Научная статья на тему 'К проблеме телесности визуальных образов'

К проблеме телесности визуальных образов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
768
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / CORPOREALITY / VISUAL IMAGE / SCREEN CULTURE / ENTERTAINMENT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баричко Ярослав Борисович

Вводится понятие телесности визуального образа, которое, по мнению автора, может рассматриваться в двух аспектах: в широком (любой образ, созданный человеком, телесен, поскольку несет в себе «след» человеческого тела) и в узком (телесны образы, обладающие «соматической энергетикой»). Останавливаясь на втором аспекте, автор приводит ряд характеристик визуального образа, говорящих о его чувственной природе. Сделан вывод, что под эти характеристики почти полностью попадает визуальная среда современного мегаполиса, что позволяет говорить о наших контактах с телесной визуальной средой как о части повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUE TO THE PROBLEM OF CORPORALITY OF VISUAL IMAGES

The article introduces a notion of visual image corporeality, which (according to the author) can be considered in two aspects: in a wide one (any image is corporeal for it always keeps a «mark» of human body) and in a narrow one (corporeal images are those possess «somatic energy» stimulating corporeal feelings). The author investigates the latter aspect and adduces a row of visual image characteristics, which reveals sensual nature of screen culture images. In the conclusion author states that the visual environment of a modern magalopolis almost completely fits these characteristics, what allows us to speak about our contacts with corporeal visual environment as of an everyday practice.

Текст научной работы на тему «К проблеме телесности визуальных образов»

УДК 17

Я. Б. Баричко

К ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Вводится понятие телесности визуального образа, которое, по мнению автора, может рассматриваться в двух аспектах: в широком (любой образ, созданный человеком, телесен, поскольку несет в себе «след» человеческого тела) и в узком (телесны образы, обладающие «соматической энергетикой»). Останавливаясь на втором аспекте, автор приводит ряд характеристик визуального образа, говорящих о его чувственной природе. Сделан вывод, что под эти характеристики почти полностью попадает визуальная среда современного мегаполиса, что позволяет говорить о наших контактах с телесной визуальной средой как о части повседневной жизни.

Ключевые слова: телесность, визуальный образ, экранная культура, технологии развлечений

The article introduces a notion of visual image corporeality, which (according to the author) can be considered in two aspects: in a wide one (any image is corporeal for it always keeps a «mark» of human body) and in a narrow one (corporeal images are those possess «somatic energy» stimulating corporeal feelings). The author investigates the latter aspect and adduces a row of visual image characteristics, which reveals sensual nature of screen culture images. In the conclusion author states that the visual environment of a modern magalopolis almost completely fits these characteristics, what allows us to speak about our contacts with corporeal visual environment as of an everyday practice.

Keywords: corporeality, visual image, screen culture, entertainment technologies

На наш взгляд, не будет ошибкой утверждать, что человеческое тело, его возможности и пределы, его взаимодействия с социокультурными рамками и процессами, является проблемной областью философской мысли практически с самого начала ее формирования. Ведь главным для человека, выделившего себя из окружающего мира, должен стать вопрос «что есть я?» (по нашему мнению, именно он является в философии основополагающим). Уже у досократиков мы можем встретить рассуждения, касающиеся природы человека, проблемы души и тела, функций органов чувств, которые помогают нам в познании мира. Позднее возникает термин телесность. Наверное, любой философ, какая бы проблематика в его творчестве ни была доминирующей, в той или иной степени размышляет о человеческом теле. Ниже мы приведем несколько трактовок телесности, данных мыслителями абсолютно разных эпох и относящихся к различным философским направлением и школам, в связи с чем выборка может показаться нелогичной и прихотливой. Но мы поступим так, для того чтобы попытаться обнаружить некоторые точки опоры для нашего дальнейшего исследования.

Августин называл телесным то, что относится к человеческому телу и явлено чувствам. Д. Скот говорил о телесности как особой форме связи души и тела.

Э. Гуссерль определял телесность как способ восприятия материального физического тела, его смысловое содержание. О. Шпенглер понимал ее как связь, посредством которой человек вписан в мировую картину природы и область причинного, как собственно человек, как народ, раса. Г. Марсель рассматривал телесность как пограничную зону между бытием и обладанием, поскольку мое тело - это не только то, чем я обладаю, но также и элемент моего бытия. Н. О. Лос-ский писал, что телесность есть пространственно оформленное действование субъекта и необходимое условие полноты бытия тварных существ.

Человеческая телесность является объектом интереса таких мыслителей, как М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж.-Л. Нанси. В России этой проблеме посвятили свои труды М. М. Бахтин, В. А. Подорога, М. Н. Эпштейн, И. М. Быховская и др. Исследования этих авторитетных авторов будут играть в нашей работе весьма значимую роль.

Сегодня интерес к проблеме телесности не ослабевает, наоборот - приобретает все большую актуальность в связи с вопросами о судьбе человеческого тела в быстро развивающемся и противоречивом постиндустриальном обществе.

Говоря о феномене телесности, мы, безусловно, имеем в виду человеческую телесность и ее производные, хотя в культурологическом и философском дискурсе телесность может рассматриваться в диапазоне от тела человека до тела культуры, поскольку «культура антропомерна, а человек культуросообразен» (М. В. Колесник). Понятие телесность культуры встречается довольно редко, а что касается вводимого нами понятия телесности визуального образа, то использование его в отечественных исследованиях нами не обнаружено (по крайней мере, в том смысле, какой в него вкладываем мы). Понятие телесный образ используется в современной телесно ориентированной психологии и психотерапии как эквивалент понятию телесного образа я -визуально воплощенных чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле.

Как видно, подходов к трактовке феномена телесности немало, однако, обращаясь к телесности визуальных образов, нам видится логичным использовать феноменологический подход, поскольку феноменология имеет непосредственное отношение к изучению тела и телесного ландшафта. Кроме того, этот подход позволяет зафиксировать телесность как некую «точку сборки человеческого я» (выражаясь для большей наглядности образным языком).

96

Одна из трактовок телесности, обозначенная философом Б. Г. Акчуриным, выглядит следующим образом: телесность - это определенный тип целостности человека, характеризующийся подвижными и символичными границами [См.: 1]. Мы не оспариваем это определение, однако, оно было бы в рамках феноменологии, если бы не говорило о символичности границ телесности, поскольку главным феноменологическим методом является так называемая «феноменологическая редукция», подразумевающая «вынесение за скобки» всего культурного опыта (в том числе и привнесенной извне символики) при взаимодействии с объектом изучения. Однако простого сокращения формулировки путем отсечения лишних слов было бы не достаточно, чтобы объяснить феноменологическую трактовку данного понятия и заставить ее работать на нас. Это говорит о том, что необходимо переосмыслить само понятие телесности.

Психолог Д. А. Бескова понимает телесность как феноменологическую реальность, представляющую собой синтез биопсихосоциальных аспектов физического бытия человека в мире [См.: 3]. И в свете сказанного выше нам видится логичным определить телесность как присущий человеку особый тип целостности, возникающий и функционирующий как синтез воспринимающего тела, психики и социального начала человека и характеризующийся подвижными границами. Не претендуя на исчерпывающую полноту определения, мы, однако, будем опираться на данную формулировку в нашем дальнейшем исследовании. Ниже мы рассмотрим понятие телесности применительно к визуальным образам.

В зарубежных источниках, с которыми нам довелось работать, концепт corporeal image (телесный образ) имеет немного отличный от нашего ракурс рассмотрения, что, однако, не исключает и точек соприкосновения с нашей трактовкой. Режиссер-документалист Дэвид Мак-Дугл в книге «Телесный образ: кино, этнография и чувства» высказывает очень важную для нас мысль: «Мы видим нашими телами, и любое изображение, которое мы создаем, несет в себе отпечаток нашего тела, то есть нашего бытия в той же степени, что и смысл, который мы хотим передать. <...> Образы в определенном смысле есть отражения наших тел, моделирующие всю их телесную активность» [10, p. 3]. Мак-Дугла интересуют прежде всего фотография и видео, он занимается визуальной антропологией и обосновывает ее эпистемологическую значимость, говоря о том, что визуальные образы помогают нам полнее познавать мир в тех случаях, когда слова могут только увести от истины.

Американский филолог Уильям Эггинтон в книге «Театр правды» изучает проблему барочной литературы. Барокко он понимает как эстетическую стратегию, не ограничивающуюся только XVII в., но периодически возвращающуюся под призывами духа эпохи, который видоизменяет эту стратегию. В книге есть глава «Телесный образ и барокко Нового Света», в которой автор

пишет: «Бескомпромиссная материальность, стоящая на службе религиозного чувства и религиозного контроля,

- вот, к чему обращался Лакан, превосходно описывая барокко как “регулирование души с помощью телесного зрения”, где scopie corporelle (фр. - ’телесное зрение’ -Я. Б.), с одной стороны, является взором глаза, а с другой - воплощенным видением, погружением в материальность восприятия» (курсив мой. - Я. Б.) [9, с. 74]. Телесность изображения (в данном случае литературного), его «повышенная витальность» (как выразилась искусствовед Е. Ю. Андреева), становится у Эггинтона одной из характерных черт барочности. Таким образом, при изучении телесности образа в нашем дальнейшем исследовании имеет смысл обратить внимание на искусство эпохи барокко, а также связь его эстетики с культурой постмодерна. К сожалению, в данный момент это бы вышло далеко за рамки одной статьи.

Нельзя не вспомнить в нашем случае Р. Барта, который писал о том, что текст обладает человеческим обликом и является образом, анаграммой человеческого тела [См. 2, с. 474]. По утверждению Барта, у человека не одно, а два тела: первое является предметом исследования науки (так называемый «фено-текст»), а второе - тело как источник наслаждения, которое не имеет отношения к нашему физиологическому телу. Г оворя о тексте как образе человеческого тела, исследователь подчеркивает, что речь идет именно об эротическом теле: «Удовольствие от текста несводимо к его грамматическому (фенотекстовому) функционированию, подобно тому, как телесное удовольствие несводимо к физиологическим отправлениям организма» [Там же]. Если учесть, что понятие текста употребляется здесь в широком значении, то его можно распространить и на визуальные образы.

Рассмотрев литературу по указанной проблеме, мы пришли к заключению о том, что говорить о телесности визуального образа можно в двух смыслах:

1. В широком (онтологическом) - с этой точки зрения все визуальные образы телесны, поскольку несут в себе «оттиск» человеческого тела, о чем, как мы отметили, писали Д. Мак-Дугл и Р. Барт.

2. В узком - воздействие образа на разум и чувства воспринимающего его человека (в дальнейшем процессе исследования нас будет интересовать именно этот аспект рассмотрения проблемы). То есть в данном случае характеристика телесный говорит о наличии в визуальном образе особой «соматической энергетики» [См.: 5]. Эту характеристику мы относим прежде всего к образам, порожденным «обществом зрелищ» современной консьюмерной (потребительской) культуры. Ее также называют «экранной», поскольку зримый образ она избрала своим главным оружием, а образ, как лакмусовая бумага, проявляет чувственную природу этой культуры.

Возможно, после всего сказанного вопрос о том, что же такое телесность визуального образа в нашем

97

понимании все же останется открытым. Чтобы избавиться от этой лакуны, ниже мы приведем ряд характеристик визуального образа, наличие которых (в совокупности или частично) будет говорить, в нашем понимании, о его телесности1.

1. Сознательная или неосознанная идентификация зрителем самого себя с героями рекламы, кинофильма, компьютерной игры и т. д. Это весьма значимый (если не самый главный) аспект телесности образа. Ведь для того, чтобы человек мог «присвоить» образ (сделать его частью себя или самому стать его частью), он должен воспринимать текст как продолжение своего эротического тела. Платон писал, что для полноценного акта художественного восприятия зрителю необходим мимесис (греч.

- ’подражание, воспроизведение’), т. е. ему необходимо вжиться в мир произведения и, как бы отрешившись от самого себя в пользу вымышленных персонажей, переживать за их судьбу.

2. Опредмечивание, материализация образа. Стремление изображения выйти за свои границы, стать чем-то большим, преодолеть свою нереальность и ворваться в наш мир. Этот пункт может проиллюстрировать, к примеру, наружная реклама в тех случаях, когда на обычный прямоугольный щит крепятся дополнительные конструкции (так называемые экстендеры), которые выносят изображение за пределы двух измерений. Другой пример - рекламные каталоги парфюмерии, содержащие страницы, которые, если потереть их пальцем, начнут распространять аромат изображенных духов.

3. Широкий охват органов чувств, на которые изображение может воздействовать. Для этого при создании образов привлекаются новейшие технологии, позволяющие вызывать реальные (или почти реальные) перцептивные ощущения (запах, звук, вкус, тактильные свойства изображенного предмета).

Сюда можно отнести высокую детализацию и четкость изображения; чистый объемный звук и стреои-зображение (к слову сказать, одно из значений греческого слова stereos - телесный); 4d- и 5^кино-театры, в которых помимо зрения и слуха зрителей задействованы их обонятельные и тактильные ощущения, а также вестибулярный аппарат;

4. Адаптация к человеческому восприятию, стремление быть воспринятым почти в любой жизненной ситуации. Р. Брэдберри в своем романе «451° по Фаренгейту» писал: «Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты? Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были длиною всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать не смог» [См. 2]2.

5. Содержание в себе практически или полностью обнаженного человеческого тела. Тем не менее эротизм изображения сквозит из него даже в том случае, если оно не репрезентировано вовсе.

6. Использование возможностей крупного плана как способа сближения изображения с человеком (потребителем).

7. Отражение желаний человека и стимулирование их возникновения. Советский художник-конструктивист А. Родченко считал, что «всякое изображение есть изображение желания и желаемого; фетиш изображения неуничтожим» [6].

Итак, мы ввели понятие телесного визуального образа и выделили, на наш взгляд, основные его характеристики. Телесность образа, по сути, является квинтэссенцией телесности консьюмерной культуры, в контексте которой он существует. Под приведенные характеристики практически целиком попадает визуальная среда современного мегаполиса, что позволяет говорить о наших контактах с телесной визуальной средой как о части повседневной жизни.

1. Акчурин, Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 -Социальная философия / Б. Г. Акчурин. - Уфа, 2004. - 315 с.

2. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

3. Бескова, Д. А. Телесность. Определение телесности [Электронный ресурс] / Д. А. Бескова. - Режим доступа:

http://www.fîrstjob.ru/?ScienceView&ID=51. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 3 июня 2011 г.

4. Брэдберри, Р. 451° по Фаренгейту [Электронный ресурс] / Р. Брэдберри. - Режим доступа: http://lib.ru/

INOFANT/BRADBURY/farengejt.txt. - Дата обращения: 22 февр. 2011.

5. Бычков, В. В. Телесность / В. В. Бычков // Эстетика: учеб. - М.: Гардарики, 2004. - С. 484-489.

6. Деготь, Е. Ю. От товара к товарищу [Электронный ресурс] / Е. Ю. Деготь. - Режим доступа: http://tapirr.ya.ru/ replies.xml?item_no=3857. - Дата обращения: 23 февр. 2011.

7. Колесник, М. В. Телесность в эпоху массовой культуры: моногр. / М. В. Колесник. - Омск: Ом. экон. ин-т, 2010. - 136 с.

8. Юрчак, А. В. По следам женского образа / А. В. Юрчак // Женщина и визуальные знаки / под ред. А. Альчук. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 85-97.

9. Egginton, W. The Theater of Truth: The Ideology of (Neo)Baroque Aesthetics / W. Egginton. - Stanford: Stanford University Press, 2010. - 184 p.

10. MacDougall, D. The Corporeal Image: Film, Ethnography, and the Senses / D. MacDougall. - Princeton: Princeton University Press, 2006. - 312 p.

Сдано 6.04.2011

1 Необходимо сказать, что набор этих характеристик на данном этапе работы еще нуждается в апробации, поэтому его можно справедливо упрекнуть в определенной алогичности.

2

Также об этом свойстве современной рекламы пишет А. Юрчак в статье «По следам женского образа» [См.: 8].

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.