Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ВЕРИФИКАЦИИ ФОТОГРАФИЙ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА'

К ПРОБЛЕМЕ ВЕРИФИКАЦИИ ФОТОГРАФИЙ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
437
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРИФИКАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / ДОСТОВЕРНОСТЬ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЯ / "ДЕЛО ЭДУАРДО МАРТИНСА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бакулин Олег Александрович, Ромакина Мария Александровна

В статье рассматривается проблема достоверности фотографических изображений на примере резонансных эпизодов, фиксирующих случаи фальсификации фотографий в 2000-2010 гг. Особое внимание авторы уделяют «делу военного фотожурналиста Эдуардо Мартинса». Анализируется корпус российских и зарубежных исследований, посвященных указанной теме. Предлагается алгоритм верификации фотографий, который может быть использован в практике современных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS PHOTO VERIFICATION IN MODERN MEDIA

In this paper, the researchers focus on the problem of photo verification considered on the example of several high-profile cases of photo manipulation, which broke into the open in the 2000s-2010s. They specially examine the famous September 2017 case of Brazilian war photographer Eduardo Martins, who systematically did photo manipulation. Particular attention is given to the extent of previous research into the problem in Russian and foreign literature. Drawing on an analysis of academic and specialized literature as well as on their own skills and groundwork, the authors of the paper propose an algorithm of photo verification, which can be used in modern media practice, and highlight the bottlenecks of this process.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ВЕРИФИКАЦИИ ФОТОГРАФИЙ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА»

К проблеме верификации фотографий в современных медиа

ОлегБакулин Мария Ромакина

В статье рассматривается проблема достоверности фотографических изображений на примере резонансных эпизодов, фиксирующих случаи фальсификации фотографий в 2000-2010 гг. Особое внимание авторы уделяют «делу военного фотожурналиста Эдуардо Мартинса». Анализируется корпус российских и зарубежных исследований, посвященных указанной теме. Предлагается алгоритм верификации фотографий, который может быть использован в практике современных медиа. Ключевые слова: верификация, цифровая фотография, фотожурналистика, достоверность фотоизображения, «дело Эдуардо Мартинса».

© Бакулин Олег Александрович

кандидат исторических наук, доцент кафедры

фотожурналистики и технологий СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), obakulin@yandex.ru

© Ромакина Мария Александровна

преподаватель кафедры фотожурналистики

и технологий СМИ факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), romakina@mail.ru

Современный уровень развития цифровых технологий позволяет редактировать фотографические изображения различными способами, в том числе и весьма радикальными (перемещение и удаление объектов, значительное изменение контраста или цвета и т.д.), что может привести к широкому распространению снимков с «нарушенной» документальностью. Однако несмотря на многочисленные случаи искажения изначального смысла фотографий1 (с различными целями), а также невзирая на систематическое применение в некоторых медиа редактуры, фактически ведущей к изменению содержания изображений, в СМИ на сегодняшний день по-прежнему востребована документальная фотография, которая фиксирует происходящее максимально объективно. Прежде всего речь идет о новостных средствах массовой информации2. Прецеденты фальсификаций в фотожурналистике, некоторые из которых будут рассмотрены в данной статье, не отменяют базового запроса аудитории на достоверность фотографии, а лишь актуализируют необходимость применения процедуры верификации фотографий как регулярной практики в работе СМИ. Исследовав существующий набор инструментов открытого доступа, а также методы анализа фотографий

в ряде областей (криминологии, меди- (forensic science) обращаются к этой теме цине и проч.), авторы статьи предлага- (Shapter, 2014 и др.). ют алгоритм верификации фотографий, Проблема же верификации фотографий который может быть использован как в СМИ и блогах, которая относится к обла-редакциями, так и независимыми поль- сти media studies, в академических текстах зователями для проверки подлинности представлена на данный момент, по нашим фотографий. оценкам, небольшим количеством иссле-

дований. В них рассмотрен вопрос верифи-Проблема вериФикации фотографий кации любительских снимков в индустрии в современных и«ледованиях новостей (Panti, Siren, 2015), поставлена

Проведенный нами анализ академи- проблема актуальности создания алго-ческой литературы позволяет говорить о ритмов верификации для редакций (Баку-том, что проблема верификации фотогра- лин, Ромакина, 2018). При этом существует фий к настоящему моменту представлена достаточно большое количество текстов, главным образом корпусом текстов, в ко- посвященных смежным темам, - фейко-торых рассмотрены технические аспекты вым новостям и фейковой информации проверки подлинности фотографическо- (Суходолов, Бычкова, 2017; Carlson, 2009; го изображения (Christlein, Riess, Jordan, Figueira, Oliveira, 2017; Granskogen, 2018; Riess et al., 2012; Cozzolino, Gragnaniello, Granskogen, Gulla, 2017; Ильченко, 2016; Verdoliva, 2014; Farid, 2009, 2016; Mahdian, Perez-Rosas, Kleinberg, Lefevre, Mihalcea, Saic, 2007, 2009 и др.). Это связано с тем, 2018; Waisbord, 2018 и др.), манипуляции и что в 2010 гг. было создано достаточно постобработке в искусстве фотографии и много инструментов, которые распозна- фотожурналистике (Campbell, 2014; Lester, ют вмешательство в изображение путем 2015; Ritchin, 2008; Tandoc, Lim, Ling, 2018; машинного «анатомирования» его циф- Толстая, 2011 и др.). Важно также отметить, ровой структуры. Это и программы, рабо- что в средствах массовой информации и тающие в онлайн-режиме, и программное блогах фотоэкспертов тема верификации обеспечение для стационарных компью- фотографий обсуждается достаточно актеров и ноутбуков, и специальные прило- тивно, что может свидетельствовать об ее жения для смартфонов. В последние годы актуальности3. В том числе в некоторых проводятся эксперименты, позволяющие из этих текстов приводятся практические задействовать для верификации фото- рекомендации по проверке подлинности графий нейронные сети (Kim, Lee, 2017; фотографий как с привлечением цифро-Zhou, Han, Morariu, Davis, 2018 и др.). По- вого инструментария, так и без него4. иски идеального цифрового инструмен- Таким образом, можно констатиро -та распознавания вмешательства в изо- вать, что проблема верификации фо-бражение - задача, которую решают со- тографий имеет междисциплинарный трудники специализации «компьютерные характер и в настоящее время не яв-науки» (computerscience). Одной из самых ляется изученной в полной мере, что востребованных областей верификации может объясняться сразу несколькими фотографий помимо СМИ являются меди- причинами: появлением новых преце-цина и юриспруденция, где фотографии дентов манипулирования аудиторией часто выступают в роли улик при ведении посредством публикации фейковых фо-расследований, поэтому закономерным тографий, постоянным совершенство-образом специализированные научные ванием инструментария верификации издания по медицине и криминологии фотоизображений и т.д.

Прецеденты фальсификации правилами конкурса. «Эту фотографию я

фотографий в СМИ в 2000-2010 гг. просто присылал "до кучи". Когда ее при-В 2000-2010 гг. внимание профессио- няли, я удивился. Когда вставили в книж-нального фотожурналистского сообщест- ку, я посмеялся. Но победа - это, конечно, ва, медиаисследователей и аудитории не совсем странно», - пояснил автор снимка6. раз привлекали случаи цифровой обра- Отметим, что количество таких случаев, ботки новостных фотографий, фактиче- ставших достоянием гласности, в целом ски приводившие к изменению их смы- невелико. Как справедливо полагает из-сла, что вступало в явное противоречие вестный эксперт в области фотожурнали-с существующими нормами профессио- стики профессор Д. Кэмпбелл, манипуля-нальной этики. ция, вероятно, не является количествен-

К их числу можно отнести события, свя- ной проблемой: «Это скорее качественная занные с Брайаном Вальски - профессио- проблема, вследствие чего даже неболь-нальным американским фотожурналистом, шое число сомнительных изображений освещавшим начало военной кампании сможет подорвать всеобщее доверие к в Ираке 2003 г. Работа Б. Вальски, на ко- фотографиям как документам о событиях торой британский военнослужащий по- и проблемах» (Campbell, 2014: 6). казывает предупреждающий жест окру- Очевидно, что проверкой целостно-женному местными жителями мужчине с сти цифрового снимка проблема вери-ребенком на руках, будучи по достоинству фикации фотографий не исчерпывается, оценена в редакции, была опубликована свидетельство чему - случаи, связанные на первой полосе авторитетной газеты с намеренным искажением информации The Los Angeles Times и некоторых других о публикуемых фотоснимках. Одним из изданиях. Лишь после публикации этого наиболее резонансных случаев последних снимка стало известно, что в действитель- лет, связанных с подобными нарушениями, ности Б. Вальски скомбинировал кадр из стала история с итальянским фотографом двух разных фотографий. Фотожурналист Джованни Троило, получившим в 2015 г. был незамедлительно уволен. Этот один первый приз в номинации «Проблемы со-из наиболее резонансных случаев фото- временности» на престижном фотожурна-манипуляции с новостной фотографией листском конкурсе World Press Photo. Этой в цифровую эпоху стал не единственным награды он удостоился за серию «Черный эпизодом такого рода. город - темное сердце Европы» (La Ville

Известно, что в разное время в центре Noir - The Dark Heart of Europe), посвящен-дискуссий об этически допустимых пре- ную бельгийскому городу Шарлеруа. Как делах цифровой обработки фотографий вскоре выяснилось, один из снимков был оказывались такие авторитетные изда- сделан в районе Брюсселя Моленбек, а не ния, как National Geographic, Newsweek, Paris в Шарлеруа, как указал автор фотографии. Match, Time и др. Известны также случаи, При этом была заметна постановочность когда значительная постобработка, вы- некоторых снимков7. полненная с явными нарушениями установленных правил, была замечена в фо- «Дело Эдуард° Мартинса» тоснимках победителей различных фото- Индикатором того, что проблема ве-конкурсов. В частности, в комбинировании рификаций фотографий приобрела осо-нескольких фотографий в одну заподоз- бую актуальность, стало также «дело во-рили победителя фотоконкурса Look at енного фотожурналиста» из Сан-Пауло Vladivostok в 2017 г., что было запрещено «Эдуардо Мартинса», о котором широкая

Рисунок 1. Скриншот из удаленного Instagmm-аккаунта «фотографа Эдуардо Мартинса»

общественность узнала в сентябре 2017 г. К этому времени его работы были опубликованы такими авторитетными СМИ, как Wall-Street Journal, BBC Brazil, Le Monde, размещены на ресурсах Getty Images - одного из крупнейших в мире поставщиков фотографического контента для средств массовой информации. Планировалось также использование работы «Э. Мартинса» на выставке, посвященной бразильским военным фотографам. Кроме того, снимки «бразильского фотографа» были по достоинству оценены многочисленными пользователями популярного приложения для обмена фотографиями и видеоконтентом Instagram, о чем может свидетельствовать тот факт, что на акка-унт «Эдуардо Мартинса» (см. рис. 1) подписалось около 130 тыс. (по некоторым данным - около 125 или 127 тыс.) пользователей, среди которых оказались известные фотографы.

Такое внимание к «фотографу» было вполне объяснимо, ведь «Э. Мартинсом» был создан образ победившего онкологию молодого, бесстрашного фотографа ООН, автора многочисленных фотографий

из горячих точек - Ирака, Сирии, Сектора Газа и Сомали, в свободное время увлека -ющегося серфингом. В некоторой степени образ дополнялся интервью с «фотографом», публикуемыми в СМИ. «Однажды в Ираке, снимая конфликт, я перестал фотографировать, чтобы помочь мальчику, который пострадал от "коктейля Молото-ва", - поделился воспоминаниями «Эдуардо Мартинс» в одном из интервью осенью 2016 г. - Я отложил камеру и помог ему выбраться из зоны конфликта»8.

Однако тот факт, что с работавшим в регионе «фотографом» не был лично знаком никто из его бразильских коллег, стал одним из поводов к началу тщательного журналистского расследования, в результате которого выяснилось, что фотографа по имени «Эдуардо Мартинс» в реальности не существует. Так удалось установить, что размещаемые в социальных сетях и на официальных ресурсах СМИ фотоснимки были сделаны другими людьми, действительно рисковавшими жизнью в зоне боевых действий. В частности, авторство части похищенных работ принадлежало американскому фотографу Дэниэлу Бритту.

Создавая с помощью инструментов циф- период с 2014 до 2017 г. Иными словами, ровой обработки изображений зеркаль- речь идет о системе целенаправленной ные копии с оригинальных авторских фо- фальсификации фотографий неким вир-тоснимков и кадрируя чужие работы, вы- туально существовавшим «фотографом» дававший себя за некоего «бразильского с вымышленным именем, биографией и фотографа Эдуардо Мартинса» персонаж присвоенным визуальным обликом дру-сделал весьма проблематичной провер- гого человека, при этом достигшим реаль-ку подлинности фотографий посредст- ного признания как среди читателей, так вом специально используемых для этого и в профессиональном медиасообществе. программ9. В то же время, по мнению не- Это, на наш взгляд, принципиально отли-которых экспертов, принадлежность вы- чает «дело Эдуардо Мартинса» от предше-даваемых «бразильским фотографом» за ствующих нарушений профессиональных «свои» снимков других авторов можно было этических норм в цифровую эпоху. Инте-определить, не прибегая к специальным ресно, что до появления такого персонажа техническим инструментам верификации. были выявлены десятки случаев цифро-«У них не было визуальной согласованно- вой обработки фотографий, выполнен-сти, - пояснил фотограф из Сан-Пауло Иг- ной с нарушениями профессиональной насио Аронович. - По мне, они сделаны этики, которые были зафиксированы и разными фотографами. У фотографов есть проанализированы в 2000 - первой поло-свой собственный стиль. Мне было ясно, вине 2010 гг. представителями фотожур-что Эдуардо Мартинс использовал фото- налистского и академического сообществ. графии более, чем из одного источника»!0. Причем расцвет «карьеры Эдуардо Мар-Помимо внесенных в фотоснимки тех- тинса» практически совпал по времени с нических изменений в некоторых случаях возросшим интересом медиасообщества речь также шла об искажении времени и к проблеме верификации информации. места реальной фотосъемки. Так, на одной из нелегально заимствованных фо- Параметры верификации тографий, зеркально отображенных с по- в фотожурналистике мощью программы цифровой обработки, Описанные прецеденты (в особенности «изображались» события в восточной ча- «дело Эдуардо Мартинса»), свидетельст-сти Газы, хотя в действительности снимок вуют, что при проверке подлинности фо-был сделан в 2010 г. на территории Ира- тографий следует различать две группы кап. Также стало известно, что внешний параметров, которые подлежат верифи-облик самого «Эдуардо Мартинса» был кации: содержание и авторство. Содержа-заимствован неизвестным лицом/лица- ние фотографии всегда многомерно, оно ми с персонального аккаунта в ЕасвЬоок совмещает уровень фактов и уровень ин-британского серфера Макса Хэпфорта- терпретации. Очевидно, что почти в лю-Пови. Причем изображения последнего бой фотографии, в том числе и новост-«впечатывалось» злоумышленником на ной, можно говорить о присутствии той фотографии из мест боевых действий, что или иной степени интерпретации. Выби-создавало эффект присутствия «Мартин- рая момент съемки, точку съемки, те или са» в горячих точках!2. иные технические приемы, фотограф та-

Отметим, что подобные манипуляции ким образом выражает свое отношение неизвестный «фотограф» совершал в тече- к происходящему. Интерпретация в ве-ние длительного времени - анализ доступ- рификации нуждается в меньшей степе-ных нам источников позволяет выделить ни, поскольку является проявлением ин-

дивидуальности снимавшего, что нельзя ным материалом следует обращаться к сказать о фактах. Фактографической про- архиву-первоисточнику, не полагаясь на верке подлежит достоверность: данные изданий, публиковавших те или

• события; иные изображения со ссылкой на архив.

• времени съемки; Если же возможности обратиться к пер-

• места съемки; воисточнику нет, то разумно полагаться •объектовсъемки (преждевсего-людей), на информацию, приведенную в наибо-Как известно, из самой фотографии не лее авторитетных из доступных источни-

всегда бывает в полной мере понятно ее ков, и сопоставить данные из нескольких содержание, в связи с этим ее сопрово- авторитетных источников^. ждают поясняющей подписью. Т.е. часть В некоторых ситуациях важно уточ-информации о событии, месте и объектах нить факты предыдущих публикаций. Это аудитория получает не из самого снимка, возможно сделать, осуществив поиск ин-а из сопровождающего его текста. Таким тернет-следа фотографии (И). Некоторые образом, верифицировать необходимо поисковые системы (Yandex, Google, Bing, именно эту комбинацию данных - фото- TinEye, Baidu и др.) сегодня имеют опцию графию и текст, в том числе их соответст- «поиск по изображению». Однако важно вие друг другу13. помнить, что каждая из них обращается

С юридической точки зрения за каждой к своему «облаку» ресурсов, в результа-фотографией закреплен автор и право- те чего количество обнаруженных пуб-обладатель. В некоторых случаях эти юри- ликаций может значительно различаться. дические статусы совпадают, когда авто- Так, в качестве эксперимента авторы по-ром и правообладателем является одно пробовали найти интернет-след работы и то же лицо. Однако, если фотожурна- российского фотожурналиста Кристины лист сотрудничает с редакцией или фо- Кормилицыной «Прощание с Фиделем», тоагентством, правообладателем может которая выиграла третью премию World выступать организация (редакция, фото- Press Photo в 2017 г. в номинации People агентство) или стороннее лицо, что иногда («Люди»). На ней изображена кубинская имеет принципиальное значение. женщина с ребенком в дни траура по Фи-

делю Кастро (см. рис. 2). Алгоритм верификации Проведенный анализ показал, что раз-

На основе анализа указанных выше нилось не только число ресурсов, где бы-источников и собственных наработок в ла обнаружена эта публикация (по дан-данной области авторы полагают умест- ным от 8.01.2019: Google - 170, Yandex - 70, ным использование следующего алгорит- Bing - 13, TinEye - 48, Baidu - 7), но и набор ма14. Каждая группа параметров верифи- этих ресурсов. Так, закономерным обра-цируется своими методами. Так, для под- зом максимальное количество русско-тверждения авторства (А) и установления язычных публикаций обнаруживает Yandex, правообладателя необходимо, по возмож- тогда как Baidu отсылает главным обра-ности, осуществить прямой контакт с пер- зом к публикациям на китайском языке, воисточником (автором), засвидетельст- у Google поиск наиболее многоязычный, вовав в письменной форме факт авторства в том числе на арабском. Примечательно, и получив оригинал снятого изображения что поисковики обнаруживают ресурсы, (в идеале - файл RAW-формата, «сырое» на которых фотография кадрирована до изображение, которое не подвергалось горизонтальной (в оригинале это вер-никакой обработке). При работе с архив- тикальный снимок), что кардинальным

Рисунок 2. К. Кормилицына

«Прощание с Фиделем» (Fidelity)16

образом меняет ее содержание, т.к. часть принципиально важной информации для понимания идеи фотографии оказывается утерянной - пропадает сопоставление фигур матери и дочери и портрета Фиделя Кастро. Подобное отношение к авторскому кадрированию при публикации в сообществе профессиональных фотожурналистов считается недопустимым. Важно, что поиск интернет-следа также помогает найти ресурс-первоисточ-ник17, который во многих случаях является правообладателем и сообщает информацию об авторе.

Чтобы верифицировать содержание снимков, основываясь на анализе доступной нам литературы и собственном опыте, авторы рекомендуют провести первичный визуальный анализ (В) и машинный анализ (М)18. Первичный визуальный анализ подразумевает внимательное изучение изображенного на фотографии. В частности, настораживать должны такие признаки, как:

• несовпадение падающих от объектов теней с рисунком теней, которые должны давать источники света, присутствующие в кадре или находящиеся за его границами и освещающие снимаемую сцену;

• несовпадение между отражениями от источников света в зрачках людей и животных и реальными источниками света (Farid, 2009, 2016);

• несовпадение между объектом съемки и его отражением в стекле, лужах и т.д.;

• лишние или недостающие части тел, детали объектов;

• искажения в перспективе, противоречащие законам физики;

• различие в плотности и текстуре фона;

• цветовые искажения;

• несоответствия между фотографией и сопровождающей подписью.

Любой из этих признаков может свидетельствовать о той или иной степени вмешательства в фотографию. Машинный анализ цифровых фотографий проводят при помощи специального программного обеспечения (Forensically, FotoForensics, Ghiro, JPEGSnoop, Image Forensics, Verified и др.), позволяющего не только «прочитать» метаданные снимка (информацию о дате съемки, об инструменте съемки -тип камеры, тип объектива, о параметрах съемки - ISO, выдержке, диафрагме, в некоторых случаях - геотэгах), но и определить однородность цифрового файла или наличие нарушений в его структуре, т.е. факт вмешательства в изображение.

В отдельных случаях важно провести сопоставительный анализ (С) разных фотографий. Известны случаи, когда информация, содержащаяся в фотоснимках и верифицируемая всеми вышеупомянутыми способами, могла вызывать вопросы у внимательного зрителя. К числутаких случаев можно отнести повторяющийся на фотографиях различных авторов сюжет с брошенными в зонах бедствий детскими игрушками19.

Проблемные зоны верификации фотографий

При использовании описанного выше алгоритма верификации фотографий следует учитывать ряд аспектов, которые могут затруднить данный процесс. К их числу можно отнести «закрытость» значительного числа интернет-ресурсов, содержание которых не индексируется поисковыми системами (речь может идти о многочисленных «залогиненных» страницах в социальных сетях, контенте фотобанков, фотослужб различных СМИ и проч.). Очевидно, что верификации изображений не способствует также отсутствие у ряда популярных сервисов (Instagram, «ВКонтак-те», Facebook и проч.) опций, позволяющих искать нужную фотографию по «закачанному» фотоснимку (наподобие тех, которые существуют у Yandex и Google). Между тем, как известно, значительную часть контента, размещаемого в вышеназванных ресурсах, составляют именно фотографии. Поиск и верификация фотоизображений могут быть затруднены из-за внесенных в содержание фотографий изменений (например, зеркального отображения фотоснимка), распознать которые поисковые системы зачастую оказываются не в состоянии. Кроме того, в процес-

се верификации фотографий с помощью поисковых систем пользователь нередко вынужден сталкиваться с изначально неверно атрибутированными фотоснимками (где ошибочно указано авторство, время, место или контекст появления фотографии). Необходимо учитывать, что далеко не всегда искомый фотоснимок может быть размещен в Сети и т.д.

Выводы

Будучи междисциплинарной проблемой, тема верификации фотографий сегодня все чаще обсуждается академическим сообществом. При этом, как нам представляется, в области media studies данная проблема не проработана в достаточной степени. В то же время появление в медиасреде фальсифицированных фотографий вновь актуализировало вопрос необходимости верификации не только содержания фотографий, но и авторства/правообладания. Анализ указанных выше прецедентов фальсификации фотографий, академической и профессиональной литературы, а также используемые авторами собственные наработки позволили предложить алгоритм верификации цифровых фотографий, использование которого могло бы помочь в решении данной проблемы.

Примечания

1 Речь может идти как об искажении вследствие цифровой обработки фотоснимка, так и о других способах манипуляции - неверном указании контекста появления фотоснимка, ложном описании его содержания и проч.

2 Следует отметить, что фотографии, публикуемые в СМИ, возможно разделить на три группы, в зависимости от степени соотношения в них документального и вымышленного: 1) новостная фотография (приближающаяся к 100% документальность, «объективное» освещение событий); 2) так называемая очерковая фотография, фотоэссеистика, жанровая фотография (в английском языке обычно используют термин feature photography, который не имеет прямого перевода на русский язык) - допустима интерпретация события, определенная доля вымысла, однако подразумевается документальная основа); 3) постановочная, срежиссированная фотография - здесь вымысел может быть беспредельным (это

фотопроекты из изданий о моде, гастрономии, рекламная фотография и проч.). Требования к достоверности фотографий в этих трех группах различны.

3 Bush L. (2017) The Algorithmic PhotojournaList. How Will the Automation of Data Disturb the Journalistic Paradigm? Witness, January 20. Режим доступа: https:// witness.worldpressphoto.org/the-algorithmic-photojournalist-4f217d727101?gi= 1015b1ce960d (дата обращения: 27.11.2018); Fader C. (2017) Fact Check: Did Seahawks Player Burn the U.S. Flag? Jacksonville.com, November 4. Режим доступа: http://jacksonville.com/reason/2017-11-04/fact-check-did-seahawks-player-burn-us-flag (дата обращения: 08.12.2018); Keller J. (2011) Photojournalism in the Age of New Media. The Atlantic, April 4. Режим доступа: https://www.theatlantic.com/ technology/archive/2011/04/photojournalism-in-the-age-of-new-media/73083/ (дата обращения: 28.12.2018); Silverman C. (ed.) (2014) Verification Handbook: A definitive Guide to Verifying Digital Content for Emergency Coverage. European Journalism Centre (EJC). Режим доступа: http://verificationhandbook.com/book/ about.php (дата обращения: 08.12.2018); Vincent J. (2018) Adobe is Using Machine Learning to Make it Easier to Spot Photoshopped Images. The Verge, June 22. Режим доступа: https://www.theverge.com/2018/6/22/17487764/adobe-photoshopped-fakes-edit-spotted-using-machine-learning-ai (дата обращения: 28.12.2018); Воронцов Н. Нейросеть научили распознавать качественно отфотошопленные фотографии // N + 1. 2018. Июнь, 23. Режим доступа: https://nplus1.ru/news/2018/06/23/ this-looks-shopped (дата обращения: 08.12.2018); Иваничев И. Руководство по фактчекингу // Журналист. 2018. Февр., 5. Режим доступа: https://jrnlst.ru/rules-of-factchecking (дата обращения: 07.12.2018); Корнев М. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить информацию // Журналист. 2015. № 5. С. 54-56 и др.

4 Albenau C. (2015) Debunking Photo-fakes: Advice for Image Verification. Journalism. co.uk, July 24. Режим доступа: https://www.journalism.co.uk/news/debunking-photo-fakes-advice-for-image-verification/s2/a565885/ (дата обращения: 08.12.2018); Barot Tr. (2014) Verifying Images. Verification Handbook, January 28. Режим доступа: http://verificationhandbook.com/book/chapter4.php (дата обращения: 10.12.2018); Horaczek S. (2017) Spot Faked Photos Using Digital Forensic Techniques. Popular Schience, July 21. Режим доступа: https://www.popsci.com/use-photo-forensics-to-spot-faked-images (дата обращения: 15.12.2018); Visual Verification Guide Photos. Medium, 2015, September 24. Режим доступа: https://medium.com/1st-draft/visual-verification-guide-photos-64424fdf966e (дата обращения: 5.01.2019); Ooserhoff D. (2015) Fakes, Frauds, and Forgeries: How to Detect Image Manipulation. envatotut+, August 8. Режим доступа: https://photography.tutsplus.com/articles/fakes-frauds-and-forgeries-how-to-detect-image-manipulation—cms-22230 (дата обращения: 07.12.2018); How to Verify a Photo. The Observers, 2018, January 4. Режим доступа: https://observers.france24.com/en/20180401-verification-guide-verify-photo-online-factchecking (дата обращения: 10.12.2018); Wen T. (2017) The Hidden Signs that can Reveal the Fake Photo. BBC, June 30.Режим доступа: http://www.bbc.com/ future/story/20170629-the-hidden-signs-that-can-reveal-if-a-photo-is-fake (дата обращения: 05.01.2019); С. Паранько (2016). В круг наших интересов не вошли работы, посвященные проблеме верификации текста, видео- и аудиокон-тента.

5 War with Iraq. Editor's Note. Los Angeles Times, 2003. April 2. Режим доступа: http:// articles.latimes.com/2003/apr/02/news/war-1walski2 (дата обращения: 11.01.2019).

6 РЕНТВ. На конкурсе фотографий во Владивостоке победил фотомонтаж //Rambler. 2017. Июль, 3. Режим доступа: https://news.rambler.ru/community/37304683/?utm_

content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 13.01.2019).

7 Donadio R. (2015) World Press Photo Revokes Prize. The New York Times. Art&Design, March 4. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2015/03/05/arts/design/world-press-photo-revokes-prize.html (дата обращения: 11.01.2019).

8 Karr L. (2016) Humanity Amongst the Ruins of Constant Conflict: Q&A with (Fraudelent) Photojournalist "Eduardo Martins". Recount, October 23. Режим доступа: http:// recountmagazine.com/humanity-amongst-the-ruins-of-constant-conflict-qa-with-photojournalist-eduardo-martins/ (дата обращения: 13.01.2019).

9 Данное обстоятельство не мешало «Эдуардо Мартинсу» публично заявлять о том, что в своей профессиональной деятельности он не обрабатывает фотографии.

ю Philips D. (2017) War Photographer Who Survived Leukemia Exposed As a Fake. The Guardian, September 5. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2017/ sep/05/war-photographer-eduardo-martins-survived-leukaemia-exposed-fake (дата обращения: 13.01.2019).

11 Там же.

12 Узнав о том, что в отношении него начато журналистское расследование и опасаясь разоблачений, «Эдуардо Мартинс» сообщил о своем желании отправиться на год в Австралию и, удалив свои аккаунты в Instagram и WhatsApp, исчез. На сегодняшний день его личность не установлена.

13 См., напр., правила сопровождения текстом фотографий в одном из крупнейших конкурсов фотожурналистики World Press Photo: Verification: What is Required in Captions? World Press Photo web-site. Режим доступа: https://www.worldpressphoto. org/activities/photo-contest/verification-process/what-is-required-in-captions (дата обращения: 11.01.2019)).

14 Последовательность действий по верификации фотографии позволяет присвоить алгоритму условную аббревиатуру АИВМС (А - авторство; И - интернет-след; В - визуальный анализ; М - машинный анализ; С - сравнительный анализ).

15 Степень авторитетности источника определяется прежде всего профессиональным сообществом, а не аудиторией, поскольку в последнем случае возможны разного рода искажения. Так, согласно проведенному в Университете Стэнд-форда исследованию, молодые люди определяли достоверность источника по количеству подписчиков, дизайну и размеру изображений, хотя очевидно, что ни один из этих параметров в условиях современного Интернета не может быть определяющим. Evaluating Information: The Cornerstone of Civic Online Reasoning, 2016. Режим доступа: https://stacks.stanford.edu/file/druid:fv751yt5934/SHEG%20 Evaluating%20Information%200nline.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

16 2017 Photo Contest, People, Singles, 3rd prize. World Press Photo. Режим доступа: https://www.worldpressphoto.org/collection/photo/2017/people/kristina-kormilitsyna (дата обращения: 11.01.2019).

17 Фотография распространяется фотоагентством ИД «Коммерсантъ», штатным фотографом которого является К. Кормилицына // Коммерсантъ. 2016. Дек., 4. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/photo/photo/74526/634811 (дата обращения: 13.01.2019).

18 Для цифровых фотографий.

19 Shearer R.R. (2007) Real Fireproof Doll... or Placed After Fire? iMediaEthics, December 10. Режим доступа: https://www.imediaethics.org/real-fireproof-doll-or-placed-after-fire/view-all/reuters/www.zombietime.com/reuters_photo_fraud// (дата обращения: 11.01.2019).

Библиография

Бакулин О., Ромакина М. Фактчекинг в фотографии: проблемы и алгоритмы верификации данных // Десятые междунар. науч. чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации 2018». М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 127-128.

Ильченко С.Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Ме-диаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2237 (дата обращения: 27.11.2018).

Паранько С. Инструментарий и навыки журналиста. // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. С. 6-30. Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru (дата обращения: 27.11.2018).

Суходолов А., Бычкова А. «Фейковые новости» как феномен современного ме-диапространства: понятие, виды, назначение, меры продиводействия // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 2. С. 143-169. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169

Толстая Е.В. Способы и алгоритмы трансформации цифровых изображений на основе обработки и анализа метаданных при подготовке к фотопечати: дис. ... канд. техн. наук. Рязань, 2011.

Campbell D. (2014) The Integrity of Image. A World Press Photo Research Project, Report. Режим доступа: https://www.worldpressphoto.org/getmedia/43578992-5421-4e4c-a826-3b993b0b3f3c/Integrity-of-the-Image_2014-Campbell-report.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

Carlson M. (2009) The Reality of Fake Image: New Norms, Photojournalistic Craft, and Brian Walski's Fabricated Photograph. Journalism Practice 3 (2): 125-139.

Christlein V., Riess Ch., Jordan J., Riess C., Angelopoulou E. (2012) An Evaluation of Popular Copy-Move Forgery Detection Approaches. IEEE Transactions on Information Forensics and Security 7 (6): 1841-1854.

Cozzolino D., Gragnaniello D., Verdoliva L. (2014) Image Forgery Localization through the Fusion of Camera-Based, Feature-Based and Pixel-Based Techniques. IEEE International Conference on Image Processing (ICIP), pp. 5302-5306.

Farid H. (2009) Image Forgery Detection. IEEE Signal Processing Magazine 26 (2): 16-25.

Farid H. (2016) Photo Forensics. Cambridge: MIT Press.

Figueira A., Oliveira L. (2017) The Current State of Fake News: Challenges and Opportunities. Procedia Computer Science 121: 817-825. DOI: 10.1016/j.procs.2017.11.106

Granskogen T. (2018) Automatic Detection of Fake News in Social Media Using Contextual Information. Norwegian University of Science and Technology.

Granskogen T., Gulla G.A. (2017) Fake News Detection: Network Data from Social Media Used to Predict Fakes. CEUR Workshop Proceedings, vol. 2041. Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-2041/paper6.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

Kim D.-H., Lee H.-Y. (2017) Image Manipulation Detection Using Convolutional Neural Network. International Journal of Applied Engineering Research 12 (21): 11640-11646.

Lester P. M. (2015) Photojournalism: An Ethical Approach. L.: Routledge. Mahdian B., Saic S. (2007) Detection of Copy Move Forgery Using a Method Based on Blur Movement Invariants. Forensic Science International 171: 180-189.

Mahdian B., Saic S. (2009) Using Noise Inconsistencies for Blind Image Forensics. Image and Vision Computing 27 (10): 1497-1503.

Panti M., Siren St. (2015) The Fragility of Photo Truth. Verification of Amateur Images in Finnish Newsrooms. Digital Journalism 3 (4): 495-512.

Perez-Rosas V., Kleinberg B., Lefevre A., Mihalcea R. (2018) Automatic Detection of Fake News. Proceedings of the 27th International Conference on Computational Linguistics. Santa Fe, New Mexico, USA, August 20-26, 2018, pp. 3391-3401. Режим доступа: https:// www.aclweb.org/anthology/C18-1287

Ritchin F. (2008) After Photography. N.Y.: W.W. Norton&Company. Shapter M. (2014) Applying a Verification Classification System to Medical and Forensic Digital Images. Journal of Visual Communication in Medicine 37 (1-2): 24-27. DOI: 10.3109/17453054.2014.884550

Tandoc E. C., Lim Zh. W., Ling R. (2018) Defining "Fake News": A Typology of Scholary Definitions. Digital Journalism 6 (2): 137-153. DOI: 10.1080/21670811.2017.1360143

Waisbord S. (2018) Truth is What Happens to News. On Journalism, Fake-news and Post-truth. Journalism Studies 19 (13): 1866-1878. DOI: 10.1080/1461670X.2018.1492881 Zhou P., Han X., Morariu V.I., Davis L.S. (2018) Learning Rich Features for Image Manipulation Detection. The IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (CVPR), pp. 1053-1061.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.