Научная статья на тему 'К проблеме реализации потенциала страны'

К проблеме реализации потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / PERSON / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ПРОЕКТ / PROJECT / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Екатерина Андреевна

Философия в России претерпевает не самые лучшие времена. Она обвиняется в излишней умозрительности, неплодотворности и неприложимости к сферам общественного бытия. Однако, как нам кажется, именно философия способна корректно отреагировать на вызовы, которые бросает человеку современная эпоха. Человек сегодня как никогда «заброшен» в мир, современная культура предлагает множество клишированных путей его развития. Однако при этом забывается собственная человеческая сущность, которая должна быть реализована человеком в процессе его жизни. На наш взгляд, современное образование не дает возможности получить навыки индивидуального уникального саморазвития человека, раскрытия его потенциальной сущности. Современное образование направлено на получение функциональных единиц, унифицированных в своем развитии и мировоззрении. В статье предлагается обратить внимание на альтернативную форму образования человека семейное образование, в рамках которого возможно создание индивидуального уникального проекта человека, способного к творчеству и саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF REALIZATION OF THE STATE'S POTENTIAL

The philosophy in Russia doesn't undergo the best times. It is accused of excessive speculativeness, unproductivity and nonapplicability to spheres of social being. However, as it seems to us, the philosophy is capable to responde correctly to challenges, which are thrown down to the person by the modern age. Today, more than ever, the person "is thrown" in the world, where contemporary culture offers a great many cliched ways of his development. Nevertheless, he forgets his own human essence, which has to be realized by the person in the course of his life. In our opinion, contemporary education restricts the person's ability to receive skills of individual unique self-development, disclosure of his potential essence. Contemporary education is directed on receiving the functional units unified in the development and outlook. The author offers to pay attention to an alternative form of education of the person family education, within which it is possible to realize an individual unique design of the person, who is capable to creativity and self-development.

Текст научной работы на тему «К проблеме реализации потенциала страны»

Основы философии. М. : Изд-во политической литературы, 1988.

3. В «Материализме и эмпириокритицизме» известное указание В. И. Ленина. (Полн. собр. соч. Т. 18. С. 148). О том же у А. Ф. Лосева: «...материализм и идеализм - лишь необходимые предельные и взаимополярные позиции философского исследования, которые, может быть, очень редко обнаруживаются в чистом виде, но, бесспорно, являются критерием оценки всех промежуточных между ними звеньев». (Лосев А.Ф. Платон и его эпоха. М., 1979. С. 9).

4. Маркс К., Энгельс Л. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М. : Изд-во политической литературы, 1966.

filosofii.- M. : Izd-vo politicheskoy literatury, 1988.

3. V «Materializme i empiriokrititsizme» V.I. Lenina. (Poln. sobr. soch. - T. 18. - S. 148). O tom zhe u A.F. Loseva: "... Materialism and idealism - only the necessary limits and vzaimopolyarnye position of philosophical inquiry which may be rarely found in its pure form, but, undoubtedly, are the criteria for assessing all intermediate links between them." (Lo-sev A.F. Platon i ego epoha. - M., 1979. - S. 9.)

4. Marks K., Engel's L. Feyerbah. Pro-tivopolozhnost' materialisticheskogo i idealistich-eskogo vozzreniy. - M. : Izd-vo politicheskoy litera-tury, 1966.

Бернацкий Владилен Осипович - доктор философских наук, профессор кафедры «Философия и социальные коммуникации» ОмГТУ. E-mail: Bernatskiy33@rambler.ru. Научные интересы: Бытие и Действительность, антропный принцип, социальная философия, гражданское общество.

Статья поступила в редакцию 15 февраля 2016 г.

УДК 37.041 ГРНТИ 14.15.07

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

Е.А. Цветухина

Омский государственный технический университет 644050, г. Омск, просп. Мира, д. 11; kafedra_fisk@mail.ru

Философия в России претерпевает не самые лучшие времена. Она обвиняется в излишней умозрительности, неплодотворности и неприложимости к сферам общественного бытия. Однако, как нам кажется, именно философия способна корректно отреагировать на вызовы, которые бросает человеку современная эпоха. Человек сегодня как никогда «заброшен» в мир, современная культура предлагает множество клишированных путей его развития. Однако при этом забывается собственная человеческая сущность, которая должна быть реализована человеком в процессе его жизни. На наш взгляд, современное образование не дает возможности получить навыки индивидуального уникального саморазвития человека, раскрытия его потенциальной сущности. Современное образование направлено на получение функциональных единиц, унифицированных в своем развитии и мировоззрении. В статье предлагается обратить внимание на альтернативную форму образования человека - семейное образование, в рамках которого возможно создание индивидуального уникального проекта человека, способного к творчеству и саморазвитию.

Ключевые слова: человек, сущность, саморазвитие, проект, семейное образование.

© Цветухина Е.А., 2016

41

TO THE PROBLEM OF REALIZATION OF THE STATE'S POTENTIAL

E. A. Tsvetukhina

Omsk State Technical University

Russia, 644050, Omsk, pr. Mira 30 a; kafedra_fisk@mail.ru

The philosophy in Russia doesn't undergo the best times. It is accused of excessive speculativeness, unproduc-tivity and nonapplicability to spheres of social being. However, as it seems to us, the philosophy is capable to responde correctly to challenges, which are thrown down to the person by the modern age. Today, more than ever, the person "is thrown" in the world, where contemporary culture offers a great many cliched ways of his development. Nevertheless, he forgets his own human essence, which has to be realized by the person in the course of his life. In our opinion, contemporary education restricts the person's ability to receive skills of individual unique self-development, disclosure of his potential essence. Contemporary education is directed on receiving the functional units unified in the development and outlook. The author offers to pay attention to an alternative form of education of the person - family education, within which it is possible to realize an individual unique design of the person, who is capable to creativity and self-development.

Keywords: a person, essence, self-development, a project, family education.

Выстраивая проекты будущего русского человека, мы не можем использовать ни дис-криптивный, ни атрибутивный подходы к его изучению. Важно понять саму сущность, «чтой-ность» человека. В этом смысле на вопрос «что есть человек, в современной ситуации?» актуально предположить, что, прежде всего, человек -проект. Сущность человека, осуществляющего себя как проект, изначально не полагает себя, не рефлексирует, но, будучи тотальностью, содержит в себе в том числе и структуру полагания и рефлексии в потенции. Как ребенок в утробе матери, не раскрыв еще своего лица, уже содержит в себе генетический код родителей, так сущность содержит в себе многообразие проявлений будущего бытия другого качества. Ребенок уже живет, находясь еще в состоянии нераскрытости. Качество такой тождественности и нераздельности чистого бытия улавливается в понятии individuus как отрицательном модусе деления, невозможности деления. Это устойчивость вещей в смысле их сохранения как особый внутренний принцип, делающий конкретную вещь такой, какова она есть, и содержащий в себе способность сохранения её именно такой.

Из этого явно следует, что человек в потенции изолирован в своем бытии и не составляет никаких отношений с инобытием. И это справедливо вплоть до актуализации самосознания человека и включения его в социальную жизнь общества, где человек становится личностью, приобретает личину, лицо, маску, под которой, несмотря на успешную социальную активность человека, в нераскрытом потенциальном состоя-

нии продолжает покоиться его аутентичная сущность, способствуя возникновению экзистенциального отчуждения. В таком положении человеку, скорее, необходимо сохранить свою тождественность и не вобрать встречаемое содержание реальности в свое единство. Однако, вступая в отношения с обществом, он не в силах этого сделать.

Действительно, высшая ценность человеческого бытия есть жизнь во всей полноте своего проявления. Человек не просто живет, он проживает: суть его бытия не только в физиологическом дыхании или биении сердца, но и в осуществлении своего проекта, в отличие от животного, которое не обладает собой, не полагает себя, свое дыхание, свое тело - оно тождественно этому телу. Человек же живет в постоянном разрыве с самим собой, будучи то слитым с телом, то переживающим и осознающим его как предмет. Таким образом, его сущность в том, что он вписан в мир, он присутствует в мире, а потому не может быть объяснен только исходя из самотождества. Потенция, заложенная в первоначальной тождественности бытия, разворачивается в процессе самосознания человека. В этой ситуации человек подчиняет себе свою сущность. Он начинает полагать не только себя, но и другого человека и весь мир в целом, превращая свое бытие в существование.

Бытие человека является таким образом, что сущностная ему тождественность стремится выжить, а полагаемое сознание - развиться, расшириться, выйти за границы самого себя, не просто жить, а свободно самоопределяться. Их

взаимопереход обусловливает то, что предстает перед нами как разрыв саморасширяющегося бытия и самотождественной сущности, что в экзистенции выразимо в одномоментном влечении остаться в себе и выйти из себя, «ничто-жить» себя настоящего, стать другим.

Получается, что в экзистенции сущность сталкивается с тем, что она больше не является тем, что она есть. Это делает невозможным всякое становление. Эта невозможность звучит как приговор. Здесь корни того, что экзистенциализм называет скукой, тоской и тошнотой. Человек «застревает» между двумя крайними потенциями «быть» и «казаться быть».

В результате воспитания и социализации (в которых все устроено в традициях формальной логики по принципу: «что такое хорошо, что такое плохо») ребенок, а затем и взрослый человек оказываются не способны противостоять силе внешнего принуждения, которая в том числе диктует, кем человеку быть. Человек разуча-ется быть человеком в подлинном естественном, сущностном, проективном смысле слова. Еще Н.А. Бердяев, обосновывая силу объективации, высказывал созвучные мысли: «Я переживал ядро моего «я» вне предстоящего мне объективного мира. Лишь на периферии я соприкасался с этим миром. Неукорененность в мире есть глубочайшая основа моего мироощущения. Я защищался от мира, охраняя мою свободу. ...Так тверда наша вера в этот мир, что наше отношение к этому миру принимает форму принуждающую, обязывающую, связывающую... мир невидимых, нами утерянных вещей дается нам лишь вольным подвигом отречения от этого действительного мира» [1, с. 51].

Такое незавидное положение современного человека заставляет его искать пути решения обозначенных проблем. Каждый человек, подобно Бердяеву, даже если и не высказывает свою «неукорененность», так или иначе сталкивается с ней, зависая в амбивалентности экзистенциально-сущностных элементов своего бытия. Эти мысли подтверждает и философ Г.С. Померанц, указывающий, что «человек - это существо, угадавшее свою незавершенность» [2, с. 64].

Современный человек, бытие которого осуществляется по описанной нами схеме, в своей характеристике очень близок модели развития единицы, которая появляется как развитие единицы старого типа, но через какое-то время тиражируется. Затем возникает масса единиц нового типа, которые вытесняют старые. В результате новая единица требует признания своего всеобщего характера. Само притязание на всеобщ-

ность констатирует отчуждение новой единицы от своего естества - быть уникальной. Новая единица начинает терять свои позиции, превращаясь во всеобщее.

В контексте данной статьи эта мысль выражается в том, что сущностное начало в человеке, которое всегда представляет собой единицу нового типа, как нечто уникальное и неповторимое, в рамках экзистенции стремится развиться, расшириться и, сливаясь в экзистенции с единицами других типов, образует массу, репрезентируя современность в ясном виде.

В концепте «масса» или «толпа» находит свое выражение представление о современности. Причем мы не согласимся с тем, что это справедливо только лишь для современной культуры, как сегодня принято думать. Массовость как следствие стремления к упорядоченности и разумности и как игнорирование свободного творческого начала в человеке имеет длительную историю и берет свое начало с момента первого полагания себя, противопоставления себя бытию. Другое дело, что на заре цивилизации, когда рациональность еще только начинала свой путь, она еще не могла предложить такое количество вариантов привязанностей, сформулированных сегодняшним потребительским обществом (деньги, вещи, мода). Такие привязанности, не имеющие ничего общего с сущностными элементами бытия человека, философия постмодерна назвала симулякрами.

То, что сегодня так красочно описывается понятием «симулякр», является результатом забвения сущностной составляющей человека и концентрации внимания лишь на его экзистенции, которая справедливо характеризуется постмодернизмом как «псевдореальность»: «современность находится под властью симулякра, это эра тотальной симуляции, мир симулякров, основанный на самом себе» [3]. В этом мире симуляции, который на сегодняшний момент представляет собой современность, сущностным элементам нет доступа.

Человек, следуя схеме развития единицы, представленной нами выше, стремясь развиться, теряет свое естество и стремится реализоваться в экзистенции, которая существует по законам подобия. Это неминуемо ведет к сущностной смерти человека, когда она уйдет из бытия человека навсегда, а сам человек превратится в кибернетический организм, в котором все устроено по принципу подобия.

Зависимость от симулякров, согласно Ж. Бодрийяру, не позволяет человеку осуществлять свободно свою деятельность, что соответствует картинам современной научной сферы и

сферы художественного творчества. Таким образом, человек в современности представляет собой только продукт культуры, будь то наука или любой другой институт - ничего больше: «его [человека] действия в мире и те смыслы, которые он вносит в этот мир, обусловлены системой социальных детерминаций» [4, с. 13]. В этой обусловленности экзистенцией нивелируется сущностный элемент, позволяющий говорить об уникальности человека.

Этим размышлениям вторят всё набирающие свои обороты толки об упадке культуры и общества, сопровождающимися кризисом системы воспитания и образования в том числе. Одним из результатов этого кризиса является снижение численности населения и утечка мозгов из страны. На наш взгляд, это происходит из-за того, что система образования настроена на выпуск типичных людей-единиц, образующих массу, толпу в которых исключается сущностное раскрытие индивидуального проекта.

В этой связи, обращаясь к проблеме реализации потенциала страны, мы настаиваем на внедрении образования особого типа, настроенного на творение уникальных людей-единиц, обращенных к своему сущностному проекту и стремящихся к свободной его реализации. На наш взгляд, проблема образования будущего должна быть ориентирована на создание многообразных типов людей. Уникальные люди будут способны создавать вокруг себя новый мир, который захватывает всё общество и становится миром будущего России. Эти навыки должны формироваться в контексте нового образовательного процесса. Мы же призываем к ускорению его формирования и внедрению в реальную жизнь людей. Новое образование не должно создавать единую идеологию для его участников - это противоречило бы его основному назначению, но должно создать ученику многообразие способов организации действий и мышления.

Еще в начале прошлого десятилетия, современными философами отмечалось, что «ситуация в современной России - следствие утраты человеком будущего связи с прошлым и истощения традиционного пласта культуры и хозяйствования. Человек будущего, не связанный с традицией, будет генерировать будущее, которое не «привьется» на традиционно почве, и если и «прорастет», то с катастрофическими последствиями для традиции. Уже школа должна прививать гармонизацию миров прошлого, настоящего и будущего» [5, с. 274]. На сегодняшний день это наблюдение становится всё актуальнее

и очевиднее. Выстраивая новую систему образования, предполагающую создание уникальных людей-единиц, необходимо опираться на традицию и семью как основной её, традиции, носитель.

Подведем итог. Ситуация на сегодняшний день такова, что государство пока дает такую возможность, осуществимую в рамках семейного образования. Однако мало кто из родителей, да и вообще взрослого населения страны, осведомлен о такой семейной системе образования. На сегодняшнем этапе предлагается создание проекта усиления позиций семейного образования. Проекту потребуется информационная поддержка со стороны заинтересованных лиц в ознакомлении родителей с существованием семейного образования, его методами и целями.

В контексте этого проекта предполагается также привлечение ведущих специалистов в области философии и национально-патриотического воспитания. Предполагается регулярное проведение лекций, тренингов, семинаров, обсуждений психолого-патриотического воспитания. Существенным моментом проекта является создание новой системы патриотического воспитания молодежи, как детей, так и родителей. С этой целью планируется организация праздников, сайтов, конкурсов, олимпиад, выставок.

Согласно п. 4. ст. 52 закона «Об образовании», ребенок, обучающийся по системе семейного образования, имеет право на любом этапе обучения перейти на общеобразовательную форму, т. е. вновь вернуться в школу. Для того чтобы перейти на форму семейного образования, родителям необходимо подать заявление на имя руководителя школы. На этом этапе у большинства родителей начинаются первые трудности в виде несогласия администрации.

Страшась ответственности перед проверяющими чиновниками из вышестоящих организаций, администрация школ стремится всячески избегать различных «родительских экспериментов», ссылаясь то на устав школы, то на запреты из органов управления образованием, то на законодательство. Поэтому, чтобы избежать возможных трудностей, необходимо заранее подыскать такую школу для оформления ребенка, в уставе которой прописана возможность обучения по форме семейного образования.

В случае упорного отказа общеобразовательного учреждения о переводе ребенка на семейную форму обучения, родители имеют право обратиться с письменным заявлением к региональному уполномоченному по правам ребенка или к уполномоченному по правам человека при

Президенте РФ. Отказ в переводе ребенка на семейную форму обучения является прямым нарушением Конституционного закона о праве на образование (ст. 43. п. 5).

Как правило, оформлением необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение. Но на сегодняшний момент не существует какого-либо узаконенного списка документов, которые требуются для перевода ребенка с одной формы обучения на другую. Каждая школа руководствуется собственными требованиями, поэтому приведенный ниже перечень документов весьма приблизительный:

- заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования;

- приказ о переводе на обучение в форме семейного образования;

- приказ, регламентирующий аттестацию учащегося;

- протокол заседания педагогического совета;

- приказ об итогах аттестации учащегося;

- расписание консультаций и аттестации учащегося;

- договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.

При составлении договора ключевым моментом является рассмотрение порядка, сроков и объема промежуточной аттестации ученика.

Отдельно стоит обговорить перечень учебников и прочих учебных материалов, поскольку на практике нередко встречаются случаи, когда школа требует аттестации по предмету в рамках своих учебников, отличных от тех, по которым велось обучение ребенка дома. В такой ситуации все права на стороне родителей, так как именно они несут ответствен-

ность за результаты и качество образования. Со своей стороны общеобразовательное учреждение обязано предоставлять ученику и его родителям не только учебники, но и программы учебных курсов, возможность пользоваться лабораториями и библиотекой, оказывать консультативную помощь.

Когда приходит время аттестации, родители имеют право выбора формы экзамена: письменный, устный, реферат, тестирование, собеседование. Кроме того, за родителями устанавливается право присутствия на экзамене. Из личного опыта: все дети, которые на сегодняшний день учатся по системе семейного образования, аттестацию проходят каждый год в разных московских школах, то есть ни у детей, ни у педагогов нет привыкания друг к другу, нет предвзятости и нет заранее заготовленных ожиданий - никто не знает, какой характер окажется у того или иного учителя или какой уровень знаний покажет тот или иной ученик.

Перевод в следующий класс производится на основании итогов аттестации. В случае неудовлетворительного усвоения ребенком учебных программ школа оставляет за собой право расторжения договора с родителями.

Всем выпускникам старших классов, успешно прошедшим финальную итоговую аттестацию, образовательное учреждение обязано выдать документ государственного образца о получении среднего образования.

Таким образом, будущее через наших детей в наших руках. Смирение и покорность перед постмодернистским безумием, культивирующим поверхностное отношение к себе, людям, знаниям и процессам, происходящим в обществе, инфантильность и нежелание что-либо изменить, так и будут направлять русскую культуру к гибели. Необходимо срочно принимать меры, необходима осознанность каждого человека, принятие на себя ответственности за будущее, которое создается сейчас.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 548 с.

2. Померанц Г. Выход из транса. - М.: Юрист, 1995. - 575 с.

3. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна. - URL: http: // www.russ.ru (дата обращения: 15.01.2016).

4. Сокулер З. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени // Мишель Фуко.

REFERENCES

1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. - M.: Pravda, 1989. - 548 s.

2. Pomerants G. Vyhod iz transa. - M.: Yurist, 1995. - 575 s.

3. Epshteyn M. Informatsionny vzryv i travma postmodema. - URL: http: // www.russ.ru (data obrascheniya: 15.01.2016).

4. Sokuler Z. Struktura sub'ektivnosti, risunki na peske i volny vremeni // Mishel' Fuko. Istoriya be-

История безумия в классическую эпоху. - СПб., zumiya v klassicheskuyu epohu. - SPb., 1997. -

1997. - С. 5-20. S. 5-20.

5. Николин В.В. Человек будущего в системе 5. Nikolin V.V. Chelovek buduschego v sisteme

образования: пособие к спецкурсу. - Омск: Изд-во obrazovaniya: posobie k spetskursu. - Omsk: Izd-vo

ОмГПУ, 2003. - 277 с. OmGPU, 2003. - 277 s.

Цветухина Екатерина Андреевна - кандидат философских наук, ассистент кафедры «Философия и социальные коммуникации», ОмГТУ. E-mail. kat.kalach@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15 февраля 2016 г.

УДК 1 (470) (91):811 ГРНТИ 16.01.09

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О М. М. БАХТИНЕ

Б. И. Осипов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Россия, 644077 г. Омск, пр. Мира, 55; rector@omsu.ru

Автор рассматривает роль в современной науке ряда филологических понятий, введённых М.М. Бахтиным, подчеркивает значимость и современность его научных трудов. Ключевые слова: полифония, высказывание, жанры речи.

A FEW WORDS ABOUT M.M. BAKHTIN

B.I. Osipov

Dostoevskiy Omsk State University

Russia, 644077, Omsk, pr. Mira, 55; rector@omsu.ru

The author regards the role of some philological concepts introduced by M.M. Bakhtin in modern science. Keywords: Polyphony, a statement, speech genres.

Когда заходит речь о пресловутом индексе цитирования, вошедшем сегодня в моду и даже ставшем чуть ли не главным критерием значимости учёного, я всегда привожу пример Н.Я. Марра и М.М. Бахтина. Кто из языковедов при жизни не цитировал Н.Я. Марра и кто его цитирует теперь1? И наоборот: кто большую часть жизни М.М. Бахтина цитировал этого профессора из захолустного Саранска и какой филолог не цитирует его теперь?

Да, есть такие учёные, чей авторитет при жизни был незаслуженно раздут, а есть такие, которые обогнали своё время и при жизни не © Осипов Б.И., 2016

были замечены или замечены только на закате своей деятельности. Бахтин принадлежит, несомненно, к этому второму типу - к типу учёных, опередивших время.

М.М. Бахтин начал свою научную деятельность в 20-е годы, но, скитаясь по разным городам (Кустанай, Саранск и др.), не имея постоянного места работы, печатаясь, где придётся, да ещё и под разными именами2, он долгое время не был не только оценён, но и просто замечен в научном мире. И даже когда в 1945 г. он, наконец, прочно обосновывается в Саранске (сначала в пединституте, затем в университете),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.