказочный и повествовательный эпос у иранских, тюркских, монгольских и других народов Средней Азии и Кавказа имеет общие черты со славянским. Семантика отдельных образов романа манифестирует маркеры его философем в «евразийской» парадигме. Эта научная проблема на сегодня достаточно актуальна и представляет собой широкое поле для будущей исследовательской деятельности.
Для романа «Миф» характерна многоплановость действия, обусловленная изображением героев разноприродных сфер, которые взаимодействуют друг с другом, - люди, боги, нечисть. На наш взгляд, ощущению единства повествования в романе Бадалова способствуют мотивы, которые связывают планы между собой и определяют сюжетное движение в романах. Основным признаком этих мотивов является их архетипическая природа. Семантическим ядром авторских текстов является мотив столкновения человека со сверхъестественными существами. При этом развертывание указанного мотива в сюжетном плане может принимать разные формы в связи с мифологической традицией: любовные похождения или борьба; благоприятный или неблагоприятный исход конфликта.
Мифопоэтическое пространство выражено в двух видах пространства: природном и культурном. В структурном отношении эти пространства моделируются с помощью семантических оппозиций, выработанных архаичным мифологическим сознанием: «открытый - закрытый», «внутренний - внешний», «свое - чужое» и др.
Особую роль играет «инфернальное пространство», в понятие которого входят топосы, занимаемые мифологическими персонажами демонического характера. Так, двенадцатая глава романа «Хварц» («Хъварц») обращается к мифологическому образу невидимого злого демона, который душит спящего человека.
В создании образа героя Бадалов использует архаические представления о предопределенности и Судьбе, мотив связи героя с иным миром, подвига героя. В отличие от мифа, который придает чувствам героев второстепенное значение, переживания персонажей романа «Миф» обрисованы развернуто, благодаря чему индивидуализируются их образы. Но, несмотря на это, Бадалов при обрисовке характеров героев во многом следует мифологической парадигме, сохраняя основную интригу мифа - конфликт между людьми и богами. Мифологический герой находится все время в движении, и, лишая героя его привычной деятельной среды, автор фокусирует внимание на переживаниях героя, его эмоциональном состоянии.
Художественное пространство в романе «Миф» формируется семантическими оппозициями, выработанными архаическим мифологическим мышлением: «свое-
и и и 1 и у
чужое», «открытый - закрытый», «сакральный-профанический». Кроме того, оно неразрывно связано с героем, определяя его характер и модель поведения, что соответствует мифопоэтической традиции. Категория времени в художественном мире автора сопоставима с мифопоэтической моделью, в основе которой лежит представление о неравнозначности временных промежутков.
Мифологический образный ряд в мифопоэтической прозе писателя представлен образами людей и богов. Писатель во многом следует архетипической модели этих образов, воссоздавая черты «прообразов». Мифотворчество Ф.Бадалова состоит в создании особого фантастического мира, и связь с фантастическим дискурсом
становится очевидной при учете ориентации поэтики жанра мифологического романа на волшебную сказку.
Л и т е р а т у р а
1. Бадалов Беделахтул. Миф. Роман. - Баку, 1993;
2. Иванов Вяч. Вс. Евразийские эпические мифологические мотивы// Евразийское пространство. Звук, слово, образ.- Москва, 2003;
3. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. -М., 1998. С. 419;
4. Миронов А.В Принципы исследования неомифологического романа ХХ века (жанровый аспект). - М., 2010;
5. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая)//Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.161-166.