Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туйчиева О.

Малый бизнес относится к наиболее динамично развивающемуся сектору экономики, высокая конкурентоспособность в этой сфере и осуществление важных структурных изменений достигаются за счет гибкости производства, эффективности ценообразования и ориентации профиля производства на нужды потребителя. В статье анализируются экономические реформы малого и частного предпринимательства. Изучается современное состояние и приоритеты дальнейшего его развития. Автором предлагаются меры по стимулированию развития предпринимательского сектора в экономике Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SMALL AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP IN UZBEKISTAN

Small business belongs to the most dynamically developing sector of the economy, high competitiveness in this area and the implementation of important structural changes are achieved due to the flexibility of production, the efficiency of pricing and the orientation of the production profile to the needs of the consumer. The article analyzes the economic reforms of small and private entrepreneurship. The current state and priorities of its further development are being studied. The author suggests measures to stimulate the development of the business sector in the economy of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Туйчиева О. старший преподаватель кафедра «Экономика» Ферганский политехнический институт

Республика Узбекистан OR CID:0000-0002-7606-222X

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация. Малый бизнес относится к наиболее динамично развивающемуся сектору экономики, высокая конкурентоспособность в этой сфере и осуществление важных структурных изменений достигаются за счет гибкости производства, эффективности ценообразования и ориентации профиля производства на нужды потребителя. В статье анализируются экономические реформы малого и частного предпринимательства. Изучается современное состояние и приоритеты дальнейшего его развития. Автором предлагаются меры по стимулированию развития предпринимательского сектора в экономике Узбекистана.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, частный сектор, либерализация, экономические реформы, экономика Узбекистана.

Tuychieva O. senior lecturer department of economics Ferghana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan OR CID:0000-0002-7606-222X

ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SMALL AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP IN UZBEKISTAN

Abstract. Small business belongs to the most dynamically developing sector of the economy, high competitiveness in this area and the implementation of important structural changes are achieved due to the flexibility of production, the efficiency of pricing and the orientation of the production profile to the needs of the consumer. The article analyzes the economic reforms of small and private entrepreneurship. The current state and priorities of its further development are being studied. The author suggests measures to stimulate the development of the business sector in the economy of Uzbekistan.

Keywords: small business, entrepreneurship, private sector, liberalization, economic reforms, economy of Uzbekistan.

В условиях модернизации и диверсификации экономики Узбекистана развитие сферы малого бизнеса и частного предпринимательства становится приоритетной задачей. В связи с этим в Узбекистане с самого начала, наряду с приватизацией и разгосударствлением объектов, составляло основу формирования многоукладной рыночной экономики. При этом, разгосударствление и приватизация госсобственности явились одним из основных инструментов формирования фундамента для развития малого и частного предпринимательства.

Кроме того, предусматривалось широкое привлечение в сферу малого и частного бизнеса кредитных ресурсов коммерческих банков и средств Госкомимущества за счет поступающих средств от приватизации государственного имущества и прямых иностранных кредитов, инвестиций для стимулирования развития предпринимательской деятельности. На основе развития в стране данной категории субъектов предпринимательства, предусматривалось создать основу для формирования класса собственников и стать важнейшим источником создания новых рабочих мест и конкурентной среды, внедрения новых инноваций и технологий, повышения уровня благосостояния населения и обеспечения политической стабильности в стране. Приватизация и разгосударствление основных отраслей экономики, предприятий торговли, сферы услуг позволили сформировать многоукладную экономику, создать новый класс собственников-предпринимателей.

С учетом накопленного опыта и указанных мер была принята широкомасштабная государственная программа развития малого и частного предпринимательства Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.08.1995 г. за № 344 «О Государственной программе развития малого бизнеса и частного предпринимательства»53, в которой предусматривались меры по созданию широкой рыночной инфраструктуры, государственной поддержке, финансовому обеспечению мероприятий для стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Среди стран СНГ Узбекистан был одним из первых, кто принял указанную программу, которая стала катализатором в развитии многоукладной экономики и создании рыночной инфраструктуры.

Суть данной программы сводилась к тому, чтобы ускорить процессы создания новых частных структур на основе широкой поддержки государственными органами малого бизнеса и частного предпринимательства. Главные цели государственной программы — это приобщение к рыночной деятельности широких слоев населения, совершенствование и дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы развития малого бизнеса, его финансово-кредитная и производственно-технологическая поддержка.

53 https://lex.uz/docs/469849

В рамках данной программы предусматривалась разработка пакета нормативно-правовых актов для обеспечения благоприятных условий и гарантий защиты прав предпринимателей, продажа или безвозмездная передача государственной собственности в частную, создание инвестиционных институтов, фондовых, товарно-сырьевых бирж, лизинговых компаний, инфраструктуры рынка ценных бумаг, инновационных институтов рынка (бизнес-инкубаторов, лизинговых предприятий, производственно-технологических центров, фирм, бизнесцентров), центров подготовки предпринимателей по основам ведения современного бизнеса с учетом национальных особенностей и менталитета, а также переориентация системы образования на подготовку специалистов рыночных профессий и др.

Позже были приняты Указ Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 г. №УП-1987 «О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого бизнеса» и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.05.1998 г. № 232 «О совершенствовании механизма стимулирования развития

54

малого предпринимательства»54, которые предусматривали совершенствование и координацию поддержки предпринимательства, широкое привлечение в сферу малой и частной предпринимательской деятельности кредитных ресурсов и прямых иностранных инвестиций, а также были определены категории и численность работающих в разрезе отраслей экономики по субъектам малого предпринимательства.

В результате реализации вышеуказанных мер можно было констатировать факт становления рыночного пространства на всей территории республики, которое состояло из акционерных обществ, Республиканской фондовой биржи «Toshkent», Биржи недвижимости, Товарно-сырьевой биржи, сети брокерских контор по операциям с ценными бумагами и брокерских контор по операциям с недвижимостью, инвестиционных и приватизационных фондов и компаний, мелкооптовых структур, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов и предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства.

Впоследствии также были приняты законы, определяющие статус и права экономической свободы самих хозяйствующих субъектов в различных сферах экономики, механизмы взаимоотношений экономически свободных предприятий и граждан с государством через систему налогов, ограничение монополистической деятельности, введение залогового права и законодательное признание банкротства предприятий. Установлены законодательные нормы, обеспечивающие регулирование процесса создания и деятельности инфраструктуры рынка, защиту прав акционеров, регулирование биржевой, консалтинговой и аудиторской видов деятельности.

' https:/Лex.uz/pages/forpda.aspx?lact_id=702557

Также был создан акционерный коммерческий «МлкгокгеёйЬапк», который предоставлял широкий спектр финансовых услуг субъектам малого и частного бизнеса. При этом, основные усилия банка были направлены на поддержку частной предпринимательской инициативы в сельской местности, финансирование инновационных проектов, формирование первоначального капитала для создания новых предприятий и рабочих мест. В настоящее время «Mikrokreditbank» является одним из ведущих универсальных коммерческих банков республики — растут его активы и, соответственно, объемы кредитования.

В результате проведенных мер, в структуре населения образовалась значительная доля людей, обладающих реальной собственностью, которая составила основу их дальнейшего материального благополучия. Это так называемый класс собственников, имеющих в собственности, своё жильё, средства производства, производственные объекты недвижимости, земельные участки, автотранспортные средства, акции акционерных обществ и др.

Впоследствии были поставлены новые приоритеты, которые должны были поднять на новый уровень развития экономики и стимулировать дальнейшее развитие малого и частного предпринимательства, а именно:

• существенное облегчение налогового бремени для обеспечения динамичного роста покупательского спроса как важнейшего фактора активизации производства;

• масштабное расширение сектора частной собственности, укрепление гарантий и формирование благоприятной среды для бизнеса, развитие малого и частного предпринимательства и повышение его доли в национальной экономике;

• обеспечение занятости как важнейшее условие повышения доходов и уровня жизни населения и др.

В последние годы многое сделано для стимулирования развития предпринимательской деятельности. Принятые законодательные акты55, касающиеся малого предпринимательства, были направлены на значительное укрепление рыночных механизмов:

• отменены ограничения на выдачу наличных денег,

• открыт широкий доступ субъектов малого бизнеса к основным, в том числе высоколиквидным материальным ресурсам,

• укреплена правовая база,

• сформирована система налоговых преференций и льгот,

• упрощена система налогообложения,

55 Указ Президента Республики Узбекистан от 05.10.2016 г. №УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» Источник: https://lex.uz/docs/3039313; Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.11.2018 г. №ПП-4026 «О мерах по усилению правовой защиты кредиторов и совершенствованию механизмов финансирования предпринимательской деятельности». Источник: https://www.lex.uz/docs/4073828

• значительно сокращено вмешательство государственных и контролирующих структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий,

• существенно расширены экономические свободы и права предпринимателей.

При этом, важное значение имело принятие мер по резкому сокращению числа проверок хозяйствующих субъектов предпринимательства, внедрению судебного механизма применения санкций, сокращению статистической и финансовой отчетности и повышению ответственности за их незаконное истребование, снижению издержек бизнеса на такие регистрационные процедуры, как нотариальное удостоверение сделок, регистрация промышленных образцов, товарных знаков, селекционных сортов и сертификации продукции. Упрощены вопросы закрытия и ликвидации бизнеса, на что порой субъекты предпринимательства тратили месяцы и несли большие трансакционные издержки.

Целенаправленные усилия по либерализации экономики и созданию качественно новой деловой среды позволили за последние годы обеспечить стабильные темпы роста вклада их доли в ВВП, увеличить количество субъектов малого и частного бизнеса, создать новые рабочие места, повысить производительность труда и доходы населения.

Малый бизнес и частное предпринимательство стали одним из важных факторов развития экономики, повышения занятости и доходов населения. В целях поддержки субъектов данной сферы в последние годы были приняты более 70 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

Для создания благоприятных условий были созданы Агентство государственных услуг и его центры на местах. Внедрен институт Уполномоченного по защите прав и интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсмена).

Малый бизнес продолжает демонстрировать темпы роста, доля малого предпринимательства в ВВП за январь-декабрь 2020 года составила 53,9 %. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения составило 15,6 ед. В январе-декабре 2020 года вновь было создано 93,2 тыс. новых малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяйств), что на 0,4 % больше аналогичного периода 2019 года56.

В региональном разрезе наибольший объём производства промышленной продукции приходится на г. Ташкент (25841,5 млрд.сум), Ташкентскую (13457,9 млрд.сум), Ферганскую (9916,6 млрд, сум), Самаркандскую (8216,4 млрд.сум) и Андижанскую (7134,0 млрд.сум) области. В Сурхандарьинской области (2608,2 млрд.сум) объём производства промышленной продукции остается низким.

56 https://statuz/ru/default/ezhekvartal-nye-doklady/5860-2020#tab-4

Государственная поддержка субъектов малого бизнеса в части экспортной деятельности способствовала сохранению стабильного роста объемов экспорта.

Так, в январе-декабре 2020 года объем экспорта продукции (работ, услуг) малого предпринимательства составил 3100,6 млн.долл. США, или 20,5 % от общего его объема.

Благодаря принятым мерам за последние годы, в рейтинге Doing Business среди 190 стран мира Узбекистан поднялся со 138-го на 76-ое место.

При этом, принятые меры были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене.

Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым в Постановлении от 5 февраля 2019 года за №ПП-4160 "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете ВБ и Международной Финансовой корпорации (МФК) «Ведение бизнеса» поставлена цель — к 2022 году достижение Республикой Узбекистан 20-го места.

В рамках данного документа, с 1 марта 2019 года введен новый порядок, предусматривающий либерализацию условий ведения бизнеса, что в общей сложности составляет 15 шагов для существенного упрощения бизнес-процессов в стране, в особенности, связанных с взаимодействием с государственными структурами.

Во исполнение данного постановления разработана дорожная карта в целях дальнейшего улучшения рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете ВБ и МФК «Ведение бизнеса». При этом, в ней предусматриваются мероприятия по улучшению среды ведения бизнеса по таким индикаторам, как: регистрация предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, защита миноритарных акционеров, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов.

По результатам реализации дорожной карты наша страна планирует улучшить позицию в рейтинге Doing Business на 10 пунктов в 2020 году и занять 66-ое место, к 2021 году — 33-е место и к 2022 году — 20-ое.

Вместе с тем, в качестве основных проблем в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства считаются: отсутствие ликвидного обеспечения, либо недостаточность для банковского кредита на старте деятельности, что снижает возможности его получения; предложенные нововведения с 1 января 2019 года, в части налогообложения, нарушили принцип упрощенной системы налогообложения и повысили налоговую нагрузку, создав невыгодные условия для предприятий малого бизнеса по сравнению с предыдущим периодом деятельности; неэффективные механизмы продвижения продукции малого бизнеса на региональные и

мировые рынки, а также слабые возможности конкуренции на внешнем рынке в отдельных секторах экономики и проблемы выхода на внешние рынки; недостаточность таких структур, как информационные системы, маркетинг, менеджмент и логистических служб; страховые компании, аудиторские фирмы, торговые дома, консультационные пункты, бизнес -центры, бизнес-инкубаторы и технопарки, а также слабая подготовка профессионально-квалификационного уровня занятых в малом предпринимательстве.

Предлагаемые меры по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства:

• рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС до 12%, а в дальнейшем создать условия для снижения роли НДС при формировании бюджетных средств, путем усиления прямых, ресурсных и имущественных налогов, налогов на богатство и роскошь (по аналогии с налоговой системой, действующей в США и некоторых других странах). При этом возможен вариант перехода на налог с продаж;

• проводить дальнейшее совершенствование налогового администрирования с целью вовлечения неформального сектора в официальный сектор экономики, что позволит увеличить доходы бюджета и оптимизировать ставки косвенных налогов;

• продолжить развитие кооперационных связей между крупными предприятиями и малым бизнесом, а также проводить кооперационные ярмарки;

• дальше развивать систему формирования и финансирования на принципах государственно-частного партнерства для сферы малого бизнеса и частного предпринимательства.

Использованные источники:

1. Abdullaev A.M., Kurpayanidi K. I., Khudaykulov A. S. (2021). Institutional transformation of the business sector. Monograph. Fergana AL-FERGANUS.

2. Ashurov, M. S. (2019). «Doing Business 2019: training for reform» tadbirkorlik muhiti samaradorligini baholash vositasi sifatida. Iqtisod va moliya. Jekonomika i finansy (Uzbekistan), (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7doing-business-2019-training-for-reform-tadbirkorlik-mu-iti-samaradorligini-ba-olash-vositasi-sifatida

3. Ashurov, M. S. (2020). COVID-19 pandemic sharoitida tadbirkorlik va uni rivozhlantirish masalalari: nazaria va amaliyot. Monograph. GlobeEdit Academic Publishing. https://doi.org/10.5281/zenodo.4046090

4. Ashurov, M.S., and ets. (2020). Entrepreneurship and directions of its development in the context of the COVID-19 pandemic: theory and practice. GlobeEdit Academic Publishing. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.4046090

5. Bessiere, D., Charnley, F., Tiwari, A., & Moreno, M. A. (2019). A vision of re-distributed manufacturing for the UK's consumer goods industry. Production Planning & Control, 30(7), 555-567.

6. Davlyatova, G. M. (2020). Issues of effective use of employees of industrial enterprises. EPRA International Journal of Multidisciplinary Re-search (IJMR)-Peer Reviewed Journal, (6).

7. Gafurova, F. S., & Davlyatova, G. M. (2019). Identification and mobilization of reserves of the rational use of resources as a factor of increasing production efficiency. Problems of modern science and education, 12(145), 52.

8. Ivanovich, K. K. (2020). About some questions of classification of institutional conditions determining the structure of doing business in Uzbekistan. South Asian Journal of Marketing & Management Research, 10(5), 17-28. Doi: https://doi.org/10.5958/2249-877X.2020.00029.6

9. Khudoyberganova, Dilnoza (2020). ^ the problems of innovation into the educational process, Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2: Iss. 10, Article 74. Available at: https://uzjournals.edu.uz/namdu/vol2/iss10/74

10. Kurpayanidi, K. (2021). National innovation system as a key factor in the sustainable development of the economy of Uzbekistan. In E3S Web of Conferences (Vol. 258, p. 05026). EDP Sciences.

11. Kurpayanidi, K. (2021). Scientific and Theoretical Issues of Entrepreneurship Development. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 345-352. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414- 2948/67/38

12. Kurpayanidi, K. I. (2019). Theoretical basis of management of innovative activity of industrial corporation. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (69), 714. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2019.01.69.3

13. Kurpayanidi, K. I. (2021). Financial and economic mechanism and its role in the development of entrepreneurship. Theoretical & Applied Science, (1), 1-7. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.!

14. Kurpayanidi, K. I. (2021). Financial and economic mechanism and its role in the development of entrepreneurship. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (93), 1-7. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.1 .

15. Kurpayanidi, K. I. (2021). The evolution of scientific and theoretical ideas about entrepreneurship. Logistics and economics. Scientific electronic journal.3. 178-185 pp.

16. Kurpayanidi, K. I. (2021). The institutional environment of small business: opportunities and limitations. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (101), 1-9.

17. Kurpayanidi, K.I., (2021). Foreign experience of state support for the development of small business. Scientific Bulletin of Namangan State University, 9, 162-166.

18. Mamatova, Z. M., Nishonov, F.M. end ets. (2019). To the question of science approach to the construction of outsourcing business model of modern enterprise structure. Dostijeniya nauki I obrazovaniya. 7 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7to-the-question-of-science-approach-to-the-construction-of-outsourcing-business-model-of-modern-enterprise-structure

19. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., & ets. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. Doi: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641

20. Mukhsinova, S. O. (2021). The problem of optimal distribution of economic resources. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (93), 14-22. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.3

21. Tuychieva, O. N. (2020). On the problem of training competitive personnel for the digital economy. ISJ Theoretical & Applied Science, 05 (85), 701-707. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.05.85.127

22. Tuychieva, Odina. (2019). Questions of increasing economic efficiency of production, Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 1: Iss. 8, Article 20. Available at: https://uzjournals.edu.uz/namdu/vol1/iss8/20

23. Курпаяниди, К.И. (2020). Corporate industry analysis of the effectiveness of entrepreneurship subjects in the conditions of innovative activity. Экономика и бизнес: теория и практика - Journal of Economy and Business. 2-1. С.164-166. Doi: https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10111

24. Курпаяниди, К.И. (2021). Создание малых предприятий: саморазвитие или интеграционное развитие, какой путь выбирают страны мира. Проблемы современной экономики, 3.

25. Мамуров, Д. и др. (2019). Особенности поддержки инновационной деятельности: зарубежный опыт и практика для Узбекистана. Бюллетень науки и практики, 5 (11), 255-261. Doi: https://doi.org/10.33619/2414-2948/48/29

26. Толибов, И. Ш. (2019). К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана. Экономика и бизнес: теория и практика, (1).

27. Худойберганова, Д. Некоторые вопросы эффективной конкурентоспособности субъектов предпринимательства / Д. Худойберганова, С. Кодирова // Экономика и социум. - 2020. - № 7(74). -С. 475-481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.