Научная статья на тему 'К проблеме выявления этнографических подразделений удмуртского этноса конца XIX начала XX века'

К проблеме выявления этнографических подразделений удмуртского этноса конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / УКРАШЕНИЯ / ЮЖНЫЕ УДМУРТЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / АРЕАЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косарева Ирина Алексеевна

Анализируется новый полевой материал, позволяющий выявить исторически сложившиеся этнографические подразделения удмуртского народа на территории, расположенной южнее бассейна р. Чепцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of ethnographic groups of the Udmurt folk in the late XIXth early XXth century

The article analyses a new field (archeological) material, which allows the ethnological groups of Udmurts to be revealed southward of the Cheptsa river basin.

Текст научной работы на тему «К проблеме выявления этнографических подразделений удмуртского этноса конца XIX начала XX века»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

135

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

УДК 940(0):390 (511) И.А. Косарева

К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УДМУРТСКОГО ЭТНОСА КОНЦА XIX -НАЧАЛА XX ВЕКА*

Анализируется новый полевой материал, позволяющий выявить исторически сложившиеся этнографические подразделения удмуртского народа на территории, расположенной южнее бассейна р. Чепцы.

Ключевые слова: традиционный костюм, украшения, южные удмурты, этнографические подразделения, ареалы.

Существенная научная задача выявления этнографических подразделений удмуртского народа длительное время оставалась неразрешенной. Удмуртский этнос был исторически разделён на северных удмуртов (ватка) и южных удмуртов. Северные удмурты проживают в настоящее время в бассейне р. Чепцы (левый приток р. Вятки). Их земли с XIII в. стали осваивать русские колонисты; в XIV в. Вятская земля вместе с этнической территорией северных удмуртов вошла в состав Нижегородско-Суздальского княжества, а в 1489 г. была присоединена к Московскому государству.

Южные удмурты проживают южнее бассейна р.Чепцы. Их земли находились во владении Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства. Эта часть удмуртского этноса с давних пор была приближена к тюркской этнокультурной среде. Естественной границей между северными и южными удмуртами стала лесистая заболоченная местность в водоразделе рек Чепцы с одной стороны и Кильмези, Ижа и Сивы с другой.

В ходе полевых исследований 1960 - 1990-х гг. у северных удмуртов ватка были выявлены этнографические группы в верхнем (ватка вылланьёс -верхние ватка), среднем (ватка улланьёс - нижние ватка) и нижнем (слободские и косинские удмурты) течении р. Чепцы1. Южные удмурты оставались неисследованными.

В ходе полевых изысканий последних лет у южных удмуртов вычленены этнографические группы: 1) калмез, 2) верхнеижско-шарканская, 3) собственно южные удмурты, состоящие из семи подгрупп. Определены ареалы этих подразделений этноса. В качестве критерия при выявлении групп были использованы данные о традиционной женской одежде, головных уборах, украшениях, народном декоративно-прикладном искусстве, эндогамии, религиозных верованиях и народных праздниках. Данные диалектологии во многом подтверждают результаты, полученные на этнографическом материале.

*

Полевые исследования, положенные в основу статьи проведены при поддержке РГНФ. Грант № 06-01-18129 е

136

И.А. Косарева

2008. Вып. 2 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

1. Этнографическая группа калмез известна исследователям с XVIII в.2 , однако территория её проживания не была точно установлена. Как удалось обнаружить, она простирается от низовий р. Кильмезь (левый приток р. Вятки) до самых её верховий, с плотно заселённым левым берегом реки и небольшими группами деревень на низменном правом берегу. Для традиционного женского костюма этой группы был в прошлом характерен цилиндрический головной убор айшон, отличающийся конструкцией и формой от подобных головных уборов собственно южных удмуртов3. Хорошо сохранились до нашего времени особые праздничные девичьи головные уборы калмезов, предназначенные для осеннего праздника портмаськон (от удм. портмась-кыны - наряжаться), и сама традиция проведения этого праздника, не имеющего аналогов у других этнографических групп. Она была характерна для всего ареала калмезов и помогла выявить этот ареал.

Женские нагрудные украшения калмезы изготавливали из серебряных монет, нашитых на тканевую основу. Калмезские наборы украшений, как и у большинства южных удмуртов, включали перевязь, являвшуюся результатом тюркского, в первую очередь татарского, этнокультурного влияния. Конструкции и названия украшений в нижнем и верхнем течении р. Кильмезь различались (чигвесь, от удм. чигем - сломанный, в нижнем течении; галыс - в верхнем течении реки; этимология последнего названия неясна), что помогает наметить ареалы этнографических подгрупп калмезов.

Археологи полагают, что предками калмезов были носители кочергин-ской археологической культуры X - XIII вв., мигрировавшие из бассейна р. Пижмы (правый приток р. Вятки) под марийским давлением на рубеже

I и II тыс. н.э.4 Диалектологи относят речь жителей бассейна р. Кильмезь к

особым среднезападным говорам срединного наречия5.

2. Восточными соседями калмезов являются верхнеижско-шарканские

удмурты, населяющие верховья р. Иж (правый приток р.Камы) и притоки р. Сивы (правый приток р.Камы) р. Шаркан, р. Вотку и р. Кивару. Вероятно,

предками верхнеижско-шарканских удмуртов были вотско-сивинские удмурты, группа столь же древняя, как и калмезы, но недостаточно археологически

6

изученная .

Женским головным убором верхнеижско-шарканских удмуртов была шапочка подурга (этимология названия неясна), представляющая собой матерчатый чепец с разомкнутым верхом, конструктивно близкая головным уборам групп удмуртского населения, испытавших воздействие тюркских традиций (бесермян и закамских удмуртов)7.

В традиционной женской одежде верхнеижско-шарканских удмуртов до последнего периода бытования традиционного костюма был сохранён белый льняной холст и очень самобытная вышивка позументной нитью, покрывающая большие орнаментируемые поверхности. Другим ярким проявлением традиций народного искусства этой группы стало узорное ткачество, выполняемое в переборной технике, содержащее новые, пластичные узоры, часто включающие растительные мотивы, с явными отголосками орнаментики модерна. Источником новых орнаментов стали изделия кустарных мастерских в

К проблеме выявления этнографических.

137

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

с. Сосновка Шарканского района. Кроме того, по всему ареалу верхнеижско-шарканских удмуртов ткали полосатые покрывала на постель и полосатые приспособления для переноски детей за спиной.

Традиционное женское нагрудное украшение чыртывесь или коньдоно-весь (от удм. чырты - грудь, коньдон - цена белки, деньги) представляло собой узкую полоску ткани с нашитыми в один ряд налегающими друг на друга монетами. Все перечисленные выше особенности костюма и народного искусства были характерны для всего ареала группы. Они ярко обрисовывают её самобытную культуру, свидетельствуют о пронизывающих и скрепляющих группу брачных, родственных и информационных связях. Диалектологи относят язык верхнеижско-шарканских удмуртов к средневосточным говорам срединного наречия8.

3. Собственно южные удмурты, по мнению археологов, обладали исторической преемственностью по отношению к носителям последовательно сменявших друг друга чегандинской (II в. до н.э. - Vв.н.э.), верхнеутчанской (VI - IX вв.) и чумойтлинской (X - Х^вв.) культур9. Для этой этнографической группы были характерны: женский высокий конусообразный головной убор айшон на берестяной основе, с вышитым по счёту нитей покрывалом; полотенчатый головной убор чалма, который надевали под айшон, размещая узорные концы чалмы сзади, на области таза; налобная повязка йыркерттэт (от удм. йыр - голова, керттэт - завязка), обрамляющая лоб и фиксирующая чалму на голове; женская причёска чузис, или чузырет, в виде спиралевидно закрученных пучков волос у висков.

Внутри этой этнографической группы исторически сложились отдельные подгруппы со своими особенностями культуры и сохраняемой, по крайней мере, до 1930-х гг. эндогамией: 1) алнашско-киясовская; 2) граховско-южнокизнерская; 3) севернокизнерская; 4) водзимонская; 5) можгинско-малопургинская; 6) кыйлудско-гурезьпудгинская; 7) среднеижская левобережная10. Формирование этих семи подгрупп собственно южных удмуртов было обусловлено миграционными процессами внутри удмуртского ареала в разные исторические эпохи и межэтническим взаимодействием с другими народами. Данные диалектологии подтверждают факт объективного существования выявленных подразделений удмуртского этноса11.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. - 1970. - № 3. - С. 42; Косарева И.А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. - Ижевск, 2000. - С. 23-101.

2 Напольских В.В. Удмуртские материалы Д.Г. Мессершмидта. - Ижевск, 2001. - С. 85.

3 Смирнов И.Н. Вотяки // ИОАИЭ. - Казань, 1890. - Т. 8, вып. 2. - С. 97.

4 Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. - Ижевск, 2004. - С. 321, 322, 392.

5 Максимов С.А. Северноудмуртско-коми ареальные лексико-семантические параллели: дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 1999. - С. 171.

138

2008. Вып. 2

И.А. Косарева

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

6 Голдина Р. Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. - Устинов, 1987. - С. 32.

7 Косарева И. А. Указ. соч. - С. 174-188.

8 Максимов С. А. Указ. соч. - С. 171.

9 Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. - С. 296.

10 Полевые материалы автора 1998 - 2006 гг.

11 Информация получена из беседы с диалектологом С. А. Максимовым.

Поступила в редакцию 28.04.08

I.A. Kosareva, candidate of history, doctoral candidate of history

On the problem of ethnographic groups of the Udmurt folk in the late XIXth - early

XXth century

The article analyses a new field (archeological) material, which allows the ethnological groups of Udmurts to be revealed southward of the Cheptsa river basin.

Косарева Ирина Алексеевна, к.и.н., докторант ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: kosar@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.