Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)'

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / PARTY-STATE APPARATUS / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА / PARTY-STATE NOMENCLATURE / КОНТРОЛЬНАЯ КОМИССИЯ / CONTROL COMMISSION / ПАРТИЙНАЯ ДИСЦИПЛИНА / PARTY DISCIPLINE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / CONTROL PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич

Статья посвящена проблеме формирования и деятельности органов партийного контроля на территории Северного Кавказа. В центре внимания - процесс и механизмы становления контролирующих органов правящей партии. Показано, что формирование советской политической системы было напрямую связано с процессом становления и деятельности органов партийного контроля. Работа Контрольных Комиссий носила не только репрессивный характер, но и служила инструментом формирования коммунистического сознания. Несмотря за строгость подходов комиссий, существовал институт апелляций, который функционировал довольно эффективно. Все заявления разбирались коллегиально на заседаниях Контрольных Комиссий и выносились индивидуальные решения по каждому из разбираемых дел. Деятельность органов партийного контроля способствовала становлению и укреплению принципов коммунистической этики и идеологического единообразия ведущей политической силы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMATION AND FUNCTIONING OF AUTHORITIES OF PARTY CONTROL IN THE 1920-1930-IES (ON MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS)

The article is devoted to the problem of formation and activity of party control bodies in the North Caucasus. The focus is on the process and mechanisms for the formation of the controlling bodies of the ruling party. It is shown that the formation of the Soviet political system was directly connected with the process of formation and activity of bodies of party control. The work of the Control Commissions was not only repressive, but also served as an instrument for the formation of communist consciousness. Despite the strictness of the approaches of the commissions, there was an institute of appeals, which functioned quite efficiently. All the statements were considered collectively at the meetings of the Control Commissions and individual decisions were made on each of the cases being examined. The activities of the bodies of party control contributed to the establishment and strengthening of the principles of communist ethics and the ideological uniformity of the leading political force of the stat.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)»

10. EHrlih A. Diskussii ob industrializacii. 1924-1928. - M.: «Delo», 2010.

11. Nizhnee Povolzh'e. - 1924. - №6.

12. Ocherki istorii Saratovskoj organizacii KPSS. - Saratov, 1965.

13. Baskin G.I. Sovremennaya differenciaciya i sovremennye tipy krest'yanskih hozyajstv // Vestnik Srednego Povolzh'ya. - 1926. -№1.

14. Malafeev A.N. Istoriya cenoobrazovaniya v SSSR (1917-1963). - M.: Mysl', 1964.

15. Hozyajstvo na novyh putyah. - 1924. - №7.

16. Deyatel'nost' raboche-krest'yanskoj inspekcii za 1924/25 gg. - Stalingrad, 1928.

17. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (GAVO). F.1618. Op.3. D.87. L.8.

18. Ocherki istorii Astrahanskoj organizacii KPSS. - Volgograd, 1985.

19. Vajnshtejn A.L. Ceny i cenoobrazovanie v SSSR v vosstanovitel'nyj period (1921-1925). - M.: Nauka, 1972.

20. Vejcer I.D. Nasha politika cen. Problema nozhnic. - Tula, 1923.

21. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Saratovskoj oblasti (GANI SO). F.27. Op.3. D.257. L.45-46.

22. Bor'ba. - 1923. - 10 oktyabrya.

23. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F.17. Op.11. D.287. L.4.

24. Rezolyuciya «O vnutripartijnoj demokratii» Ob"edinennogo Plenuma CK i CKK RKP(b) sovmestno s predstavitelyami 10 partorganizacij. Moskva 25-27 sentyabrya 1923 g. // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov konferenciya i plenumov CK. T.3. M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1984.

25. Karr EH.H. Russkaya revolyuciya ot Lenina do Stalina. 1917-1929. M.: «Inter-Verso», 1990.

26. Turicyn I.V. Vlast' i pressa v Sovetskoj Rossii: problema vzaimootnoshenij i vzaimovliyaniya v 20-e gody. - M.: Dialog-MGU, 1998. - S.193.

27. Pavlyuchenkov S.A. Voennyj kommunizm v Rossii: vlast' i massy. - M.: RKT-Istoriya, 1997.

28. Nizhnee Povolzh'e. - 1924. - №4-5.

29. XIII s"ezd RKP(b). Stenograficheskij otchet. 23-31 maya 1924 g. - M., 1924.

30. Lacis O.R. Perelom // Surovaya drama naroda. - M.: Politizdat, 1989.

31. Lacis O.R. Vyjti iz kvadrata. Zametki ehkonomista. - M.: Politizdat, 1989.

32. Burlackij F. Novoe myshlenie. Dialogi i suzhdeniya o tekhnologicheskoj revolyucii i nashih reformah. Izd. 2-e, dop. - M.: Politizdat, 1989.

33. Goland YU. Politika i ehkonomika. (Ocherki obshchestvennoj bor'by 20-h gg.) // Znamya. - 1992. - №3. - S.116-152.

34. Krasnozhenova E.E. Social'naya politika Sovetskogo gosudarstva v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. (na materialah Nizhnego Povolzh'ya) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. - 2012. - №1. - S.91-96.

ВИНОГРАДОВ СЕРГЕЙ ВАДИМОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра изучения истории Нижнего Поволжья советского периода Астраханского государственного университета.

ЕЩЕНКО ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения истории Нижнего Поволжья советского периода Астраханского государственного университета

VINOGRADOV, SERGEY V. - Doctor of History, Professor, Head of the Center for the Study of the History of the Lower Volga Region of the Soviet Period, Astrakhan State University ([email protected])

ESHCHENKO, YULIA G. - Ph.D. in History, Senior Researcher of the Center for the Study of the History of the Lower Volga Region of the Soviet Period of the Astrakhan State University ([email protected])

УДК 94(470.6).084«192/193»

ТУФАНОВ Е.В. К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Ключевые слова: партийный контроль, партийно-государственный аппарат, Северный Кавказ, партийно-государственная номенклатура, контрольная комиссия, партийная дисциплина, политическая система.

Статья посвящена проблеме формирования и деятельности органов партийного контроля на территории Северного Кавказа. В центре внимания - процесс и механизмы становления контролирующих органов правящей партии. Показано, что формирование советской политической системы было напрямую связано с процессом становления и деятельности органов партийного контроля. Работа Контрольных Комиссий носила не только репрессивный характер, но и служила инструментом формирования коммунистического сознания. Несмотря за строгость подходов комиссий, существовал институт апелляций, который функционировал довольно эффективно. Все заявления разбирались коллегиально на заседаниях Контрольных Комиссий и выносились индивидуальные решения по каждому из разбираемых дел. Деятельность органов партийного контроля способствовала становлению и укреплению принципов коммунистической этики и идеологического единообразия ведущей политической силы государства.

TUFANOV, E.V.

TO THE PROBLEM OF FORMATION AND FUNCTIONING OF AUTHORITIES OF PARTY CONTROL IN THE 1920-1930-IES (ON MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS)

Keywords: control party, the party-state apparatus, the North Caucasus, the party-state nomenclature, control Commission, party discipline, political system.

The article is devoted to the problem of formation and activity of party control bodies in the North Caucasus. The focus is on the process and mechanisms for the formation of the controlling bodies of the ruling party. It is shown that the formation of the Soviet political system was directly connected with the process of formation and activity of bodies of party control. The work of the Control Commissions was not only repressive, but also served as an instrument for the formation of communist consciousness. Despite the strictness of the approaches of the commissions, there was an institute of appeals, which functioned quite efficiently. All the statements were considered collectively at the meetings of the Control Commissions and individual decisions were made on each of the cases being examined. The activities of the bodies of party control contributed to the establishment and strengthening of the principles of communist ethics and the ideological uniformity of the leading political force of the stat.

Одним из актуальных и малоисследованных направлений в современной отечественной исторической науке в настоящее время является изучение процессов становления и функционирования в Советской России системы партийного контроля. Именно партийный контроль являлся одним из инструментов, который способствовал укреплению и доминированию советской политической идеологии над любым инакомыслием, укреплял положение партийной и государственной номенклатуры.

Целью данной статьи является изучение процесса становления и развития органов партийного контроля в контексте формирования и функционирования советской государственности на территории Северного Кавказа.

Данная проблема нашла отражение в исторических исследованиях. Необходимо, в частности, выделить работу К.В. Гусева, в которой освещен процесс функционирования органов партийного контроля. Однако это исследование носит обобщающий характер [1]. А.В. Баранов в своей работе опирается на большой архивный материал, исследует состояние органов партийного контроля в период становления и развития новой экономической политики [2]. Следует также отметить работу И.Г. Иванцова, в которой освещены основные этапы становления органов контроля советского и партийного аппарата, рассмотрено их функционирование на Кубани в 1920-1930 гг. [3]. Преимущественно на северокавказских материалах работа контрольных комиссий получила в монографиях И.В. Турицына [4], [5]. Также укажем на исследование И.М. Москаленко, посвященное органам партийного контроля в 1920-1930 гг. [6].

Обращаясь к проблеме, изначально отметим, что социум Советской России в первые годы становления новой политической системы испытывал серьезные изменения и социальные кризисы. Процессы трансформации и перезагрузки морально-нравственных ценностей, которые проходили при становлении нового общества затрагивали и представителей правящей политической силы. Положение доминирующей партии выдвигало высокие требования к поведению и моральному облику членов РКП (б). В связи с этим, приоритетное значение вскоре приобрели вопросы партийной дисциплины.

На VIII партийной конференции был принят устав правящей партии, раздел «О партийной дисциплине» которого отразил новые реалии жизни и деятельности партии большевиков. Документ декларировал, что партийная дисциплина является обязанностью всех без исключения членов партии и партийных организаций. В этой связи, постановления партийных центров должны были исполняться быстро и точно. Неисполнение влекло за собой различные санкции. При этом все проступки коммунистов должны были рассматриваться комитетами и общими собраниями по установленным инстанциям [7, с.467]. Возможность постоянного партийного контроля была связана также с совершенствованием руководящего органа - Центрального Комитета партии. VIII партийный съезд утвердил структуру ЦК, его исполнительных коллегий [7, с.442-443].

Партия жестко контролировала морально-нравственный облик своих членов, и для того, чтобы этот контроль осуществлялся максимально эффективно, в 1920 г. по решению IX партийной конференции была сформирована Контрольная Комиссия (КК), которая в

дальнейшем преобразовалась в Центральную Контрольную Комиссию (ЦКК). Данная структура действовала параллельно Центральному Комитету, и имела определенную независимость от руководящего партийного органа. Она ставила перед собой задачу борьбы с проявлениями бюрократизма, должностными злоупотреблениями, нарушениями большевистских морально-этических норм. По замечанию Г.Е. Зиновьева, ЦКК являлась судом коммунистической чести. Партийные работники, которые включались в состав ЦКК, по замыслу Г.Е. Зиновьева были обязаны иметь партийный стаж не менее десяти лет и выполнять основную задачу охраны чести партии. Таким образом, этот орган должен был стать партийной инспекцией [8, с.153]. При этом Контрольные Комиссии формировались на всех уровнях партийной вертикали.

Создание в недрах правящей партии контролирующего органа закрепило общую линию руководства РКП (б) на борьбу с негативными явлениями, которые противоречат идеологии и образу жизни коммуниста.

Впервые результаты функционирования Контрольной комиссии были озвучены на X партийном форуме А.А. Сольцем, которого советская пропагандистская машина именовала «совестью партии». Заметим, что это был один из самых сложных и драматических съездов в истории коммунистической партии. X съезд РКП (б) положил начало процессам масштабных изменений во внутренней политике правящей партии, обновления социально-экономического строя Советской России. Среди прочего, форум определил курс развития самой партии, ее контрольных органов.

Основной докладчик по данному вопросу -А.А. Сольц поднял актуальные организационные вопросы функционирования ЦКК, указал, что она соответствующим образом должна организовать свою деятельность не только в центре. Важно не только «корпеть над документами», необходимо выезжать непосредственно на места, в регионы. Также он отметил и то, что работники контрольных комиссий не должны быть членами партийных комитетов и, естественно, занимать ответственные руководящие и административные должности. Данный вывод аргументировался тем, что «нельзя товарищу, который занимает ответственный административный пост, быть в то же время контролером этой же самой деятельности, ибо вся беда не в преступлениях отдельных товарищей, а в тех болезненных явлениях, которые неизбежны для нас, как правящей партии» [9, с.57-65].

В резолюции, принятой на X съезде РКП (б), указывались конкретные задачи, которые ставились перед системой Контрольных Комиссий. Это борьба с бюрократизмом, карьеризмом, злоупотреблениями членов партии своим партийным и советским положением, с подрывом товарищеских отношений внутри партии, нарушающих ее единство и авторитет, с другими «болезнями правящей партии». По решению съезда, наряду с партийными комитетами, контрольные комиссии организовывались на местах и в центре путем выборов на партийном форуме и местных партконференциях. Съезд постановил, что члены контрольных комиссий имеют возможность находиться с правом совещательного голоса на всех заседаниях и совещаниях, как партийных, так и советских органов власти. Комиссии пользовались аппаратом соответствующего партийного комитета. Их численный состав был также регламентирован съездом. В центре комиссия избиралась в составе 7 членов и 3 кандидатов, в области - 3-5 членов и 2-3 кандидата, в губернии - 3 членов и 2 кандидатов. Также определялся обязательный партийный стаж для работы в системе партийного контроля - в центре не менее 10 лет, в области не менее 5 лет, в губерниях - с февральской революции 1917 г. [7, с.533].

В целом, ЦКК стала своего рода органом партийной этики. Один из основоположников коммунистической этики - А.А. Сольц, являясь также активным членом Контрольной Комиссии, дал следующее определение: «Этика - это есть сумма не тех вопросов, которые обязательны для каждого и нарушение которых наказывается, а именно сумма таких вопросов, которые становятся общепринятыми и которые встречают осуждение со стороны всех, если их не выполнять. Это - водворение новых взглядов на то, как себя должен вести человек, не только член партии, но и всякий член общества, это - выработка

нового общественного мнения. Чтобы преподносить его другим, мы должны установить норму допустимого и недопустимого для себя» [10, с.259].

Определяющим моментом партийной философии, по мнению А.А. Сольца, являлось то, что коммунист должен готовить из себя борца, которому предстоит борьба с капитализмом в мировом масштабе. Основой коммунистической этики в этой ситуации являлось достижение преследуемой цели. А.А. Сольц также поднял вопрос о формировании общественного мнения, его влиянии на поведение не только членов партии, но и сочувствующих и разделяющих идеологию и политику партии. На его взгляд, по тому, как коммунист живет, работает, одевается, по тому, как ведет себя в обществе, и будут формироваться в советской стране традиции и обычаи. Поскольку на пример коммуниста ориентированы все трудящиеся, члены правящей партии, по существу, формируют жизненную позицию всего социума [11, с.292].

В становлении и функционировании контрольных комиссий, как органов, обладающих определенным влиянием и властью, большую роль сыграл XI съезд партии, на котором были подведены итоги деятельности нового органа. Отметим, что здесь в адрес ЦКК впервые прозвучала острая критика региональных лидеров. А секретарь Ставропольского губернского комитета РКП (б) Ю.С. Мышкин и вовсе высказался за то, чтобы упразднить губернские и областные комиссии, заменив их партийными судами [12, с.39].

Несмотря на полемику и различия мнений, партийный съезд отметил необходимость работы комиссий, как в центре так и на местах. В 20-е годы, на фоне количественного прироста численности правящей партии, как в стране, в целом, так и на территории Северного Кавказа - в частности, круг и объем работы региональных контрольных комиссий неуклонно расширялся. Так, по данным краевого комитета РКП (б) Юго-Восточной области, на 1 июня 1924 г. количественный состав членов и кандидатов в РКП (б) составлял 32338 чел. [13, л.26]. А уже в 1927 г., согласно архивным данным, Северо-Кавказская партийная организация имела численный состав членов и кандидатов в ВКП (б) 75055 чел. [14, л.2об]. Учитывая приток новых кадров в партию, работа органов партийного контроля неуклонно усиливалась. Их деятельность пронизывала всю жизнь партии. В частности, для реализации связи на местах Контрольные Комиссии имели своих уполномоченных в низовых организациях ВКП (б). Уполномоченные являлись низшим звеном в системе партийного контроля. Сеть и структура органов партийного контроля на местах разрабатывалась партией в соответствии с конкретными задачами того или иного периода.

На XII съезде было принято решение о качественном усилении партии [7, с.719-726]. Большой вклад в изменение качественного состава внесли при этом контрольные комиссии, развернувшие широкие чистки парторганизаций. К примеру, Окружная Ставропольская Контрольная Комиссия в период с мая по сентябрь 1924 г. выявила многочисленные нарушения в деятельности партийной организации (пьянство - 55, нарушение партийной дисциплины - 30, коммунистическая этика - 14, халатное отношение к служебным обязанностям - 17, уголовное преступление - 11, склока -7, связь с чуждым элементом - 3, непроизводственная трата государственных средств - 4, религиозные обряды - 10, преступление по должности - 1, чуждый элемент -1, хозобрастание - 14, разное - 74 случаев). Среди совершивших партийные правонарушения, согласно номенклатуре, было 9 партийных, 20 хозяйственных, 62 советских, 10 профсоюзных работников, а также 1 военный работник. Общее число привлеченных к ответственности ответработников составило 102, рядовых - 120 членов партии [15, л.л.27-30.].

В целях оздоровления и укрепления партийных организаций, проверочные комиссии не только проводили чистку личного состава партийной организации, но и осуществляли анализ условий и содержания их работы.

Так, проводя обследование Северо-Осетинской парторганизации в апреле - мае 1928 г., комиссия обнаружила ряд моментов, требовавших быстрого реагирования. В первую очередь, отмечалось, что в Северо-Осетинской партийной организации развернулась борьба трех группировок - Борукаевской, Хутинаевской и Такоевской, сложившихся из среды

представителей региональной партийной элиты. В основе указанного противостояния лежала борьба за власть и руководящие места в партийном и советском аппарате. В результате обследования были выявлены следующие нарушения: в парторганизации присутствует чуждый элемент, отмечается наличие офицеров царской и белых армий. Только в составе работников, находившихся на номенклатурном учете областного комитета партии, их насчитывалось 11 из 111 сотрудников. Отмечалось также оказывавшее негативное влияние на низовой советский аппарат наличие слоя зажиточных коммунистов, а также лиц, связанных узами родства и дружбы с кулацкой верхушкой деревни. По мнению проверяющих, именно эти коммунисты являлись проводниками чуждого влияния на парторганизацию (борьба группировок, извращение классовой политики, национализм). Также в результате обследования советского аппарата был выявлен чуждый элемент в лице 30 бывших белых офицеров, 12 лиц духовного звания, ряда деятелей, служивших в полиции. В числе 416 учителей оказались 123 социально-чуждых, антисоветски настроенных лих. Среди них 82 белых офицера, 5 бывших священнослужителей, 17 кулаков, 17 жен белогвардейцев. Отмечалось, что в 25 сельских советов имелось в наличием в них около сотни кулаков и офицеров. В результате проверок Краевой комитет партии признал работу Осетинского обкома неудовлетворительной. При этом были даны рекомендации по совершенствованию деятельности партийного и советского руководства региона, консолидации партийного актива и вовлечению активных членов партии в разрешение вопросов местной работы. В частности, рекомендовалось обратить внимание на работу в области выдвижения новых кадров [16, л.л. 1-18].

С целью укрепления позиций в национальных областях Северного Кавказа, центр выдвигал на руководящие роли в органы управления представителей коренного населения. Кандидат - выдвиженец на руководящую должность должен был соответствовать двум критериям. Во-первых, он должен был являться представителем местного населения, а во-вторых, разделять идеологию Коммунистической партии. На заседании Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) был разработан план разверстки выдвиженцев - националов в краевые органы советской и партийной власти. Согласно разверстке, Северная Осетия должна была выдвинуть в различные краевые органы управления 8 человек (4 члена партии и 4 беспартийных), Ингушетия - 6 человек (3 члена партии и 3 беспартийных), Чечня - 7 человек (1 член партии, 6 беспартийных), Карачаево-Черкессия - 8 (2 члена партии, 6 беспартийных), Кабардино-Балкария - 7 (3 члена партии, 4 беспартийных_, Адыгейская -Черкесская область - 6 (2 члена партии, 4 беспартийных) [17, л.14].

Выдвижение представителей национальных меньшинств способствовало укреплению единства социума и власти. Новые управленцы призванные Советской властью решать основные задачи государства, становились опорой советской политической системы в сложном многонациональном регионе. Но одновременно они стремилась сохранить национальные культуру и этническую уникальность. Деятельность Контрольных Комиссий была направлена на контроль и организацию данного процесса. Формы и методы работы контрольных комиссий постоянно совершенствовались. Органы партийного контроля анализировали и учитывали общественное партийное мнение и влияли своей деятельностью на его формирование.

Основной сферой деятельности Контрольных Комиссий являлось обследование партийных организаций, выявление недостатков и поиск путей их исправления. Контрольные Комиссии оказывали влияние на формирование партийного общественного мнения и способствовали укреплению партийной дисциплины. Контрольные Комиссии выносили партвзыскания за различного рода нарушения. Так, Контрольная Комиссия Кабардино-Балкарской автономной области с 19 ноября 1925 по 1926 г. исключило из партии за пьянство и растрату - 3, уголовные преступления - 4, отрыв от лини партии и религиозный уклон - 9, как чуждый элемент - 7 человек [18, л.185].

Деятельность органов партийного контроля способствовала успешному проведению линии партии, оздоровлению партийных организаций на местах. Так, Северо-Осетинская

областная контрольная комиссия в своем отчете о работе за период с 1.09.1930 по 15.02.1931 гг. ставила основные задачи: охрана единства партии и борьба с проявлением правого уклона очищение рядов партии, проверка выполнения директив партии и правительства по переустройству упрощению и удешевлению советского аппарата, борьба с бюрократизмом и волокитой, чистка аппарата управления.

Следует отметить, что в состав контрольных комиссий входили представители всех социальных слоев общества, но с доминирующим положением рабочих. Например, в составе Северо-Осетинской областной контрольной комиссии трудилось 23 человека. По социальному происхождению они представляли рабочих - 11, крестьян - 7, служащих - 5 человек. За период с 1.09.1930 г. по 15.02.1931г. Контрольной Комиссией было выявлено 118 партийных нарушений, исключено из рядов партии 30 граждан (по социальному составу рабочих 2, крестьян - 22, служащих - 6) [19, л.27]. Основными нарушениями были неуплата партийных взносов, партийная невыдержанность, участие во фракционной работе, пьянство, склока, бюрократизм, хозяйственное обрастание, спекуляция, растраты и хищения.

Однако несмотря за строгость подходов, существовал институт апелляций партийных взысканий, который функционировал довольно эффективно. Все заявление разбирались коллегиально на заседаниях Контрольных Комиссий и выносились индивидуальные решения по каждому из разбираемых дел. Исключение из рядов партии, после подачи апелляций и разбирательств, нередко заменяли на выговор или другие взыскания. Имела место и отмена исключения из рядов партии без иных взысканий [19, л.30]. Таким образом, работа Контрольных Комиссий носила не только репрессивный характер, но и служила инструментом пропаганды формирования коммунистического сознания.

Деятельность органов партийного контроля способствовала становлению и укреплению принципов коммунистической этики и идеологическому единообразию ведущей политической силы государства. Контрольные комиссии являлись главным инструментом правящей партии, использующимся для формирования нового морально-нравственного облика коммуниста.

На протяжении всего периода существования структура органов партийного контроля постоянно совершенствовалась, менялись их функциональные задачи. В начале 1920-х гг. Контрольные Комиссии занимались внутрипартийными взаимоотношениями. Ленинские преобразования партийно-государственного контроля 1923-1924 гг. расширили состав и функции органов контроля. Это, естественно, вызвало усиление роли функций надзора и государственной дисциплины. В начале 30-х годов контроль за выполнением директив партии стал основным направлением деятельности органов партийного контроля.

Очередную реформу органов контроля предпринял XVII съезд ВКП (б), преобразовавший ЦКК в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б) с основной задачей контроля за реализацией решений партии, укрепления партийной дисциплины и борьбы с нарушением партийной этики [21, с.231]. Несмотря на полное подчинение Центральному Комитету партии, партийный контроль продолжал свою деятельность. Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП (б) - КПСС функционировала вплоть краха этой партии и исчезновения с политической карты мира СССР.

Северный Кавказ, как составная часть Советского государства, в этой связи не был исключением. Политика правящей партии в области партийного контроля в регионе в исследуемый период сумела решить задачи укрепления власти большевиков, формирования коммунистической морали, сплочения партийных рядов и повышения авторитета ВКП(б) среди коренных народов.

Система партийного контроля способствовала формированию на партийной и советской работе управленческих национальных кадров, созданию партийно-государственной номенклатуры, на деле обладавшей монополией на власть во всех сферах государственной и общественной жизни. Тем самым органы партийного контроля обеспечивали надежное функционирование советской партийно-государственной системы.

Литература и источники

1. Гусев К.В. Краткий очерк истории органов партийно-государственного контроля в СССР. - М.: Мысль, 1965.

2. Баранов A.B. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921-i929). - СПб.: Нестор, 1996.

3. Иванцов И.Г. Место и роль внутрипартийного контроля РКП (б)-ВКП (б) в партийном строительстве на Кубани 1920-1930 гг. - Краснодар: КГИК, 2005.

4. Турицын И.В. Кадровая политика РКП(б) и периодическая печать (1921-1925 гг.). - Армавир: АГПИ, 1998.

5. Турицын И.В. Власть и пресса в Советской России: проблема взаимоотношений и взаимовлияния в 20-е годы. - М.: Диалог-МГУ, 1998.

6. Москаленко И.М. Органы партийного контроля в период строительства социализма. Издательство Московского Университета. - М., 1981.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. В III-х частях. Ч.П. i898-i924. - М.: Госполитиздат, 1954. - С. 832.

8. Девятая конференция РКП (б). Протоколы. - М.: Госполитиздат, 1972. - С.392.

9. Десятый съезд РКП (б) (8-16 марта 1921 г.) Стенографический отчет. - М.: Госполитиздат, 1963. - С.794.

10. Сольц A.A. О партийной этике. Доклад на собрании ячейки ЦКК и НК РКИ (1924). // Партийная этика документы и материалы дискуссии 20-х годов. - М.: Госполитиздат, 1989. - С. 258-272.

11. Сольц A.A. О партэтике. Доклад, читанный в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова. // Партийная этика документы и материалы дискуссии 20-х годов. - М.: Госполитиздат, 1989. - С. 273-292.

12. Иванцов И.Г. Система партийно-государственного контроля РКП (б) - ВКП (б) на Кубани и Северном Кавказе 1920-1934 гг. - Краснодар: КГИК, 2008. - С. 328.

13. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДИРО). Ф.Р-7. Оп.1. Д.17.

14. ЦДНИРО. Ф. Р-7. Оп.1. Д.610.

15. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф.6325. Оп.1. Д.1.

16. ЦДНИРО. Ф. Р-7. Оп.1. Д.820.

17. ЦДНИРО. Ф.Р-7. Оп 1. Д. 113.

18. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.1185. Оп.2. Д.24.

19. Центральный Государственный Архив РСО - Алания (ЦГА РСО- Алания). Ф 46. Оп.1. Д.70.

20. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. В III-х частях. Ч. III. 1930-1954. - М.: Госполитиздат, 1954. - С. 692.

References and Sources

1. Gusev K.V. Kratkij ocherk istorii organov partijno-gosudarstvennogo kontrolya v SSSR. - M. : Mysl', 1965.

2. Baranov A.V. Social'noe i politicheskoe razvitie Severnogo Kavkaza v usloviyah novoj ehkonomicheskoj politiki (1921-1929). -SPb.: Nestor, 1996.

3. Ivancov I.G. Mesto i rol' vnutripartijnogo kontrolya RKP (b)-VKP (b) v partijnom stroitel'stve na Kubani 1920-1930 gg. -Krasnodar: KGIK, 2005.

4. Turicyn I.V. Kadrovaya politika RKP(b) i periodicheskaya pechat' (1921-1925 gg.). - Armavir: AGPI, 1998.

5. Turicyn I.V. Vlast' i pressa v Sovetskoj Rossii: problema vzaimootnoshenij i vzaimovliyaniya v 20-e gody. - M.: Dialog-MGU, 1998.

6. Moskalenko I.M. Organy partijnogo kontrolya v period stroitel'stva socializma. Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta. - M., 1981.

7. KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov konferencij i plenumov CK. V III-h chastyah. CH.II. 1898-1924. - M.: Gospolitizdat, 1954. - S. 832.

8. Devyataya konferenciya RKP (b). Protokoly. - M.: Gospolitizdat, 1972. - S.392.

9. Desyatyj s"ezd RKP (b) (8-16 marta 1921 g.) Stenograficheskij otchet. - M.: Gospolitizdat, 1963. - S.794.

10. Sol'c A.A. O partijnoj ehtike. Doklad na sobranii yachejki CKK i NK RKI (1924). // Partijnaya ehtika dokumenty i materialy diskussii 20-h godov. - M.: Gospolitizdat, 1989. - S. 258-272.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sol'c A.A. O partehtike. Doklad, chitannyj v Kommunisticheskom universitete im. YA.M. Sverdlova. // Partijnaya ehtika dokumenty i materialy diskussii 20-h godov. - M.: Gospolitizdat, 1989. - S. 273-292.

12. Ivancov I.G. Sistema partijno-gosudarstvennogo kontrolya RKP (b) - VKP (b) na Kubani i Severnom Kavkaze 1920-1934 gg. -Krasnodar: KGIK, 2008. - S. 328.

13. Centr dokumentacii novejshej istorii Rostovskoj oblasti (CDIRO). F.R-7. Op.1. D.17.

14. CDNIRO. F. R-7. Op.1. D.610.

15. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Stavropol'skogo kraya (GANISK). F.6325. Op.1. D.i.

16. CDNIRO. F. R-7. Op.1. D.820.

17. CDNIRO. F.R-7. Op 1. D.113.

18. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti (GARO). F.1185. Op.2. D.24.

19. Central'nyj Gosudarstvennyj Arhiv RSO - Alaniya (CGA RSO- Alaniya). F 46. Op.1. D.70.

20. KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov konferencij i plenumov CK. V III-h chastyah. CH. III. 1930-1954. - M.: Gospolitizdat, 1954. - S. 692.

ТУФАНОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Ставропольского государственного аграрного университета.

TUFANOV, EVGENY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.