ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37(082)+15
к ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
В РОССИЙСКОМ ПЕДВУЗЕ
© В. г. ПОДЗОЛКОВ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, кафедра правовых дисциплин e-mail: rector@tspu.tula.ru
Подзолков В. Г. - К проблеме социальной адаптации китайских студентов в российском педвузе // Известия
ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 945-949. - Статья посвящена анализу различных аспектов социальной адаптации. Особое внимание уделяется социальной адаптации китайских студентов в вузе, выделяются ее компоненты: психолого-дидактический, бытовой, коммуникативный, экономический. На основании выявления особенностей китайской учащейся молодежи, предлагается комплекс педагогических условий позитивно влияющих на уровень их социальной адаптации в педагогическом вузе.
Ключевые слова: адаптация, педвуз, социальная адаптация.
Podzolkov V. G. - The Problem of Social Adaptation of Chinese Students at Russian Universities // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 945-949. - The article is devoted to the analysis of different aspects of social adaptation. Special consideration is given to the Chinese students’ social adaptation at the University. Psychological, educational, social, communicative and economical components of adaptation are defined as well. After making a review of the peculiarities of Chinese students a number of pedagogical conditions, which can have a positive impact on the social adaptation of these students at the pedagogical university are put forward.
Keywords: adaptation, pedagogical university, social adaptation.
Сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, поскольку именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества. В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Еще в семидесятые годы XX столетия было подсчитано, что в мире ежегодно около полумиллиона студентов и стипендиатов получают высшее образование за границей. Большой опыт обучения иностранных студентов был накоплен в советской высшей школе в рамках помощи, оказывавшейся Советским Союзом странам «третьего мира» (до 1991 года Россия занимала второе место в мире по количеству иностранных студентов). Сегодня в российских вузах учатся более 100 тыс. иностранных студентов из 150 стран мира, доминирующими среди которых являются выходцы из стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В условиях растущей глобализации общее число граждан, получающих образование за рубежом, ежегодно растет и в настоящее время достигло 5 миллионов человек, а емкость рынка образования составляет
до 100 миллиардов долларов США. От числа иностранных граждан, получающих высшее образование в стране, зависят не только финансовые поступления в образовательную отрасль, но и международный престиж национального образования.
Самый большой контингент иностранных студентов традиционно принимает высшая школа США: более 30 % общей численности студентов-иностранцев в мире. Второй по численности контингент находится во Франции - около 137 тыс. чел., далее следует Германия - немногим более 107 тыс., Великобритания -около 80 тыс., Канада - 37,3 тыс., Бельгия - 33,3 тыс., Япония - 23,8 тыс. чел. В США, ФРГ и Великобритании на первом месте по численности контингент студентов из Азии, во Франции - из Африки.
Основными контингенто-образующими странами для российского высшего образования в настоящее время являются китайская народная республика (КНР), Казахстан, Украина, Социалистическая республика Вьетнам.
Особое место в этом ряду занимает КНР. В настоящее время эта страна является лидером по числу своих граждан, обучающихся за границей (в 2009 г. их число составило около 450 тысяч человек). За последние годы число учащихся из КНР в
российских вузах увеличивалось в среднем на 10 % в год. В Россию в 2008-2009 гг. приехало на обучение 16700 граждан КНР, что позволяет КНР уже не первый год занимать ведущее место среди стран, отправляющих своих граждан на обучение в вузы РФ. В то же время российское высшее образование пока представляет для граждан КНР меньший интерес, чем, например, американское или японское (для сравнения, в США, Австралию и японию ежегодно направляется по 90 тысяч учащихся) [1].
В целом академическая мобильность других стран с Россией в настоящее время развивается:
- в рамках традиционных межгосударственных культурных соглашений;
- путем реализации целевых программ различных организаций, фондов, обществ, предусматривающих содействие России в подготовке специалистов по приоритетным в современных условиях направлениям, к которым страны Запада относят, прежде всего, общественные науки, экономику, управление, содействие в изучении европейских языков;
- через межвузовское сотрудничество.
Расширение академической мобильности зарубежных стран с Россией в рамках различных форм обучения иностранных студентов требует активного участия психологов, педагогов, социологов и социальных работников в предоставлении образовательных услуг иностранным студентам. В такой ситуации все более актуальной становится проблема социальной адаптации и межкультурного взаимодействия иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависит от социальной адаптации студентов в стране пребывания.
Следует отметить, что даже при самых благоприятных условиях международных контактов при вхождении в новую культуру, новую социо-коммуни-кативную и социобытовую среду у личности, как правило, возникают различного рода сложности и проблемы. Практика свидетельствует, что часто представители разных стран и культур очень мало знают друг о друге, руководствуются стереотипными представлениями, обладают недостоверной, а иногда и искаженной, негативной информацией о другой культуре и испытывают по отношению к ней предубеждение, что не может не сказаться на длительности и сложности их адаптации к иной социокультурной среде. Все это также актуализирует проблему социальной адаптации иностранных студентов.
Кроме того, актуальность социальной адаптации иностранных студентов обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных услуг, что будет способствовать, в свою очередь, сохранению высококвалифицированного профессорско-препода-
вательского состава российских вузов, развитию инфраструктуры высшего образования в России. Так, по некоторым расчетам, обучение одного иностранного студента окупит бесплатное образование трех российских студентов.
Наконец, изучение вышеуказанной проблематики актуализируется общими потребностями оптимизации российской системы высшей школы, что, в конечном итоге, призвано поддержать международный престиж России, подтвердить высокий уровень ее науки, культуры, образования.
В настоящее время обучение граждан КНР в высшей школе России является предметом активных научных исследований в педагогике и смежных с ней областях знания. На данный момент разработаны такие вопросы, как обучение китайских граждан русскому языку (Е. В. Беляева, И. Е. Бобрышева, Е. Н. Решетне-ва, С. Н. Рубина, Н. М. Румянцева, В. К. Тихонов и др.); физиологическая адаптация иностранных учащихся (Д. Г. Арсеньев, А. В. Зинковский, М. А. Иванова и др.), а также различные виды социально-психологической адаптации, в том числе учебная (Л. И. Бутенко) и межкультурная (Т. Е. Владимирова, Е. л. лукьянова, М. Е. Трубчанинова). Существует также ряд работ, посвященных особенностям китайской психологии, в том числе психологии учащихся вузов (В. Г. Крысь-ко, М. А. Помченко, В. В. Собольников, А. П. Шилов и др.). Собраны обширные статистические данные, связанные с общими тенденциями обучения граждан КНР в российских вузах (А. Л. Арефьев, А. Ф. Шереги). Однако на данный момент недостаточно изучены педагогические условия адаптации китайских учащихся в процессе их довузовской и вузовской подготовки и, соответственно, отсутствует научное обоснование комплекса педагогических условий, нацеленных на адаптационную поддержку учащихся из КНР, в частности, никем с этих позиций не изучается воспитательная система вуза.
Изучением сущности процесса адаптации занимались такие педагоги и психологи как Андреева д. А., Брудный В. И., Выгодский Л. С., дубровина И. В., Максимова М. А., Милославова М. А., Царегород-цев Г. И. и др. Большое внимание было уделено учеными проблемам социальной адаптации: выявлены качественные характеристики этого процесса (Асеев В. Г., Балл Г. А. и др.), установлены закономерности зависимости процессов адаптации и социализации (Гапонова С. А., Просецкий П. А. и др.).
В работах Хорошко В. Т., Яковлевой М. В. и др. исследован процесс адаптации первокурсников к обучению в вузе. Гришанова Л. К., Цуркан В. д. рассмотрели структуры этого процесса. Выявлена зависимость протекания адаптации от типологических свойств нервной системы (Климов В. А., Сантро-сян К. О.), личностных характеристик (Кряжева И. К. и др.). Бенедиктова Л. Ф. рассматривает проблему взаимосвязи адаптации личности студентов к вузу с педагогической деятельностью в школе.
Работы Агафоновой А. С., Ворониной С. А., Насыровой Г. И., Новикова д. В., Шеханиной И. В. и др. посвящены исследованию особенностей процесса
профессионально-педагогической адаптации студентов, роли довузовской подготовки будущих учителей в системе многоуровневого образования, выявлению ряда типичных особенностей процесса начальной профессиональной адаптации студентов.
Проанализирована социальная адаптация таких специфических групп обучающихся, как молодежь из одного небольшого города, студенты - иностранцы (Ши Си Нин, Лопес Гонсалес Хосе Антонио, Грибов В. М. и др.), этническая молодежь (Алексеева Е. Б.).
Основные моменты социальной адаптации в вузе, видятся нам в приспособлении к новому учебному процессу, приспособлении к коллективу и приспособлении к новым условиям быта, культурной среде, новому режиму. Отсюда вытекают и компоненты процесса адаптации: психолого-дидактический; бытовой; коммуникативный; экономический.
Особенности среды адаптации, то есть особенности педагогического вуза, его воспитательной системы находятся в тесной зависимости с вышеуказанными компонентами. Личностно-ориентированныи подход определяет психолого-дидактический компонент, воздействует на бытовой и коммуникативный; творческая направленность учебно-воспитательного процесса педвуза обусловливает коммуникативный компонент; четкая, функционирующая воспитательная система вообще способна решить большинство проблем всех четырех компонентов; особый дух учебного заведения прежде всего влияет на успешность психолого-дидак-тического и коммуникативного компонентов, особый контингент учащихся и более низкая коммерциализация педвуза предопределяет течение бытового и экономического компонентов.
Особенности же китайских студентов, определяют процесс социальной адаптации и просто в высшем учебном заведении, и в педагогическом высшем учебном заведении, причем в последнем случае социальная адаптация в педвузе определяется еще и его особенностями.
Выявленные нами особенности китайского студента, затрудняющие его социальную адаптацию к получению высшего педагогического образования, служат основанием для выделения комплекса педагогических условий, позитивно влияющих на уровень социальной адаптивности китайской молодежи в вузовский период, которые условно можно разделить на следующие группы:
- социально-педагогические: обеспечение пси-холого-педагогического сопровождения на начальном этапе вхождения китайской молодежи в российский педагогический вуз; оказание педагогической поддержки в осуществлении социальной адаптации китайских студентов к обучению в педагогическом вузе, использование практико-ориентированных методов с целью приобретения студентами социального опыта для успешной профессиональной адаптации и социальной адаптации в условиях России, города и педагогического образования; повышение мотивации к систематическому учебному труду, пробуждение интереса к изучаемым дисциплинам; повышение
педагогического мастерства преподавателей вуза; расширение знаний преподавателей об истории, культуре, традициях Китая;
- организационно-педагогические: формирование системы адаптационных мероприятий; разработка учебных планов и программ, направленных на оказание психолого-педагогической помощи китайским студентам при вхождении в социальную среду страны, города и педагогического вуза; организация довузовского обучения на подготовительном отделении; обучение студентов способам научной организации умственного труда, навыкам самостоятельной работы; учет особенностей китайских студентов; усиление деятельности служб вуза по педагогической поддержке социальной адаптации иностранной молодежи в условиях освоения специальности и приобретении соответствующего социального опыта.
Мы считаем, что именно компоненты социальной адаптации, хотя и имеют некоторые общие области, в целом полностью представляют процесс социальной адаптации в вузовской среде: вхождение в новый коллектив, ознакомление и творческая переработка его норм и ценностей, установление межличностных отношений (социально-психологический компонент); приспособление к новой системе обучения (познавательный, или дидактический компонент); наконец, актуализация для студента норм и требований выбранной им профессии (ценностно-мотивационный компонент).
Социально-психологический компонент адаптации связан с приспособлением к новой среде обучения (и проживания, для китайского студента), к новой социальной ситуации. Эта новизна, и связанные с ней трудности создают своего рода барьер, который должен быть преодолен. Речь идет о трудностях усвоения новых социальных норм, установления и поддержания студентом определенного социального статуса в новом государстве, коллективе и т. д. Социальная адаптация нередко затрудняет познавательную - требует определенного «переключения внимания» с учебы на общение, бытовые вопросы.
С точки зрения П. А. Просецкого и др., к социальной адаптации следует отнести процесс воспитания у будущего специалиста коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальное общение с преподавателями и межличностные отношения в студенческой среде. Реализация всех прав и обязанностей, заключенных в его социальных ролях, вводит студента в сложную систему межличностных отношений ответственной зависимости, формирует его активную жизненную позицию.
Чаще всего в вузах предусмотрено небольшое количество мероприятий, способствующих социальной адаптации иностранных студентов, например:
- знакомство с историей России, города, вуза;
- изучение миграционного законодательства России;
- формирование и комплектование академических групп;
- чтение курса «Введение в специальности» и т. п.
Познавательный компонент адаптации определяется как процесс вхождения студентов в вузовскую систему обучения, освоение студентом познавательной деятельности, требуемой вузовским обучением, преодоление психолого-дидактических барьеров на этом пути.
Компонент связан с приспособлением к новой дидактической ситуации, принципиально отличающейся от школьной (тем более, китайской) формами и методами организации учебного процесса. Содержание этого вида адаптации сводится к формированию у студента рациональных приемов и способов самостоятельной познавательной деятельности не только по заданию преподавателей вуза, но и на основе личных планов студента, направленных на расширение и углубление профессионального самообразования (получение дополнительных профессионально значимых знаний, не нашедших отражение в учебных программах).
Как показали исследования, в качестве основных трудностей познавательной стороны адаптации китайские студенты называют помимо языкового барьера возрастание объема и сложности учебного материала, увеличение удельного веса самостоятельной работы, а также неумение работать самостоятельно, планировать и распределять время и т. д.
Новые условия деятельности студентов в вузе -это качественно иная система отношений, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.
Ценностно-мотивационный компонент адаптации есть, с нашей точки зрения, процесс целеобразова-ния, формирования у студентов ценностного отношения к профессии, призвания к ней, воспитания и самовоспитания у будущих специалистов мотивов деятельности, приобретения студентами соответствующих знаний, умений и навыков.
Профессиональная адаптация, понимаемая как формирование конкретных профессиональных, установок и ценностей, рассматривается исследователями в качестве определяющей по отношению ко всем другим аспектам адаптации, включая и дидактическую ее сторону.
Разумеется, такой подход предполагает развитие определенных когнитивных предпосылок, а также формирования умений учиться, или учебно-организационных умений, прямо не вытекающих из дисциплинарных знаний, но связанных с организацией процесса их приобретения.
В развитии личности будущего специалиста особое значение имеет формирование позитивных мотивов и действенных целей, поскольку мотивы и цели являются важнейшими детерминантами деятельности. Структура мотивов студента, формирующаяся в период обучения, становится, стержнем личности будущего специалиста. Следовательно, развитие позитивных учебных мотивов - неотъемлемая составная часть воспитания личности студента.
Психологически оправданный путь развития мотивационно-ценностной сферы, как показали работы Л. С. Выготского и современных психологов и педагогов (Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, В. Я. Ляудис и др.) - это включение каждого индивида в систему совместной деятельности и общения. условия лич-ностно ориентированной совместной деятельности студента с преподавателем выделяют индивидуальность студента, определяют формирование механизмов саморегулирования, самоопределения. Вместе с тем необходимо не только введение ситуации совместной учебной деятельности, но и специального обучения взаимодействию и сотрудничеству.
Представляется, что в настоящее время процесс развития мотивов учебной деятельности у студентов-иностранцев протекает, как правило, стихийно.
Анализ вузовской практики убеждает: спонтанных изменений в данной ситуации не происходит. Изменить ее можно в ходе осуществления управления процессом адаптации, который включает в себя ряд факторов и условий, способных оказать положительное и решающее влияние на всю структуру личности студента.
К числу таких факторов и условий следует отнести:
- усвоение новых видов учебной и научной деятельности. Важность этих аспектов детерминируется той целью, которая привела молодого человека в вуз: стремлением получить профессию, подготовить себя к избранной специальности и т. д.;
- учет индивидуальных особенностей студентов. Сложность процесса адаптации студентов определяется, прежде всего, различием в их исходных характеристиках. Знание индивидуальных особенностей этих характеристик, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным для любого абитуриента;
- формирование положительной мотивации учения. Среди аспектов, определяющих оптимальное течение процесса адаптации студентов, в качестве основного можно выделить отношение к учебе и избранной специальности. Речь идет о том, что учеба в вузе включает в себя не только получение профессии, но и отношение к целому ряду элементов учебной ситуации (качество обучения, интерес к учебе как одному из видов деятельности, разнообразие учебного процесса, содержание и организация учебы, научноисследовательской работы, условия учебы и т. д.);
Говоря о специфике процесса адаптации в педагогическом вузе, необходимо также учитывать ряд особенностей его учебно-воспитательного процесса:
- наличие в учебных планах ряда блоков: общекультурного, психолого-педагогического, медико-биологического и предметного, и соответственно проблем их взаимодействия и соотнесения;
- дифференцированный уровень подготовки студентов, полученный ими до вуза в различных типах
образовательных учреждений, а также в различных условиях разных государств;
Все эти обстоятельства в достаточной мере сказываются на процессе адаптации студентов в педвузе и требуют учета и тщательного анализа.
Особое же внимание необходимо уделить системе адаптационных мероприятий, функционирование которой в рамках воспитательного процесса учебного
заведения может существенно влиять на процесс адаптации выпускников китайских школ к условиям обучения в педагогическом вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. М.: ЦСПиМ, 2010. Вып. 7. 160 с.