УФИМСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК_Том 24. № 3. 2024
УДК 903.7 х—ч Ттч I Дата поступления статьи: 09.11.2023
Дата принятия статьи: 23.08.2024
К ПРОБЛЕМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗНОВРЕМЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДСКОМ КУЛЬТУРНОМ СЛОЕ (НА ПРИМЕРЕ РАСКОПОК В СОФИЙСКО-УСПЕНСКОМ СОБОРЕ ТОБОЛЬСКОГО КРЕМЛЯ)
Игорь Валерьевич Балюнов
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Тобольск, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. При археологических раскопках городского культурного слоя часто возникает необходимость комплексного исследования материалов с использованием данных письменных и картографических источников. В ряде случаев это позволяет выделять хорошо датируемые комплексы, лежащие рядом в одном раскопе, но имеющие свой отдельный контекст. Примером выделения таких комплексов могут служить результаты археологических исследований, проведённых внутри Софийского собора Тобольского кремля. Здесь в культурных слоях обнаружена керамика раннего железного века - раннего средневековья, оставленная задолго до появления русского города. Кроме того, уверенно фиксируется жилой слой, формирование которого относится к периоду конца XVI - середины XVII в. Находки из этого слоя являются ценными свидетельствами для изучения материальной культуры первых русских поселенцев в Сибири. Этим же временем следует датировать обнаруженные в раскопе погребения православного кладбища, которое возможно определить как действовавшее при деревянной Спасской церкви. Отдельно выделяются напластования и объекты, связанные с годами возведения кирпичного Софийского собора конца XVII в. и отражающие процессы начала каменного строительства в Сибири. Вплоть до середины XIX в. внутри храма хоронили высших церковных иерархов (известен их поимённый список), с ними соотносятся обнаруженные кирпичные склепы. Следует учитывать, что определённые нами комплексы выявлены на сравнительно небольшой площади и часто фиксируется ситуация, когда более ранние объекты были частично разрушены более поздними. Однако эти находки являются репрезентативными и позволяют дополнить существующие знания о важных этапах как истории самого города Тобольска, так и сибирского региона.
Ключевые слова: Тобольск, Софийский собор, комплексы, погребения, культурный слой, датировка
Цитирование. БалюновИ.В. К проблеме выделения разновременных комплексов в городском культурном слое (на примере раскопок в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля) // Уфимский археологический вестник. 2024. Т. 24. № 3. С. 444-451. DOI: https://doi.Org/10.31833/uav/2024.24.3.027
UDC 903.7 Submitted: 09.11.2023
Accepted: 23.08.2024
TO THE ISSUE OF IDENTIFYING MULTI-TEMPORAL COMPLEXES IN URBAN CULTURAL LAYER (BASED ON EXCAVATIONS OF SOPHIA-USPENSKY CATHEDRAL, TOBOLSK KREMLIN)
Igor V. Balyunov
Tobolsk Historical and Architectural Museum Reserve, Tobolsk, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The paper describes archaeological complexes identified among materials of the excavations inside Sophia-Uspensky Cathedral in Tobolsk Kremlin. The archaeological works were imposed on the cape. The cape hosted the town, the Kremlin and, later, the residency of the highly placed clergyman. History of these processes is kept as records. It helps compare the processes with archaeological materials and distinguish multitemporal complexes among them. The excavations revealed traces of an ancient settlement. The settlement dated back to the early Iron Age - early Middle Ages and had existed long before the town was established. The research apparently identifies the cultural layer dated the late 1500s - middle 1600s. This layer refers to the activities of the first Russian settlers in Siberia. The same period applies to discovered burials of the Orthodox Christian cemetery by the wooden Church of Our Savior. The researchers especially highlight layerings and objects from the construction of brick Sophia-Uspensky Cathedral (late 1600s). They reflect the beginning of stone construction in Siberia. In the excavations, the researchers discovered several brick tombs. These tombs were made for burying highly placed clergymen known by their names. The findings and multi-temporal complexes allow to describe main phases of Troitsky cape development. They also show how the status of this territory changed. The archaeological materials are a valuable source of information about the material culture, funeral rites, stone architecture of both the town and the whole vast Siberian region.
Keywords: Tobolsk, Sophia Cathedral, complexes, burials, cultural layer, dating
Citation. Balyunov, I.V. 2024, "To the issue of identifying multi-temporal complexes in urban cultural layer (based on excavations of Sophia-Uspensky Cathedral, Tobolsk Kremlin)", Ufa Archaeological Herald, vol. 24, no. 3, pp. 444451. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.31833/uav/2024.24.3.027
И.В. Балюнов
Введение
Выделение разновременных комплексов в площади одного раскопа зачастую актуально для многослойных памятников, где присутствуют археологические материалы разных эпох и существует потребность разграничить находки в общем массиве. Обычно это привязывается к процессам смены эпох и/или населения в древности. Для городской археологии позднего времени, где редко приходится говорить о смене населения, эта проблема принимает иные формы. Как правило, общий объем находок определяется сравнительно небольшим отрезком времени, но внутри него (благодаря существующим письменным и картографическим источникам) можно выделить материалы, чётко группирующиеся по набору признаков. И часто эти группы или комплексы происходят из площади одного раскопа и не имеют хронологических разрывов и значимых отличий по культурной принадлежности. Например, это могут быть почти синхронные по времени поселенческий и погребальный комплексы, архитектурные сооружения или объекты.
Все вышесказанное можно проиллюстрировать материалами археологических исследований Тобольска. Город (являющийся одним из первых появившимся за Уралом в конце XVI в.) начинает свою историю с 1587 г., когда на высоком Троицком мысу недалеко от слияния рек Иртыша и Тобола был поставлен первый деревянный острог. Позднее эта крепость неоднократно перестраивалась, и в конце XVII в. начинается возведение белокаменного Тобольского кремля. В это время он последовательно являлся сначала центром воеводского, а затем губернского правления и центром духовной власти Сибири, который в локальной планировке окружали многочисленные жилые кварталы. В сравнении с ними, именно этот участок города имеет наиболее разработанное историческое описание, созданное на базе многочисленных письменных и картографических источников. За последние несколько десятилетий оно заметно обогатилась за счёт введения в научный оборот археологических материалов.
На сегодняшний день существует значительный опыт археологического изучения Тобольского кремля, который необходимо учитывать при изучении выбранной проблематики. Первыми раскопками, которые можно условно называть археологическими, являются архитектурные исследования кремлёвских построек под руководством московского инженера Ф.Г. Дубровина в 1950-х гг. [Балюнов, 2020. С. 134]. Только в 2000 г. первые официальные археологические раскопки были проведены А.А. Адамовым на месте строительства Иконной лавки, позднее, в 2001 и 2003 гг., им же велись исследования в залах Дворца Наместника. В 2004-2007 гг. совместно с А.А. Адамовым работали его ученики И.В. Балюнов и П.Г. Дани-
лов, были проведены локальные исследования практически на всех участках Тобольского кремля [Адамов, Балюнов, Данилов, 2008. С. 26]. При проведении этих работ всякий раз возникала необходимость определить или атрибутировать выявленные объекты культурного наследия, что решалось с разной степенью успеха.
Основная часть
Ярким примером наслоения разновременных комплексов на небольшом участке культурного слоя являются материалы археологических исследований, произведённых внутри Софийско-Успен-ского собора Тобольского кремля. Необходимо указать, что эта постройка является самой ранней каменной на территории Сибири. Его строительство связывают с последствиями большого пожара 1677 г., в котором сгорел митрополичий двор и деревянный Софийский храм. В дальнейшем, во исполнение царского распоряжения, в 1681-1686 гг. ставится новая соборная церковь, во многом определившая планировку и внешний облик всего архитектурного ансамбля. С течением времени собор претерпевал существенные перестройки и дополнения. В начале ХУШ в. появляется северный придел во имя Ионна Златоуста, а после пожара 1726 г. полностью была изменена форма и оформление куполов [Кочедамов, 1963. С. 83]. Спустя столетие после возведения собора, в 1784-1787 гг. были проведены серьёзные ремонтные работы и построена новая паперть [Кочеда-мов, 1963. С. 90]. Когда в XIX в. здание обветшало настолько, что встал вопрос об его сносе, в 1831 г. омский областной архитектор Татаринов произвёл ремонт собора, сохранив его формы [Кочедамов, 1963. С. 133]. После событий Гражданской войны здание использовалось долгое время как склад, и только в 1950-1960-х гг. советские реставраторы провели значительные работы по восстановлению архитектурного памятника, дав ему фактически вторую жизнь.
После возрождения Тобольской епархии и возвращению Софийскому собору первоначальной функции, начинаются работы по обратному приспособлению здания под церковные нужды. Очередной этап работ приходится на начало XXI в., когда в целях обустройства собора весной-летом 2005 г. потребовалось произвести археологические исследования как внутри храма (рис. 1, 1), так и на прилегающей к нему территории. Непосредственно внутри собора была исследована площадь 203 м2, что составляет практически всю западную половину здания. Раскопками была затронута почти вся алтарная часть храма. В начале работ было проведено вскрытие бетонного пола, под которым сразу был выявлен культурный слой. Его исследования производилось вручную, слоями около 20 см, с последующим вывозом отработанного грунта за пределы храма.
UFA ARCHAEOLOGICAL HERALD
Volume 24. no. 3. 2024
Рис. 1. Раскоп в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. 1 - общий вид на северо-западную часть раскопа с юга; 2, 4 - детали деревянных конструкций комплекса конца XVI - середины XVII в; 3 - кирпичная опора чугунного пола
Fig 1. Excavations at Sophia-Uspensky Cathedral in Tobolsk Kremlin. 1 - general view of the excavations north-west, south view; 2, 4 - wooden parts of the complex structures dated the late 1500s -middle 1600s; 3 - brick support under cast-iron floor
Наблюдения, сделанные в процессе исследования, с опорой на планиграфические и стратиграфические данные, а также учёт известных опубликованных источников, позволяет выделить целый ряд археологических комплексов. Определяются комплекс «дорусского» времени, жилой слой конца XVI - середины XVII в., кладбище конца XVI - середины XVII в.; строительный слой времени возведения каменного собора, погребальный комплекс церковных иерархов середины XVII - середины XIX в. и объекты благоустройства храма XIX в.
На участках, не потревоженных перекопами, нижним слоем является тёмно-серый (почти чёрный) суглинок, который следует определить как погребённую почву. В нем практически отсутствуют находки, редким исключением являются фрагменты лепной орнаментированной керамики. Хронология археологических древностей Тобольска ещё требует уточнений, но по существующим аналогиям найденные фрагменты можно отнести ко времени раннего железного века - раннего средневековья. По орнаментации стенок сосудов находки близки богочановской, карымской, пот-чевашской культурам и, вероятнее всего, отражают процессы переходного времени. В местах, где темно-серый суглинок был разрушен перекопами, такая керамика была обнаружена и в составе заполнений поздних сооружений, например, могильных ям. Следует добавить, что на территории
Тобольского кремля уже многократно были обнаружены свидетельства человеческой деятельности времени задолго до прихода сюда русского населения [Адамов, Балюнов, Данилов, 2008. С. 28, 29]. Находки, происходящие из раскопа внутри собора, следует соотнести с поселением Троицкий мыс 2, выделенным А.А. Адамовым по материалам археологических исследований у здания Архиерейского дома Тобольского кремля [Адамов, Балюнов, Данилов, 2008. С. 29]. Сама датировка этих древностей является опровержением версии, имеющей место в некоторых краеведческих публикациях, согласно которой на месте Софийского двора в позднем средневековье будто бы стоял татарский городок времён Сибирского ханства.
Выше погребённой почвы находятся многочисленные прослойки, которые условно стоит подразделить на строительные, образовавшиеся в результате ремонтов или реставраций собора, и жилые - образовавшиеся ещё до возведения храма. Первые содержат в себе кирпичный бой и песок, известковую крошку, последние - тёмно-коричневый суглинок, древесный уголь и органику.
Земляные напластования, которые обычно настилают погребённую почву, состоят из тёмно-серого суглинка, насыщенного следами хозяйственной деятельности и мешанного со щепой, навозом, древесным углем. Эти слои можно датировать от времени основания города Тобольска до начала строительства каменного собора - с 1587
1.У Ва1уипоу
по 1681 г. Верхняя датировка обосновывается тем, что они накрыты мощными линзами материкового выкида (жёлтого суглинка), образовавшимися при рытье рвов под закладку фундаментов храма. Ещё одним подобным признаком является насыщенность строительным мусором - кирпичным боем, известковой крошкой слоёв, лежащих выше. Следует ещё раз подчеркнуть, что каменное строительство начинается в городе в конце XVII в. на территории Софийского двора и, следовательно, следы такой деятельности в слоях более раннего времени отсутствуют. Дополнительно предложенная датировка подтверждается предметным комплексом, найденным при раскопках. Это обломки серо-коричневой гончарной посуды, детали кожаной обуви, обувные подковки, ножи, монеты и пр. Этот предметный комплекс находит многочисленные аналогии в материалах русских памятников Западной Сибири XVII в. В слоях конца XVI - середины XVII в. обнаружены и остатки нескольких деревянных конструкций, точное определение которых сильно затруднено плохой сохранностью (рис. 1, 1, 2, 4), а кроме того, на нескольких участках раскопа эти напластования являются заполнениями ям, заглублённых в материк. Очевидно, что это остатки хозяйственных сооружений.
На основной площади раскопа слой погребённой почвы и слой 1587-1681 гг. разрушен могильными ямами выявленного здесь христианского кладбища (рис. 2). Всего было изучено 55 погребений, совершенных по единому обряду. Костяки, ориентированные головой на запад, лежали вытянуто на спине. Захоронения осуществлялись в двух вариантах - в колодах и гробах. Захоронения в колодах более характерны для детских погребений, что можно объяснить отсутствием в ближайших окрестностях толстоствольных (пригодных для изготовления крупных колод) деревьев. В ряде случаев фиксируются верхнее покрытие погребальной конструкции широкими кусками бересты. При организации кладбища, очевидно, придерживались рядности и ярусности захоронений. Известны погребения, совершенные рядом практически параллельно друг другу и строго одно над другим [Балюнов, Данилов, 2013. С. 50].
Сопроводительный инвентарь не отличается большим разнообразием, многократно были обнаружены остатки простой погребальной обуви, сшитой из одного куска кожи. В одном случае под черепом погребённого сохранились остатки берёзового (?) веника. Практика класть у изголовья гроба веник или подушку, набитую березовыми листьями, имела широкое распространение у русского населения в Западной Сибири [Бардина, 1994. С. 389; Загваздин, 2008. С. 25], что не всегда может быть зафиксировано в материалах археологических исследований. Известны примеры, когда березовыми листьями покрывали дно гроба и засыпали их поверх покойного [Зайцева, Кениг,
2014. С. 25]. В трёх женских погребениях достаточно хорошо сохранились волосы, уложенные в своеобразные причёски: две косы, уложенные вокруг головы, в одном случае обнаружен головной убор - волосник. При описании наиболее характерных элементов погребального обряда выявленного здесь кладбища необходимо учитывать, что предметы, выполненные из бересты, кожи, дерева не могут быть надёжно подвергнуты статистическому учёту. Органические материалы в культурном слое верхнего города далеко не всегда могли сохраниться в слое [Адамов, Балюнов, Данилов, 2008. С. 64-65].
Очевидно, что исследованное внутри Софийского собора кладбище являлось действующим ещё до начала каменного строительства, что подтверждается тем, что некоторые погребения были разрушены при заложении фундаментов. Такая неожиданная находка первоначально привела к заключению, что выявленное кладбище функционировало при деревянной Софийской церкви, и, следовательно, его можно датировать в рамках 1620-1677 гг. [Балюнов, Данилов, 2013. С. 51].
Однако подобное определение следует подвергнуть сомнению, обратившись к сообщениям опубликованных письменных источников. П.Н. Буцинским были выявлены материалы о переустройстве Софийского двора после пожара 1643 г. Из них следует, что в 1646 г. воевода Гагарин и архиепископ Герасим отписывали в Москву, что новая церковь Софии Премудрости Божией заложена на том месте, где до пожара находилась церковь Спаса Нерукотвореннаго. Как сообщалось: «а на прежнем церковном месте той соборной церкви поставить было нельзя за теснотою и потому, что с прежняго места не было выходу к площади» [Буцинский, 1891. С. 58]. Сибирские летописи указывают на то, что Спасская церковь (одна из первых церквей Тобольска) стояла «на взвозе» и «на торгу». Из содержания челобитной 1637 г. священника Григория Пятка известно о существовавшем рядом со Спасским храмом кладбища, которое начало теснить торговые полки и лавки «подле паперти» [Буцинский, 1999. С. 280]. Можно утверждать, что это приходское кладбище перестало функционировать после пожара 1643 г. и строительства деревянного Софийского собора в 1646 г. Это утверждение следует обосновать сведениями о том, что в 50-70-х гг. XVII в. «под собор-ною церковью» находились останки архиепископов Макария и Герасима [Кузнецов, 1999. С. 88].
Вероятно, при Софийском соборе (как деревянном, так позднее и каменном) совершались особые погребения, а большого (именно приходского) кладбища никогда не существовало. Совокупность этих сведений позволяет прийти к заключению, что основная часть погребений, обнаруженных в ходе археологических исследований 2005 г., принадлежит спасскому кладбищу, дейст-
УФИМСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Том 24. № 3. 2024
Рис. 2. Раскоп в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Погребения кладбища конца XVI - середины XVII в. Вид с востока
Fig. 2. Excavations at Sophia-Uspensky Cathedral in Tobolsk Kremlin. 1, 2 - cemetery burials dated the late 1500s - middle 1600s. East view
вовавшему на этом участке кремля в 1590-1640-х гг. Следует добавить, что многие из названных элементов погребальной обрядности (кожаная обувь, берестяные перекрытия, женские прически и пр.) также были зафиксированы при исследовании «троицкого» кладбища на территории Тобольского кремля, где, вероятнее всего, хоронили первых жителей города в период с 1587 по 1643 г. [Балюнов, 2022. С. 46].
В плане раскопа примерно на границе кладбища и участка непотревоженного культурного слоя XVII в. обнаружены деревянные детали, расположенные примерно по одной линии (запад - восток). К ним относятся остатки горизонтально лежащего бревна и ряда вертикально стоящих столбиков (рис. 1, 4). Известные аналогии (известные в том числе и по раскопкам в Тобольске) позволяют сделать предположение, что здесь был обнаружен нижний ярус некой постройки. Столбики можно интерпретировать как свайную конструкцию, ко-
торая выравнивала поверхность и служила нижней опорой, и на которую укладывался нижний венец сруба. Можно предположить, что таким образом определяется месторасположение одной из деревянных церквей - Спасской или Софийской. Однако, следует признать, что имеющихся в нашем распоряжении фактов недостаточно, чтобы утверждать это сколько-нибудь уверено.
Выше уже отмечалось, что в стратиграфии раскопа хорошо читаются слои, связанные с этапом строительства собора. Они определяются мощными линзами жёлтого суглинка, выброшенного при рытье траншей под фундаменты здания (рис. 1, 1). Кроме того, в раскопе были расчищены некоторые участки фундаментов как стен храма, так центральных колон. Наблюдения, сделанные при раскопках, позволяют определить некоторые особенности каменного строительства, появившегося в Тобольске конца XVII в.
И.В. Балюнов
Нижним основанием всей конструкции здания являлась субструкция - искусственная подстилка, образованной засыпкой дикого камня. Стоит заметить, что природного камня в ближайших окрестностях Тобольска неизвестно и очевидно, что этот материал является привозным. Согласно исследованиям В.И. Кочедамова, для строительства Софийского собора «на реках Нейве и Туре был отыскан бутовый камень» [Кочедамов, 1963. С. 25]. На начальном этапе строительства по периметру будущего здания выкапывались глубокие траншеи для стен и четыре котлована для колонн собора. Их засыпали рваным камнем, после чего, вероятно, требовалось какое-то время на его усадку. Как уже было сказано, на территории храма и с его западной стороны было обнаружено довольно внушительное христианское кладбище; при этом строители не испытывали особого почтения к «отеческим гробам», так как нередко погребения были либо разрушены, либо перерезаны каменной засыпкой.
Природно-климатические условия и конструктивные особенности храма предъявляли к сооружению субструкции особые требования. Это, прежде всего, глубина залегания бутового камня, которая зависела от внушительных размеров здания, а также от уровня зимнего промерзания почвы (так как промёрзшая земля коробится). По нашим данным, мощность засыпки составляет 2,9 м. Засыпка имела постепенное расширение книзу около 10 см с каждой стороны. Камни, по-видимому, совсем не обрабатывались и выкладывались без связующего раствора: в нем не было необходимости, так как плотный материковый суглинок, в который была помещена основная часть подошвы здания, надёжно «обхватывал» каменную засыпку, придавая конструкции дополнительную прочность [Балюнов, 2017. С. 321]. Сверху на слой бутового камня устанавливалась кладка фундамента на известковом растворе из большеразмерного кирпича (28x12,5x6,4 см).
Целый ряд объектов, выявленных при археологических исследованиях, относится к погребальному комплексу церковных иерархов XVII - середины XIX в. Известно, что ещё в 50-70-х гг. XVII в. под деревянным собором находились останки двух архиепископов. Эта традиция получила продолжение и после строительства каменного храма. В площади раскопа было обнаружено четыре объекта, которые определяются как склепы. Объект, обнаруженный в северо-западном углу, представляет собой прямоугольное в плане сооружение размером 144x504 см, сложенное на цементном растворе из кирпича форматом 24x14x6 см в семь рядов (рис. 1, 1, 4). На постели некоторых кирпичей читается клеймо «АХ». Описанное сооружение является внешней обкладкой склепов, в которых были захоронены останки высших духовных чинов XVIII-XIX вв. Сами склепы
сложены из большемерного кирпича на известковом растворе. К югу от этого сооружения зафиксировано ещё три аналогичных объекта (размеры в плане 80x244, 110x260 и 120x250 см). Вскрытие этих сооружений производилось представителями местной епархии.
Ещё раз можно обозначить, что создание поздних сооружений происходило на площади заброшенного приходского кладбища. Естественно, что перекопами повреждались ранние захоронения и по этой причине рядом со склепами фиксировались потревоженные человеческие кости и переотложенные погребения (приямки, заполненные останками).
Литературные источники позволяют достаточно уверено определить имена тех, кто был похоронен в склепах. Наиболее ранние захоронения принадлежат служителям в сане архиепископ сибирский и тобольский:
1) Макарий Кучин (умер 24 июля 1635 г.),
2) Герасим Кремлев (умер 16 июля 1650 г.),
3) митрополит сибирский и тобольский Кор-нилий (умер 23 декабря 1677 г.).
Почившие уже после строительства каменного собора:
митрополиты с титулом Тобольских и сибирских
4) Антоний I Стаховский (умер 27 марта 1740 г.),
5) Антоний II Нарожницкий (умер 27 марта 1748 г.);
архиепископы с прежним титулом тобольских и сибирских:
6) Амвросий II Рождественский (умер 14 февраля 1825 г.),
7) Афанасий Протопопов (умер 21 сентября 1842 г.) [Сулоцкий, 2000. С. 58-60].
Согласно данным, опубликованным дореволюционным историком А.И. Сулоцким, Макарий, Герасим и Корнилий были погребены на правой стороне, Антоний I и Антоний II - на левой стороне, Амвросий II и Афанасий - между западной стеной и правым клиросным столбом. Эти данные подкрепляются тем, что над пятью преосвященными, погребёнными по сторонам (Макарием, Герасимом, Корнилием и двумя Антониями), в 1837 г. тобольским мещанским обществом были устроены с позолотой и надписями деревянные надгробия. И, кроме того, над Антонием I и Антонием II на стенах находились эпитафии, писанные старинными «силлабическими» стихами - как дань тому, что они оба учились в Киевской духовной академии [Сулоцкий, 2000. С. 38].
Из других объектов, относящихся ко времени функционирования храма, можно отметить шесть прямоугольных в плане кирпичных тумб (усреднённые размеры полностью раскрытых объектов 110x130 см). Эти сооружения созданы из разноформатного кирпича и половинок кирпичей на
UFA ARCHAEOLOGICAL HERALD
Volume 24. no. 3. 2024
известковом растворе, расположены параллельными рядами друг напротив друга (рис. 1, 3). Наиболее вероятное предназначение этих объектов - служить опорой для чугунного пола, датировать их можно XIX в. Среди характеристик Софийского собора, сделанных все тем же А.И. Сулоцким, есть упоминание, что «чугунный пол его сделан очень низко, отчего с весны долго бывает мокрый и очень холодный» [Сулоцкий, 2000. С. 38].
Заключение
На примере материалов археологических исследований, проведённых внутри Софийского собора Тобольского кремля, можно продемонстрировать сложную картину наслоения разновременных объектов в составе городского культурного слоя. Каждый из выделенных комплексов является ярким маркером определённого периода и даже эпохи, имеющих важное значение для региональной истории. Некоторой особенностью городской археологии является то, что в большинстве случаев
выделенные комплексы можно датировать в пределах сравнительно небольшого отрезка времени. Такое выделение возможно сделать во многом благодаря использованию письменных и картографических источников, которые хорошо дополняют и отчасти конкретизируют археологические свидетельства.
Представленные материалы позволяют утверждать, что на вершине Троицкого мыса находилось древнее поселение раннего железного века -раннего средневековья, где в конце XVI в. русские переселенцы поставили деревянный острог, при котором позднее функционировала приходская церковь с кладбищем. Организация на этой территории архиерейского двора влечёт за собой строительство здесь главного храма - первоначально деревянного, а затем и каменного Софийского собора. Можно утверждать, что изменения, происходившие на площади Троицкого мыса на протяжении нескольких столетий, явственно отразились в археологических материалах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адамов А.А., БалюновИ.В., ДаниловП.Г. Город Тобольск: Археологический очерк. Тобольск: ИАЭТ СО РАН, 2008. 114 с.
БалюновИ.В. Некоторые результаты археологических исследований тобольских храмов конца XVII - XVIII века // Культура русских в археологических исследованиях / Под ред. Л.В. Татауровой. Омск: Наука, 2017. С. 320-324.
Балюнов И.В. Архитектурно-археологические исследования на территории Тобольского кремля в 1950-х годах (по фотодокументам Тобольского музея-заповедника) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2020. Т. 48. № 2. С. 130-139. DOI: https://doi.org/10.17746/1563-0102.2020.48.2.130-139
БалюновИ.В. История тобольской Троицкой церкви: от первой деревянной до второй соборной (конец XVI - конец XVIII века) // Тобольск в веках: история, архитектура и культура. Материалы круглого стола, посвящ. 435-летию города Тобольска и Году Данилы Чулкова, основателя города Тобольска. Киров: МЦИТО, 2022. С. 43-55. DOI: https://doi.org/10.52376/978-5-907623-13-2_043
Балюнов И.В. Данилов П.Г. Археологи открывают тайны Софийского собора // Наследие Тюменской области. 2013. № 1 (3). С. 50-53.
БардинаП.Е. Русские // Очерки культурогене-за народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. Томск: ТГУ, 1994. С. 383-393.
Буцинский П.Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим (1625 г. - 1650 г.). Харьков: Типография Губернскаго Правления, 1891. 68 с.
Буцинский П.Н. Сочинения в двух томах: Т. 1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников / Под ред. С.Г. Пархимовича. Сост. Ю.Л. Мандрика. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. 328 с.
Загваздин Е.П. Об одной черте погребального обряда тоболяков в XVII в. // Диалог культур и цивилизаций. Материалы IX Всерос. науч. конф. молодых историков в 2-х частях. Ч. 1. Тобольск: ТГПИ, 2008. С. 24-26.
ЗайцеваЕ.В., КенигА.В. Погребальная обрядность русского старожильческого населения Нижнего Прииртышья XVIII - XIX вв. (по материалам раскопок могильника Горноправдинский) // Культура русских в археологических исследованиях / Ред. Л.В. Татаурова, В.А. Борзунов. Омск; Тюмень; Екатеринбург: Магеллан, 2014. С. 23-27.
СулоцкийА.И. Сочинения. Т. 1: О церковных древностях Сибири. Тюмень: Изд-во Ю. Мандри-ки. 2000. 480 с.
КочедамовВ.И. Тобольск (как рос и строился город). Тюмень: Кн. изд-во, 1963. 154 с.
КузнецовЕ.В. Сибирский летописец. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. 367 с.
REFERENCES
Adamov, A.A., Balyunov, I.V., Danilov, P.G. 2008, The city of Tobolsk: An Archaeological essay. IAET SO RAN, Tobolsk, 114 p. (In Russ.)
Balyunov, I.V. 2017, "Some results of archaeological research of Tobolsk temples of the late XVII - XVIII century", Kul 'turn russkih v arheologicheskih issledovaniyah ("Culture of Russians in archaeological research"), Nauka, Omsk, pp. 320-324. (In Russ.)
Balyunov, I.V. 2020, "Architectural and Archaeological Studies in the Tobolsk Kremlin During the 1950s (Based on Photographic Documents at the Tobolsk Museum-Reserve)", Archeology, Ethnography & Anthropology of Eurasia, vol. 48, no. 2, pp. 130139. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17746/1563-0102.2020.48.2.130-139
I.V Balyunov
Balyunov, I.V. 2022, "History of the Tobolsk Trinity Church: from the first wooden to the second cathedral (late 16th - late 18th century)", Tobol'sk v vekah: istoriya, arhitektura i kul'tura. Materialy kruglogo stola, posvyashchennogo 435-letiyu goroda Tobol'ska i Godu Danily Chulkova, osnovatelya goroda Tobol'ska ("Tobolsk in the centuries: history, architecture and culture. Materials of the round table dedicated to the 435th anniversary of the city of Tobolsk and the Year of Danila Chulkov, the founder of the city of Tobolsk"), MTSITO, Kirov, pp. 43-55. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.52376/978-5-907623-13-2_043
Balyunov, I.V. Danilov, P.G. 2013, "Archaeologists discover the secrets of St. Sophia Cathedral", Nasledie Tyumenskoj oblasti ("Heritage of the Tyumen region"), no. 1 (3), pp. 50-53. (In Russ.)
Bardina, P.E. 1994, "Russians", Ocherki kul'turo-geneza narodov Zapadnoj Sibiri. T. 2: Mir real'nyj i potustoronnij ("Essays on cultural genesis of the peoples of Western Siberia. Vol. 2: The real and Otherworldly world"), TGU, Tomsk, pp. 383-393. (In Russ.)
Bucinsky, P.N. 1891, Siberian archbishops: Makariy, Nektariy, Gerasim (1625-1650). Printing House of the Provincial Government, Kharkov, 68 p. (In Russ.)
Bucinsky, P.N. 1999, Works in two volumes: Vol. 1. Settlement of Siberia and the life of its first inhabitants. Publishing house of Yu. Mandriki, Tyumen, 328 p. (In Russ.)
Zagvazdin, E.P. 2008, "About one feature of the Tobolsk funeral rite in the XVII century", Dialog kul 'tur i civilizacij. Materialy IX Vserossijskoj nauch-noj konferencii molodyh istorikov v 2-h chastyah. Ch. 1 ("Dialogue of cultures and civilizations. Materials of the IX All-Russian Scientific Conference of Young Historians in 2 parts. P. 1"), TGPI, Tobolsk, pp. 24-26. (In Russ.)
Zaitseva, E.V., Koenig,A.V. 2014, "Funeral rites of the Russian old-timers of the Lower Irtysh region of the XVIII - XIX centuries (based on the materials of the excavations of the Gornopravdinsky burial ground)", Kul'tura russkih v arheologicheskih issle-dovaniyah ("Culture of Russians in archaeological research"), Magellan, Omsk, Tyumen, Yekaterinburg, pp. 23-27. (In Russ.)
Sulotsky,A.I. 2000, Works. Vol. 1: On the Church antiquities of Siberia. Publishing house of Yu. Mandriki, Tyumen, 480 p. (In Russ.)
Kochedamov, V.I. 1963, Tobolsk (how the city grew and was built). Publishing House, Tyumen, 154 p. (In Russ.)
Kuznetsov, E.V. 1999, Siberian chronicler. Publishing house of Yu. Mandriki, Tyumen, 367 p. (In Russ.)
Сведения об авторе
Игорь Валерьевич Балюнов, кандидат исторических наук, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Российская Федерация, г. Тобольск. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-00027733-7504
Information About the Author Igor V. Balyunov, Ph.d., Tobolsk Historical and Architectural Museum Reserve, Russian Federation, Tobolsk. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7733-7504