Научная статья на тему 'К проблеме целостного саморазвития личности в условиях мультимедийного образования'

К проблеме целостного саморазвития личности в условиях мультимедийного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна

Рассматривается концепция целостного саморазвития личности в открытых системах, которые имеют обратную связь с внешней средой. Целостный процесс саморазвития личности охватывает четыре направления: общенаучный уровень, научно-методологический уровень, современные подходы к мультимедийному образованию, научно-методический уровень (пути и методы активизации саморазвития личности в условиях информационной и коммуникационной технологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме целостного саморазвития личности в условиях мультимедийного образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3

УДК 371.333:[37.016:811 1-87]

К проблеме целостного саморазвития личности в условиях мультимедийного образования

Е.Д. Нелунова

Рассматривается концепция целостного саморазвития личности в открытых системах, которые имеют обратную связь с внешней средой. Целостный процесс саморазвития личности охватывает четыре направления: общенаучный уровень, научно-методологический уровень, современные подходы к мультимедийному образованию, научно-методический уровень (пути и методы активизации саморазвития личности в условиях информационной и колшуникационной технологии).

The concept of all-round self-development of the person in the open systems which have a feedback with an environment is considered in the article. Complete process of self-development of the person covers four directions: general scientific level, scientifically-methodological level, modern approaches to multimedia education, scientifically-methodical level (ways and methods of activation of self-development of the person in conditions of information and communication technology).

Сегодня образование занимает особое место как феномен техно-социокультурного развития общества и как «стратегический фактор выживания цивилизации в условиях ее глобального мировоззренческого кризиса» [1]. В этой связи образование приобретает первостепенное значение для создания условий устойчивого развития общества «как одной из социальных и внутренне консервативных его структур» [2]. В современной философии образования принципиальным является «незамкнутость»[3], характерная на этапе становления новой цивилизации, которая доказывает, что развитие и тем более саморазвитие личности возможно только в открытых системах, которые имеют обратную связь с внешней средой. Взаимодействие человека с миром через открытые интеллектуальные системы как глобальная сеть Интернет и мультимедийные проекты позволяет ему (субъекту) не только актуализировать свои внутренние потенциалы, но и позитивно изменить его в структурном, содержательном, ценностном планах. Позитивное взаимодействие человека с высокой технологией возможно только при целенаправленном управлении учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью. В этом двухстороннем процессе возможно сопоставление действия индивида в искусственной среде общения с системой с обратной связью, ее «реакцией» и результатом, что выступает основой его самопо-

НЕЛУНОВА Елена Денисовна - к.п.н., доцент ЯГУ.

знания, самовоспитания, самореализации и самоактуализации в условиях открытого мультимедийного образования. Человек с одной стороны обогащает себя, расширяет свои познания и действия через современные технологии; с другой, велика возможность негативного влияния разнообразной информации на него, предполагающего однобокое асоциальное формирование личности [4].

Поэтому среди проблем, затрагивающих становление и развитие личности в открытом мультимедийном образовании, главнейшими, на наш взгляд, выступают характеры и способы взаимосвязи ее с информационной и коммуникационной технологией, а также осуществление творческого контакта с ней для своего личностного роста. Особую значимость приобретают творческие, дсятельностные, практико-ориентирующие контакты в процессе совместной учебно-познавательной и поисково-продуктивной деятельности, в основе которой лежит самоутверждение личности.

Особенно важно для нашего исследования, что образование является гарантом устойчивого развития общества, сохраняя информационную безопасность личности, предоставляя ей через информационные и коммуникационные технологии универсальную среду самообразования. Гуманизация образования рассматривается как один из путей адаптации личности в информационном обществе, при этом культуросообразность образования носит инновационное содержание в

силу информатизации общества через приобщение личности к ценностям мира [5]. В этих условиях главной задачей педагогики представляется содействие гармоничному сочетанию общечеловеческого мировоззрения и технического прогресса в процессе быстрой адаптации личности: ее самосохранения и становления, самоактуализации и саморазвития. Современные информационные и коммуникационные технологии образования не только являются базой усовершенствования и повышения качественного уровня учебного процесса, но и ускорителями процесса саморазвития личности, предоставляя ей комфортные условия для роста и становления, самоак-туапизации в мире информации, приобщая ее к мировым культурным ценностям. При этом внутренняя самостабилизация и саморегуляция, управляемые самоконтролем, как личностным качеством, становятся механизмом роста и самоактуализации, саморазвития человека, изучающего и воспринимающего инокультурную ценность как духовное богатство другого народа, с которым можно сравнить и развивать свою культуру. Формирование мотивационно-смыслового ядра личности, владеющего иностранными языками, протекает в условиях целенаправленного управления учебно-познавательной и поисково-продуктивной деятельностью на базе интернет-ресурсов и информационных и коммуникационных, мультимедийных технологий обучения [6].

Вместе с тем остается малоизученной проблема саморазвития личности в условиях мультимедийного открытого образования, недостаточно разработана и теория взаимосвязи человека с информационной и коммуникационной технологией: сам процесс взаимодействия недостаточно исследован, и одновременно выяснилось, что проблема влияния ИКТ недостаточно разработана как в теоретико-методологическом плане, так и в практическом отношении. Нам представляется, что сложилось противоречие между современными комфортными педагогическими условиями

(благоприятными для саморазвития субъектов гуманистически ориентированной целенаправленной учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельности) и отсутствием в педагогической теории четких ориентиров, показывающих их соотношение и степень взаимовлияния друг на друга, подвигающие к ускорению позитивного развития личности в условиях мультимедийного образования. Отмеченное противоречие позволило сформировать проблему нашего исследования. Каковы концептуальные основы, психолого-псдагогические условия, пути и методы реализации оптимального сочетания технологического аспекта с воспитательным, обеспечивающие ускорение личностного саморазвития в открытом мультимедийном образовании?

В нашем исследовании мультимедийное образование рассматривается как одно из приоритетных современных форм образования, предполагающее применение компьютерной, аудиовизуальной, информационной и коммуникационной технологий, а также интернет-ресурсов с целью достижения саморазвития личности в процессе самостоятельной продуктивной работы и улучшения управления учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью.

В русле гуманистической парадигмы мультимедийного образования, открывающего окно в единое мировое, культурное и образовательное пространство, правомерно рассматривать саморазвитие личности как перспективное интеллектуально-нравственное целенаправленное воспитание самого себя в новых социокультурных условиях [7].

Итак, на основе междисциплинарного анализа проблемы формирования личности в информационном обществе через призму концепций целостности человека, его саморазвития в гуманистической психологии и педагогике в свете открытого образования мы представляем концепцию целостного саморазвития личности в мультимедийном образовании:

Общенаучный уровень Философская основа целостности личности: Расширение гуманитарно-антропологического направления философии техники по схеме homo-faber - homo-sapiens - now - how Цели и задачи Цель: выяснение значение личности в информационном обществе. Задачи: -выявить пути сохранения целостности и информаци-он.безопасности личности; -разработать метод самозащиты от внешних и внутренних информационных манипуляций; -выяснить условия сохранения целостности личности

Научно-методоло! ический уровень Гуманистическая пелагогнка и психология Цель: выяснение сути открытого образования и причины его жизненной востребованности в саморазвитии личности Задачи: изучить и анализировать, обосновать принципиальные методологические основы гуманистической педагогики и психологии (прнродосообразностн, культуросообразности, социосообразно-сти, свободосообразностн в свете мультимедийного образования)

НЕЛУНОВА

Современные подходы к мультимедиаобразованию Духовно-гуманистический - аксиологический, личност-но-дсятсльностный, культурологический, этнопедагоги-ческий Цель: выяснение содержания духовно-гуманистического подхода к мультимедиаобразованию в саморазвитии личности. Задачи: - анализировать современные подходы; - разработать научно-методический подход к мультимедиаобразованию гуманитарных специальностей; - выявить влияние мультимедийной технологии на саморазвитие личности

Пути и методы , направления активизации саморазвития личности в мультимедийном образовании Целенаправленное управление учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью Коммуникативный метод, метод моделирования общения, метол сотрудничества и проектов, метод информационного ресурса и безопасности личности Цель: выяснение путей и способов активизации саморазвития личности в мультимедиаобразованни Задача: анализировать и обосновать активизацию саморазвития личности при целенаправленном управлении учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью

Целостный процесс самосохранения, развития и саморазвития личности охватывает четыре направления: общенаучный уровень, научно-методологический уровень, современные подходы к мультимедийному образованию, научно-методический уровень (пути и методы активизации саморазвития личности в условиях информационной и коммуникационной технологии).

1. Общенаучный уровень модели предусматривает философскую основу целостности личности в контексте расширения гуманитарно-антропологической концепции философии техники, сущность которой кроется в понимании «человека умелого и сознательного, умеющего контролировать себя в любой ситуации настолько, насколько знает как». При этом самоконтроль выступает механизмом сознательной саморегуляции внутренних психических изменений и внешних поведений и действий человека. Сказанное можно свести в систему nomo faber —► nomo sapiens —» now-how.

Цель: выяснение значения самосохранения, развития и саморазвития личности в информационном обществе.

Задачи:

- выявить пути сохранения целостности и информационной безопасности личности;

- выяснить условия сохранения целостности личности;

- разработать модели информатизации гуманитарной образовательной среды и самозащиты студентов от внешних и внутренних информационных манипуляций.

2. Научно-методологический уровень выражает соответствие сути и содержания открытого образования с принципами природосооб-разности, культуросообразности, социосообраз-ности, свободосообразности гуманистической педагогики и психологии. Открытое образова-

ние удовлетворяет естественную потребность саморазвивающейся личности.

Цель: выяснение сути открытого образования и причины его жизненной востребованности в саморазвитии личности.

Задачи: изучить и анализировать, обосновать принципиальные методологические основы мультимедиаобразования в свете концепций гуманистической психологии и педагогики.

3. Современные подходы к мультимедиа-образованию раскрывают духовно-гуманистический аспект современной открытой педагогики в контексте аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, этнопе-дагогического, информационного, системного подходов. Интегративный характер мультимедийного образования позволяет обратиться к вышесказанным подходам как концептуальным его основаниям.

Цель: выяснение духовно-гуманистической основы подходов к мультимедиаобразованию в саморазвитии личности.

Задачи:

- анализировать современные подходы к мультимедиаобразованию;

- раскрыть научно-методическое основание мультимедиаобразования гуманитарных специальностей;

- выявить позитивные влияния мультимедийной технологии на саморазвитие личности.

4. Научно-методический уровень показывает пути и методы, направления активизации саморазвития личности при целенаправленном управлении учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью. В учебно-воспитательный процесс внедряются коммуникативный метод, метод моделирования общения, метод сотрудничества и проектов, метод информационного ресурса, обеспечивающие

саморазвитие личности в мультимедийном образовании.

Цель: выяснение путей и способов активизации саморазвития личности в мультимедиаобра-зовании.

Задачи:

- выявлять предпосылки и условия активизации саморазвития личности при целенаправленном управлении учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью;

- разработать модель личностного роста студента в саморазвитии в ИКТ;

разработать технологию сознательного управления саморазвитием в ИКТ.

Вышесказанное позволяет заключить, что проблема формирования личности в условиях информационной и коммуникационной технологии требует к себе пристального внимания и глубокого изучения, не только как социальная и психологическая, но и педагогическая. Изучение проблемы через призму концептуальных оснований новой мировоззренческой парадигмы, раскрывающих сущность философии информатизации общества и влияние компьютеризации образования на формирование саморазвития личности, обуславливает констатировать следующий вывод:

1.Сущность информационного общества характеризуется его быстротекущим развитием благодаря информации как особой нематериальной субстанции, обладающей свойством интерактивное™, как с духовным, так и материальным миром человека.

2. Образование выступает гарантом устойчивого развития общества:

- устойчивое развитие общества сохраняется при гуманистически-ориентированном взаимодействии его субъектов и институтов;

- вместе с тем устойчивое развитие общества гарантирует, в первую очередь, информационную безопасность личности, предоставляя ей через информационные и коммуникационные технологии универсальную среду самообразования;

- при этом личность рассматривается как «высокодуховное существо» и часть природы [2], осознающая свою особую роль в общечеловеческом развитии;

- человек является самоорганизующимся индивидом, «смотрящим на самого себя извне и изнутри» [7], способным выживать в быстроменяющемся мире.

3. Фактором влияния на формирование личности в мультимедийном образовании выступает внугренняя потребность самосохранения, самоорганизации, подвигающая к саморазвитию в условиях информатизации общества:

- информационное общество имеет двойственный характер, т.к. оно базируется на высочайшей технологии, которая предоставляет комфортность бытия и в то же время, будучи искусственным, может отрицательно влиять на развитие человека как личности.

Таким образом в современном информатизи-рованном мире задача педагогики заключается в содействии гармоничного сочетания общечеловеческого мировоззрения и технического прогресса в процессе быстрой адаптации личности: ее самосохранения и становления, самоактуализации и саморазвития. Вместе с тем воспитание информационной культуры занимает значимое место в мультимедийном образовании, предполагающем не только знания, умения и навыки работать с инфо-коммуникационной технологией, но и умение адекватно понять и переработать информацию, а также знать способы самозащиты от информационной манипуляции и уметь их использовать для сохранения жизнедеятельности и личностного саморазвития.

Литература

1. Колин К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Вестн. высш. шк. - 2000. - № 2. - С. 16-23.

2. Максимов Г.Н. Философия и образование. -Якутск, 2004.-С. 117.

3. Андреев A.A., Каплан Л.С.. Краснова ГА. // Основы открытого образования. Т.2. Глава 2. Открытое образование: новая парадигма гуманистического измерения. Философия образования в условиях информационной открытости общества. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - С. 680.

4. Нелунов А.И. Педагогическое общение как фактор социально-психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения иностранному языку: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Якутск, 2000.

5. Кугуннуров В.В. Приобщение студентов к общечеловеческим ценностям при дистанционном образовании: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Якутск, 2004.

6. Парфенов Е.А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: Автореф. дис.....канд.пед. наук. - Якутск,

2004.

7. Куликова J1.H. Проблемы саморазвития личности. - Благовещенск, 2001. - С. 342.

НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №3

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.