Научная статья на тему 'К проблеме структурных уровней мыслительного процесса'

К проблеме структурных уровней мыслительного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Любовь Васильевна

The article proposes some additions to the level structure of creative thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE STRUCTURAL LEVELS OF THE THINKING PROCESS

The article proposes some additions to the level structure of creative thinking.

Текст научной работы на тему «К проблеме структурных уровней мыслительного процесса»

К ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРНЫХ УРОВНЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Л.В. Баранова

Baranova L.V. On the issue of the structural levels of the thinking process. The article proposes some additions to the level structure of creative thinking.

Исследователи процесса творчества все более приближаются к истинному пониманию его сущностных психофизиологических механизмов. В связи с новыми открытиями физиологов и психологов изменяются и уточняются представления о структуре и содержании творческой активности человека. Общие принципы современного подхода психологов к пониманию творческих способностей даны Д.Б. Богоявленской в статье «Субъект деятельности в проблематике творчества». На основании многолетних исследований Д.Б. Богоявленской [1] сделан вывод о том, что «творческие способности рассматриваются нами не как особый, самостоятельный вид способностей, они выступают не в качестве отдельной модальности, а характерны для любого вида труда. Условно говоря, творческость - это способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию.

Способность к саморазвитию деятельности не объяснима лишь свойствами интеллекта. Исходной гипотезой, получившей свое экспериментальное подтверждение во многих исследованиях, было предположение, что это свойство целостной личности, отражающее взаимодействие когнитивной и аффективной сфер в их единстве» [1, с. 23].

В отечественной психологии разработана наиболее целостная концепция творческого процесса. Структурно-уровневая модель центрального звена творческого мышления представляет данный процесс в виде двух взаимопроникающих сфер. Я.А. Пономаревым [2] разработана схема, в которой четыре последовательно сменяющихся уровня располагаются в диапазоне между интуитивным и логическим мышлением, интегрируя в целостный взаимодополняющий цикл операции сознания и бессознательного. Представленные в модели уровни включают умственные процессы изначально произвольные - формируемые и управляемые, которым присущи такие характеристики как - развернутость во

времени, четкая последовательность этапов, осознанность. Общепризнанным в науке является утверждение, что сознание не является процессом постоянным и непрерывным, оно характеризуется перерывами или отсутствием видимых связей между отдельными его элементами. Пробелы между сознательными явлениями заполняют факты, определяемые как производные бессознательных процессов. Л.С. Выготский писал, что бессознательное является гносеологически необходимой категорией при изучении высших психических функций [3]. Исходя из этого принципиального положения, ученые считают, что «бессознательное - это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь» [3]. В структурноуровневой модели мышления Я.А. Пономарева, отражающей наличие и логического, и интуитивного мышления, бессознательно протекающие процессы - непроизвольные и неконтролируемые - заданы априорно, они как бы подразумеваются. Мы считаем, что сегодня накоплен достаточный экспериментальный и теоретический материал для моделирования функциональных уровней бессознательного.

Широкое толкование понятия бессознательного в современной науке включает в себя все явления психической жизни, о которых человек может не подозревать в данный момент, не знал о них в течение длительного времени или вообще никогда не знал. Однако в определенный момент жизни данные явления начинают влиять на события психической жизни субъекта, переживаются им, осознаются. В результате ряда исследований современные психофизиологи независимо друг от друга установили немало принципиальных естественнонаучных фактов, позволяющих расширить наши представления о бессознательном:

1. В исследованиях Дж. Леду установлено, что входные сенсорные сигналы не сразу попадают в кору больших полушарий, а напрямую проходят путь, соединяющий тала-

мус с миндалевидным ядром - «анатомически - эмоциональная система может действовать независимо от неокортекса» [4]. Полученная от органов чувств часть сигналов вызывает эмоциональную реакцию прежде, чем импульс будет обработан в коре и осознан. Е.Л. Яковлева указывает на принципиальное значение для физиологии эмоций данного открытия. Если миндалевидное ядро может хранить эмоциональные воспоминания и воспроизводить эмоциональные реакции без какого-либо сознательного участия неокортекса, значит отдельные факты и сопровождающие их переживания, несмотря на то, что они никогда не осознаются, могут активно участвовать в психической активности человека [4].

2. Наличие у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации является необходимым условием сохранения в долгосрочной памяти ассоциаций, сформировавшихся на неосознаваемом уровне [3, с. 93-104].

3. «В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы» [5].

4. При решении задач эмоциональная неосознаваемая реакция, отраженная в изменении показателей КГР кожной сопротивляемости, опережает осознанную и вербальную [5].

5. Фокус взаимодействия - корковое динамическое образование, в котором синтезируется оперативная информация, поступающая из различных областей коры или подкорковых образований с актуализированной из центров долговременной памяти, а также центров мотиваций и эмоций [5].

6. Э.А. Костандов считает передачу сигналов на моторные речевые центры решающим условием для перехода от бессознательных к осознаваемым формам восприятия внешних сигналов.

На основании естественнонаучных исследований в современной психологической науке пересмотрены многие взгляды на роль и функции эмоций в деятельности личности. Представления о дезорганизующей и деза-даптивной функциях эмоций сменились выводами психофизиологов об эмоциях как об одном из основных адаптивных механизмов. К. Изард так охарактеризовал современное состояние проблемы человеческих эмоций:

«Достигнуто более глубокое понимание динамики эмоционального развития, тесной взаимосвязи процессов эмоционального и когнитивного развития, значительности влияния эмоций на темперамент и межличностные отношения» [6].

Углублены представления нейропсихологов и нейрофизиологов о церебральных механизмах... обслуживающих эмоциональную сферу. Значимость аффектов для познавательных процессов обосновывается в целом ряде когнитивно-аффективных теорий. С. Шехтер и Дж. Сингер - «познание является компонентом эмоций», Р. Бак - «все что реально - эмоционально», он же выдвинул понятие «эмоциональной компетентности»; Дж. Вейнрих - «эмоция есть результат сознательного или бессознательного принятия решения» и, наконец, П. Сэловей исследует сферу «эмоционального интеллекта».

Изард так определяет характер взаимодействия когнитивных и эмоциональных процессов: «эмоция может активировать

когнитивный процесс и влиять на его протекание». И далее: «фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [6, с. 35].

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловлено работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мысли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональным переживанием и сама является эмоциональным подкреплением. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью и сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание новой мысли сопровождается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу.

И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанно протекающее сопоставление разного рода информации, содержащейся в памяти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществляется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознанными. Следовательно, продуцирование нового осуществля-

ется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Мы предполагаем, что на основании последних данных психофизиологических исследований структурно-уровневая модель Я.А. Пономарева может быть расширена за счет выделения структурных уровней двух равноценных сфер: сознания и бессознательного, проявляющегося как эмоциональное состояние или переживание. К уровням сознания по праву будут отнесены те, которые уже представлены в модели: операциональный, предметный, рефлексивный и личностный [7].

Основанием дальнейшего развития предложенной структурной схемы, на наш взгляд, может стать подход Карла Юнга к структуре личности. В «Практике психотерапии» он пишет: «Самые чистые и самые святые наши воззрения покоятся на глубоких темных основах, и, в конце концов, дом можно рассматривать не только от конька крыши вниз, но также и от подвала вверх, причем последнее объяснение имеет еще и то преимущество, что изначально оно более верное, ибо дома строят не с крыши, а с фундамента и, кроме того, строить начинают всегда с самого простого и грубого» [8]. И далее: «Человек думает, что создает... идеи, но в действительности они создают его, так что он бессознательно становится простым их рупором» [8, с. 77].

На основании юнговского подхода к сознанию и бессознательному связанными по принципу зеркального отражения друг в друге, мы полагаем, что по этому принципу могут быть представлены и структурные уровни функционирования бессознательного -соответственно уровням сознания. Соответствие это должно быть как иерархическим -восходить от элементарных к сложноструктурированным, так и процессуальным - по изменяющемуся способу обработки материала на каждом уровне.

Исходя из вышесказанного, уровневую модель Я.А. Пономарева [2, с. 190] предлагаю дополнить «зеркальной» структурой бессознательного и отнести к ней следующие процессы:

- первый уровень активности бессознательного составляют «чувственно-сенсорные впечатления, выступающие в качестве интеграторов двигательного, сенсорного и эмоционального опыта субъекта на понятийном уровне». А.М. Холодная пишет: «Хорошо

сформированная и эффективно работающая понятийная структура характеризуется включенностью чувственно-сенсорного опыта, то есть представленный в содержании понятия объект переживается испытуемым через некоторое множество дифференцированных по интенсивности чувственносенсорных впечатлений» [9]. Они являются теми информационными стимулами внешней среды, которые активизируют эмоциональномотивационные центры. Впечатления оставляют следы на различных нейронных уровнях, не всегда и не до конца нами осознаются, продолжая храниться в глубинах психики всю жизнь и оказывая влияние на наши действия, чаще всего как неосознаваемые феномены.

Необходимым условием сохранения в долгосрочной памяти ассоциаций, сформировавшихся на неосознаваемом уровне, является наличие у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации. Мы полагаем, что именно этот процесс соответствует механизму формирования и сохранения впечатлений. Впечатления, пережитые в эмоционально напряженный момент, или неосознаются, или постепенно вытесняются из сознания и переходят на неосознаваемый уровень. Они сохраняются в условно-рефлекторной памяти и могут быть актуализированы.

Именно о таких ассоциациях, сформировавшихся на неосознаваемом уровне, писал А.А. Ухтомский, выявив в экспериментах, что следы прошлого могут влиять на творчество и поведение человека в качестве подлинных физиологических мотивов. Эти следы накапливаются в течение всей жизни и составляют совокупность наших впечатлений, оказывающих влияние на эмоциональ-

но-мотивационные центры, а следовательно, и поведенческие акты.

Исследователями получены данные, показывающие, что временные ассоциативные связи, сформировавшиеся на неосознаваемом уровне, угасают значительно медленнее, чем в пробах с осознаваемыми словами. Эти данные подтверждают с физиологической точки зрения фрейдовское положение «о консервативности подсознания и давние наблюдения психиатров относительно стойкости влечений, эмоциональных переживаний и невротических реакций, когда их повод остается неосознанным для субъекта». Практика психоанализа многократно подтвердила данное положение.

- второй уровень составляет воображение, - процесс свободной манипуляции образами предметов без ограничений реальности и времени, в большой степени свободный от сознательной регуляции. «В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания... Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом (рационально созданным планом произведения), более яркие и динамичные образы вытесняют из сознания менее яркие. То есть сознание становится пассивным -экраном, на который человеческое бессознательное отображает себя» [10].

Рибо высказал предположение о нескольких этапах деятельности механизма фантазии - «вначале происходит диссоциация состояний фантазии, благодаря чему отдельные образы освобождаются от перцептивных связей и тем самым получают возможность вступить в новые сочетания; затем наступает перегруппировка этих состояний, завершающаяся ассоциацией, новым сочетанием» [11].

В исследованиях О.М. Дьяченко неоднократно подтверждено, что при решении познавательных задач и проявляются творческие особенности воображения, которые заключаются в особом перекомбинировании образов, в изменении непосредственных впечатлений действительности [12].

В рамках многих подходов к процессу воображения отмечается его тесная связь с «перцептивными и абстрактными знаниями и эмоционально-чувственными впечатлениями» или подчеркивается включенность в этот процесс всего опыта субъекта, большая часть

которого является достоянием бессознательного.

Воображение включается в познавательную деятельность именно на предметном уровне мыслительной деятельности. О.М. Дьяченко пишет, что «в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого» [12, с. 19]. При соединении предметного содержания различных объектов действительности происходит совмещение двух слоев реальности, когда «одно содержание выявляется через другое».

Специфическая роль воображения в процессах мыслительной деятельности заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы, выполняя моделирование нового содержания, и этим содействует нахождению иного решения. Творчество как когнитивная деятельность, осуществляемая для открытия нового знания, совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания реальности в воображении. О.М. Дьяченко пишет: «В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права» [12, с. 19].

- третий уровень - интуитивный - глубинный, осознаваемый лишь как переживание - он «чувствуется». Интуиция понимается сегодня как «эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований» [13]. В основе интуиции, по мнению исследователей, лежат особые формы мыслительной переработки информации, как образной, так и вербальной, которые осуществляются произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Н.Е. Свидерская исследовала механизмы интуиции в процессах решения различных когнитивных задач с учетом меж-полушарного взаимодействия. Ею определялись фокусы максимальной активности при решении задач посредством различных спо-

собов обработки информации: симультант-ного и сукцессивного.

Симультантный метод необходим для одновременного анализа множества элементов информации, поэтому его связывают с функциями правого полушария, осуществляющего образное мышление, которое осуществляется на уровне воображения.

На интуитивном уровне мышления происходит симультантное объединение «нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения» [14], при этом активизируются центры в задних отделах правого полушария. На этом уровне познания слитно изображаются все события и факты, взаимодействия субъекта с объектом.

- четвертый уровень - уровень инсайта, доступный сознанию лишь как целостный и завершенный образ искомого ответа. Инсайт понимается как мыслительный феномен внезапного проникновения в суть, внезапного понимания, «схватывания» отношений и структуры проблемной ситуации.

Однако внезапность появления догадки, озарения кажущаяся, так как она является следствием интенсивной мыслительной работы человека, поглощенного увлекающей его проблемой или художественным произведением.

Р.А. Павлыгиной и П.В. Симоновым высказано мнение, что «доминанта имеет отношение к явлениям инсайта, озарения, составляющим центральное звено творческого процесса. Внезапное отключение доминантного состояния может приводить к внезапному замыканию ассоциаций (установлению неожиданных связей)» [3, с. 290]. Решение, найденное в процессе мыслительной работы бессознательного, попадает в фокус сознания. В исследованиях А.М. Иваницкого проверялась гипотеза о том, что «в фокусе оперативная информация сопоставлялась с информацией, извлекаемой из мотивационных центров» [3]. Предполагалось, что на основе происходящего в фокусе сопоставления и может быть достигнута конечная цель мыслительного процесса - как нахождения решения. Все это переживается субъектом как процесс думания и нахождения ответа.

В момент инсайта сознание отвлечено от заданной проблемы, поэтому полученный ответ характеризуется внезапным озарением

сознания и сопровождается эмоциональной активацией, переживанием интуитивной уверенности в правильности полученного результата. «Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением» [14].

Таким образом, уровневая структура творческого мышления как единство сознания и бессознательных процессов с учетом современных психофизиологических открытий и представлений о механизмах функционирования мозга [5, 15] может быть дополнена теми, которые представлены в нашей работе. Данную структуру уровней творческого мышления можно представить так: личностный, рефлексивный, предметный, операциональный - впечатление, воображение, интуиция, инсайт.

1. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. М., 1997. С. 220.

4. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. С. 54.

5. Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 93-104.

6. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. С.-Пб., 1999. С. 25.

7. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 113.

8. Юнг К.Г. Практика психотерапии / Пер. с нем. М.; С.-Пб., 1998. С. 76.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск; М., 1999. С. 192.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Латерна, Вита. М., 1995.

11. Рибо Т. Психология чувств. С.-Пб., 1898.

12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.

13. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1997.

14. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.

15. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.