Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ'

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДТП / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодина Т.Г., Соболева М.В., Лапшин В.Е.

Анализируются преимущества андрагогической модели обучения навыкам оказания первой помощи сотрудников полиции в рамках повышения квалификации, обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается преподаватель в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погодина Т.Г., Соболева М.В., Лапшин В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF IMPROVING THE TRAINING OF POLICE OFFICERS IN FIRST AID SKILLS IN A TRAFFIC ACCIDENT

This study analyzes the advantages of the andragogical model of teaching rst aid skills to police o cers as part of professional development; discusses the problems faced by the teacher in the learning process.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ»

Научная статья © Погодина Т.Г., Соболева М.В., Лапшин В.Е., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-058 УДК 351.741

MOSURED: 77/27-006-2022-01-77

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ

Татьяна Григорьевна Погодина1, Мария Владимировна Соболева2, Вячеслав Евгеньевич Лапшин3

1А3 Нижегородская академия МВД России

1 tatiana.pogodina@mail.ru

2 soboleva.mv79@mail.ru

3 vel-len@mail.ru

Аннотация. Анализируются преимущества андрагогической модели обучения навыкам оказания первой помощи сотрудников полиции в рамках повышения квалификации, обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается преподаватель в процессе обучения.

Ключевые слова: первая помощь при ДТП, андрагогическая модель обучения, сотрудник полиции, повышение квалификации Для цитирования: Погодина Т.Г., Соболева М.В., Лапшин В.Е. К проблеме совершенствования обучения сотрудников полиции навыкам оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии // Современная наука. 2022. № 2. С. 22-25.

Original article

ON THE PROBLEM OF IMPROVING THE TRAINING OF POLICE OFFICERS IN FIRST AID SKILLS IN A TRAFFIC ACCIDENT

Tatyana G. Pogodina1, Maria V. Soboleva2, Vyacheslav E. Lapshin3

u-3 Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

1 tatiana.pogodina@mail.ru

2 soboleva.mv79@mail.ru

3 vel-len@mail.ru

Abstract. This study analyzes the advantages of the andragogical model of teaching first aid skills to police officers as part of professional development; discusses the problems faced by the teacher in the learning process.

Keywords: first aid in case of an accident, andragogical training model, police officer, advanced training

For citation: Pogodina T.G., Soboleva M.V., Lapshin V.E. On the problem of improving the training of police officers in first aid skills in a traffic accident // Modern science. 2022. № 2. P. 22-25.

Травмы, полученные в результате дорожно-транспортного происшествия (далее -ДТП, или происшествие), занимают особое место в статистике травматизма, лидируя среди причин смерти в результате механических повреждений. Понятие «дорожно-транспортное происшествие» означает событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1].

Согласно Всемирной организации здравоохранения в Европейском регионе на дорогах ежедневно гибнет более 221 человека, ежегодно ДТП уносят жизни более 80 000 человек. Тысячи людей получают травмы или становятся инвалидами, что имеет долгосрочные последствия [4].

Дорожно-транспортный травматизм характеризуется специфическим характером повреждений. Превалирует политравматичность, иногда несовместимая с жизнью. Гибель на месте происшествия нередко наступает вследствие большой кровопотери и травматического шока. По оценкам исследователей, около 25% пострадавших в ДТП, скончавшихся до приезда скорой медицинской помощи, могли бы выжить при своевременном оказании первой помощи [5].

Самыми распространенными видами транспортных травм остаются автомобильные, которые по своим характеристикам, ввиду массивности

транспортного средства и высокой скорости движения, могут привести к гибели людей.

Как известно, первый в мире автомобиль создан в 1886 г., а в августе 1896 г. в Лондоне произошел первый наезд со смертельным исходом.

Каждый вид ДТП, такой как наезд, столкновение, опрокидывание, сопровождается определенными повреждениями. Как правило, следствием лобового столкновения являются травмы шейного отдела позвоночника, головы, лица, грудной клетки, живота, конечностей и колото-резаные ранения.

По долгу службы сотрудники полиции одними из первых прибывают на место ДТП, и часто именно от них зависит сохранение жизни пострадавших.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции») за сотрудником полиции закреплена обязанность по оказанию первой помощи. Законодатель в п. 1 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции» определяет обязанность сотрудника полиции независимо от должности, места нахождения и времени суток оказывать первую помощь пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев [2].

В результате проведения исторического анализа установлено, что еще более 100 лет назад в обязанности сотрудников правоохранительных органов помимо борьбы с преступностью вхо-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2022. № 2.

дило оказание медицинской помощи пострадавшим гражданам. Перевозка или вызов скорой медицинской помощи и согревание в случае замерзания считались неотложными мерами [6]. В настоящее время объем первой помощи значительно увеличился, и все мероприятия изложены в приказе Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [3].

Однако следует отметить, что, несмотря на обязательные положения по оказанию первой помощи пострадавшим, сотрудники полиции не спешат применять свои знания. Так, при ДТП сотрудниками правоохранительных органов первая помощь оказывается лишь в 0,2-0,7% случаев [7]. По данным проведенного опроса среди сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения территориальных органов МВД России, которые проходят переподготовку и повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России, сложившаяся ситуация обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. К объективным факторам относится тот факт, что сотрудники правоохранительных органов прибывают на место происшествия, как правило, позже скорой медицинской помощи, к субъективным - неопределенность объема имеющихся у них знаний в области медицины, недостаточная психологическая готовность, а также опасение возможных юридических последствий за оказание ненадлежащей первой помощи и причинение непреднамеренного вреда пострадавшему.

Действительно, уровень базовых знаний, касающихся оказания первой помощи, у сотрудников полиции невысок, о чем свидетельствуют результаты тестирования в рамках входного контроля. Так, например, в январе 2022 г. из 30 респондентов, прибывших на обучение, успешно справились с заданием 5 (16%). Больше всего затруднений вызвали вопросы по темам «Сердечно-легочная реанимация» и «Осмотр пострадавшего», которые, как известно, относятся к базовым знаниям, необходимым для оказания первой помощи.

В этой связи формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи при ДТП и психологической готовности к действиям в системе профессионального образования имеет большое значение. Совершенствование организационно-методического сопровождения процесса преподавания учебной дисциплины «Первая помощь» позволит сотрудникам полиции уверенно реализовать навыки в практических условиях в случае возникновения экстремальной ситуации.

Накопленный за многие годы преподавания педагогический опыт позволяет рекомендовать к использованию в процессе обучения модель на основе теории проблемно-деятельностного обучения, опирающегося на понятия «задача» -«действие», и развивающего обучения, в котором совершенствование личности служит результатом всего процесса обучения [8]. Как указывает А.Я. Рыкунова, обучающиеся нередко имеют недостаточные базовые знания о строении человека, а имеющаяся у них информация о мероприятиях

первой помощи порой не соответствует действительности. Преподавателю учебной дисциплины «Первая помощь» необходимо не только стимулировать формирование познавательного интереса к изучаемому предмету, но и помочь самореализации личности каждого обучающегося [9].

Эти задачи в большей мере позволяет реализовать андрагогический подход, применяемый авторами при проведении занятий у обучающихся, проходящих переподготовку и повышение квалификации по дисциплине «Первая помощь» в рамках темы «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях».

Как известно, эта модель предложена американским педагогом Малколмом Шепардом Но-улзом в 1970 г. Автор в своей фундаментальной работе по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» подчеркнул, что взрослые обучающиеся принципиальным образом отличаются от детей и подростков своим жизненным опытом, который позволяет им критически и творчески оценивать и обрабатывать учебный материал. Согласно мнению Э.Г. Скибицкого, именно педагогический работник, сфокусированный на общечеловеческих ценностях, является центральной фигурой при внедрении и реализации инновационной системы образования [10]. Основной компонент этой модели - интеграция критического понимания с эмоционально-чувствительной составляющей в отличие от пассивного восприятия и запоминания мыслей других людей. Взрослый человек -равноправный субъект обучения. На учебных занятиях происходит обмен информацией, опытом, связанным с определенной сферой человеческой деятельности.

Авторы выбрали эту модель для организации образовательного процесса на факультете заочного обучения Нижегородской академии МВД России и внедрили ее в 2020 г. при преподавании обучающимся 5 курса учебной дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия». В настоящее время эта модель также применяется авторами в работе на факультете переподготовки и повышения квалификации.

Эффективность технологии определяется двумя фактами: основными характеристиками обучающихся и критериями обучения. Во-первых, все обучающиеся непосредственно выполняют свои обязанности как сотрудники органов внутренних дел в единой централизованной системе МВД России и имеют опыт практического применения знаний. Во-вторых, они обладают необходимым жизненным опытом, позволяющим воспринимать важность и социальную значимость навыков оказания первой помощи. В эпоху развития сети Интернет и различных электронных носителей информации знания педагогического работника перестают быть ключевым ресурсом. Обучающемуся требуется самостоятельно разбираться в информационных потоках, осуществлять поиск недостающих знаний, обладать такими качествами, как разносторонность, динамичность и мобильность мышления.

Таким образом, современное профессиональное образование - это не только процесс передачи

ГИКА --23

накопленных знаний, но и сложная самостоятельная работа, связанная с отбором, синтезом и диалогом во время обучения.

На учебных занятиях сделан акцент на решении практических задач по оказанию первой помощи, сформулированных на основе непосредственного опыта работы обучающихся. Основная цель образовательной дискуссии - стимулировать познавательный интерес и вовлечь обучающихся в активное обсуждение различных точек зрения на ту или иную проблему. Для реализации возможности открытого диалога требуется создание на учебных занятиях доверительной, дружественной атмосферы, основанной на взаимном уважении и принятии личного опыта. Каждый из обучающихся объединяет свой жизненный опыт по теме учебного занятия, после чего следует обсуждение возможных и допустимых моделей поведения.

Авторы приведенной модели полагают, что ей свойственны следующие черты: направленность обучения, использование проблемного метода, диалог, связь с практикой, обсуждение проблемных моментов, практического опыта, а также оценка результатов группой. Для развития компетенций активно используются визуальные методы, источниками знаний о которых послужили слайды, таблицы, видеоиллюстрации, манекены для решения ситуационных задач. Как отмечает З.В. Возгова, эффективность такого обучения заключается в совместной деятельности обучающихся и педагога на всех этапах: планирование, реализация, оценка и в определенной степени коррекция [11]. Полагаем, что подобная модель принесет оптимальные результаты в осуществлении поставленных задач в образовательном процессе и может быть рекомендована к использованию на факультете переподготовки и повышения квалификации.

Список источников:

1. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2022).

4. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Европейском регионе ВОЗ 2019. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ. 2020. 148 с.

5. Дежурный Л.И., Гуменюк С.А., Закиров Р.Р., Максомов Д.А., Трофименко А.В. Первая помощь в Российской Федерации. Последние изменения и

ближайшие перспективы // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2019. № 3. С. 15-22.

6. Шиловский М.В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь. Новосибирск: Автограф. 2015. 330 с.

7. Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3(31). С. 146-150.

8. Погодина Т.Г., Соболева М.В., Лапшин В.Е. Современные принципы деятельностного подхода в обучении участников дорожного движения навыкам оказания первой помощи // Современная наука. 2021. № 4. С. 25-28.

9. Рыкунова А.Я., Овсянников В.В. О проблемах формирования практических навыков у обучающихся факультета первоначальной подготовки по дисциплине «Первая помощь» // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 35. С. 57-60.

10. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Компоненты и структура модели личности современного преподавателя // Сибирский учитель. 2020. № 1(128). С. 41-45.

11. Возгова З.В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-3. С. 730-734.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 № 1090 (as amended of 31.12.2020) «On the Rules of the road» (together with the «Basic provisions for the admission of vehicles for operation and the obligations of officials to ensure road safety») (as amended and supplemented, effective from 01.01.2022) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).

2. Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ «On the police» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).

3. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia of 04.05.2012 № 477n «On approval of the list of conditions in which first aid is provided and the list of measures to provide first aid» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.01.2022).

4. Report on the state of road safety in the WHO European Region 2019. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. 2020. 148 p.

5. Dezhurny L.I., Gumenyuk S.A., Zakirov R.R., Maksomov D.A., Trofimenko A.V. First aid in the Russian Federation. Recent changes and immediate prospects // Kremlin Medicine. Clinical Bulletin. 2019. № 3. P. 15-22.

6. Shilovsky M.V. The First World War of 19141918 and Siberia. Novosibirsk: Autograph. 2015. 330 p.

7. Pogodina T.G., Soboleva M.V. Features of training a police officer in first aid skills // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3(31). P. 146-150.

-СОВРЕМЕННАЯ

8. Pogodina T.G., Soboleva M.V., Lapshin V.E. Modern principles of the activity approach in teaching first aid skills to road users // Modern science. 2021. № 4. P. 25-28.

9. Rykunova A.Ya., Ovsyannikov V.V. On the problems of formation of practical skills among students of the faculty of initial training in the discipline «First aid» // Bulletin of the educational department of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 35. P. 57-60.

IAYKA. 2022. № 2.-

10. Skibitsky E.G., Kholina L.I. Components and structure of the personality model of a modern teacher // Siberian teacher. 2020. № 1(128). P. 41-45.

11. Vozgova Z.V. Andragogical features of professional training in the process of continuous professional development of scientific and pedagogical workers // Fundamental research. 2013. № 6-3. P. 730-734.

Информация об авторах

Т.Г. Погодина - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России М.В. Соболева - старший преподаватель кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России В.Е. Лапшин - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России

Контакты: Анкудиновское шоссе, д. 3, Нижний Новгород, Россия, 603950 Information about the authors

T. G. Pogodina - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, professor of the department of criminalistics Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

M.V. Soboleva - Senior lecturer of the department of criminalistics Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

V.E. Lapshin - Candidate of Legal Sciences, deputy head of the department of criminalistics Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: Ankudinovskoe shosse, d. 3, Nizhny Novgorod, Russia, 603950

Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 22.02.2022. The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 16.02.2022; accepted for publication 22.02.2022.

ПЕДАГОГИКА

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.