Научная статья на тему 'К проблеме типологии концептов в современной лингвистике'

К проблеме типологии концептов в современной лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СУЩНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / МЕНТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бектурсынова А. М.

В данной статье рассмотрена проблема типологии концептов в современной лингвистике. Проанализированы разные варианты типологии концептов, представленные различными учеными. Особое внимание обращается на содержательный признак типологии концептов в современной лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме типологии концептов в современной лингвистике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81

А.М. Бектурсынова

Магистрант 1 курса

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

г. Нукус, Республика Узбекистан

К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ КОНЦЕПТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема типологии концептов в современной лингвистике. Проанализированы разные варианты типологии концептов, представленные различными учеными. Особое внимание обращается на содержательный признак типологии концептов в современной лингвистике.

Ключевые слова Концепт, сущность, типология, содержание, ментальность.

В настоящее время в русской лингвистике можно увидеть стремительный рост развития нового направления, как когнитивная лингвистика. В вопросе определения периода возникновения данного направления все исследователи сходятся к мысли, что первоначально когнитивная лингвистика возникла в 1970-х годах. Но не точности касаются самого периода: начало, середина или конец.

Проблема определения понятия «концепт», являющегося одним из сущностных феноменов когнитивной лингвистики, также остается одной из нерешенных. Одни ученые говорят о сущности концепта, в то время как другие - о его структуре. В связи с чем, точное определение понятия и структуры концепта на данный момент отсутствует. Попытки определить сущность и понятие концепта были предприняты такими учеными, как С.А.Аскольдовым (псевдоним С.А.Алексеева), Ю.Е.Прохоровым, Н.Н.Болдыревым, А.А.Залевской, Г.Г.Слышкиным, Д.С.Лихачевым и другими. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются определения, данные нижеследующими авторами:

• «концепт - это содержательная сторона словесного знака (значение - одно или некий комплекс ближайшее связанных значений), за которой стоит понятие (т.е. идея, фиксирующая существенные «умопостигаемые» свойства реалий и явлений, а также отношения между ними), принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально субъективно осмысляемое и - через ступень такого осмысления - соотносимое с другими понятиями, ближайшее с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми» [6, с. 603].

• «концепт (concept, Konzept) - термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis) всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [3, с. 90].

Не только проблема сущности концепта вызывает большой интерес среди лингвистов. Немаловажное значение при изучении концепта и когнитивной лингвистики, в целом, придается и вопросу о классификации концептов.

При классификации концептов большинство ученых выделяют классификацию, в основу которых положен содержательный признак концепта. Это связано с тем, что, говоря о структуре концепта, ученые, в первую очередь, характеризуют его содержание. Вот почему данная классификация является одной из самых многочисленных.

Одной из самых первых классификаций концепта по содержательному признаку явилась классификация С.А.Аскольдова, который разделил концепт на два типа: познавательные и художественные: «Проблема концептов и проблема художественного слова имеют не только точки соприкосновения, но в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

основании положительно совпадают... Слова, в одном случае, не вызывая никакого познавательного «представления», понимаются и создают нечто, могущее быть объектом точной логичной обработки. В другом случае, слово, не вызывая никаких художественных «образов», создает художественные впечатления, имеющие своим результатом какие-то духовные обогащения. В проблеме познания это «нечто» носит название «концепта», под которым надо разуметь два его вида: «общее представление» и «понятие». В проблеме искусства это «нечто» пока не связано с четким термином. Мы будем называть его «художественным концертом» с полным сознанием имеющихся в данном случае существенных отличий [1, с. 268].

М.В.Пименова, классифицируя содержательный признак концепта, выделяет образы (мать, Родина), идеи (гуманизм) и символы (лебедь) [4, с. 8]. Кроме того, она выделяет концепты культуры, которые, в свою очередь, делит на несколько групп: 1) универсальные категории - время, пространство, движение, изменение, количество; 2) социально-культурные категории - свобода, справедливость, труд, богатство; 3) категория национальной культуры - воля, душа, дух; 4) этические категории - добро, зло, долг, правда; 5) мифологические категории - боги, духи, домовой и другие [4, с. 10].

При классификации концептов особый интерес представляет и ассоциативная классификация, пример которой можно увидеть в «Русском ассоциативном словаре», где концепты - ассоциации разделены на три группы:

1. Экстралингвистические знания о явлениях окружающей действительности;

2. Диалоговая информация, отражающая языковое сознание носителей;

3. Знания об устройстве самого языка [5, с. 193-212].

С.Г.Воркачев выделяет сразу несколько типов концепта: по степени абстрактности содержания, по линии предметной области и по степени значимости, которые, в свою очередь, имеют свои подгруппы. Например, по степени значимости концепты подразделяются на концепты высшего уровня, например, долг, счастье, любовь, совесть, и обычные концепты [2, с. 44]; на базовые, т.е. элементарные, необходимые для описания других концептов, и универсальные.

Исходя из всего вышесказанного, можно придти к выводу, что разные подходы в определении типологии концептов привели к разным типам классификации, например, классификация концептов по сфере их функционирования, по степени абстрактности содержания, по линии предметной области, по степени значимости, ассоциативная классификация и другие. Наиболее популярной явилась классификация концептов с точки зрения представленной в них информации. Список использованной литературы:

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. В.П.Нерознака. М., 1997.

2. Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград, 2007.

3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Е.С.Кубряковой. М., 1996.

4. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово, 2004.

5. Русский ассоциативный словарь. М., 1196. Кн. 1.

6. Шведова Н.Ю. Русский язык: Избранные работы. М., 2005.

© Бектурсынова А.М., 2016

УДК 81-272

А.В. Гусейнова, канд. филол. наук Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Аннотация

В статье представлен анализ языковой ситуации в Республике Хакасия на основании количественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.