Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО СУБЪЕКТА И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОЙ И СЕВЕРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)'

К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО СУБЪЕКТА И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОЙ И СЕВЕРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ЖЕНСКИЙ СУБЪЕКТ / ГЕНДЕРНАЯ МАСКА / СУБЪЕКТ СОСТОЯНИЯ / ЖЕНСКИЙ ТЕКСТ / ЖЕНСКОЕ ПИСЬМО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Екатерина Михайловна, Бурцева Жанна Валерьевна

В статье рассматриваются особенности репрезентации женского субъекта в художественном произведении, предполагающие анализ текстов в ракурсе функционирования гендерных стереотипов феминности и маскулинности. Актуализируются субъектные формы выражения авторского сознания как специфичные способы присутствия автора в тексте. Особое внимание уделено субъекту состояния - форме ролевого героя, когда образ конструируется как характерная «гендерная маска». Приводятся несколько способов репрезентации женского «я» на материале лирической поэзии Л. Попова, а именно на примере стихотворений, написанных от лица женщины. Наиболее существенные черты в трактовке гендерной идентичности автора-женщины выделяются на материале творчества А. Борисовой и Г. Кэптукэ. Выявление гендерных особенностей женской литературы и специфики конструирования женского «я» у писателей-мужчин представляет основную цель статьи. Изучение проблемы интерпретации женского субъекта в художественном произведении выдвигает ряд методологических вопросов: гендерной поэтики, критериев «мужского» и «женского» в тексте, модели «женского письма», конструирования женского «я» у поэтов-мужчин. Авторы статьи приходят к основному выводу, что проявление гендера с точки зрения оппозиции феминности и маскулинности выявляется в процессе раскрытия художественных образов, в характерном типе авторского сознания, поэтике произведений в целом. Тексты предлагается рассматривать в двух направлениях: как отражающих саму гендерную картину мира, так и гендерно репрезентирующих определенную проблематику. Женский дискурс в литературе Якутии представляет собой иной конструкт и парадигму со специфическими формами проявления и адаптации этнических элементов. Углубление в понятие «женского типа текста», маркеров гендерной поэтики и типологии женской литературы требуют новых методологических принципов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REPRESENTATION OF THE FEMALE SUBJECT AND GENDER IDENTITY (BASED ON YAKUT AND NORTHERN LITERATURE)

The article examines the features of representation of the female subject in a work of art, involving the analysis of texts from the perspective of the function of gender stereotypes of femininity and masculinity. Subject forms of expression of author's conscious are actualized as specific ways of author's presence in text. Particular attention is given to the subject of the condition - the form of the role hero, when the characteristic "gender mask" is constructed in the texts. Several ways of representing the female self are given on the body of lyrical poetry of L. Popov, namely, poems written from the POV of a female persona. The most significant features in the interpretation of the gender identity of the female author stand out on the body of work of A. Borisova and G. Keptukye. The identification of gender aspects of women's literature and the specifics of the construction of the female "self" in male writers represents the main goal of the article. The study of the problem of interpreting a female subject in the text raises a number of methodological questions - gender poetics, the criteria of "male" and "female" in the text, the model of "female writing," the design of female "self" among male poets, The authors of the article come to the main conclusion that the manifestation of gender from the position of opposition of femininity and masculinity is realized in the text through development of artistic imagery, characteristic type of author's conscious, the poetics of works as a whole. The texts are proposed to be considered in two directions, as reflection of the gender picture of the world itself, and as gender-representative of certain range of issues. Female discourse in the literature of Yakutia is a distinct construct and paradigm with specific forms of manifestation and adaptation of ethnic elements. Deepening into the concept of "female type of text," markers of gender poetics and typology of women's literature require new methodological principles of research.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО СУБЪЕКТА И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОЙ И СЕВЕРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 821.512.157

Ж. В. Бурцева, Е. М. Ефремова

К проблеме репрезентации женского субъекта и гендерной идентичности (на материале якутской и северной литературы)

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН,

г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности репрезентации женского субъекта в художественном произведении, предполагающие анализ текстов в ракурсе функционирования гендерных стереотипов феминности и маскулинности. Актуализируются субъектные формы выражения авторского сознания как специфичные способы присутствия автора в тексте. Особое внимание уделено субъекту состояния - форме ролевого героя, когда образ конструируется как характерная «гендерная маска». Приводятся несколько способов репрезентации женского «я» на материале лирической поэзии Л. Попова, а именно на примере стихотворений, написанных от лица женщины. Наиболее существенные черты в трактовке гендерной идентичности автора-женщины выделяются на материале творчества А. Борисовой и Г Кэптукэ. Выявление гендерных особенностей женской литературы и специфики конструирования женского «я» у писателей-мужчин представляет основную цель статьи. Изучение проблемы интерпретации женского субъекта в художественном произведении выдвигает ряд методологических вопросов: гендерной поэтики, критериев «мужского» и «женского» в тексте, модели «женского письма»,

ЕФРЕМОВА Екатерина Михайловна - к. филол. н., с. н. с. отдела фольклора и литературы, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук.

E-mail: [email protected]

EFREMOVA Ekaterina Mikhailovna - PhD in Philology, Researcher Department of Folklore and Literature The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences.

БУРЦЕВА Жанна Валерьевна - к. филол. н., с. н. с. отдела фольклора и литературы, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук.

E-mail: [email protected]

BURTSEVA Zhanna Valeryevna - PhD in Philology, Researcher Department of Folklore and Literature The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences.

Ж. В. Бурцева, Е. М. Ефремова. К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО СУБъЕКТА И ГЕНДЕРНОй ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОй И СЕВЕРНОй ЛИТЕРАТУРы)_

конструирования женского «я» у поэтов-мужчин. Авторы статьи приходят к основному выводу, что проявление гендера с точки зрения оппозиции феминности и маскулинности выявляется в процессе раскрытия художественных образов, в характерном типе авторского сознания, поэтике произведений в целом. Тексты предлагается рассматривать в двух направлениях: как отражающих саму гендерную картину мира, так и гендерно репрезентирующих определенную проблематику. Женский дискурс в литературе Якутии представляет собой иной конструкт и парадигму со специфическими формами проявления и адаптации этнических элементов. Углубление в понятие «женского типа текста», маркеров гендерной поэтики и типологии женской литературы требуют новых методологических принципов исследования.

Ключевые слова: гендер, феминность, маскулинность, женский субъект, гендерная маска, субъект состояния, женский текст, женское письмо. DOI 10.25587/h5031-6888-9137-g

Zh. V. Burtseva, E. M. Efremova

On the representation of the female subject and gender identity (based on yakut and northern literature)

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS, Yakutsk, Russia

Abstract. The article examines the features of representation of the female subject in a work of art, involving the analysis of texts from the perspective of the function of gender stereotypes of femininity and masculinity. Subject forms of expression of author's conscious are actualized as specific ways of author's presence in text. Particular attention is given to the subject of the condition - the form of the role hero, when the characteristic "gender mask" is constructed in the texts. Several ways of representing the female self are given on the body of lyrical poetry of L. Popov, namely, poems written from the POV of a female persona. The most significant features in the interpretation of the gender identity of the female author stand out on the body of work of A. Borisova and G. Keptukye. The identification of gender aspects of women's literature and the specifics of the construction of the female "self" in male writers represents the main goal of the article. The study of the problem of interpreting a female subject in the text raises a number of methodological questions - gender poetics, the criteria of "male" and "female" in the text, the model of "female writing," the design of female "self" among male poets, The authors of the article come to the main conclusion that the manifestation of gender from the position of opposition of femininity and masculinity is realized in the text through development of artistic imagery, characteristic type of author's conscious, the poetics of works as a whole. The texts are proposed to be considered in two directions, as reflection of the gender picture of the world itself, and as gender-representative of certain range of issues. Female discourse in the literature of Yakutia is a distinct construct and paradigm with specific forms of manifestation and adaptation of ethnic elements. Deepening into the concept of "female type of text," markers of gender poetics and typology of women's literature require new methodological principles of research.

Keywords: gender, femininity, masculinity, female subject, gender mask, subject of state, female text, female writing.

Введение

Выделение таких понятий, как феминный дискурс, женский субъект, женская идентичность, женский образ, женский текст, гендерная маска, субъект состояния в контексте предложенной статьи обусловлено недостаточной изученностью и неоднозначностью проблемы. До сих пор в науке спорными считаются вопрос как гендерных, так и внегендерных критериев рассмотрения художественного текста, слияния мужского и женского в творческом сознании и произведении. В данном ключе существуют многочисленные дефиниции и гипотезы по исследованию теории гендера [1-4]. При этом статус женщины как социального пола не является основным аргументом для воссоздания феминного дискурса, для проецирования маскулинной культуры необходимо не позиционировать себя как автор-женщина. С целью позиционирования себя на месте другого человека или передать его переживания доступными словами, приблизить его образ к читателям, сделать женщину главной героиней и говорить о женской судьбе - достаточно правильное восприятие внегендерного аспекта.

Существует ли разница между понятиями: ролевой герой - женщина, автор - женщина, автор - мужчина, центральная героиня - женщина, проблематика - женская судьба. Каждый из этих образов наделяется определенными типическими, индивидуальными качествами и характеристиками в зависимости от идейно-художественного наполнения произведения, авторской рефлексии. При этом многие утверждают, что нет мужской и женской литературы, но есть мужское и женское в произведениях независимо от пола автора. В настоящее время в науке устойчивым стало понятие «женского текста», поскольку многие литературные тексты обладают своей гендерной спецификой, что проявляется на разных уровнях поэтики (содержательные, структурно-композиционные, жанровые, сюжетные, образно-мотивные, лексические, синтаксические элементы). Гендерно-ролевая сторона жизни женщины отличается от мужской, соответственно и этапы жизни описываются по-разному в женских и мужских текстах. По обоснованным положениям О. В. Пензиной, литературный текст создается адекватно конструированию картины мира, что проявляется в выборе определенных культурных и лексических знаков, которые выражают одновременно индивидуальную и групповую идентификацию. При чем женский текст зачастую «вступает в борьбу» с доминирующим мужским типом культуры [5]. Таким образом, возникает классификация на типично женские, мужские и смешанные тексты.

Изучение проблемы интерпретации женского субъекта в художественном произведении

Основная идея статьи заключается в применении гендерного подхода к литературе Якутии, в установлении главного отличия в способах текстообразования в процессе усвоения женского восприятия мужчиной-автором и обозначении творческой установки женщин-писательниц, их манеры повествования. Гендерный анализ текста не может основываться только на социальном контексте, определении мужских и женских ролей в обществе, он формируется на основе определения гендерно-маркированных признаков поэтики. Стратегия анализа осложняется в вопросе феминной сущности женского лирического героя, женской маски в мужской литературе, когда автор в основном пытается создать определенный социальный типаж или заострить внимание на проблематике. Как правило, эти произведения отличаются повышенной эмоциональной экспрессией, что отражается на грамматическом, синтаксическом и пунктуационном построении текста, наигранной гиперболизации и иронии. Поэтому тексты, на наш взгляд, можно разделить на отражающие гендерную картину мира и гендерно репрезентирующие социально-культурные явления.

По наблюдениям А. В. Малыгиной, среди признаков «маскулинного текста» выделяется иерархическое построение значимых смысловых оппозиций, а «феминного»

Ж. В. Бурцева, Е. М. Ефремова. К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО СУБъЕКТА И ГЕНДЕРНОй ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОЙ И СЕВЕРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)_

- в плюралистическом существовании и микшировании смыслов, при котором рождаются смыслы. [6]. На современном этапе исследования теория гендера представляет собой в основном феминный дискурс. Методологическая база литературоведческого исследования текста достаточно не сформирована. В центре внимания «гендерной поэтики» актуализируется следующая проблематика: гендерное самосознание, гендерная идеология, гендерный тип в различных видах социального поведения, индивидуальные характеристики автора как говорящего субъекта и персонажей. Гендерное литературоведение направлено на изучение социальных, культурных форм, конфигураций, оппозиций «женского» и «мужского» в художественных произведениях [7, с. 156]. Весомый вклад в понимание специфики женского текста, гендерной поэтики, феминистской критики принадлежит Н. Л. Пушкаревой [8], А. Ю. Большаковой [1] и др.

Гендерный подход к изучению литературы Якутии позволит определить код этнического гендерного сознания, так как женское творчество на современном этапе зарекомендовало себя как ведущее направление культуры в целом. Женское этнокультурное пространство, женская ментальная и повествовательная структура в художественных текстах представляют собой неизученную сферу литературоведения.

Достаточно яркое проявление женского субъекта в якутской поэзии наблюдается в ролевой лирике. В качестве закономерного типологического отличия можно выделить следующее: примеры стихотворений с ролевым персонажем в якутской лирике обнаруживаются в основном в текстах с сатирическим и юмористическим пафосом. При этом в преобладающем большинстве стихотворений ролевой лирики в литературе Якутии отмечается песенная ориентация. Способы и формы художественной интерпретации выражаются у каждого индивидуально с учетом особенностей, специфики метода и стиля писателя. В результате сравнения отдельных поэтических произведений Сем. Данилова, Л. Попова и И. Гоголева выявлены типологические аспекты функционирования категории ролевого героя как особой разновидности авторского «я» в лирике. Изображение окружающей действительности посредством типологически разных форм выражения авторского сознания дает возможность расширить диапазон лирически выражаемых эмоций, переживаний.

Женский субъект как отдельная категория и носитель «чужого» сознания в текстах достаточно ярко проявляется в творчестве Л. Попова. В произведениях автора наблюдаются характерные примеры изображения переживаний, присущих другим лицам, - тексты, написанные от лица женщины, большинство которых стали популярными народными песнями: «Песня девушки» (1942), «Песня обиженной девушки» (1957), «Другу студенту» (1957), «Почему же ты встретился (песня девушки)» (1980). Структуру текстов формирует монолог героини, отражающий ее эмоционально-психологическое состояние. Понимание мира и действительности дается через призму восприятия женского субъекта. Женский образ, от лица которого ведется высказывание в текстах, актуализирует возможность рассмотрения лирического переживания в аспекте исследований гендерных стереотипов «феминности» и «маскулинности». Нацеленное отделение автора от субъекта высказывания проявляется в активном препарировании формы женского рода (грамматический и лексико-стилистический уровни). На уровне композиции подчеркивается жанр песни в заглавии произведений, утверждающий исполнительную форму коммуникации женского субъекта («Песня девушки», «Песня обиженной девушки»). Лирические переживания в данном ракурсе наделяются характерной экспрессивной динамикой.

Раскрытие женского самосознания в поэтическом творчестве Л. Попова наблюдается с ранней лирики, что свидетельствует об универсальном, гибком характере лирических переживаний. Помимо женского самосознания в поэзии автора раскрывается детское мировосприятие, выражение переживаний «других» субъектов с нацеленной акцентировкой исторических, биографических элементов и др. [9, с. 70]. В лирике автора

можно найти переживания разнообразного диапазона, где носителем речи выступает женщина. Лексико-стилистическая окраска стихотворения «Песня девушки» тематически отнесена к традиционной фольклорной песенной культуре. Наблюдается яркий пример глобализации и обобщения женского самосознания, когда коммуникативный аспект субъекта речи раскрывает типичное сознание исторического времени (1941-1945 гг.): 'Преодолевая преграды, ухватившись за гривы бурых коней, попасть бы туда, где война идет, и милого найти бы'. Для усиления принадлежности эмоций к сознанию более широкого, обобщенного значения автором использованы модифицированные варианты стилистики фольклорных источников (образное содержание, подчеркивание аллитерации и др.).

Многогранный уровень поэтизации лирического индивида в поэзии Л. Попова, синтезирует различные параметры выражения женского типа субъекта (субъект речи / субъект высказывания). Раскрытие призмы женского самосознания в пространстве художественного текста достаточно удачно раскрывается посредством особого типа субъекта - ролевого героя. Субъект повествования в ролевой лирике функционирует в тексте как условный персонаж. Имитация «чужой» субъективности позволяет авторам максимально эффективно проецировать женское самосознание в текстах словесной культуры. Можно определить, что цель создания ролевой лирики - ощутить себя на месте «другого», психологически приблизить художественный образ к читателям. Посредством образа ролевого героя автору удается прочувствовать и передать «чужое» сознание, воспроизвести переживания, принадлежащие «другим», что свидетельствует о стремлении поэта придать лирическим раздумьям наиболее универсальный, «гибкий» и обобщенный характер.

Изучение форм и видов проявления женского самосознания в художественном тексте, критериев и параметров его определения представляет совершенно не изученный пласт современного национального литературоведения. В настоящее время в литературоведении Якутии ставятся задачи и перспективы дальнейшего изучения женского самосознания, женского творческого процесса с точки зрения гендерологии как самостоятельной дисциплины. Женское творчество в литературе Якутии получает стремительное развитие в 1960-гг. ХХ в. и связывается с именем первой признанной поэтессы В. Потаповой, далее - Н. Харлампьевой, С. Гольдеровой-Саргы Куо, А. Григорьевой-Сандаарыйа, М. Михайловой, С. Спиридоновой, К. Васильевой, Л. Нестеревой, О. Корякиной-Умсууры, Н. Михалевой-Сайа, А. Парниковой-Сабарай Илгэ, В. Петровой, А. Борисовой, Г. Кэптукэ, В. Белолюбской-Аркук и др.

В качестве типологической закономерности для женского творчества в целом можно выделить автобиографический дискурс. Посредством автобиографической и мемуарной стратегии, репрезентации себя как субъекта высказывания женщина-автор получает возможность выйти «из тени», в которую ее загоняют традиции, статус, положение, социальная роль. Текстуализация женского «я», создание женской интонации и манеры письма означает уход из сферы, в которой доминирует мужское, из мира, который воспринимается как мужской. Зачастую женщины пишут именно о повседневной, частной или бытовой жизни, исходя из жизненного опыта и женской сущности. Женщина способна рассказать о себе, о своей женской судьбе по-другому, глубже, чем любой мужчина.

Женская литература характеризуется особым типом авторского сознания, который условно можно назвать «мир глазами женщины», «взглядом» через ее размышления, переживания и взаимоотношения. Идентичность женского творчества заключается в способности женщины как поэта или писателя отождествить себя со своей телесностью и раскрыться «изнутри», интерпретировать опыт любви и образ мужчины. Женский взгляд и женский поиск проблематики, как правило, раскрывают ранее табуированные темы, что приводит к углублению в частную жизнь героев. Так, например, повесть Г. Кэптукэ

Ж. В. Бурцева, Е. М. Ефремова. К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО СУБъЕКТА И ГЕНДЕРНОй ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОЙ И СЕВЕРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)_

«Человек - земли соринка» отличает биографическая форма повествования, которая выстраивается как рассуждение о женской судьбе, о страданиях, выпавших на долю простой женщины. Жизнь эвенкийской деревенской девушки Варвары не складывается на чужбине, отношения с «инородным» мужем претерпевают крах, даже собственный ребенок становится для нее чужим. Возвращение главной героини в дом отца после неудачного брака инициирует метаморфозы взросления и прозрения, что выполняет в тексте сюжетообразующую и символическую функцию.

Роман другой писательницы А. Борисовой «Божья отметина» определяется нами как биографический текст, в котором основной гендерный конфликт заключается в столкновении героини с действительностью, несправедливой по отношению к женщине. Структура хронотопа в данном произведении представлена в форме четырех временных отрезков, которые раскрывают четыре времени года или четыре поры жизни женщины (весна, лето, осень, зима). Данная пространственно-временная организация символизирует четыре сезона в судьбе каждой женщины, подобно четырем временам года, каждый из которых раскрывает свой смысл. Если пора расцвета девушки сравнима с короткой весной, ее взросление сродни яркому красочному лету, то с золотой осенью наступает зрелость и постепенное увядание, а старость заключает женщину в снежные оковы [10].

Традиционное представление об универсальном внегендерном субъекте основывается на канонах патриархальности, потому что именно произведения мужчин понимаются как универсальные, выражающие некую общечеловеческую точку зрения на мир. Однако при прочтении «женской литературы» очевидными становятся особенные черты поэтики, такие как автобиографические мемуарные нарративы, биографический текст, конфликт гендерной картины мира, виды, типы и способы создания психологизма, бытоописательность, языковая и графическая организация текста, телесность, уровни метафоризации.

Заключение

Маркеры фемининности и маскулинности воплощаются в особой картине мира, объектно-субъектной системе персонажей, в характере авторского сознания, в специфике речевого поведения мужчин и женщин, особом стиле, жанровой системе, имеющих гендерное измерение. Целью создания ролевой лирики является желание и возможность ощутить себя на месте «другого», психологически приблизить художественный образ к читателям, к женской аудитории. Посредством женской маски автор вживается в роль и способность прочувствовать «чужое» сознание, делает лирическое и гендерное измерение текста более универсальным. Однако в женском творчестве может найти выражение весь многогранный женский опыт, который считается «маргинальным», противоположным традиционным мужским стереотипам, биологическим, социальным и ролевым. Специфика женской литературы заключается в самой форме письма, цель которого сконцентрирована на манифестации «феминной» самоидентификации и сущности.

Л и т е р а т у р а

1. Большакова, А. Ю. Гендер / А. Ю. Большакова. // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - Москва, 2003. - С. 161.

2. Ерохина, Л. Д. Гендерология и феминология / Л. Д. Ерохина. - Москва, 2013. - 384 с.

3. Рюткенен, М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» / М. Рюткенен // Филологические науки. - № 3. - С. 5-17.

4. Строганова, Е. Н. Категория 'гендер' в изучении истории русской литературы / Е. Н. Строганова. // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. - Тверь, 2005. - С.151-158.

5. Пензина, О. В. Женская проза второй половины XIX века: гендерный аспект авторства: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / О. В. Пензина. - Москва, 2009. - 177 с.

6. Малыгина, А. В. Гендерные аспекты как тексты культуры (на примере моды середины XX - начала XXI в.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / А. В. Малыгина. - Москва, 2008. - С. 11.

7. Гречушникова, Т. В. 'Женский язык' - бесперспективная утопия или путь к гармонии? / Т. В. Гречушникова // Женщины. История. Общество. - Тверь, 1999. - С. 156-170.

8. Пушкарева, Н. Л. Гендерные исследования российского двадцатого века / Н. Л. Пушкарева, О. В. Большакова. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Т. 5. - Выпуск 1. - С. 318-328.

9. Ефремова, Е. М. Поэзия Л. Попова: лирические субъекты в типологическом и жанровом аспектах / Е. М. Ефремова. - Новосибирск, 2015. - С. 70.

10. Бурцева, Ж. В. Поэтика «женского текста» : гендерные аспекты (на материале творчества Ариадны Борисовой) / Ж. В. Бурцева // Северо-восточный гуманитарный вестник. - № 2 (19). - Якутск, 2000. - С. 117-122.

R e f e r e n c e s

1. Bol'shakova, A. YU. Gender / A. Yu. Bol'shakova. // Literaturnaya enciklopediya terminov i ponyatij.

- Moskva, 2003. - S. 161.

2. Erohina, L. D. Genderologiya i feminologiya / L. D. Erohina. - Moskva, 2013. - 384 s.

3. Ryutkenen, M. Gender i literatura: problema «zhenskogo pis'ma» i «zhenskogo chteniya» / M. Ryutkenen // Filologicheskie nauki. - № 3. - C. 5-17.

4. Stroganova, E. N. Kategoriya 'gender' v izuchenii istorii russkoj literatury / E. N. Stroganova // Pol i gender v naukah o cheloveke i obshchestve. - Tver', 2005. - S.151-158.

5. Penzina, O. V. Zhenskaya proza vtoroj poloviny XIX veka: gendernyj aspekt avtorstva: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk / O. V. Penzina. - Moskva, 2009. - 177 s.

6. Malygina, A. V. Gendernye aspekty kak teksty kul'tury (na primere mody serediny XX -nachala XXI v.): avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filosofskih nauk / A. V. Malygina. - Moskva, 2008. - S. 11.

7. Grechushnikova, T. V. 'Zhenskij yazyk' - besperspektivnaya utopiya ili put' k garmonii? / T. V. Grechushnikova // Zhenshchiny. Istoriya. Obshchestvo. - Tver', 1999. - S. 156-170.

8. Pushkareva, N. L. Gendernye issledovaniya rossijskogo dvadcatogo veka / N. L. Pushkareva, O. V. Bol'shakova. // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - T. 5. - Vypusk 1. - S. 318-328.

9. Efremova, E. M. Poeziya L. Popova: liricheskie sub"ekty v tipologicheskom i zhanrovom aspektah / E. M. Efremova. - Novosibirsk, 2015. - S. 70.

10. Burceva, Zh. V. Poetika «zhenskogo teksta» : gendernye aspekty (na materiale tvorchestva Ariadny Borisovoj) / Zh. V. Burceva // Severo-vostochnyj gumanitarnyj vestnik. - № 2 (19). - Yakutsk, 2000.

- S. 117-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.