Научная статья на тему 'К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход'

К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4325
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА / BURN-OUT SYNDROME / VITAL VALUES / EXISTENTIAL NEEDS / EXISTENTIAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Е. В.

В статье дано понимание синдрома выгорания практического психолога с точки зрения экзистенциального подхода. Автор рассматривает появление этого феномена как результат утраченных жизненных ценностей, дефицит удовлетворения экзистенциальных потребностей, бегство от тревоги, как следствие распространения утилитаристских прагматичных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author pays attention to one of the popular themes professional burnout of a practical psychologist. This phenomenon is described from existential point of view. There are some features that explain why it occurs frustration of existential needs, avoidance of existential anxiety, loss of vital values, cause of pragmatic goals.

Текст научной работы на тему «К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход»

Юдина Е.В.

К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход

В статье дано понимание синдрома выгорания практического психолога с точки зрения экзистенциального подхода. Автор рассматривает появление этого феномена как результат утраченных жизненных ценностей, дефицит удовлетворения экзистенциальных потребностей, бегство от тревоги, как следствие распространения утилитаристских прагматичных целей.

Ключевые слова: синдром выгорания, жизненные ценности, экзистенциальные потребности, экзистенциальная тревога.

В настоящее время синдром выгорания становится очень распространенным не только среди людей, работающих в сфере «человек-человек». Это объясняется возросшей прагматичностью мира, наполненного духом потребления, и редкостью подлинности отношений. Как плата за такую отчужденность от себя и человеческой (экзистенциальной) действительности возникает синдром выгорания [2].

Известно, что синдромом эмоционального сгорания (или «выгорания») называют состояние физического, эмоционального и умственного истощения, сопровождающееся снижением личной продуктивности. Синдром включает в себя три симптома:

1) эмоциональное истощение: хроническая усталость, снижение настроения, телесные недуги, расстройства сна;

2) деперсонализация, дегуманизация: отношение к коллегам и к клиентам становится негативным, циничным, с чувством вины; свойственно функционирование, отстраненность;

3) переживание собственной нерезультативности: недостаток успеха, признания, чувство собственной несостоятельности [1].

Таким образом, синдром выгорания затрагивает все три выявленные В. Франклом измерения человеческого бытия: соматическое измерение; психическое измерение; ноэтическое измерение (или телесное, душевное и духовное измерение) [4]. К ухудшению физического состояния относят частые обострения хронических заболеваний, нарушение сна, снижение энергичности и другие. Психическое, душевное истощение сопровождается чувством эмоциональной опустошенности и усталости,

Проблемы практической психологии

раздражительностью, отсутствием радости, ощущением бессилия. На ноэтическом уровне выгорание проявляется как уход из отношений, обесценивание себя и своей работы, ощущением бессмысленности, отчужденностью и безразличием.

Данные симптомы, выполняя защитную функцию, показывают, что выбранная личностью установка в профессиональной деятельности является непродуктивной, не приносящей удовлетворение. Но характер такой защиты мешает выполнению профессиональных задач. Так, истощение и эмоциональная раздражительность мешает устанавливать отношения с клиентом, быть включенным и вовлеченным, а также нарушается открытость [5]. Со временем синдром выгорания начинает носить характер замкнутого круга, т.к. появляющиеся симптомы мешают профессионально и качественно выполнять свою работу, что только подкрепляет вывод о бессмысленности, нерезультативности и т.д.

В настоящее время существуют разные подходы, которые выделяют три группы факторов, вызывающих синдром выгорания: индивидуальноличностные особенности самих профессионалов; особенности профессиональной деятельности; несоответствие личности и требований деятельности [1]. Нам интересно описать синдром выгорания с точки зрения экзистенциальной психологии.

Практикующие психологи (консультанты, психотерапевты) в силу особенностей деятельности время от времени испытывают различные симптомы, вплоть до истощения и усталости, но это не всегда выгорание, скорее, это можно назвать «горением» [3]. Если при усталости не наступает обесценивания, дегуманизации, отвращения, то в процессе своей профессиональной деятельности психолог чувствует исполненность. Исполненность - это результат воплощения в жизнь ценностей, которые человек ощущает как его собственные [4]. Экзистенция как специальный термин обозначает действительно состоявшуюся, «полную» или «целостную» жизнь. При блокировании экзистенции возникает синдром выгорания, который показывает, что человек длительное время уже не проживает свою жизнь как наполненную смыслом, целостную. Совокупность симптомов, входящих в синдром выгорания, можно в целом описать через такие понятия, как опустошенность, безжизненность, бессмысленность, вынужденность. Предлагаем понять синдром выгорания через следующие положения:

- синдром выгорания как утрата жизненных ценностей;

- синдром выгорания как следствие фрустрации экзистенциальных

потребностей;

- синдром выгорания как следствие утверждения прагматичных целей;

- синдром выгорания как следствие бегства от столкновения с экзистенциальными данностями.

Опишем подробней каждое положение.

Синдром выгорания наступает из-за постепенной утраты жизненных ценностей, длительной неразмещенности экзистенциальных ценностей в своей профессиональной деятельности. К экзистенциальным ценностям В. Франкл относит ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношения (или позиций). Каждая ситуация предоставляет возможность реализовать, по крайней мере, одну из трех ценностных категорий и таким образом открыть ее смысл. Жизнь требует от нас либо реализации ценностей творчества, и мы можем обогатить мир своей деятельностью; либо реализации ценностей переживания, и мы сами обогатимся посредством нашего восприятия (переживания красоты природы, искусства и др.) [4]. В первом случае ценности реализуются благодаря активности, деятельности, смелости творить, во втором случае -благодаря чувствительности к явлениям окружающего мира.

Практическая деятельность психолога подразумевает реализацию этих ценностей, но даже в ситуации, когда нет возможности их реализовать, когда психолог сталкивается со своим бессилием и переживает «некрасо-ту» мира, когда ситуация «бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями», то остается третья ценность. Эта ценность заключается в реакции, отношении человека к своим ограничениям, в реакции на ограничения его возможностей, более широко - в отношении человека к своей судьбе. Эту группу ценностей В. Франкл называет ценностью отношения, А. Лэнгли - ценностями позиции [2; 4]. Именно благодаря реализации ценностей отношений становится понятным, что жизнь никогда не может быть бессмысленной. Если человек тратит свою жизнь на реализацию таких ценностей, то он не истощается, т.к. получает чувство исполненности или самоактуализированности. Если по каким-то причинам становится невозможным удовлетворение какой-то одной из этих ценностей, важно, чтобы оставалась возможность реализовывать другую из этого ряда. Таким образом, реализация экзистенциальных ценностей является «страховкой от синдрома выгорания» [2].

Тесно с положением об экзистенциальных ценностях связана теория четырех фундаментальных экзистенциальных потребностях. Лэнгли пишет, что человек в самой глубине своей хочет экзистенции: опоры, отношений, возможности быть самим собой, смысла [Там же]. Если это желание фрустрировано, то жизнь приносит разочарование и опустошение. Чувство опоры и защищенности, принятия и ощущения своего места позволяют психологу чувствовать себя уверенно, с доверием отно-

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

ситься к миру, принимать другого. Жизнь как ценность переживается через близость и любовь, что позволяет человеку быть открытым другому и чувствовать ценность другого. Позволять себе быть самим собой основывается на уважении других и самоуважении, из признания другими и способности признавать других. И наконец, постижение смысла осуществляется благодаря делу, ценностному выбору, принадлежности к более крупным структурам, собственному развитию и религии [4]. Переживание смысла облегчает согласие с миром, и помогает находить и воплощать собственный личностный смысл в конкретных ситуациях. Фрустрация первых трех экзистенций (как предпосылок экзистенции смысла) делает невозможным воплощение смысла, т. к. нельзя что-то делать только волением и разумом, игнорируя удовлетворение предшествующих потребностей.

При дефиците первой фундаментальной мотивации психолог будет стремиться работать в жестко регламентированных организациях и регламентированных видах деятельности: тренинги, структурированное и директивное консультирование, процесс консультирования будет наводнен техниками, упражнениями. Психолог будет очень активен в этом виде деятельности, чтобы сохранить «надежность» этой жизни [5].

Дефицит экзистенции отношений у психолога выражается в страхе близости, эмоциональных перегрузках; отношения в данном случае обрастают долженствованиями, сопровождаются чувством вины, несмотря на большие усилия, которые психолог тратит, помогая другим. Что касается стратегии работы, то такие психологи редко будут работать на границе контакта или в локусе клиент-психотерапевт [Там же]. Они отдают себя другим, пренебрегая своими потребностями, боятся быть бременем, стремятся быть значимым и важным для другого, доводя себя до истощения.

При дефиците признания ценности своего Я и оправдании себя человек стремится доказать самоценность через достижения, власть, наличие денег, статус, общественное признание. Человек истощается в стремлении уважения и признания его другими. Но дефицит этой экзистенции проявляется и в неспособности признавать и уважать других, что мешает получать признание.

При отсутствии экзистенциальной установки смысла человек будет увлекаться модными течениями, общественно признанными целями, идеологическими заявлениями о спасении мира и осчастливливании человечества. Излишняя романтизация этой профессии, придание ей сверхсмысла, нереалистичность задач неминуемо будут приводить к выгоранию. Психолог как бы утрачивает способность находить

и воплощать собственный личностный смысл в конкретных ситуациях, не может отказаться от панпсихизма и идеи «нанесения счастья». Ценности творчества, переживания и позиции подменяются «глобальными» идеями, что также не дает возможность внутренне ощущать свою уникальную исполненность.

Дефицит экзистенциальных потребностей приводит к формированию прагматичных, утилитаристских целей [2]. Из-за подмены ценностей прагматичными целями (отчасти навязанных обществом, отчасти возникшим как ответ на дефицит) другие люди, процесс и даже сама жизнь психотерапевта становятся лишь средством для достижения цели. Примером прагматичных целей могут быть достижения социального признания, карьерного роста, количества «осчастливленных» клиентов, материальные достижения и т.д., в любом случае - достижения. Прагматичные установки формируются у психолога из дефицита потребностей, который повлиял на выбор его профессии. Отдаваясь профессии, человек начинает «сжигать» себя и свои ресурсы для удовлетворения этого дефицита, как следствие возникает ощущение бессилия, опустошенности.

При прагматичных утилитарных целях нарушается диалогичный обмен. Сама деятельность, другие люди человека по-настоящему не затрагивают, поэтому он остается закрытым миру. Ни социальный статус, ни карьерный рост, ни материальные блага не дают ощущения испол-ненности и затронутости. Жизнь воспринимается как бессмысленная. И тогда опять можно продолжать себя загружать работой, ставить дальнейшие цели в достижении чего-либо, до истощения...

Синдром выгорания с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода можно понимать и как результат попытки психолога убежать в работу от тревоги, связанной с переживанием экзистенциальных данностей. К экзистенциальным данностям относят конечность (смертность), изоляцию, свободу и бессмысленность [6]. Столкновение с данностями сопровождается чувствованием тревоги, подчас непереносимой. И тогда человек предпочитает трудоголизм и «сжигание» себя на работе, доказывая себе свое всемогущество, вовлекается в проблемы других, только чтобы не встречаться с собой, заглушает боль одиночества, страх смерти, ужас хаоса и отвращение к бессмысленности.

Однако взаимодействие с клиентом, переживающим боль, бессмысленность и т.д., неминуемо выдвигает требование к личности психолога: он должен быть более толерантным к экзистенциальной тревоге. Реальность такова, что консультант, психотерапевт переживает и ощущение бессилия, и невозможность все понять, встречается с неопределенностью, ответственностью, конечностью и как человек, и как профессионал [2; 5; 6].

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

Таким образом, психолог либо избегает столкновения с тревогой в работе, игнорируя реальность, либо проживает болезненное бытие с его трагичностью и жизненностью. В первом случае психолог приходит к истощению, разочарованию, обесцениванию себя, других, т. е. К тому, что и называют синдромом выгорания. Во втором случае психолог открыт жизни и переживаниям, присутствует в своей жизни и с клиентом, выдерживает вызов жизни и своей работой отвечает на вопрос жизни «Зачем ты здесь?».

Обобщая вышесказанное, синдром выгорания можно рассматривать как следствие сформированных неэкзистенциальных установок, дефицита удовлетворения экзистенциальных потребностей либо как результат «бегства» от тревоги при непереносимости столкновения с жизненными данностями. Тем не менее, даже при исполненности психолог все равно подвержен данному синдрому. Задача профилактики выгорания у психолога решается благодаря регулярной супервизии, соблюдению правил организации своей деятельности, заботе о себе на уровне душевном и духовном, что помогает продолжать получать удовольствие от работы, выполнять работу качественно, переживать ценности бытия [5].

Библиографический список

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.

2. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания // Дотянуться до жизни. Эмоциональный анализ депрессии. М., 2010.

3. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. - С. 84-89.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5. Юдина Е.В. Супервизия при синдроме выгорания психолога-консультанта с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода // Травматический стресс и профессиональная деятельность: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Луковцевой З.В., Стрижалковской М.А. М., 2010. - С. 40-46.

6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.